г. Москва |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А40-48701/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей О.Г. Головкиной, Е.А. Мезриной, при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.М. Ермаковой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2023 года
по делу N А40-48701/23, принятое судьей А.А. Гамулиным,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Атриум"
(ИНН 7709806900, ОГРН 5087746249586 )
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ОГРН: 1037739510423; 123112, г Москва, пр-зд 1-й Красногвардейский, д. 21 стр. 1)
третье лицо: Правительство Москвы
о признании права
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Кушнир В.М. по доверенности от 27.02.2023, диплом ВСГ 2512503 от 25.06.2009;
от ответчика и третьего лица: Апрелов С.А. по доверенностям от 22.12.2022 и от 19.07.2023, диплом ДВС 1097827 от 13.04.2001;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атриум" (далее - ООО "Атриум", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о признании права на применение ставки арендной платы по договору N 01-01010/04 от 29.11.2004 в размере 4 750 рублей за 1 кв.м. в год в период с 01.01.2021 по 31.12.2021, в размере 5 000 рублей за 1 кв.м. в год в период с 01.01.2022 по 31.12.2022, в размере 5 500 рублей за 1 кв.м. в год в период с 01.01.2023 по 10.01.2023 и обязании произвести перерасчет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
Заявители выражают свое несогласие с оценкой, данной судом, установленным по делу обстоятельствам, ссылаются на нарушение норм материального и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 16.10.2023 представитель ответчика и третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд находит основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2023 года на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между Департаментом (арендодатель) и РОО Женский физкультурно-оздоровительный клуб "НАТАЛИ" (арендатор) заключен договор аренды N 01-01010/04 от 29.11.2004 по условиям которого в аренду передано нежилое помещение площадью 161,5 кв.м. по адресу: г. Москва, Земляной вал, д. 28, стр. 2 для использования под офис.
Пунктом 2.1 договора установлен срок его действия с 01.07.2004 по 30.06.2007, в связи с чем, договор зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается штампом регистрирующего органа на договоре.
На основании протокола-соглашения от 07.05.2009 права и обязанности арендатора перешли к истцу.
Помещение передано ответчику по акту от 01.04.2009.
Дополнительным соглашением от 02.09.2021, в соответствии с частью 9, частью 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" срок действия договора продлен по 27.04.2031.
В соответствии с пунктом 6.1 договора, в редакции дополнительного соглашения, величина арендной платы за объект аренды устанавливается на основании действующих в городе Москве нормативов по определению ставки арендной платы.
Согласно пункту 6.2 договора, в редакции дополнительного соглашения, в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке без внесения изменений в договор с даты, указанной в нормативном акте.
Согласно пункту 2 дополнительного соглашения от 02.09.2021 с 30.06.2021 установлена арендная плата по результатам оценки рыночной стоимости права пользования.
Письмом, исх. N ДГИ-1-6756/20-1 от 04.02.2020, ответчиком указано на предоставление имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы в размере 4 750 рублей за 1 кв.м в год с 01.01.2020.
Письмами, исх. N ДГИ-1-3747/21-1 от 10.02.2021, N ДГИ-ЭГР-64856/22-1 от 13.12.2022, N ДГИ-ЭГР-67917/22-1 от 11.01.2023, ответчиком указано на действие с 01.01.2021 арендной платы в размере рыночной, и на отсутствие оснований применения льготной ставки арендной платы с 01.01.2021.
Истец полагает отказ Департамента незаконным, в связи с чем обратился в суд за защитой нарушенных прав.
В соответствии со статьями 16, 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 21, пункту 1 статьи 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. От имени города Москвы полномочия по 5 управлению и распоряжению собственностью города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченные им органы исполнительной власти города Москвы.
В целях реализации полномочий г. Москвы по управлению государственным имуществом Правительством Москвы принято постановление от 25 декабря 2012 года N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - Постановление N 800-ПП).
В соответствии с пунктом 1, пунктом 1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП с 1 января 2017 года устанавливается ставка арендной платы в размере 4 500 рублей за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов; с 1 января 2020 года устанавливается ставка арендной платы в размере 4 750 рублей за кв. м в год, а с 1 января 2022 года устанавливается ставка арендной платы в размере 5000 рублей за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом, подпункт 1.1 пункта 1 Постановления N 800-ПП не содержит обязанности обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
С 01.01.2017 имущественная поддержка в виде предоставления льготной ставки арендной платы предоставляется императивной нормой. То есть с указанной даты не требуется соблюдения заявительного порядка и получения положительного заключения Межведомственной комиссии.
В соответствии с Постановлением N 800-ПП истцу не требовалось обращаться в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки, так к нему не предъявляются дополнительные требования, установленные пунктом 2.1 Постановления, поэтому отказ Межведомственной комиссии не может являться основанием для лишения истца права на получение льготной ставки арендной платы.
Согласно разъяснений пункта 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
В силу условий договора аренды и дополнительного соглашения к нему размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период минимальной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1 Постановления N 800-ПП.
Из приведенных нормативных предписаний можно сделать вывод о том, что ставка арендной платы в рамках заключенного между истцом и ответчиком договора аренды нежилого фонда Москвы регулируется нормативно при соблюдении истцом ряда условий, при которых в силу императивных предписаний он имеет право на предоставление льготной ставки арендной платы.
К таким условиям следует отнести: наличие статуса субъекта малого предпринимательства (данные включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и находятся в свободном доступе); площадь арендуемого помещения меньше 300 кв. м.
Иных требований к арендатору, претендующему на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы, действующими нормами не предусмотрено.
Суд первой инстанции установил, что истец является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; арендуемая площадь нежилого помещения неизменна и составляет 161,5 кв.м, помещение используется по целевому назначению в соответствии с условиями договора; договор аренды является действующим, задолженность по арендной плате отсутствует, помещение используется по целевому назначению, в связи с чем ставка арендной платы в период на 2021 год для общества должна составлять 4 750 руб. за кв.м. в год, на 2022 год - 5000 руб. за кв.м в год, 5 500 рублей за 1 кв.м. в год в период с 01.01.2023 по 10.01.202, в соответствии с действующей редакцией пункт 1, пункт 1.1 Постановления N 800-ПП.
Ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что подписав дополнительное соглашение о продлении срока аренды, общество выразило свою волю, согласившись, в том числе и с размером ставки арендной платы.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о невозможности установления льготной ставки, не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Таким образом, заключение дополнительного соглашения о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1. части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
С учетом приведенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно установил, что общество с имеет право на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, в размере 4 750 рублей за 1 кв.м. в год в период с 01.01.2021 по 31.12.2021, в размере 5 000 рублей за 1 кв.м. в год в период с 01.01.2022 по 31.12.2022, в размере 5 500 рублей за 1 кв.м. в год в период с 01.01.2023 по 10.01.2023.
Доводами Департаменты о том, что для получения льготной ставки арендной платы на период с 01.01.2021 по 10.01.2023 необходимо было обращаться в Межведомственную комиссию, подлежат отклонению.
Обязанности обращения в Межведомственную комиссию при наличии условий, указанных в п. 1.1 Постановления Правительства Москвы N 800-ПП не предусмотрено, так как ООО "Атриум" подпадает к критериям пункта 1.1 Постановления, поскольку площадь арендуемого помещения не превышает 300 кв. м, а составляет- 161.5 кв.м.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что договор аренды N 01-01010/04 от 29.11.2004 заключен без проведения торгов.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что право на применение льготной ставки арендной платы не может быть признано за обществом, в том числе после прекращения действия договора аренды, несостоятелен, поскольку признание за арендатором права на применение ставки арендной платы в соответствии с пунктом 1.1 и пунктом 5 Постановления N 800, не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, так как действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта, что подтверждается сложившейся судебной практикой.
Доводы жалобы о том, что требования об обязании Департамент произвести перерасчет арендной платы по договору аренды N 01-01010/04 от 29.11.2004, является ненадлежащим способ защиты права, подлежат отклонению.
Суд первой инстанции верно отметил, что учитывая длительность нарушения прав истца по не предоставлению достоверных сведений о размере арендной платы, подлежащей внесению, требования в части обязании произвести перерасчет арендной платы на период с 01.01.2021 по 10.01.2023, исходя из установленных судом ставок, в соответствии со статьями 1, 10, 11, 12 ГК РФ, подлежит удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция о надлежащем способе защиты нарушенного права в части обязания произвести перерасчет в случае удовлетворения требований о признании права на применение льготной ставки арендной платы приведена и в Определениях Верховного Суда РФ от 23.10.2020 N 305-ЭС20-4888, от 16.11.2020 N 305-ЭС20-7942.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2023 года по делу N А40-48701/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Левченко Н.И. |
Судьи |
Головкина О.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48701/2023
Истец: ООО "АТРИУМ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ