г. Киров |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А82-20538/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунары"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.07.2023 по делу N А82-20538/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунары" (ОГРН 1157604003336; ИНН 7604275794)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля,
третьи лица: мэрия г. Ярославля, Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля,
о признании незаконным приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунары" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее - ответчик, Комитет) о признании незаконным приказа N 3910 от 13.10.2022 "Об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе (в соответствии с проектом межевания участок 1П) в Дзержинском районе, в собственность".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Мэрия города Ярославля (далее - Мэрия), Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что к спорным правоотношениям должны применяться специальные нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а именно: подпункт 1 статьи 39.5, подпункт 6 пункта 1 статьи 39.14, подпункт 13 пункта 2 статьи 39.6, в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ. В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок образован путем перераспределения земельного участка, находящегося в собственности заявителя, и земель, находящихся в государственной собственности, предоставление испрашиваемого земельного участка должно быть через заключение между Мэрией и Обществом соглашения о перераспределении с указанием в качестве собственника образуемого земельного участка Общества. При этом способ образования земельного участка в границах территории, подлежащей развитию, не может повлечь "платность" предоставления такого участка.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 17.08.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 18.08.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о принятии апелляционной жалобы.
Ответчик и третьи лица отзывы на жалобу не представили.
Судебное разбирательство по делу откладывалось.
Заявитель, ответчик, третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.07.2014 Мэрия приняла постановление N 1891 "О развитии застроенной территории в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе в Дзержинском районе города Ярославля".
17.02.2014 в соответствии со статьями 46.1 - 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и постановлением N 1891 Мэрия приняла постановление N 276 "О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, расположенной в Дзержинском районе города Ярославля, площадью 28116, в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе".
На основании постановлений Мэрии Комитет провел аукцион на право заключения договора о развитии застроенной территории в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе в Дзержинском районе города Ярославля, победителем которого признано Общество.
14.04.2015 в соответствии со статьей 46.2 ГрК РФ и протоколом о результатах аукциона от 25.03.2015 N 2 Мэрия в лице Комитета и Общество (исполнитель) заключили договор о развитии застроенной территории N 41.
Согласно пункту 1.1 договора исполнитель обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства по развитию застроенной территории, расположенной в Дзержинском районе города Ярославля, площадью 28 116 кв. м., в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе (далее - Территория), а Мэрия обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств.
Мэрия обязуется после выполнения исполнителем обязательства, предусмотренного подпунктом 3.1 пункта 3 настоящего договора, по мере выполнения им обязательств, предусмотренных подпунктами 3.2 и 3.3 пункта 3 настоящего договора, предоставить исполнителю без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством в аренду для строительства в границах Территории земельные участки, распоряжение которыми осуществляется органом местного самоуправления и которые не предоставлены в пользование и (или) владение гражданам и юридическим лицам, в течение 30 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления с приложением необходимых документов (пункт 4.3 договора).
В соответствии с постановлением Мэрии от 31.01.2020 N 68 "О внесении изменений в постановление Мэрии от 23.03.2016 N 364" утвержден проект межевания территории в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе в Дзержинском районе г. Ярославля, согласно которому испрашиваемый земельный участок 1П образуется путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:57 и земель, государственная собственность на которые не разграничена (приложение N 5) (л. д. 52(об.)).
12.07.2022 Комитет выдал согласие N 01-21/6030-23 на заключение соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:57.
28.09.2022 Общество обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка (без проведения торгов) с кадастровым номером 76:23:010911:877, расположенного в границах территории, расположенной в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе (в соответствии с проектом межевания участок 1П), со ссылкой на пункт 1 статьи 39.5 ЗК РФ, и с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель, в результате которого образуется земельный участок с кадастровым номером 76:23:010911:877, на который возникнет право частной собственности.
13.10.2022 Комитет издал приказ N 3910 "Об отказе в предоставлении в собственность земельного участка в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе (в соответствии с проектом межевания участок 1П) в Дзержинском районе".
В приказе отражено, что испрашиваемый земельный участок образован в соответствии с проектом межевания, утвержденным постановлением Мэрии от 23.03.2016 N 364, путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности. В соответствии с пунктом 5 статьи 39.28 ЗК РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется за плату.
Посчитав, что приказ Комитета является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (пункт 7 статьи 11.2 ЗК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 46.1 ГрК РФ в редакции, действовавшей в момент заключения договора о развитии застроенной территории N 41, развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 настоящего Кодекса.
В силу части 8 статьи 46.1 ГрК РФ предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
В рассматриваемом случае Мэрией в лице Комитета и Обществом (исполнитель) заключен договор о развитии застроенной территории от 14.04.2015 N 41.
Заявитель в качестве способа предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выбрал перераспределение земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:57, находящегося в собственности Общества.
Пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 ЗК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ в редакции, действовавшей в момент принятия Мэрией постановления от 31.01.2020 N 68, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В силу пункта 5 статьи 39.28 ЗК РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
Из материалов дела следует, что образуемый земельный участок с кадастровым номером 76:23:010911:877 находится в пределах земельных участков в границах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории; планируется перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности (кадастровый номер 76:23:010911:57); перераспределение производится с целью приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; в результате перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, право собственности на образованный земельный участок возникает у Общества.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, применив к обстоятельствам дела вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку в данном случае перераспределение земельного участка в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории, то такое перераспределение (увеличение площади) производится в соответствии с пунктами 1, 5 статьи 39.28 ЗК РФ за плату.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для опровержения данного вывода суда первой инстанции.
Таким образом, ответчик правомерно отказал заявителю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:877 в собственность бесплатно.
Довод заявителя о том, что к спорным правоотношениям должны применяться подпункт 1 статьи 39.5 ЗК РФ в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ (о бесплатном предоставлении земельного участка), не может быть принят во внимание в силу следующего.
При перераспределении земельных участков в порядке главы V.4 ЗК РФ земельный участок не предоставляется Обществу, а изменяются характеристики земельного участка, уже находящегося у него в частной собственности в части размера площади. В этой связи в данном случае перераспределение земельного участка в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляемое в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории производится за плату.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что договором о развитии застроенной территории от 14.04.2015 N 41 на Мэрию возложена обязанность предоставить исполнителю без проведения торгов земельные участки в аренду, а не в собственность (пункт 4.3 договора).
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов и обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого решения.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.07.2023 по делу N А82-20538/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена заявителем на общую сумму 3000 рублей, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.07.2023 по делу N А82-20538/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунары" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Коммунары" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению N 95 от 04.08.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-20538/2022
Истец: ООО "КОММУНАРЫ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ МЭРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МЭРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ, МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ