город Ростов-на-Дону |
|
17 октября 2023 г. |
дело N А53-11247/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Нарышкиной Н.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матиняном С.А.,
при участии:
от ответчика: представитель Орлов В.Е. по доверенности от 26.05.2023.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Армавирская газонаполнительная станция"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2023 по делу N А53-11247/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Армавирская Газонаполнительная Станция" (ОГРН: 1022300635235, ИНН: 2302042392)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Армавирская Газонаполнительная Станция" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - дорога, ответчик) о взыскании неустойки в размере 998 108, 88 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2023 иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 418 829, 72 руб. неустойки, а также 13 181, 09 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 6 090 руб. государственной пошлины. С истца в доход федерального бюджета взыскано 3 691 руб. государственной пошлины.
Истец обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда изменить в части размера взысканной неустойки; отказать ответчику в применении положений ст.333 ГК РФ, взыскать с ответчика пеню согласно расчёту в сумме 837 659,44 руб. В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на то, что ответчик не указал на исключительность данного спора, напротив, множество задержек поставки свидетельствуют о том, что несоблюдение условий договора перевозки являются для перевозчика именно правилом, а не исключением. Также не доказано ответчиком получение необоснованной выгоды у истца. Определяемая в соответствии со ст.97 "Устава железнодорожного транспорта" максимальная неустойка в 50% от цены контракта компенсируется для должника её неизменностью в течение всего времени нарушения прав кредитора, досудебного этапа, судебного разбирательства и исполнения. Это означает, что должник, уклоняясь от добровольного погашения неустойки, не увеличивает объём своего обязательства, как в общем случае, когда пеня начисляется без ограничения дней просрочки в пределах срока исковой давности, а уменьшает, поскольку неустойка, достигнувшая предела, начинает обесцениваться из-за естественных инфляционных процессов и невозможности применения к ней положений ст.305 ГК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Истец явку представителей в судебное заседание не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в октябре 2022 года ответчик принимал на себя обязательства доставлять в адрес истца груз - сжиженный газ, размешенный в вагонах-цистернах.
В соответствии с транспортными железнодорожными накладными, указанными в расчете истца, в октябре 2022 года ответчиком была допущена просрочка доставки груза.
В связи с тем, что ответчик допустил просрочку по доставке груза, истец на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации начислил пени в размере 998 108,88 руб. и направил в адрес ответчика претензию, которая осталась без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (статья 792 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки; сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражными судами надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В пунктах 6 и 6.3 Правил предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в определенных случаях, в том числе задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического и коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 УЖТ РФ случаев, перевозчик уплачивает пеню в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов.
Факт нарушения сроков доставки груза подтвержден документально представленными в материалы дела железнодорожными транспортными накладными.
Доказательств отсутствия своей вины в просрочке доставки груза ответчик не представил.
При этом судом первой инстанции признаны обоснованными доводы ответчика относительно неверного расчета суммы пени по транспортным железнодорожным накладным N N ЭШ761724, ЭШ110520, ЭШ749444, ЭЫ055174, ЭЫ709987, 77958535, 77958536, изложенные в отзыве на иск, в связи с чем суд отклонил сумму начисленной пени в размере 84 068,44 руб.
Суд также учел доводы ответчика о повторном предъявлении суммы пени в отношении железнодорожной накладной N ЭЬ003574 в размере 76 381 руб., указав, что в отношении транспортной железнодорожной накладной N ЭЬ003574 требование об уплате пени за просрочку доставки груза было ранее предъявлено грузоотправителем - ООО "Нефтехимическая транспортная компания" в Арбитражный суд г. Москвы в рамках рассмотрения дела N А40-294107/22-65-2763. Решением от 28.03.2023 Арбитражный суд города Москвы частично удовлетворил требования по накладной N ЭЬ003574.
Таким образом, грузоотправитель - ООО "Нефтехимическая транспортная компания" первым воспользовался правом на предъявление иска о взыскании пени за просрочку доставки груза, в силу чего в удовлетворении исковых требований по накладной N ЭЬ003574 на сумму 76 381 руб. было отказано.
В отношении железнодорожной накладной N ЭШ612466 довод ответчика о повторном заявлении требования судом отклонен, поскольку дело N А53-11270/23, в рамках которого заявлено требование о взыскании пени по железнодорожной транспортной накладной N ЭШ612466, на момент рассмотрения настоящего дела, судом не рассмотрено.
С учетом изложенного суд первой инстанции определил в качестве правомерно заявленной истцом неустойку в размере 837 659,44 руб.
Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.
Истец в апелляционной жалобе указал на отсутствие у суда первой инстанции оснований для снижения размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ и просил взыскать пеню согласно расчёту в размере 837 659,44 руб.
Оценивая доводы апелляционной жалобы истца об отсутствии оснований для снижения неустойки соответствии со ст. 333 ГК РФ, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В суде первой инстанции ответчиком было заявлено ходатайство о применении положении статьи 333 ГК РФ.
Как следует из данной нормы, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 декабря 2011 года N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается. Ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Как разъяснено в пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из разъяснений пункта 75 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период.
Согласно пункту 77 постановления Пленума N 7 снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство, суд первой инстанции, учитывая разъяснения, изложенные в пунктах 69, 73, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", принимая во внимание обстоятельства дела, размер неустойки, период просрочки, в целях соблюдения баланса между применяемой мерой ответственности и последствиями ненадлежащего исполнения принятого ответчиком обязательства, а также во избежание превращения института неустойки в способ обогащения кредитора вопреки ее компенсационной функции, установил наличие оснований для его удовлетворения, уменьшив размер неустойки до 418 829, 72 руб. (снизив на 50%).
Указанные истцом в жалобе обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о неправомерности выводов суда первой инстанции применительно к обстоятельствам настоящего дела о несоразмерности неустойки и наличии оснований для ее уменьшения.
Кроме того, исходя из принципа правовой определенности решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12).
В силу изложенного подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы истца, касающиеся необоснованного по его мнению снижения размера неустойки.
Ответчиком решение суда в части взысканной неустойки не оспаривается.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2023 по делу N А53-11247/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11247/2023
Истец: ООО "АРМАВИРСКАЯ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"