г. Ессентуки |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А20-5367/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в отсутствие представителей сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.08.2023 по делу N А20-5367/2020 (судья С.М. Пономарев) по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (ТФОМС КБР) (г. Нальчик, ОГРН 1020700001794, ИНН 0711026775) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N2" (г. Нальчик, ОГРН 1030700208648, ИНН 0713001470) о взыскании 223325р,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (далее - ТФОМС КБР) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 2" (далее - ГБУЗ "ГКБ N 2") о взыскании 2050378,09р, из них средств ОМС, использованных не по целевом) назначению в размере 1873664,92р, уплате штрафа за нецелевое использование средств ОМС в размере 165033,99р, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 11679,18р.
Решением от 03.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.09.2022, суд взыскал с ГБУЗ "ГКБ N 2" в пользу ТФОМС КБР - 223325р средств обязательною медицинского страхования, использованных не по целевому назначению. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.02.2023. решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 по делу N А20-5367/2020 в части взыскания с ГБУЗ "ГКБ N 2" в пользу ТФОМС КБР 223325р и взыскания с ГБУЗ "ГКБ N 2" в доход федерального бюджета 7467р государственной пошлины, отменено. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики. В остальной части судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба ТФОМС КБР - без удовлетворения. Судебный акт мотивирован следующим: суды ошибочно сделали вывод о том, что последующее устранение совершенного правонарушения не может служить основанием для освобождения от ответственности. При фактическом восстановлении ГБУЗ "ГКБ N 2" на счете ОМС использованных не по целевому назначению средств за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, исключает возможность перечисления спорных средств ГБУЗ "ГКБ N 2" в бюджет, и по сути означает не возврат их в бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.08.2023 отказано в удовлетворении исковых требований ТФОМС КБР во взыскании с ГБУЗ "ГКБ N 2" денежных средств в размере 223325р.
Не согласившись с решением суда, ТФОМС КБР обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в части взыскания с ГБУЗ "ГКБ N 2" 223325р в пользу ТФОМС КБР.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ГБУЗ "ГКБ N 2" поступил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения. Денежные средства были восстановлены ГБУЗ "ГКБ N 2" на счете обязательного медицинского страхования и, в дальнейшем, использованы в соответствии с целевым назначением, в связи с чем не могут быть возвращены в бюджет территориального фонда.
Удовлетворено ходатайство ТФОМС КБР об участии в судебном заседании с использованием системы вэб-конференции.
Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в полном объеме обеспечена возможность участия представителя ТФОМС КБР в судебном заседании в режиме веб-конференции, при этом ТФОМС КБР не обеспечено подключение к онлайн-заседанию. Техническое оборудование апелляционного суда находилось в исправном состоянии.
ГБУЗ "ГКБ N 2" и ТФОМС КБР явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ГБУЗ "ГКБ N 2" и ТФОМС КБР.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Обстоятельства изложены в решении суда.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации - нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 28 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Подтверждением того, что получаемые медицинской организацией от страховой медицинской организации средства целевые, являются положения подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому средства, получаемые медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, являются средствами целевого финансирования.
Исправление выявленных ошибок в бухгалтерском учете предусмотрено Федеральным законом от 06.12.2012 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н. В случае фактического восстановления ответчиков на счете ОМС использованных не по целевому назначению средств за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, исключается возможность перечисления спорных средств заявителем в бюджет, поскольку означает не возврат их в бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2019 N 307-ЭС19-12840 расходы по возмещению средств ОМС, ранее необоснованно использованные учреждением здравоохранения, а также расходы по исполнению судебных актов о возмещении средств ОМС, не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи, так как данный вид расходов не связан с оказанием медицинской помощи, а является мерой ответственности в виде принуждения к возмещению полученных сумм, использованных не по целевому назначению. Источник возврата средств ОМС, использованных не по целевому назначению, законодательством РФ не определен, следовательно возврат медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и использованных не по целевому назначению, осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет любых источников, не имеющих целевого назначения.
В ходе проверки ТФОМС КБР (акт проверки от 28.10.2020) установлено нецелевое расходование ГБУЗ "ГКБ N 2" средств ОМС в размере 223325р.
Последующей проверкой исполнения требований ТФОМС КБР за период с 01.07.2020 по 30.06.2022, предъявленных по результатам предыдущих плановых комплексных проверок, установлено, что ГБУЗ "ГКБ N 2" возвратило путем перечисления с лицевого счета по средствам ОМС (платежные поручения от 06.12.2018 N 172413, от 01.04.2020 N 198). Денежные средства в размере 72200р (платежное поручение N 19452 от 01.04.2020) ГБУЗ "ГКБ N 2" были перечислены на основании судебного акта по делу N А20-5481/2019 за счет средств ОМС. По результатам проверки составлен акт от 30.11.2022, ТФОМС КБР не установлено нарушений со стороны ГБУЗ "ГКБ N 2" в части восстановления нецелевого использования средств ОМС в 2021 году в сумме 223325р за счет средств полученных от предпринимательской деятельности и их расходования.
При таких обстоятельствах, ГБУЗ "ГКБ N 2" восстановило нецелевое использование средств ОМС в установленном порядке со счета, отражающего получение за счет деятельности, приносящей доход, в обоснование чего представлены доказательства восстановления нецелевого использования средств ОМС с л/с 20046А10211 (средства за счет деятельности приносящий доход) на л/с 22046А10211 (средства ОМС) в размере 223325р.
Последующий учет восстановленных средств в качестве целевых средств ОМС подтверждается следующими документами. Письмом от 20.08.2021 N 586 в адрес Министерства здравоохранения КБР, в котором указано, что ТФОМС КБР произведено восстановление нецелевого использования средств ОМС л/с 20046А10211 на л/с 22046А10211 в сумме 223325р, выявленных по акту б/н от 28.10.2020; сведениями о поступлении и расходовании средств ОМС за январь-декабрь 2021 г. от 17.01.2022, в строках 12, 12.2 раздела II Поступление средств ОМС указано: "из других источников - всего 223,3 тыс. руб.", "восстановление нецелевого использования средств ОМС с л/с 20046А10211 на л/с 22046А10211 в сумме 22 325р, выявленных по акту б/н от 28.10.2020", в строке 30 раздела 4 расходование средств ОМС указано, что восстановленные денежные средства в сумме 223325р израсходованы на приобретение мягкого инвентаря. Данные обстоятельства ТФОМС КБР не опровергнуты.
ГБУЗ "ГКБ N 2" также представлено письмо от 18.02.2022 в адрес ТФОМС КБР с просьбой принять к учету факт восстановления использованных нецелевым способом средств ОМС в размере 223325р за счет средств полученных от оказания платных услуг. Такой способ восстановления средств является допустимым и согласуется со сложившейся судебной практикой.
Довод ТФОМС КБР о том, что восстановление средств на лицевом счете обязательного медицинского страхования не исключает признание израсходованных сумм нецелевым использованием средств, отклоняется. Фактическое восстановление ГБУЗ "ГКБ N 2" на счете ОМС суммы 223325р за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, исключает возможность перечисления денежных средств ГБУЗ "ГКБ N 2" в бюджет, поскольку означает не возврат их в бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих ГБУЗ "ГКБ N 2", то есть применение к ней штрафных санкции, которые законодательством не предусмотрены, а удовлетворение требований ТФОМС КБР, выраженное в акте проверки о восстановлении денежных средств повлечет получение им денежных средств в двойном размере.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что денежные средства (223325р) были восстановлены ГБУЗ "ГКБ N 2" па счете обязательного медицинского страхования и, в дальнейшем, использованы в соответствии с целевым назначением, в связи с чем не могут быть возвращены в бюджет ТФОМС КБР.
Ссылка ТФОМС КБР на Определение ВС РФ от 11.01.2023 N 309-ЭС22-2589 (дело N А76-4657/2022), постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.05.2023 N Ф08-4545/2023 (по делу N А20-3063/2022) не принимается. В рамках дела N А76-4657/2022 суды трех инстанций пришли к выводу, что требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области о перечислении в бюджет спорной суммы фактически будет означать не возврат использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования, а повлечет получение Фондом денежных средств в двойном размере, что является недопустимым. Довод Фонда о том, что Закон N 326-ФЗ не предусматривает возможность восстановления денежных средств медицинской организацией на собственном лицевом счете, а указывает исключительно на обязанность возврата использованных не по целевому назначению средств в бюджет территориального фонда со ссылкой на судебную практику рассмотрен судами и отклонен. Так суды отметили, что самостоятельное восстановление ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Коркино" на лицевом счете средств обязательного медицинского страхования, ранее использованных не по целевому назначению, означает дальнейшее использование восстановленных средств на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, то есть по целевому назначению. Фонд, обязывая учреждение (ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Коркино") повторно перечислить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области спорную сумму, не восстанавливает потери бюджета Фонда, а дополнительно изымает денежные средства в спорной сумме, что по своему содержанию является уже не восстановительной мерой, а штрафом, который не предусмотрен частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ. В рамках дела N А20-3063/2022 заявленные требования медицинского учреждения удовлетворены частично, признан недействительным акт проверки от 02.06.2022 в части признания нецелевым расходованием 1428751,91р, в остальной части в удовлетворении заявления отказано. Встречное требование фонда медицинского страхования удовлетворено частично. Денежные средства восстановлены в учете средств ОМС до проведения проверки. Суды, отказывая в удовлетворении требований фонда медицинского страхования о взыскании с медицинского учреждения 1428751,91р, исходили из того, что однократное отвлечение денежных средств из фондов на цели, которые в принципе соответствуют целям фондов, можно квалифицировать как восстановление средств. Фактическое восстановление учреждением на счете ОМС использованных не по целевому назначению средств исключает возможность перечисления спорных денежных средств заявителем в бюджет, поскольку означает не возврат их в бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены.
Таким образом, по делам N А76-4657/2022 и N А20-3063/2022 суды исходили из фактического восстановления медицинским учреждением на счете обязательного медицинского страхования использованных не по целевому назначению денежных средств и, в дальнейшем, их использование в соответствии с целевым назначением, в связи, с чем удовлетворение требований в данной части повлечет получение Фондом медицинского страхования спорных денежных средств в двойном размере.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы жалобы фактически сводятся к не согласию ТФОМС КБР с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.08.2023 по делу N А20-5367/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5367/2020
Истец: Кабардино-Балкарский Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: ГБУЗ "Городская больница N2"
Третье лицо: Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2600/2022
07.08.2023 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5367/20
06.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13930/2022
26.09.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2600/2022
03.06.2022 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5367/20