город Москва |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А40-117427/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стешана Б.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2023
по делу N А40-117427/23,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "СТАРТ" (ОГРН: 1134322000174, ИНН: 4322011340)
к ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании пени размере 427 972,04 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТАРТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ОАО "РЖД" о взыскании пени в размере 427 972,04 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 353 944,72 руб. пени, а также 11 849 руб. расходов по оплате госпошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился ответчик, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить, применить мораторий к спорным требованиям на сумму 129 811, 22 руб. за период август, сентябрь 2022 года и отказать в иске ООО "Союз" в этой части в полном объеме, оставшуюся сумму заявленной неустойки в размере 312 619,68 руб. уменьшить не менее чем на 70% в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Просит решение суда оставить без изменений.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" 20.08.2022 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 98403140, 98403108, 98403421, 98404056, 98404197. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭЧ046655, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 20.08.2022 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 26.08.2022 г. Фактически порожние грузовые платформы N98403140. 98403108, 98403421, 98404056, 98404197 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних вагонов на 7 (семь) суток (с 26.08.2022 г. по 02.09.2022 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 27.08.2022 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 98403546, 98404106, 98404213, 98404221, 98403090. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭЧ427053, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 27.08.2022 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 02.09.2022 г. Фактически порожние грузовые платформы N98403546, 98404106, 98404213, 98404221, 98403090 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних грузовых платформ на 8 (восемь) суток (с 02.09.2022 г. по 10.09.2022 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 13.09.2022 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" 5 (пять) порожних вагона N 98403181, 98403041, 98403710, 98403611, 98403058. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭШ256402, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием платформы к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 30.09.2022 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", а срок доставки грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 19.09.2022 г. В результате перевозчик нарушил срок доставки груза в вагонах N98403181, 98403041, 98403710, 98403611, 98403058 на 4 (четверо) суток (с 19.09.2022 г. по 23.09.2022 г.).
На железнодорожной станции Волжск Горьковской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 16.09.2022 г. ООО "НЛК-групп" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 54523501, 54524681. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭШ409169, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Волжск Горьковской железной дороги был оформлен 27.08.2022 г., что подтверждается штемпелем Волжск Горьковской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 21.09.2022 г. Фактически порожние грузовые платформы N54523501, 54524681 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних грузовых платформ на 7 (семь) суток (с 21.09.2022 г. по 28.09.2022 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 17.09.2022 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 42408096, 97056790, 97005797, 42407254, 42382102. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭШ419003, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017, прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 17.09.2022, что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 22.09.2022. Фактически порожние грузовые платформы N42408096, 97056790, 97005797 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних грузовых платформ на 5 (пять) суток (с 22.09.2022 г. по 27.09.2022 г.), а платформы N42407254, 42382192 на 9 (девять) суток (с 22.09.2022 по 01.10.2022)
На железнодорожной станции Волжск Горьковской железной дороги-филиала ОАО "РЖД" 30.09.2022 г. ООО "НЛК-групп" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 42373829, 54408497. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭЫ037121, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Волжск Горьковской железной дороги был оформлен 30.09.2022 г., что подтверждается штемпелем Волжск Горьковской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 05.10.2022 г. Фактически порожние грузовые платформы N42373829, 54408497 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних грузовых платформ на 4 (четверо) суток (с 05.10.2022 г. по 09.10.2022 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 30.09.2022 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" 5 (пять) порожних вагона N 98403439, 98403504, 98403801, 98403702, 98403116. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭЫ102484, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием платформы к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 30.09.2022 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", а срок доставки грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 06.10.2022 г. В результате перевозчик нарушил срок доставки груза в вагонах N98403439, 98403504, 98403801, 98403702, 98403116 на 4 (четверо) суток (с 06.10.2022 г. по 10.10.2022 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 04.12.2022 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 98352198, 98403124, 97007496. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ217840, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 04.12.2022 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 10.12.2022 г. Фактически порожние грузовые платформы N98352198, 98403124, 97007496 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних вагонов на 4 (четверо) суток (с 10.12.2022 г. по 14.12.2022 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 06.12.2022 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 96320890, 96321393, 96321591. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ364120, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 06.12.2022 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 12.12.2022 г. Фактически порожние грузовые платформы N96320890, 96321393, 96321591 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних грузовых платформ на 2 (двое) суток (с 12.12.2022 г. по 14.12.2022 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 31.12.2022 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 98403397, 96349790, 96321096, 98403629, 98402126, 98402118. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭА656035, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 31.12.2022 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 06.01.2023 г. Фактически порожние грузовые платформы N98403397. 96349790, 96321096, 98403629, 98402126, 98402118 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних грузовых платформ на 5 (пять) суток (с 06.01.2023 г. по 11.01.2023 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 21.12.2022 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 98400195, 96349592, 97056998, 98400542. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭА086651, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 31.12.2022 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 27.12.2022 г. Фактически порожние грузовые платформы N98400195, 96349592, 97056998, 98400542 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних грузовых платформ на 7 (семь) суток (с 27.12.2022 г. по 03.01.2023 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 04.01.2023 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 97055693, 98400401, 97057095, 98402399, 98400534. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭА834193, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017, прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 04.01.2023 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 10.01.2023 г. Фактически порожние грузовые платформы N97055693, 98400401, 97057095, 98402399, 98400534 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних вагонов на 5 (пять) суток (с 10.01.2023 г. по 15.01.2023 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 17.01.2023 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 97054993, 98402332, 98403546, 96321690, 98404023. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭБ278904, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017, прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 17.01.2023 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 23.01.2023 г. Фактически порожние грузовые платформы N97054993, 98402332, 98403546, 96321690, 98404023 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних грузовых платформ на 4 (четверо) суток (с 23.01.2023 г. по 27.01.2023 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 27.01.2023 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 98404304, 97056196, 98403561, 98403611, 98404098. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭБ926808, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 27.01.2023 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 02.02.2023 г. Фактически порожние грузовые платформы N98404304, 97056196, 98403561, 98404098 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних грузовых платформ на 4 (четверо) суток (с 02.02.2023 г. по 06.02.2023 г.), а платформа N98403611 по досылочной дорожной ведомости ЭВ724432 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних грузовых платформ на 11 (одиннадцать) суток (с 02.02.2023 г. по 13.02.2023 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 31.01.2023 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 96321492, 98403660, 98402860, 98404288. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭВ190183, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 31.01.2023 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 06.02.2023 г. Фактически порожние грузовые платформы N96321492, 98403660, 98402860, 98404288 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних вагонов на 4 (четверо) суток (с 06.02.2023 г. по 10.02.2023 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 04.02.2023 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 98401961, 98400294, 98402662, 97004899, 98400336. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭВ361353, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 04.02.2023 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 10.02.2023 г. Фактически порожние грузовые платформы N 98401961, 98400294, 98402662, 97004899, 98400336 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних грузовых платформ на 4 (четверо) суток (с 10.02.2023 г. по 14.02.2023 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 07.02.2023 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 98403579, 98404130, 98403256, 98403827, 98403819, 98404155, 97004998. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭВ554784, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 07.02.2023 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 13.02.2023 г. Фактически порожние грузовые платформы N98403579, 98404130, 98403256, 98403827, 98403819, 98404155, 97004998 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних грузовых платформ на 3 (трое) суток (с 13.02.2023 г. по 16.02.2023 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 15.02.2023 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 96321799, 98403132, 98403157, 98404197, 98404320, 98403769. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭВ959444, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017, прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 15.02.2023 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 21.02.2023 г. Фактически порожние грузовые платформы N96321799, 98403132, 98404197, 98404320, 98403769 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних грузовых платформ на 4 (четверо) суток (с 21.02.2023 г. по 24.02.2023 г.). Платформа N98403157 по досылочной дорожной ведомости ЭГ128053 прибыла на станцию, нарушив срок доставки порожних грузовых платформ на 2 (двое) суток (с 21.02.2023 г. по 23.02.2023 г.)
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 24.02.2023 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 98403140, 98402951, 98403223, 98403231. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭГ436144, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 24.02.2023 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 02.03.2023 г. Фактически порожние грузовые платформы N98403140, 98402951, 98403223, 98403231 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних вагонов на 2 (двое) суток (с 02.03.2023 г. по 04.03.2023 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 27.02.2023 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 98402993, 98403785, 98403017, 98404338, 98403694, 98403884, 98403546. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭГ609331, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 27.02.2023 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 05.03.2023 г. Фактически порожние грузовые платформы N98402993, 98403785, 98403017, 98404338, 98403694, 98403884, 98403546 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних вагонов на 4 (четверо) суток (с 05.03.2023 г. по 09.03.2023 г.).
На железнодорожной станции Шакша Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" 03.03.2023 г. ООО "Кроношпан Башкортостан" сдало к перевозке на станцию Стальная Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" порожние вагоны N 98403512, 98403058, 98404296, 98404148, 96731203, 96726120. Согласно штемпелю в оригинале транспортной железнодорожной накладной N ЭГ90318, установленному обществом в АС ЭТРАН на основании Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 27.02.2017 г. N 358р и заявления общества о присоединении N371 от 13.03.2017 г., прием порожних грузовых платформ к перевозке на станции Шакша Куйбышевской железной дороги был оформлен 03.03.2023 г., что подтверждается штемпелем Шакша Куйбышевской железной дороги, а срок доставки порожних грузовых платформ, исчисленный перевозчиком, истекал 09.03.2023 г.
Фактически порожние грузовые платформы N 98403512, 98403058, 98404296, 98404148, 96731203, 96726120 прибыли на станцию, нарушив срок доставки порожних вагонов на 3 (трое) суток (с 09.03.2023 г. по 12.03.2023 г.).
В соответствии со ст. 785 ГК РФ, по договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза, вагоны прибыли на станции назначения с нарушением нормативного срока доставки груза, что подтверждается железнодорожными накладными.
Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 97 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50% платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В связи с нарушением ответчиком срока доставки груза, истцом начислены пени в размере 427 972,04 руб.
Направленная в адрес ответчика претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что требования истца являются законными и обоснованными, однако расчеты произведены неверно.
Суд признал обоснованными доводы ответчика об увеличении сроков доставки на основании п.п. 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом N 245, а также усмотрел основания для применения положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате чего, взыскал с ответчика в пользу истца пени в размере 353 944,72 руб.
Также суд отклонил ссылки ответчика на необходимость применения положений Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Ссылка заявителя жалобы о наличии оснований для применения моратория признается необоснованной.
Согласно статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их совокупности следует, что в отношении перечня лиц, на которых распространяется действие указанного моратория, с момента введения моратория, то есть с 01.04.2022 на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
На начисление законной неустойки на обязательства, образовавшиеся после 01.04.2022, положения указанного моратория не распространяются, поскольку требования по оплате спорной задолженности возникли после введения моратория, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 04.08.2022 N 03-02-07/76062, согласно которому на обязательства, возникшие до 01.04.2022, распространяются последствия моратория в виде отсутствия начислений неустойки (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. Обязательства, образовавшиеся после 01.04.2022, являются текущими платежами и указанные последствия моратория на них не распространяются, а значит, пени за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 по неуплаченным текущим обязательствам начисляются.
Из материалов дела следует, что обязательство по спорным перевозкам возникло у ответчика в августе-сентябре 2022 года, в связи с чем, оснований для освобождения ответчика от оплаты штрафных санкций не имеется, поскольку обязательства по оплате штрафных санкций возникли после введения моратория, то есть - являются текущими платежами по смыслу вышеприведенных положений Закона и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации. Аналогичный подход сформирован и в судебной практике.
В апелляционной жалобе ответчик оспаривает правомерность удовлетворения требований о взыскании неустойки в определенном судом размере, ссылаясь на то, что размер неустойки несоразмерен последствиям нарушенного обязательства.
Апелляционный суд не соглашается с доводами ответчика и отмечает следующее.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Пунктом 2 указанной статьи определено, что уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Как разъяснено в пунктах 73, 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для применения судом статьи 333 Кодекса не имеется, поскольку ответчик доказательств чрезмерности взысканной судом неустойки не представил. Игнорируя обязанность исполнять принятые на себя обязательства, ответчик должен был осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий.
Доводы ответчика о том, что экономические санкции, введенные в отношении Российской Федерации, в значительной степени затрагивают деятельность ОАО "Российские железные дороги" и влекут существенные экономические потери, в том числе в связи с в обеспечением со стороны перевозчика приоритетного пропуска воинских грузов и обеспечения пассажирских перевозок, не свидетельствуют о наличии каких-либо исключительных и безусловных обстоятельств для снижения размера неустойки, поскольку не указывают на несоразмерность штрафных санкций последствиям нарушенного обязательства.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, при этом лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик, как юридическое лицо, осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, такая деятельность сопровождается определенными рисками. Нарушая нормы действующего законодательства, ответчик не мог не предвидеть в момент предъявления вагонов к перевозке и определения срока для их доставки те отрицательные последствия, которые могут произойти в случае нарушения указанных сроков.
Положения статьи 97 УЖТ в редакции Федерального закона от 02.08.2019 N 266-ФЗ привели к значительному улучшению положения перевозчика, снижению объема его ответственности, исключив возможность взыскания неустойки в сумме, большей, чем 50% провозной платы. По существу, обновленная редакция статья 97 УЖТ предопределила положение, при котором железнодорожный перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) не может быть лишен платы за перевозку в любом случае нарушения сроков доставки, даже существенном.
Таким образом, на законодательном уровне устранен риск дисбаланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности (в том числе максимальной) и оценкой ущерба, который в судебном порядке нивелируется посредством применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вопреки мнению заявителя апелляционной жалобы, в данном случае определенный судом размер неустойки с учётом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации является соразмерным нарушенному обязательству, не нарушает реального баланса интересов сторон при осуществлении предпринимательской деятельности, является справедливой, достаточной и соразмерной мерой ответственности, которая не будет являться средством обогащения истца за счет ответчика.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Государственная пошлина относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2023 по делу N А40-117427/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117427/2023
Истец: ООО "СТАРТ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"