город Омск |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А75-3313/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Бацман Н.В., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9457/2023) индивидуального предпринимателя Лукашенко Олега Владимировича на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2023 по делу N А75-3313/2023 (судья Заболотина А.Н.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Лукашенко Олега Владимировича (ОГРНИП 304860225200161, ИНН 860205825676) к Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249, адрес: 628400, город Сургут, улица Энгельса, дом 8) о признании недействительным и отмене распоряжения от 18.11.2022 N 2292, с ходатайством о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Сургута - Храмков Ю.В. (по доверенности от 12.01.2023 N 35 сроком действия до 31.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лукашенко Олег Владимирович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Лукашенко О.В.) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об оспаривании распоряжения Администрации города Сургута (далее - заинтересованное лицо, администрация) от 18.11.2022 N 2292 "О прекращении действия разрешения на размещение объекта".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2023 по делу N А75-3313/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что в материалы дела не представлено доказательств использования мангальной зоны, согласно акту выездного обследования от 15.11.2022 N 353 земельного участка, установлено лишь расположение мангальной зоны; поскольку законодательно такой термин как "мангальная зона" не определен, факт отнесения объекта к мангалу (жаровне, мангальной зоне и пр.) определяется исключительно его использованием в качестве разведения огня для приготовления блюд; на предоставленном земельном участке отсутствуют объекты, которые могли бы быть отнесены к "мангальной зоне"; в совокупности действий заинтересованного лица усматривается факт злоупотребления правом.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя администрации, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании заявления гражданина Лукашенко О.В. от 14.03.2018 в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300), постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 N 174-п "О порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Постановление N 174-п), распоряжением Администрации города Сургута от 28.03.2018 N 490 "О выдаче разрешения на размещение объекта" Лукашенко О.В. выдано разрешение на размещение объектов: элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики), проезд, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в территориальной зоне ОД.3, расположенного в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, г. Сургут, по ул. Щепеткина,48 площадью 301 кв.м. (пункт 1). Срок действия разрешения установлен на 12 лет (пункт 4).
Распоряжением от 25.05.2022 N 908 администрацией внесены изменения в распоряжение от 28.03.2018 N 490, пункт 2 изложен в новой редакции, которой установлено, что предпринимателю надлежит выполнить предусмотренные статьей 39.35 ЗК РФ требования, в случае если использование земель, указанных в пункте 1, привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель; поддерживать на землях, указанных в пункте 1, должный санитарный порядок и уровень благоустройства, не допускать загрязнения, захламления земель; соблюдать при использовании земель, указанных в пункте 1, требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, правил благоустройства территории города Сургута; соблюдать при использовании земель, указанных в пункте 1, ограничения, установленные в отношении зон с особыми условиями использования территории с реестровыми номерами: 86:10-6.366, 86:10-6.380; 86:10-6.353; 86:10-6.359; 86:00-6.172; 86:00-6.188.
15.11.2022 на основании задания начальника контрольного управления от 14.11.2022 N 283 проведено контрольное мероприятие - выездное обследование.
Актом выездного обследования от 15.11.2022 N 353 земельного участка, предоставленного на основании распоряжения администрации от 28.03.2018 N 490, установлено, что в границах земельного участка расположена мангальная зона для приготовления шашлыков клиентов столовой "По карману"; элементы благоустройства, разрешенные к размещению распоряжением администрации 28.03.2018 N 490, отсутствуют; дорожное покрытие находится в неудовлетворительном состоянии.
18.11.2022 распоряжением администрации N 2292 действие разрешения на размещение объекта прекращено.
Основанием для прекращения действия разрешения явился пункт 12.4 Постановления N 174-п, из которого следует, что лицом, получившим разрешение, размещены объекты, отличные от указанных в таком разрешении.
Не согласившись с распоряжением администрации от 18.11.2022 N 2292, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 20.07.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Постановлением N 174-п установлены порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Как следует из пункта 1 Постановления N 174-п, настоящий Порядок устанавливает условия размещения объектов, виды которых установлены Постановлением N 1300 на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Согласно пункту 2 Постановления N 174-п, размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется на основании соответствующего разрешения, выдаваемого исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из пункта 12.4 Постановления N 174-п, действие разрешения прекращается в случае, если лицом, получившим разрешение, размещены объекты, отличные от указанных в таком разрешении.
В настоящем случае, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением администрации от 28.03.2018 N 490 "О выдаче разрешения на размещение объекта" предпринимателю выдано разрешение на размещение объектов: элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики), проезд, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в территориальной зоне ОД.3, расположенного в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, г. Сургут, по ул. Щепеткина,48 площадью 301 кв.м. (пункт 1).
На основании задания от 14.11.2022 N 283, выданного начальником контрольного управления администрации, должностным лицом администрации осуществлено мероприятие по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами, а именно: выездное обследование в рамках осуществления муниципального контроля, по результатам которого установлено, что в границах земельного участка расположена мангальная зона для приготовления шашлыков клиентов столовой "По карману"; элементы благоустройства, разрешенные к размещению распоряжением Администрации города Сургута от 28.03.2018 N 490 отсутствуют; дорожное покрытие находится в неудовлетворительном состоянии.
Указанное подтверждается представленным в материалы дела актом выездного обследования от 15.11.2022 N 353 земельного участка, фототаблицей от 15.11.2022.
Как верно указано судом первой инстанции, в соответствии с частью 6 статьи 27 приложения к решению Думы города Сургута от 26.12.2017 N 206-VI "О Правилах благоустройства территории города Сургута" не допускается разведение костров, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня на территориях общественного назначения, за исключением размещения мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи на период проведения городских мероприятий.
Частью 10 статьи 16 приложения к решению Думы города Сургута от 26.12.2017 N 206-VI "О Правилах благоустройства территории города Сургута" установлено, что не допускается разведение костров, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня в местах размещения некапитальных строений и сооружений, а также на прилегающей к ним территории, за исключением размещения мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи на период проведения городских мероприятий.
Из системного толкования вышеназванных норм в их взаимной связи следует, что размещенная заявителем "мангальная зона" не является элементом благоустройства, размещение которого допустимо в соответствии с распоряжением Администрации города Сургута от 28.03.2018 N 490, более того, размещение таких объектов на данной территории с учетом правил благоустройства, действующих на территории города Сургута, недопустимо.
Поскольку, как следует из материалов дела, в перечне объектов, разрешенных к размещению на основании распоряжения Администрации города Сургута от 28.03.2018 N 490, "мангальные зоны" отсутствуют, а пунктом 12.4 приложения к Постановлению N 174-п установлено, что действие разрешения прекращается в случае, если лицом, получившим разрешение, размещены объекты, отличные от указанных в таком разрешении, в настоящем случае, администрацией принято правомерное решение о прекращении действия разрешения на размещение объекта.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обстоятельства размещения заявителем мангальной зоны на предоставленном земельном участке в отсутствие к тому правовых оснований находят подтверждение материалами дела, ввиду чего требования о признании незаконным распоряжения администрации удовлетворению не подлежали. Иное не доказано заявителем.
Злоупотребление правом в действиях администрации судом апелляционной инстанции не усматривается.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку из материалов дела не следует, что оспариваемое распоряжение администрации от 18.11.2022 N 2292 "О прекращении действия разрешения на размещение объекта" противоречит нормам действующего законодательства.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лукашенко Олега Владимировича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2023 по делу N А75-3313/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.В. Бацман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3313/2023
Истец: Лукашенко Олег Владимирович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА