г. Санкт-Петербург |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А56-71719/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии согласно протокола судебного заседания от 10.10.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25276/2023) публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2023 по делу N А56-71719/2022, принятое
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
к товариществу собственников жилья "Бухарестская 72/1"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (истец, ПАО "ТГК-1") обратилось с иском к товариществу собственников жилья "Бухарестская 72/1" (ответчик, ТСЖ "Бухарестская 72/1") о взыскании 5 449 357,52 рублей задолженности по договору теплоснабжения (в горячей воде) N 21515 от 01.03.2009 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.03.2009 и 155 141,40 рублей неустойки по состоянию на 31.03.2022.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2023 с ответчика в пользу истца взыскано 16 919,74 рублей неустойки и 36 030,00 рублей судебных расходов по государственной пошлине. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить.
В обоснование заявленной позиции указано на то, что судом неверно принят во внимание расчет ответчика.
В отзыве ответчик просит решение оставить без изменения, указывая на то, что по методике расчета спора не имелось, в данном случае оспаривался объем, предъявленный к оплате без учета корректировок, поскольку данные в отчетах о теплопотреблении и данные в счет-фактурах отличны.
В судебном заседании стороны поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между истцом (энергоснабжающей организацией) и ответчиком (абонентом) заключен договор, по которому энергоснабжающая организация обеспечивает подачу абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Тепловая энергия на нужды отопления и горячего водоснабжения поставляется в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Бухарестская ул., д.72. корп.1, и находящийся в управлении ответчика (далее - многоквартирный дом, МКД).
Ссылаясь на то, что ответчиком услуги в полном объеме не оплачены, истец обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции оказал во взыскании основного долга, неустойку взыскал частично.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам стороны.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства.
При этом законы и иные нормативные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления и особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается товариществом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Условия указанных договоров определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 13 Правил).
В силу пункта 38 Правил при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Пунктом 42 Правил определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется по формуле 1 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем (количество) коммунального ресурса за месяц умножается на тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме оплачивают горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного по показаниям приборов учета (куб. м.) и тарифа, установленного уполномоченным органом.
Информационным письмом Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29 декабря 2021 N01-13-1467/21-0-0 "О расчетах за горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах и жилых домах с централизованной системой горячего водоснабжения на территории Санкт-Петербурга в 2022 году" на территории Санкт-Петербурга установлен тариф на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с централизованной системой горячего водоснабжения: в размере 112,81 рублей/куб. м (с НДС) с 01.01.2022 по 30.06.2022.
Указанный тариф был применен ответчиком при расчете размера платы за горячее водоснабжение потребителям, проживающим в многоквартирном доме ответчика.
При этом в указанном одноставочном тарифе уже заложена величина тепловой энергии на подогрев холодной воды из расчета, что на подогрев 1 куб. м. холодной воды требуется 0,06 Гкал (распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 15.12.2017 N 201-р).
Многоквартирный дом ответчика оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии, которые позволяют раздельно фиксировать потребление тепловой энергии на отопление в Гкал, на горячее водоснабжение в Гкал, а также количество потребленной воды по услуге "горячее водоснабжение" в куб. м.
Объем горячей воды в куб.м по соответствующему тарифу стоит меньше, чем зафиксированный прибором учета объем тепловой энергии в Гкал, поставленный на нужды горячего водоснабжения. Это может быть связано с циркуляцией горячей воды, что приводит к тепловым потерям, а также с тем, что часть тепловых потерь может приходиться на проектные "полотенцесушители". То есть в этом случае расход тепловой энергии превышает среднее расчетное количество (0,06 Гкал/куб.м), необходимое для приготовления одного куб.м горячей воды (информационное письмо Комитета от 01.08.2014 N 01-14-2310/14-0-0).
В силу пункта 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В соответствии с абзацем 1 пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб.м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб.м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). В пункте 7(1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб.м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному Комитетом для оплаты одного куб.м горячей воды.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного Комитетом для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
Исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения.
Исполнитель коммунальной услуги должен оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам.
На основании изложенного применение истцом тарифа для Предприятия противоречит в настоящем случае нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам 354.
Суд первой инстанции при указанных обстоятельствах правомерно принял во внимание расчет ответчика, согласно которому разница в начислениях между Гкал и куб. м (разница в начислениях, предъявляемых Истцом, и начислениями согласно правилам предоставления коммунальных услуг N 354) за период с февраля по апрель 2022 года составила 360249,06 рублей (за исковой период ответчиком перечислено: платежным поручением N 347 от 29.12.2022 г. 2 290 496,21 рублей за апрель 2022 г., платежным поручением N 346 от 29.12.2022 г. 2 391 869,21 рублей за март 2022 г., платежным поручением N 112 от 16.05.2023 г. 406743,04 рублей - оплата стоимости потребленных услуг отопления и горячего водоснабжения с использованием методики в соответствии с Правилами N 354, а именно учтены лишние начисления на общую сумму 360249,06 рублей: за февраль 2022 в размере 153438,76 рублей, за март 2022 в размере 118348,53 рублей, апрель 2022 в размере 88461,77 рублей 5449357,52 рублей (задолженность за период февраль-апрель 2022) - 2 290 496,21 рублей оплата за апрель 2022 г. - 2 391 869,21 рублей оплата за март 2022 г.- 406743,04 рублей доплата с учетом методики Правил N 354 = 360249,06 рублей (излишние начисления). Таким образом, отсутствие задолженности у Ответчика перед Истцом за исковой период подтверждено документально и истцом не опровергнуто.
Из расчета судом правомерно исключена задолженность за ноябрь и декабрь 2020, т.к. во взыскании данных сумм истцу отказано по делу N А56-14383/2021, как излишне начисленных при расчете с использованием методики расчета, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2023 по делу N А56-71719/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71719/2022
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: ТСЖ "БУХАРЕСТСКАЯ 72/1"