город Ростов-на-Дону |
|
16 октября 2023 г. |
дело N А53-12213/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросьян Н.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального образования "Город Батайск" в лице Администрации города Батайска, Управления жилищно-коммунального хозяйства города Батайска
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.08.2023 по делу N А53-12213/2023
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
(ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023)
к ответчикам Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Батайска (ИНН 6141019421, ОГРН 1026101847067), муниципальному образованию "Город Батайск" в лице Администрации города Батайска (ИНН 6141013187, ОГРН 1026101844625)
при участии третьих лиц: акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890) публичного акционерного общества "Россети-Юг" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - истец; общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Батайска; муниципальному образованию "Город Батайск" в лице Администрации города Батайска (далее - ответчики; управление, администрация) о взыскании задолженности за период февраль 2023 в размере 1 099 005,07 руб., пени за период с 21.03.2022 по 01.08.2023 в размере 96 289,375 руб., пени, начисленной исходя из суммы задолженности на день вынесения решения, а также начиная со дня, следующего за днем вынесения решения по день фактической оплаты суммы задолженности (уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Донэнерго", публичное акционерное общество "Россети Юг".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.08.2023 с Управления жилищно-коммунального хозяйства города Батайска, а при недостаточности у него денежных средств в субсидиарном порядке с муниципального образования "Город Батайск" в лице Администрации города Батайска за счет средств бюджета муниципального образования "Город Батайск" в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" взыскана задолженность за февраль 2023 в размере 1 099 005,07 руб., пени за период с 21.03.2023 по 01.08.2023 в размере 96 289,75 руб., пени, начисленные на основании абзаца 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", исходя из суммы задолженности 1 099 005,07 руб. за период с 02.08.2023 по день фактической оплаты суммы долга, почтовые расходы в размере 208 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 24 041 руб.
Администрация города Батайска и Управление жилищно-коммунального хозяйства города Батайска обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просили решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.08.2023 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционных жалоб ответчики указали следующее. Управление не является потребителем ресурса для собственных нужд или исполнителем коммунальных услуг, а также абонентом. Точками разграничения принадлежности объектов электроэнергетики между управлением и АО "Донэнерго" являются трансформаторные подстанции, в которых установлены приборы учета для фиксирования показаний потребления электрической энергии абонентами и потерь электрической энергии, возникающих на участках сети от границы балансовой принадлежности энергопринимающих устройств до места установки приборов учета. Точками разграничения балансовой принадлежности электрических сетей между управлением и абонентами, потребляющими электрическую энергию, являются ближайшие к жилым помещениям опоры линий электропередач. Приборы учета электрической энергии согласно техническим условиям технологического присоединения АО "Донэнерго" размещаются на фасадной стене жилого дома. Таким образом, потери электрической энергии, возникающие в сетях, находящихся на обслуживании управления, искусственно увеличиваются за счет потерь электрической энергии, возникающих в тех участках сетей, собственниками которых являются потребители электрической энергии (физические лица) по договору энергоснабжения.
Кроме того, подключение электрических сетей потребителей электроэнергии к электрическим сетям, находящимся в собственности муниципального образования "Город Батайск", АО "Донэнерго" осуществляет без разрешения представителя собственника - управления, что приводит к отсутствию контроля со стороны собственника за надлежащим использованием принадлежащего ему имущества.
Также ответчики приводят доводы о том, что при производстве расчетов истцом не учитывалась величина электроэнергии, вышедшей из сетей, принадлежащих муниципальному образованию "Город Батайск" потребителям электрической энергии, являющимся стороной договора с гарантирующим поставщиком. Доказательств, подтверждающих объем электрической энергии, переданной конечным потребителям, отсутствуют, квитанции конечным потребителям не представлены.
Также, возражая относительно привлечения администрации к ответственности в субсидиарном порядке как главного распорядителя средств местного бюджета, податели жалоб указали, что управление не находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, оно само является главным распорядителем бюджетных средств и органом местного самоуправления в составе Администрации города Батайска. Основанием для удовлетворения требования в отношении субсидиарного должника является установление недостаточности денежных средств у учреждения для исполнения требований кредитора, предъявленных к основному должнику. Данное обстоятельство истцом не подтверждено.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Донэнерго" возражало на доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управление жилищно-коммунального хозяйства города Батайска является собственником объектов электросетевого хозяйства - кабельные линии протяженностью 953 м по адресу г. Батайск, пер. Лесозащитный, кадастровый номер 61:46:0010201:5710 и объектов электросетевого хозяйства - кабельные линии протяженностью 100 м по адресу г. Батайск, ул. Родниковая, 1-4, кадастровый номер 61:46:00125011:390, линии электропередачи ДНТ "Лесная поляна", расположенные по адресу: Ростовская область, г. Батайск, от ТМ 100 6/0,4 кВ N 336893 по ул. Яблоневая, ул. Абрикосовая, ул. Тополиная, ул. Кипарисовая, ул. Виноградная, ул. Вишневая, ул. Ореховая, ул. Дубовая ДНТ "Лесная поляна", с кадастровым номером 61:46:0000000:3653 протяженностью 1480,0 м., линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ ДНТ "Донская чаша", протяженностью 12101,0 м., расположенные по адресу: Ростовская область г. Батайск, ДНТ "Донская чаша" с кадастровым номером 61:46:0000000:3741.
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 25.08.2016 делу N 2-2867/2016 установлено, что собственником линий электропередачи, питающих жилые дома, расположенные по адресу: г. Батайск, ул. Родниковая, д. 1, д. 2, д. 3, д. 4, пер. Лесозащитный, является муниципальное образование "Город Батайск" (Администрация г. Батайска).
С использованием этих объектов электроэнергия передается присоединенным к данным объектам потребителям истца, что установлено судебными актами по делам N А53-24925/2018 и N А53-24928/2018, а также по делу N А53-28852/2019.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.01.2019 по делу N А53-24925/18 установлено, что собственником линий электропередачи, протяженностью 953-м., расположенных по адресу: г. Батайск, пер. Лесозащитный (кадастровый номер объекта 61:46:0010201:5710), является муниципальное образование "Город Батайск" (Администрация г. Батайска).
Актами приема-передачи объектов нефинансовых активов от 06.12.201 ответчик принял в собственность вышеуказанные линии электропередач.
Согласно постановлению Администрации г. Батайска от 14.12.2016 N 2236, полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению вышеуказанными объектами возложены на Управление жилищно-коммунального хозяйства города Батайска.
На основании постановления Администрации г. Батайска от 26.06.2019 г. N 1083 линии электропередачи ДНТ "Лесная поляна", расположенные по адресу: Ростовская область, г. Батайск, от ТМ 100 6/0,4 кВ N 336893 по ул. Яблоневая, ул. Абрикосовая, ул. Тополиная, ул. Кипарисовая, ул. Виноградная, ул. Вишневая, ул. Ореховая, ул. Дубовая ДНТ "Лесная поляна", с кадастровым номером 61:46:0000000:3653 протяженностью 1480,0 м. включены в реестр муниципального имущества города Батайска и в состав имущества казны муниципального образования "Город Батайск". Обязанности по обеспечению содержания и эксплуатации линий возложены на Управление жилищно-коммунального хозяйства города Батайска.
На основании постановления Администрации г. Батайска от 05.10.2020 N 87 линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ ДНТ "Донская чаша", протяженностью 12101,0 м., расположенные по адресу: Ростовская область г. Батайск, ДНТ "Донская чаша" с кадастровым номером 61:46:0000000:3741 включены в реестр муниципального имущества города Батайска и в состав имущества казны муниципального образования "Город Батайск". Обязанности по обеспечению содержания и эксплуатации линий возложены на Управление жилищно-коммунального хозяйства города Батайска.
В период до 26.06.2019 объекты электросетевого хозяйства ДНТ "Лесная Поляна" являлись муниципальной собственностью, а полномочия собственника переданы УЖКХ г. Батайска с 26.06.2019.
Объекты электросетевого хозяйства ДНТ "Донская чаша" до 05.10.2020 являлись муниципальной собственностью, а полномочия собственника переданы УЖКХ г. Батайска с 05.10.2020.
Ответчик является собственником объектов электросетевого хозяйства:
- кабельные линии от ТМ-100 6/0 кВ N 336893 по ул. Яблоневая, ул. Абрикосовая, ул. Тополиная, ул. Кипарисовая, ул. Виноградная, ул. Вишневая, ул. Ореховая, ул. Дубовая ДНТ "Лесная Поляна" с 26.06.2019.
- электрические сети ВЛ-0,4 кВ ДНТ "Донская чаша" протяженностью 12 101 м., расположенные по адресу: Ростовская область, г. Батайск, ДНТ "Донская чаша" с кадастровым номером 61:46:0000000:3741.
С использованием этих объектов электроэнергия передается присоединенным к данным объектам потребителям истца.
За период февраль 2023 в принадлежащих ответчику объектах потери электроэнергии составили 203 129 кВт.ч. сумму 1 099 005,07 руб. Ответчиком обязательства по оплате не исполнены.
Задолженность ответчика перед истцом за спорный период составила 1 099 005,07 руб.
Расчет потерь определяется на основании приборов учета электрической энергии. Объем потерь в принадлежащих ответчику объектах определен истцом в соответствии с п. 50 Правил N 861 как разница между объемом электроэнергии, вошедшим в сеть, и объемом энергии, отданной потребителям, присоединенным к сетям, переданной в другие сети.
Для расчета объема потерь использовались показания приборов учета, установленных на выходе из сетей АО "Донэнерго" и ПАО "Россети Юг" (входе в сети ответчика) и приборов учета, установленных на выходе из сетей ответчика и потребителей, присоединенных к сетям ответчика.
Истцом ответчику были вручены претензии с требованием о погашении задолженности, которые были оставлены без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Пунктом 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 05.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.
Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), установлен порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь.
В соответствии с пунктами 50, 51 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций.
Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства.
Стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии, возникших на объектах электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и принадлежащих собственникам или иным законным владельцам, которые ограничены в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов, оплачивается той организацией, которая в соответствии с договором о порядке использования таких объектов обязана приобретать электрическую энергию (мощность) для компенсации возникающих в них фактических потерь электрической энергии.
Согласно пункту 4 Основных положений N 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Администрация города Батайска на основании решения Батайского городского суда Ростовской области от 25.08.2016 по делу N 2-3867/2016 является собственником объектов электросетевого хозяйства (кабельные линии протяженностью 953 м, расположенные по адресу: г. Батайск, пер. Лесозащитный, кадастровый номер 61:46:0010201:5710).
06.12.2017 кабельные линии протяженностью 953 м, расположенные по адресу: г. Батайск, пер. Лесозащитный, кадастровый номер 61:46:0010201:5710, по акту приема передачи переданы ответчику.
Как установлено в рамках дела N А53-24925/2018, ответчик является собственником объектов электросетевого хозяйства (кабельные линии протяженностью 953 м, расположенные по адресу: г. Батайск, пер. Лесозащитный, кадастровый номер 61:46:0010201:5710).
С использованием данных объектов электроэнергия передается присоединенным к ним потребителям истца. Объекты электросетевого хозяйства ответчика присоединены к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим ПАО "Россети Юг".
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций (пункт 129 Основных положений N 442).
В соответствии с пунктом 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
На основании пункта 130 Основных положений за спорный период истец предъявил ответчику к оплате объем фактических потерь электрической энергии, возникших в объекте электросетевого хозяйства (кабельные линии протяженностью 100 м по адресу г. Батайск, ул. Родниковая, 1-4, кадастровый номер 61:46:00125011:390 и кабельные линии протяженностью 953 м по адресу г. Батайск, пер. Лесозащитный, кадастровый номер 61:46:0010201:5710), кабельные линии от ТМ-100 6/0 кВ N 336893 по ул. Яблоневая, ул. Абрикосовая, ул. Тополиная, ул. Кипарисовая, ул. Виноградная, ул. Вишневая, ул. Ореховая, ул. Дубовая ДНТ "Лесная Поляна" с 26.06.2019, электрические сети ВЛ-0,4 кВ ДНТ "Донская чаша" протяженностью 12 101 м., расположенные по адресу: Ростовская область, г. Батайск, ДНТ "Донская чаша" с кадастровым номером 61:46:0000000:3741, который определен истцом в соответствии с пунктом 50 Правил N 861.
Пунктом 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основных положений N 442), установлено, что потребители, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию гарантирующему поставщику в следующем порядке:
30 процентов стоимости электрической энергии в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости электрической энергии в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
стоимость объема покупки электрической энергии в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электрической энергии в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
При передаче электроэнергии по принадлежащим ответчику кабельным линиям происходят потери электроэнергии, которые в соответствии с действующим законодательством должен возместить их собственник (ответчик).
В рассматриваемом случае ответчик является не сетевой организацией, а иным владельцем объекта электросетевого хозяйства, в связи с чем, в отсутствие договора в письменной форме ответчик в силу пункта 130 Основных положений обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства.
Так, между сторонами сложились фактические отношения по поставке электрической энергии (мощности), что в силу ст. 544 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в п. 3 Информационного письма Президиума ВАС N 30 от 17.02.1998 года "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", влечет обязанность ответчика по оплате потребленной электрической энергии по точкам поставки г. Батайск, ул. Родниковая, и пер. Лесозащитный.
Потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети.
При этом, абз. 3 п. 4 ст. 26 Закона N 35-ФЗ прямо указано об обязанности иного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты энергетики, оплачивать стоимость потерь, возникающих в находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии, что следует из Определения Верховного суда Российской Федерации от 16.06.2020 N 308-ЭС19-22189 по делу N А32-21123/2018.
Кроме этого, факт того, что Управление жилищно-коммунального хозяйства города Батайска является потребителем электрической энергии установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.12.2020 N А53-27077/2020, которое в силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации носит преюдициальный характер для настоящего спора. В свою очередь, возможность потребления электрической энергии ставится в прямую зависимость от процесса ее передачи посредством объектов электросетевого хозяйства. Передача электрической энергии является возмездной услугой, которую сетевые организации оказывают ее потребителям (в том числе и иным владельцам объектов электросетевого хозяйства).
Истец представил расчет потерь, произведенный им исходя из объемов электроэнергии, поставленной в электрическую сеть, подтвержденных сетевыми организациями, и объемом переданной электроэнергии из сети Управления жилищно-коммунального хозяйства города Батайска.
Расчет потерь определяется истцом на основании приборов учета электрической энергии. В части показаний приборов учета, которые установлены на границе сетей АО "Донэнерго", отчетное количество электрической энергии за февраль 2023 года, подтверждено актом снятия показаний. Достаточных документальных доказательств подтверждающих иной объем ответчиками не представлено.
Объем потерь в принадлежащих ответчику объектах определен истцом в соответствии с п. 50 Правил N 861 как разница между объемом электроэнергии, вошедшим в сеть, и объемом энергии, отданной потребителям, присоединенным к сетям, переданной в другие сети. Расчет истца судом проверен, признан методологически и арифметически верным.
Так, доводы жалобы в части расчета объема потерь отклоняются как несостоятельные.
При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании задолженности обоснованно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном размере.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" пени за период с 21.03.2023 по 01.08.2023 в размере 96 289, 75 руб., а также пени, начисленной исходя из суммы задолженности на день вынесения решения, а также начиная со дня, следующего за днем вынесения решения по день фактической оплаты суммы задолженности (уточненные требования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате подтвержден материалами дела, требование истца о взыскании неустойки заявлено правомерно.
Представленный истцом расчет пени судом проверен и признан верным, мотивированных возражений в указанной части ответчики не заявили, контррасчет не представили.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" истец вправе требовать присуждения неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства.
При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.
Таким образом, требование о взыскании пени за период с 21.03.2023 по 01.08.2023 в размере 96 289,75 руб., а также пени, начисленные на сумму задолженности, с 02.08.2023 по день фактической оплаты задолженности, правомерно удовлетворено судом первой инстанции. Оснований для переоценки вывода суда в соответствующей части апелляционным судом не установлено.
При этом, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные довод жалоб ответчиков в части привлечения Администрации города Батайска, который был предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую оценку.
Из пунктов 1 - 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В силу пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации субсидиарной ответственностью является ответственность, которую лицо несет дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником.
Согласно абзацу четвертому пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 13) кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
В силу статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации, долговые обязательства Российской Федерации, полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 29 Устава города Батайска администрация города Батайска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Батайск", наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами.
УЖКХ г. Батайска согласно пунктам 1.1 и 1.2 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства города Батайска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Батайска и входит в структуру администрации города Батайска, учредителем которого является муниципальное образование "Город Батайск" в лице администрации города Батайска.
В соответствии с пунктами 1.10, 1.11 вышеуказанного Положения учредителем и собственником имущества УЖКХ г. Батайска является муниципальное образование "Город Батайск", функции и полномочия учредителя является администрация города Батайска.
Организационно-правовая форма УЖКХ г. Батайска - муниципальное казенное учреждение (пункт 1.5 Положения).
УЖКХ г. Батайска осуществляет полномочия главного распорядителя средств городского бюджета (пункт 3.8 Положения).
С учетом изложенного, муниципальное образование в лице администрации является субсидиарным должником по требованию, предъявленному к УЖКХ г. Батайска, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств у УЖКХ г. Батайска, что соответствует установленному порядку и нормам действующего законодательства (пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 20 постановления Пленума N 13).
В соответствии с абзацем 2 пункта 19 постановления Пленума N 13 заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Правила статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Обязанность УЖКХ г. Батайска по оплате задолженности возникла в связи с неисполнением обязательства по оплате фактических потерь, возникших в принадлежащем ему объекте электросетевого хозяйства, в рамках сложившихся между сторонами фактических отношений по поставке электрической энергии.
Таким образом, руководствуясь вышеизложенными разъяснениями постановления Пленума N 13, взыскание задолженности надлежит осуществлять непосредственно с УЖКХ г. Батайска за счет средств бюджета, но не казны муниципального образования, при этом при недостаточности денежных средств у УЖКХ г. Батайска задолженность надлежит взыскать в субсидиарном порядке с муниципального образования в лице администрации, как главного распорядителя бюджетных средств и органа общей компетенции.
Оснований для переоценки указанного вывода не установлено.
Истцом также заявлено требование о взыскании 208 руб. почтовых расходов (за отправление ответчику претензии и иска).
Согласно статье 106 АПК РФ судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В пункте 10 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
В подтверждение расходов на отправку претензии представлены список внутренних почтовых отправлений, квитанция, на расходов на отправку копии иска - список внутренних почтовых отправлений, квитанция.
Таким образом, указанные расходы общества подтверждено документально, требование о взыскании почтовых расходов правомерно удовлетворено в заявленном размере - 208 руб.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Доводы апелляционных жалоб не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.08.2023 по делу N А53-12213/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12213/2023
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: "Город Батайск" в лице Администрации города Батайска, Администрация города Батайска, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА БАТАЙСКА
Третье лицо: АО "ДОНЭНЕРГО", АО "Донэнерго", ПАО "РОССЕТИ ЮГ", ПАО "Россети-Юг"