г. Владимир |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А39-10063/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2023.
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фединской Е.Н.,
судей Богуновой Е.А., Новиковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Худяковой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Эталон Сервис"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия
от 05.06.2023 по делу N А39-10063/2022,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт"
к обществу с ограниченной ответственностью "Эталон Сервис"
о взыскании задолженности в сумме 20401 руб. 67 коп., пени в сумме 3649 руб. 47 коп., а также по день фактической оплаты долга,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" (далее - ООО "Ватт-Электросбыт", истец) обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Эталон Сервис" (далее - ООО "Эталон Сервис", ответчик) с требованиями о взыскании задолженности в сумме 20401 руб. 67 коп., пени в сумме 3649 руб. 47 коп., а также по день фактической оплаты долга.
Решением от 05.06.2023 Арбитражный суд Республики Мордовия взыскал с ООО "Эталон Сервис" в пользу ООО "Ватт-Электросбыт" задолженность в сумме 20401 руб. 67 коп., пени в сумме 3649 руб. 47 коп., пени, начисленные на долг в сумме 20401 руб. 67 коп., исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начиная с 25.05.2023 по день фактической оплаты долга, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Не согласившись с принятым по делу решением, ООО "Эталон Сервис" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указал, что не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку согласно протоколам от 07.11.2021 N 4, от 19.03.2022 N 1, от 12.06.2021 N 1/06-21 принято решение о сохранении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. По мнению заявителя, исполнителем коммунальных услуг является ООО "Ватт-Электросбыт". Кроме того, указывает, что алгоритм расчета задолженности управляющей организации по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11, противоречит положениям п. 51 Правил N354.
Кроме того заявитель жалобы отметил, что на ответчика возлагается обязанность оплатить коммунальный ресурс, по многоквартирным домам, расположенные по адресу: г. Саранск, р.п. Луховка, ул. Заводская, д.6, и г. Саранск, ул. Транспортная, д.23, с 26.12.2021 по 01.01.2022, то есть за 6 дней, а по адресу: г.Саранск, ул. Транспортная, д. 23, с 25.04.2022 по 01.05.2022, то есть за 5 дней, когда многоквартирные дома находились в управлении иных организациях, и оплату за электрическую энергию собственники вносили предыдущим управляющим компания.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе ответчика.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность принятого по делу решения.
Стороны явку полномочных представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Ватт-Электросбыт" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунального ресурса (электрической энергии) управляющим организациям г. Саранска, в целях предоставления потребителям электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
ООО "Эталон-Сервис" является управляющей организацией, на которую в соответствии с договорами управления многоквартирными домами (МКД по адресам: г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11, ул. Транспортная, д.23, р.п. Луховка, ул. Заводская, д. 6), возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирных домах и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от "14" февраля 2012 года N 124 (далее - Правила N 124), управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома.
В силу пункта 3 Правил N 124, договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Руководствуясь пунктом 10 Правил N 124, ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с Правилами N 124, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
На основании изложенного, а также в связи с тем, что ответчик не обратился в ООО "Ватт-Электросбыт" с заявкой на заключение договора, последний, направил в адрес ответчика редакцию договора энергоснабжения N 1396 21 для целей предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества, что подтверждается письмом N 00814-07 от 27.07.2021 г. При этом ответчик не вернул договор энергоснабжения и не предложил иных условий для заключения указанного договора.
Пункт 11 Правил N 124 гласит, в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
При этом в случаях, указанных в пункте 21.1 настоящих Правил N 124, договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, признается заключенным с даты направления указанной заявки.
На основании изложенного, между истом и ответчиком признается заключенным договор энергоснабжения N 1396 21 от 27.07.2021 г. (далее -Договор). Согласно п. 6.2. Договора, ответчик производит оплату за потребленную электроэнергию до 18-го числа месяца, следующего за расчетным.
По расчетам истца ответчиком приобретен коммунальный ресурс (электроэнергия) в период: март 2022 г. - август 2022 г. в количестве 6756 кВт/ч. стоимостью 26489 руб. 72 коп.
Стоимость указанных объемов приведена в счетах-фактурах, представленных в материалы дела, и определена с учетом тарифов, установленных уполномоченным органом. Объем электроэнергии потребленной ООО "Эталон Сервис" подтверждается показаниями общедомовых приборов учета электрической энергии.
Тариф на электрическую энергию на 2022 г. утвержден Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия N 205 от 13.12.2021 г.
Оплата приобретенного коммунального ресурса (электроэнергии) ответчиком не произведена, в результате чего у ООО "Эталон-Сервис" перед ООО "Ватт - Электросбыт" в спорный период сложилась задолженность в размере 26489 руб. 72 коп.
Направленные ответчику претензии с требованием оплаты задолженности оставлены последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства истцом уточнены исковые требования, заявлено о взыскании задолженности за март - август 2022 г. в сумме 20401 руб. 67 коп., пени в сумме 3649 руб. 47 коп., а также по день фактической оплаты долга.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения по оказанию коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пунктам 1, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Таким образом, правоотношения сторон регулируются гражданско-правовыми нормами об энергоснабжении, содержащимися в статьях 539 - 547 ГК РФ, утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения (пункт 4 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"), а также нормами жилищного законодательства, содержащимися в статьях 153-165 ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - ПравилаN 354).
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Из вышеизложенного следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Согласно положениям части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей погасить задолженность по коммунальным услугам.
Таким образом, управляющая организация является надлежащим ответчиком по предъявленному иску.
Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918.
Согласно статье 161, частям 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Приобретение электрической энергии в соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил N 491 включено в содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Согласно пункту 13 Правил N 354 при определении объема (количества) коммунальной услуги, предоставленной потребителю, показания приборов учета, переданные потребителем не позднее 25-го числа расчетного периода, учитываются в расчетном периоде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) сбор, обработка и передача показаний приборов учета электрической энергии осуществляются в автоматическом режиме с использованием такой системы.
По смыслу пункта 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату отдельно за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного дома.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Ответчик является управляющей организацией в отношении спорных многоквартирных жилых домов, в силу положений статей 154, 162 ЖК РФ является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным приобретать коммунальные услуги для предоставления их потребителям.
В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Задолженность образовалась за потребленную электрическую энергию в рамках договора энергоснабжения N 1396_1, заключенного для целей предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД электрической энергии, потребляемой для содержания общего имущества.
Наличие установленных приборов коллективного учета в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, сторонам подтверждено и не оспорено.
Факт приобретения в марте 2022 г. - августе 2022 г. ответчиком электроэнергии для нужд многоквартирных домов, находящихся в его управлении, в количестве 6756 кВт/ч. подтверждается показаниями общедомовых приборов учета.
В обоснование стоимости потребленного количества электроэнергии в сумме 26489 руб. 72 коп. истец ссылается на Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия N 205 от 13.12.2021, представлены подтверждающие счета-фактуры, акты в материалы дела.
Пунктом 7.2.1 договора N 1396 21 от 27.07.2021 установлено, что ресурсоснабжающая организация обязуется выставлять с 15-го календарного дня месяца, следующего за расчетным, документы подтверждающие факт потребления управляющей компанией электрической энергии в расчетном периоде (счет-фактуру и акт купли-продажи), путем выдачи их в отделе реализации электрической энергии ресурсоснабжающей организации.
Получение ответчиком информации о начислениях электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах обслуживаемых ООО "Эталон Сервис" за март 2022 г. - августе 2022 г. подтверждается оттисками штампа регистрации входящей корреспонденции ответчика с указанием даты вручения и подписью ответственного лица.
В обоснование возражений ответчиком указывается, что расчет количества потребленной электроэнергии необходимо производить с учетом того, что многоквартирный дом N 11 по ул. Студенческая, признан аварийным и подлежащим сносу, соответственно при расчете объема полезного отпуска электроэнергии в ветхие и аварийные дома показания ОДПУ учитываются, когда определенный по ним объем потребленного ресурса не превышает объема, рассчитанного исходя из совокупности индивидуального потребления и нормативов потребления.
Кроме того, ответчик при расчете предлагает исключить из состава общего имущества площадь секций, включающую в себя коридоры, общие кухни, туалеты, умывальники, относя их к площадям вспомогательных помещений, а не к общедомовому имуществу.
Также ответчик указывает, что многоквартирный дом N 11 по ул. Студенческая, фактически является общежитием коридорного типа. В соответствии с приложением N 6 приказа Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 18 сентября 2012 г. N 80 нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - 2,56 кВт-ч в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Между тем истец осуществляет расчет исходя из норматива - 3,04 кВт-ч в месяц на 1 кв. метр.
Кроме того, Постановлением Администрации г.о. Саранск от 28.03.2018 г. N 753 многоквартирный дом N 11 по ул. Студенческая, признан аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, объем электроэнергии, определенный по показаниям общедомовых приборов учета, установленных в ветхих и аварийных домах, в случае его превышения над объемом ресурса, рассчитанным на основании норматива потребления, не признается полезным отпуском электроэнергии в отношении таких домов.
Дополнительно ответчик просит учесть отрицательные объемы электрической энергии.
Названные доводы ответчика судом первой инстанции рассмотрены и отклонены в силу следующего.
Многоквартирный дом N 11 по ул. Студенческая, г. Саранск, является общежитием коридорного и гостиничного типа с осветительными приборами, не оборудованные лифтами и насосными установками для холодного и (или) горячего водоснабжения, систем отопления.
Указанный многоквартирный дом имеет коридорную систему и состоит из жилых комнат, которые выходят в общий коридор, идущий вдоль этажа. На каждом из этажей имеются места общего пользования: коридоры, туалеты, бытовые комнаты, умывальники, кухни и подсобные помещения. Жилые комнаты принадлежат жильцам дома на праве собственности, - кухни, туалеты, душевые используются собственниками комнат совместно.
Жилые комнаты данного дома не отвечают требованиям, предъявляемым к квартирам, установленными положениями ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку состоят лишь из жилого помещения, не являются структурно обособленными помещениями и не имеют помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (Определение Верховного суда РФ от "10" февраля 2021 г. N 307-ЭС20-23209 по делу N А05-15533/2019).
С учетом изложенного довод ответчика о необходимости исключения из состава общего имущества площадей секций, включающую в себя коридоры, общие кухни, туалеты, умывальники правомерно отклонен.
В соответствии с п. 28 приложения N 6 к Приказу министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от "18" сентября 2012 г. N 80 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для населения, проживающего на территории Республики Мордовия" (с изменениями и дополнениями) (далее - Приложение N 6 Приказа N 80), норматив потребления электрической энергии для выше указанной категории общежития на 1 кв. метр составляет 2,43 кВтч. Согласно п. 2 примечания Приложения N 6 Приказа N 80 в многоквартирных домах с устроенными перегородками и входной дверью на межквартирных лестничных площадках, в приквартирных коридорах, холлах (на две и более квартир) норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в данном многоквартирном доме увеличивается на 0,61 кВтч в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Итого 2,43 кВтч + 0,61 кВтч = 3,04 кВтч. Таким образом, ООО "Ватт-Электросбыт" применяет тариф в размере 3,04 кВтч в отношении многоквартирного дома N 11 по ул. Студенческая, г.Саранск, в соответствии с действующим Приказом N 80.
ООО "Ватт-Электросбыт" подготовило контррасчет потребленного объема электрической энергии по многоквартирному дому N 11 по ул. Студенческая, г. Саранск (представлен в приложении), согласно Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденный Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 06.07.2016 г., а также Письма Министерства строительного и жилищного хозяйства РФ от 03.11.2016 г. N 36508-ОД/04.
Объем потребленной электрической энергии за спорный период согласно установленного норматива составил 24131,52 кВтч, стоимостью 95641 руб. 26 коп. Таким образом, разница между начислениями по указанному МКД по показаниям ОДПУ и применённым нормативом составляет 18724,52 кВтч стоимостью 74 499 руб. 89 коп., в связи чем истец просит взыскать меньшую стоимость, рассчитанную на основании показаний ОДПУ.
Согласно пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
В соответствии с п.п. "ж" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домом (утв. постановлением Правительства от 06 мая 2011 г. N 354), исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом. В отношении коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика, который является владельцем соответствующей интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а предоставление показаний таких приборов учета осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В многоквартирном доме N 11 по ул. Студенческая, г. Саранск, "03" марта 2017 года введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета N 14758476, N 13192182. В спорный период приборы учета были исправны и по ним велся учет потребленной электрической энергии в многоквартирном доме.
ООО "Ватт-Электросбыт" производит расчет объема потребленной электрической энергии руководствуясь пунктом 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями утв. постановлением Правительства РФ от "14" февраля 2012 г. N 124 (согласно утвержденной постановлением Правительства формуле).
Поскольку доказательств оплаты задолженности в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в материалы дела не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу удовлетворив требование истца о взыскании задолженности в сумме 26489 руб. 72 коп.
Истцом заявлены к взысканию пени за период с 19.05.2022 по 24.05.2023 в сумме 3649 руб. 47 коп. на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9.3 договора предусмотрено, что в случае несвоевременного проведения платежей, предусмотренных пунктом 6.2 настоящего договора, управляющая компания уплачивает пени согласно абз. 10 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Расчет неустойки проверен судом апелляционной инстанции и признан верным в заявленном размере..
Факт наличия просрочки оплаты поставленных коммунальных ресурсов подтверждается материалами дела и не оспорен, доказательств оплаты не представлено.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки с 25.05.2023 по день фактической оплаты основного долга.
Согласно пункту 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Поскольку факт неисполнения ответчиком денежного обязательства установлен и подтвержден материалами дела, требование истца о взыскании с ответчика неустойки заявлено правомерно.
Суд, проверив расчет неустойки, выполненный истцом, признал его обоснованным, в связи с чем, требование о взыскании законной неустойки в размере 20401 руб. 67 коп., исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начиная с 25.05.2023 по день фактической оплаты долга, подлежит удовлетворению.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Каких-либо иных обстоятельств, влияющих на законность и обоснованность принятого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено. Судом правильно применены нормы материального права.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.06.2023 по делу N А39-10063/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эталон Сервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-10063/2022
Истец: ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт"
Ответчик: ООО "Эталон Сервис"