г. Саратов |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А12-5732/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н. В. Савенковой,
судей А.Ю. Самохваловой, В. Б. Шалкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
К.Д. Ястребовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 августа 2023 года по делу N А12-5732/2023
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Новоросийская, д.5, этаж 3)
к обществу с ограниченной ответственностью "Гидротектурбо" (ОГРН 1203400009262, ИНН 3443145554, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Космонавтов, д. 14Б)
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью "ДЕЛЬТА" (ОГРН 1133443004342, ИНН 3459001332400007, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. им. Матевосяна, 6)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области поступило исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград (далее по тексту ООО "Ситиматик-Волгоград", истец) к обществу с ограниченной ответственностью "Гидротектурбо" (далее по тексту ООО "Гидротектурбо", ответчик) о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 4917940737 от 20.05.2021 за период март -май 2022 в размере 10 042 руб. 53 коп., пени за период начисления с 11.04.2022- 28.02.2022 в размере 863 руб. 28 коп., пени, начисленных на сумму основного долга начиная с 01.03.2023 по день фактической оплаты, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дельта" (далее по тексту ООО "Дельта", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 августа 2023 года по делу N А12-5732/2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Ситиматик-Волгоград" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: вопреки выводам суда первой инстанции спорный договор N 4917940737 от 20.05.2021, с датой начала оказания услуг 28.08.2020 заключен с потребителем на условиях типовой формы; ответчик не представил документы подтверждающие наличие у него индивидуальной контейнерной площадки включенной в территориальную схему, в связи с чем учет объема ТКО должен был производиться в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и(или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, как это определено условиями договора и приложением к нему.
Кроме того апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что услуги по вывозу ТКО фактически оказывало ООО "Дельта", так как указанной организацией осуществляется транспортирование отходов не относящихся к ТКО. При этом согласно выписке из ЕГРЮЛ общество "Гидротектурбо" осуществляет оптовую торговлю автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, в связи с чем от деятельности общества образуются ТКО.
В порядке статьи 262 АПК РФ от ООО "Гидротектурбо" письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет собой юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Правила обращения с ТКО, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) определяют порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 Правила N 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 811 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
27.04.2021 г. ООО "Управление отходами Волгоград" переименовано в ООО "Ситиматик-Волгоград".
По результатам конкурсного отбора с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области 06.08.2018 подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области, определяющее, в том числе права и обязанности его сторон, порядок деятельности регионального оператора.
ООО "Ситиматик-Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
В соответствии с пунктом 5 раздела I Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7, части 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Между истцом (региональным оператором) и ответчиком (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 4917940737 от 20.05.2021 г.
В соответствии с условиями Договора N 4917940737 от 20.05.2021 г. региональный оператор за период с марта 2022 г. по май 2022 г. оказал ответчику коммунальную услугу по обращению с ТКО. Задолженность ответчика по договору N4917940737 от 20.05.2021 г. составляет 10 042 руб. 53 коп.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, ссылался на то, что региональным оператором в спорный период, услуги по вывозу ТКО не оказывались, поскольку транспортирование отходов IV класса опасности (отходы упаковочных материалов из бумаги, картона несортированные, незагрязненные, смет от уборки помещений и территории предприятия, пр.) фактически осуществляло ООО "Дельта".
В подтверждение своей позиции ответчик ссылался на уведомление об отказе от подписания актов выполненных работ (услуг), договор ВРКП N 21666/22 от 01.12.2021 г. и наличие собственной контейнерной площадки.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 4 статьи 13.4, статьями 24.6. и 24.7, 24.10 Закона N 89-ФЗ, пунктами 4, 5, 8 (1), 8 (5)-8 (7), 8 (15), 8 (17), 8 (18) Правил N 1156, установив, что региональным оператором в адрес ответчика не направлялся договор на оказание услуг по обращению с ТКО, услуги по вывозу ТКО истцом фактически не оказывалась, ответчиком организована индивидуальная площадка накопления ТКО, включенная в соответствующий реестр мест накопления, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
В силу требований статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В материалы дела представлен договор N 4917940737 от 20.05.2021, который не был подписан со стороны ответчика.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
На основании пункта 4 Правил N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами N 1165.
Пунктом 8 (11) Правил по обращению с ТКО предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8 (12) Правил обращения с ТКО).
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 4917940737 от 20.05.2021 между ООО "Ситиматик-Волгоград" и ООО "Гидротектурбо" заключен, в порядке предусмотренном Правилами N 1156 на условиях типового по регулируемой цене.
Заключенный сторонами договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 4917940737 от 20.05.2021, является договором возмездного оказания услуг и регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641".
Статья 779 ГК РФ предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Предметом договора возмездного оказания услуг является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
Согласно нормам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно расчету истца сумма задолженности за период с марта 2022 года по май 2022 года составляет 10 042 руб. 53 коп.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылался на то, что с индивидуальной контейнерной площадки расположенной по адресу: г. Волгоград ул. Космонавтов д. 14б, внесенной письмом Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 18.03.2022 в территориальную схему, региональным оператором мусор не вывозился, о чем ответчиком составлялись уведомления и претензии в адрес регионального оператора.
Суд первой инстанции, поддержав доводы ответчика, пришел к выводу о недоказанности региональным оператором факта оказания услуг по вывозу ТКО.
Однако данный вывод суда является ошибочным в силу следующего.
Согласно пункту 9 Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Закон N 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства; Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Приказом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 г. N 927-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 1156 контейнерная площадка представляет собой место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями закона в области охраны окружающей среды и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с пунктом 216 СанПиН 2.1.3684-21, пунктами 9, 10 Правил N 1156 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Таким образом, контейнерная площадка представляет собой совокупность объединенных единым назначением объектов прочно связанных с земельным участком, на котором они установлены, соответственно, место (площадка) накопления ТКО не может быть передано в аренду без предоставления права пользования на земельный участок, на котором расположена такая контейнерная площадка, поскольку отделить контейнерную площадку от земельного участка невозможно.
Сведения о месте (площадке) накопления ТКО расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Космонавтов, 14б, включены в соответствующий Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Волгограда (письмо Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 18.03.2022 г. исх. ДГХ/02-4837, выдержка из Реестра мест накопления ТКО на территории Волгограда).
Однако собственником площадки накопления ТКО расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Космонавтов, 14б, является индивидуальный предприниматель Гунгасов Игорь Владимирович, а не общество с ограниченной ответственностью "Гидротектурбо".
Сведений о наличии арендаторов данной контейнерной площадки реестр (территориальная схема) не содержит.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления ответчиком в адрес регионального оператора, уведомлений о наличии соглашения заключенного с индивидуальным предпринимателем Гунгасовым И.В. (собственником индивидуальной контейнерной площадкой расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Космонавтов, 14б), в котором содержится разрешение собственника пользоваться обществу с ограниченной ответственностью "Гидротектурбо" спорной индивидуальной контейнерной площадкой.
Апелляционный суд отмечает, что даже при наличии сведений о достигнутом соглашении, об использовании обществом с ограниченной ответственностью "Гидротектурбо" индивидуальной контейнерной площадки принадлежащей собственнику ИП Гунгасову И.В., обществу необходимо выразить региональному оператору свою волю на вывоз ТКО с такой контейнерной площадки, поскольку в соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, которым предусмотрены альтернативные способы учета объема ТКО, исходя из волеизъявления заявителя, может повлечь изменение учета ТКО с нормативного, на учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Следует отметить, что ответчиком - обществом с ограниченной ответственностью "Гидротетурбо" в материалы дела не было представлено доказательств того, что за спорный период общество организовало создание и включение в реестр территориальной схемы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов собственной индивидуальной контейнерной площадки.
Согласно утвержденной территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами у ответчика отсутствуют зарегистрированные контейнерные площадки индивидуального пользования, исключающие доступ третьих лиц.
Таким образом, не имея указанного разрешения, собственник ТКО мог пользоваться контейнерными площадками, размещенными в непосредственной близости от принадлежащих ему объектов.
Отсутствие, удаленность либо не обустроенность мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории ответчика не является основанием, указывающим, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывается либо оказывается ненадлежащего качества, так как в соответствии со статьей 8, частью 4 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, вопрос создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе вопрос соблюдения расстояния по удаленности, определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
К аналогичной правовой позиции пришли Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 27 января 2020 года по делу N А12-30238/2019, Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлениях от 10 декабря 2019 года по делу NА70-970/2019, от 19 декабря 2019 года по делу NА70-10765/2019, Арбитражный суд Московской области в решении от 17 июля 2019 года по делу N А41-42569/19, Нижегородский областной суд в апелляционном определении от 15.10.2019 по делу N 33- 12093/2019.
Вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок (мест накопления) Волгоградской области осуществляется силами регионального оператора регулярно. Таким образом, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается в срок и надлежащего качества.
Относительно представленных ответчиком в материалы дела претензий и уведомлений об отказе оплачивать универсально-передаточные документы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Разделом VI типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" предусмотрен определенный порядок фиксаций нарушений по договору.
В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему Договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по Договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем двух незаинтересованных лиц или с использованием фото-и (или) видеофиксации и в течение трех рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение трех рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение трех рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений (пункт 16).
В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение трех рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором (пункт 17).
В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт (пункт 18).
Акт должен содержать: а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);
б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт);
в) сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;
г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по Договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 20).
Между тем, ответчиком в материалы дела не представлено соответствующих актов.
Также апелляционным судом не принимаются возражения ответчика о вывозе мусора за спорный период ООО "Дельта" на основании ранее заключенного договора ВРПК N 21666/22 от 01.12.2021 на оказание услуг по транспортировке и передачи для дельнейшего размещения отходов.
По условиям договора на оказание услуг по транспортированию и передаче для дальнейшего размещения отходов ВРПК N 21666/22 от 01.12.2021, исполнитель обязался оказать услуги по транспортированию и передаче для дальнейшего размещения отходов производства и потребления в твердом агрегатном состоянии, не относящимся к твердым коммунальным отходов образованных в результате деятельности заказчика.
Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", содержит целый раздел в блоке 7, посвященный коммунальным отходам: в соответствии с ФККО в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:
7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;
7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Под данный перечень также подпадают и отходы, образующиеся в процессе обслуживания автотранспорта.
Условием образования твердых коммунальных отходов является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий". Условия образования твердых коммунальных отходов обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой. Виды отходов, отнесенные к твердым коммунальным отходам, относятся к IV или V классу опасности в силу того, что в составе присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности.
Согласно положениям статьи 1 Закона об отходах производства и потребления вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, отходы производства и потребления и твердые коммунальные отходы представляют собой разные виды отходов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2021 года N Ф06-4045/2021 по делу N А12-26477/2020.
Таким образом, предметом вышеназванного договора, представленного ответчиком, является услуга по обращению с прочими отходами, не относящимися к твердым коммунальным отходам.
Истец по настоящему спору предъявил требование об оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Общество с ограниченной ответственностью "Дельта" не наделено статусом регионального оператора, следовательно, данное лицо в силу закона не имеет права осуществлять деятельность по оказанию услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, соответствующая лицензия не представлена в материалы дела.
При этом по смыслу статьи 1, 24.6 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор является единственным лицом, обеспечивающим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Никто, кроме регионального оператора и его операторов, не вправе оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на определенной ему территории, указанной в соответствующей лицензии.
Следовательно, заключение ответчиком договора с третьим лицом на оказание услуг по вывозу и передаче отходов с объекта заказчика не освобождает собственника твердых коммунальных отходов от заключения договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно сведениями из единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью "Гидротектурбо", основным видом деятельности общества является "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" (код ОКВЭД - 45.20), соответственно от деятельности могут образоваться ТКО.
Вместе с тем, доказательств того, что в ходе деятельности ответчика не образуются твердые коммунальные отходы или их законный вывоз осуществляется иным лицом, в материалы дела не представлено, в связи с чем в силу положений статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик несет риск наступления неблагоприятных последствий.
Платежных поручений, подтверждающих оплату ответчиком задолженности за спорный период, суду первой инстанции не представлено.
Ответчик не исполнил обязательства по своевременной оплате за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО, услуги фактически оказаны в спорный период, а потому подлежат оплате с учетом возмездного характера отношений сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств оплаты спорной задолженности ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, условия заключенного договора, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности за период с марта по май 2022 г. в размере 10 042 руб. 53 коп.
В связи с несвоевременной оплатой ответчиком оказанных услуг истец просит взыскать с ответчика неустойку за период с 11.04.2022 по 28.02.2023 в размере 863 руб. 28 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу статьи 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Ответчиком нарушены сроки оплаты оказанных услуг.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г.N 641", а также пункта 18 типового договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Апелляционный суд, проверяя представленный истцом, расчет неустойки, установил, что он произведен с учетом действия моратория, введенного постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", то есть из расчета неустойки истцом исключен период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Согласно пункту 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Таким образом, расчет неустойки является верным и правильным. Ответчиком не представлен контррасчет неустойки, и не заявлено ходатайство о снижении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика пени за период с 11.04.2022 по 28.02.2023 в размере 863 руб. 28 коп., пени начисленные на сумму основного долга начиная с 01.03.2023 по день фактической оплаты.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда является незаконным, необоснованным и подлежит отмене.
Апелляционная жалоба ООО "Ситиматик-Волгоград" подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок не превышающий пяти дней.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 августа 2023 года по делу N А12-5732/2023 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Гидротектурбо" (ОГРН 1203400009262, ИНН 3443145554) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337) задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 4917940737 от 20.05.2021 за период март - май 2022 в размере 10 042 руб. 53 коп., пени за период начисления с 11.04.2022 по 28.02.2022 в размере 863 руб. 28 коп., пени начисленные на сумму основного долга начиная с 01.03.2023 по день фактической оплаты, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 2 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н. В. Савенкова |
Судьи |
А.Ю. Самохвалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-5732/2023
Истец: ООО "СИТИМАТИК-ВОЛГОГРАД"
Ответчик: ООО "ГИДРОТЕКТУРБО"
Третье лицо: ООО "ДЕЛЬТА"