город Ростов-на-Дону |
|
16 октября 2023 г. |
дело N А32-54860/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от АО "Краснодаргоргаз" посредством веб-конференции: Канарева И.С. по доверенности от 17.02.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2023 по делу N А32-54860/2022
по заявлению акционерного общества "Краснодаргоргаз"
(ИНН 2309029802, ОГРН 1022301172156)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Терещенко Ольги Валерьевны
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - АО "Краснодаргоргаз", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - УФАС по Краснодарскому краю, управление, антимонопольный орган) об оспаривании постановления от 19.10.2022 по делу N 023/04/9.21-4037/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Терещенко Ольга Валерьевна.
Решением суда первой инстанции от 10.08.2023 признано незаконным постановление от 19.10.2022 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4037/2022.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы УФАС по Краснодарскому краю ссылается на то, что АО "Краснодаргоргаз", учитывая дату регистрации заявки от 18.04.2022 N 140413, должно было в срок до 17.05.2022 направить заявителю подписанный со своей стороны проект договора. Фактическая дата заключения договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации между Терещенко О.В. и АО "Краснодаргоргаз" - 02.09.2022. На момент составления протокола по делу N 023/04/9.21-4037/2022 от 06.10.2022, а также вынесения постановления в адрес УФАС по Краснодарскому краю не поступало письменных правовых пояснений об аннулировании заявки от 18.04.2022 N 140413.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Определением суда от 09.10.2023 удовлетворено ходатайство АО "Краснодаргоргаз" о проведении веб-конференции.
От АО "Краснодаргоргаз" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "Краснодаргоргаз" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 18.04.2022 Терещенко О.В. подала в адрес АО "Краснодаргоргаз" заявку о заключении договора о подключении в рамках догазификации на объект, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Семеновская, 48. Заявка зарегистрирована под номером 140413.
Как указала Терещенко О.В. спустя срок, регламентированный Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила N 1547), ответ на заявку ею не получен, АО "Краснодаргоргаз" не направило в ее адрес договор о подключении с техническими условиями. Указанное послужило основанием для обращения Терещенко О.В. с жалобой на действия АО "Краснодаргоргаз" в УФАС по Краснодарскому краю.
Антимонопольный орган, исходя из установленного, пришел к выводу, что АО "Краснодаргоргаз" нарушило порядок рассмотрения заявки, предусмотренный п. 28 Правил N 1547.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом УФАС по Краснодарскому краю в отношении АО "Краснодаргоргаз" составлен протокол об административном правонарушении от 05.10.2022 по делу N 023/04/9.21-4037/2022 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 19.10.2022 по делу N 023/04/9.21-4037/2022 АО "Краснодаргоргаз" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 600 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Пунктом 9 Правил N 1547 предусмотрено, что договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, определенных настоящими Правилами.
Договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации.
Согласно пункту 28 Правил N 1547 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 11 и 16 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 3 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение на адрес электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя): в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении для случая, указанного в пункте 12 настоящих Правил, а также для случаев подключения в рамках раздела VII настоящих Правил (догазификация).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Согласно материалам дела АО "Краснодаргоргаз" привлечено к административной ответственности по ч. 2 с. 9.21 КоАП РФ за то, что оно, учитывая дату регистрации заявки Терещенко О.В. от 18.04.2022 N 140413, в срок до 17.05.2022 не направило заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении. Указанное квалифицировано антимонопольным органом в качестве нарушения п. 28 Правил N 1547.
Вопреки указанному, судом первой инстанции верно учтено, что Терещенко О.В. до истечения предусмотренного для сетевой организации срока рассмотрения заявки (до 17.05.2022) направило в АО "Краснодаргоргаз" заявление от 20.04.2022 об аннулировании заявки от 18.04.2022 N 140413 (т. 1 л.д. 14).
Указанное свидетельствует об отсутствии у АО "Краснодаргоргаз" обязанности в ответ на заявку от 18.04.2022 N 140413 в срок до 17.05.2022 направить проект договор Терещенко О.В., что исключает наличие нарушения п. 28 правил N 1547 в действиях общества.
Поскольку в рассматриваемом случае наличие события правонарушения административным органом не доказано, то основания для привлечения АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, отсутствуют.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Указанные элементы состава правонарушения устанавливаются на основании собранных административным органом доказательств. В соответствии со статьями 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие совокупности всех четырех элементов состава административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из них лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая недоказанность одного из элементов состава правонарушения, вынесенное управлением постановление от 19.10.2022 по делу N 023/04/9.21-4037/2022 о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности правомерно признано незаконным судом первой инстанции и отменено.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие у антимонопольного органа заявления об аннулировании не свидетельствует о законности оспариваемого постановления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2023 по делу N А32-54860/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54860/2022
Истец: АО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Терещенко О.В., УФАС ПО КК