г. Москва |
|
13 марта 2024 г. |
Дело N А40-183885/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГСК N 4 "ЧЕРЕМУШКИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2023 по делу N А40-183885/23 (149-1517)
по заявлению ГСК N 4 "ЧЕРЕМУШКИ"
к 1) Правительству Москвы, 2) Департаменту городского имущества г. Москвы;
3) Комитету по архитектурному градостроительству г. Москвы;
третье лицо: Сидяков Алексей Николаевич
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: |
Косаруков З.С. по доверенности от 10.08.2023; |
от заинтересованных лиц: |
1. Геворков И.С. по доверенности от 19.07.2023; 2. Геворков И.С. по доверенности от 11.12.2023; 3. Котов С.А. по доверенности от 15.12.2023; |
от третьего лица: |
Сидяков А.Н. по паспорту; |
УСТАНОВИЛ:
ГСК N 4 "ЧЕРЕМУШКИ" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Москвы от 28.03.2023 N499-ПП "О комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы, расположенной по адресу: г. Москва, квартал 25А района Черемушки" в части включения в приложение N1 и приложение N2 (п. 11) земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004006:1 по адресу: г Москва, ул. Зюзинская, вл 5; об обязании исключить земельный участок с кадастровым номером 77:06:0004006:1 по адресу: г Москва, улю Зюзинская, вл 5, из границ территории, в отношении которой Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2023 N499-ПП утверждено комплексное развитие территории.
Решением суда от 28.11.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, в соответствии с ч. 4 ст. 65 Градостроительного кодекса РФ у Правительства Москвы отсутствовали основания для включения земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004006:1 по адресу: г Москва, ул. Зюзинская, вл. 5, в комплексное развитие территории нежилой застройки города Москвы, расположенной по адресу: г. Москва, квартал 25А района Черемушки.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованных лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГСК N 4 "ЧЕРЕМУШКИ" на праве аренды (Договор аренды от 02.04.1996 N М-06-004911) владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером 77:06:0004006:1 по адресу: г Москва, ул. Зюзинская, вл 5.
Согласно письму Департамента городского имущества города Москвы от 12.09.2017 N ДГИ-1-68644/17-1 на основании статьи 621 ГК РФ Договор аренды от 02.04.1996 N М-06-004911 возобновлен на тех же условиях и на неопределенный срок.
По указанному договору аренды земельный участок с кадастровым номером 77:06:0004006:1 предоставлен в аренду ГСК N 4 "ЧЕРЕМУШКИ" для эксплуатации здания гаража с кадастровым номером 77:06:0004006:1020.
В процессе использования земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004006:1 силами ГСК N 4 "ЧЕРЕМУШКИ" были осуществлены кадастровые работы по уточнению границ такого земельного участка.
Также ГСК N 4 "ЧЕРЕМУШКИ" были обеспечены мероприятия по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г. Москвы с целью приведения вида разрешенного использования такого земельного участка в соответствие с действующим законодательством.
Так, 10.08.2020 по результатам рассмотрения предложения ГСК N 4 "ЧЕРЕМУШКИ" от 09.08.2019 N0001-9000003-063001-0016879/19 в целях приведения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004006:1 в соответствие с его фактическим использованием Правительством Москвы издано Постановление N1236-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г N120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки г. Москвы" в отношении территории по адресу: Москва, ул. Зюзинская, вл. 5 (кад. N77:06:0004006:1)" - по границам такого земельного участка выделена новая территориальная зона N77-07-10-000269 (старый номер территориальной зоны 77-07-10-000195) с видом разрешенного использования 4.9 "служебные гаражи".
После чего указанный вид разрешенного использования 4.9 "служебные гаражи" был внесен в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 77:06:0004006:1.
Письмом от 16.11.2020 N МКА-20-17949/0-1 Москомархитектурой подтверждено, что указанные изменения были произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, и установленный вид разрешенного использования полностью соответствует фактическому использованию земельного участка, на котором расположено здание гаража с кадастровым номером 77:06:0004006:1020, в связи с чем, повторное изменение Правил землепользования и застройки не требуется.
Таким образом, в настоящее время вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004006:1 - 4.9. Служебные гаражи (Размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо), полностью соответствует действующим Правилам землепользования и застройки г. Москвы.
Несмотря на это, в проекте комплексного развития территории "Квартал 25А района Черемушки" (ЮЗАО), размещенном на портале mos.ru, земельный участок с кадастровым номером 77:06:0004006:1 отнесен к земельным участкам, виды разрешенного использования которых не соответствуют установленным Правилам землепользования и застройки г. Москвы.
04.05.2023 в адрес Правительства Москвы было направлено соответствующее обращение с просьбой исключить земельный участок с кадастровым номером 77:06:0004006:1 из перечня земельных участков, виды разрешенного использования которых не соответствуют установленным Правилам землепользования и застройки г. Москвы.
31.05.2023 получен ответ Москомархитектуры N МКА-20-5119/23-1, согласно которому по мнению Москомархитектуры и Департамента городского имущества города Москвы отсутствуют правовые основания для внесения изменений в решение о КРТ "Квартала 25А Черемушки", утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2023 N 499-ПП.
С учетом полученного ответа Заявителем было установлено, что 28.03.2023 Правительством Москвы издано Постановление N 499-ПП "О комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы, расположенной по адресу: г. Москва, квартал 25А района Черемушки", согласно которому комплексному развитию подлежит территория нежилой застройки города Москвы общей площадью 5,34 га, расположенная по адресу: г. Москва, квартал 25А района Черемушки (далее - КРТ "Квартал 25А Черемушки"), в границах территории согласно приложению 1 к постановлению.
Согласно приложению N 1 и приложению N 2 (п. 11) к указанному постановлению земельный участок с кадастровым номером 77:06:0004006:1 по адресу: г Москва, ул. Зюзинская, вл. 5, включен в перечень земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в границах комплексного развития территории нежилой застройки города Москвы, расположенной по адресу: г. Москва, квартал 25А района Черемушки, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции.
Не согласившись с указанным постановлением в оспариваемой части, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация мероприятий по комплексному развитию территорий нежилой застройки города Москвы осуществляется в соответствии с положениями главы 10 ГУ РФ и Порядком взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении комплексного развития территорий нежилой застройки города Москвы и комплексного развития территорий города Москвы по инициативе правообладателей, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 23.03.2021 N 331-ПП (далее - Порядок).
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 66 ГрК РФ решение о комплексном развитии территории может быть принято по инициативе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположена территория, подлежащая комплексному развитию.
В силу ч. 7 ст. 66 ГрК РФ основными этапами процедуры принятия и реализации решения о комплексном развитии территории (КРТ) нежилой застройки являются:
- подготовка проекта решения о комплексном развитии территории нежилой застройки и его согласование в случаях, установленных настоящим Кодексом;
- опубликование проекта решения о комплексном развитии территории нежилой застройки в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации;
- принятие решения о комплексном развитии территории нежилой застройки и его опубликование в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации.
В силу пунктов 2.12, 2.13 Порядка проект решения о КРТ нежилой застройки, согласованный с заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы, является основанием для рассмотрения вопроса о проекте решения о КРТ нежилой застройки на соответствующем совещании с участием Мэра Москвы, и в случае его одобрения, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы обеспечивает его размещение на официальном сайте Правительства Москвы в сети "Интернет", направление предложения о заключении договора о КРТ всем правообладателям объектов недвижимого имущества, расположенных в границах такой территории.
Проект решения о комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы, расположенной по адресу: г. Москва, квартал 25А района Черемушки подготовлен на основании решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 11.05.2022 (протокол N 17, п. 35) и опубликован 28.06.2022 в свободном доступе в сети Интернет на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы по адресу: https://www.mos.ru/dgi/documents/archive-i-proekty-reshenii-o-kompleksnom-razvitii-territorii-nezhiloi-zastroiki/proekty-reshenii-o-kompleksnom-razvitii-territorii-nezhiloi-zastroiki/ view/ 271435220/.
Кроме того, Департаментом в адрес всех правообладателей объектов недвижимости, расположенных в границах КРТ N "Квартал 25А Черемушки", направлено предложение о заключении договора о КРТ (письма от 01.07.2022 NДГИ-И-48388/22, от 29.09.2022 NДГИ-И-70030/22).
В связи с тем, что в установленный частью 7 статьи 66 ГрК РФ срок от правообладателей не поступили согласие на заключение договора о КРТ "Квартал 25А Черемушки" и соглашение, подготовленное в соответствии с условиями, предусмотренными частями 6 и 7 статьи 70 ГрК РФ, и заключенное между всеми правообладателями, принято постановление Правительства Москвы от 28.03.2023 N 499-ПП "О комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы, расположенной по адресу: г. Москва, квартал 25А района Черемушки" (Постановление N 499-ПП), которым определено, что реализация КРТ "Квартал 25А Черемушки" осуществляется юридическими лицами, определенными городом Москвой.
Приложением N 1 к Постановлению утверждены графическое описание местоположения границ КРТ, а также основные виды разрешенного использования, которые могут быть выбраны при реализации решения о КРТ.
Приложением N 2 к Постановлению утверждён Перечень земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в границах КРТ нежилой застройки, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции.
В указанный Перечень вошел земельный участок с кадастровым номером 77:06:0004006:1, находящийся в аренде у Заявителя.
Постановление N 499-ПП опубликовано 29.03.2023 в свободном доступе в сети Интернет на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы по адресу: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/50927220/.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 65 ГрК РФ КРТ нежилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены земельные участки, виды разрешенного использования которых и (или) виды разрешенного использования и характеристики расположенных на них объектов капитального строительства не соответствуют видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки (далее - ПЗЗ).
В силу части 5 статьи 65 ГрК РФ в границы территории, в отношении которой принимается решение о КРТ нежилой застройки, могут быть включены земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, не указанные в части 4 статьи 65 ГрК РФ, при условии, что такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества расположены в границах одного элемента планировочной структуры с земельными участками, предусмотренными частью 4 статьи 65 ГрК РФ.
Всего в состав КРТ "Квартал 25А Черемушки" общей площадью 5,34 га вошли 15 земельных участков, границы 13 из которых сформированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в отношении 1 земельного участка границы не сформированы.
При этом, вопреки доводам Заявителя, земельный участок, включенный в границы КРТ "Квартал 25А Черемушки" с кадастровым номером 77:06:0004006:1, соответствуют критериям, установленным статьей 65 ГрК РФ.
Так, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕРГН) по земельным участка, вошедшим в зону КРТ "Квартал 25А Черемушки":
1) в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004006:12 площадью 0,77 га установлен вид разрешенного использования для целей эксплуатации автостоянки на 202 м/мест, из них: 186 м/мест - боксового типа, 16 м/мест - открытая автостоянка.
Между тем в отношении территориальной зоны, установленной в ПЗЗ города Москвы, в границах которой расположен данный земельный участок, установлен следующий перечень видов разрешенного использования: 3.9.3, 6.2, 6.2.1, 6.3, 6.3.1, 6.4, 6.5,6.6,6.7,6.8,6.11;
2) в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004006:7 площадью 0,87 га установлен вид разрешенного использования - для целей эксплуатации автостоянки на 240 м/мест, из них 236 м/мест - боксового типа, 4 м/места - открытого типа.
Между тем в отношении территориальной зоны, установленной в ПЗЗ города Москвы, в границах которой расположен данный земельный участок, установлен следующий перечень видов разрешенного использования: 3.9.3, 6.2, 6.2.1, 6.3, 6.3.1, 6.4, 6.5,6.6,6.7,6.8,6.11.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412, по указанным кодам дана следующая расшифровка:
-3.9.3 Проведение научных испытаний. Размещение зданий и сооружений для проведения изысканий, испытаний опытных промышленных образцов' для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки, научные и селекционные работы, ведение сельского и лесного хозяйства для получения ценных с научной точки зрения образцов растительного и животного мира;
-6.2 Тяжелая промышленность. Размещение объектов капитального строительства горно-обогатительной и горно-перерабатывающей, металлургической, машиностроительной промышленности, а также изготовления и ремонта продукции судостроения, авиастроения, вагоностроения, машиностроения, станкостроения, а также другие подобные промышленные предприятия, для эксплуатации которых предусматривается установление охранных или санитарно-защитных зон, за исключением случаев, когда объект промышленности отнесен к иному виду разрешенного использования;
-6.2.1. Автомобилестроительная промышленность. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства транспортных средств и оборудования, производства автомобилей, производства автомобильных кузовов, производства прицепов, полуприцепов и контейнеров, предназначенных для перевозки одним или несколькими видами транспорта, производства частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей;
-6.3. Легкая промышленность. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства продукции легкой промышленности (производство текстильных изделий, производство одежды, производство кожи и изделий из кожи и иной продукции легкой промышленности);
-6.3.1. Фармацевтическая промышленность. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для фармацевтического производства, в том числе объектов, в отношении которых предусматривается установление охранных или санитарно-защитных зон;
-6.4. Пищевая промышленность. Размещение объектов пищевой промышленности, по переработке сельскохозяйственной продукции способом, приводящим к их переработке в иную продукцию (консервирование, копчение, хлебопечение), в том числе для производства напитков, алкогольных напитков и табачных изделий;
-6.5. Нефтехимическая промышленность. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для переработки углеводородного сырья, изготовления удобрений, полимеров, химической продукции бытового назначения и подобной продукции, а также другие подобные промышленные предприятия;
-6.6. Строительная промышленность. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства: строительных материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежных материалов), бытового и строительного газового и сантехнического оборудования, лифтов и подъемников, столярной продукции, сборных домов или их частей и тому подобной продукции;
-6.7. Энергетика. Размещение объектов гидроэнергетики, тепловых станций и других электростанций, размещение обслуживающих и вспомогательных для электростанций сооружений (золоотвалов, гидротехнических сооружений); размещение объектов электросетевого хозяйства, за исключением объектов энергетики, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 3.1 6.8 Связь Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1, 3.2.3 6.11 Целлюлозно-бумажная промышленность Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для целлюлозно-бумажного производства, производства целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них, издательской и полиграфической деятельности, тиражирования записанных носителей информации;
-6.8. Связь. Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1, 3.2.3;
-6.11. Целлюлозно-бумажная промышленность. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для целлюлозно-бумажного производства, производства целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них, издательской и полиграфической деятельности, тиражирования записанных носителей информации.
Таким образом, включенные в территорию комплексного развития земельные участки с кадастровыми номерами 77:06:0004006:12, 77:06:0004006:7, соответствуют критериям, установленным пунктом 3 части 4 статьи 65 ГрК РФ.
При этом, земельные участки с кадастровыми номерами 77:06:0004006:12, 77:06:0004006:7, а также участок с кадастровым номером 77:06:0004006:1, расположены в границах одного элемента планировочной структуры - район Черемушки, в связи с чем включение в границы КРТ земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004006:1 соответствует положениям части 5 статьи 65 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются, так как основаны на неверном толковании норм права.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.11.2023 по делу N А40-183885/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183885/2023
Истец: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N 4 "ЧЕРЕМУШКИ"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: Сидяков Алексей Николаевич