г. Москва |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А40-223721/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.,
судей Лялиной Т.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГАУ "Центральному управлению жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2023 по делу N А40-223721/22 по иску ГБУ г. Москвы "Жилищник Молжаниновского района" к 1) ФГАУ "Центральному управлению жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России, 2) Минобороны России о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика 1: Гавриков А.М. по доверенности от 07.10.2022,
от ответчика 2: Гавриков А.М. по доверенности от 01.01.2023.
УСТАНОВИЛ:
ГБУ "Жилищник Молжаниновского района" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением о солидарном взыскании с ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ" и Министерства обороны Российской Федерации задолженности за оказанные коммунальные услуги в отношении ряда помещений в многоквартирных домах в общей сумме 683 900 (шестисот восьмидесяти трех тысяч девятисот) рублей 81 (восьмидесяти одной) копейки, а также начисленных на указанную задолженность пени в размере 104 515 (ста четырех тысяч пятисот пятнадцати) рублей 87 (восьмидесяти семи) копеек.
Решением суда от 17.07.2023 с Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник Молжаниновского района" взыскана задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 497 534 (четырехсот девяноста семи тысяч пятисот тридцати четырех) рублей 22 (двадцати двух) копеек, пени за период с 10.02.2021 по 31.03.2022 в размере 48 866 (сорока восьми тысяч восьмисот шестидесяти шести) рублей 15 (пятнадцати) копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 13 007 (тринадцати тысяч семи) рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
ФГАУ "Росжилкомплекс" не согласилось с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; ссылается не недоказанность факта оказания услуг истцом, на несоразмерность начисленных пени последствиям нарушения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ГБУ "Жилищник Молжаниновского района" является управляющей организацией в отношении общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Синявинская, д. 11, корп. 3, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.08.2018; г. Москва, ул. Синявинская, д. 11, корп. 4, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 24.08.2018; г. Москва, ул. Синявинская, д. 11, корп. 13, в соответствии с Распоряжением Главы управы от 21.11.2019 N 48 и протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 05.11.2020; г. Москва, ул. Синявинская, д. 11, корп. 16, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 04.12.2016.
При этом часть квартир в указанных жилых домах находятся в собственности Российской Федерации, право оперативного управления ими принадлежит Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации" (ФГАУ "РОСЖИЛКОМПЛЕКС").
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГАУ "Росжилкомплекс" по оплате эксплуатационных услуг (по содержанию жилого помещения), а также коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, центральное отопление) в период с 01.12.2020 по 31.07.2022 на сумме 683 900 (шестьсот восемьдесят три тысячи девятьсот) рублей 81 (восемьдесят одну) коп., в связи с чем начислены пени в соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ в размере 104 515 (ста четырех тысяч пятисот пятнадцати) рублей 87 (восьмидесяти семи) копеек за период с 01.12.2020 по 31.07.2022.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 153, 155, Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, в издержках по его содержанию и сохранению путем внесения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Обязанность по внесению платы, в силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на помещение.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) (далее - Правила N 491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) отмечено, что ст. 296, 298 Кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно п. 4 Порядка закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
С учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285 суд считает, что обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан нести расходы на содержание общего имущества.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик представил доказательства передачи части спорных помещений в пользование нанимателей на основании договоров найма жилых помещений, в связи с чем произведен перерасчет задолженности за вычетом периодов, в течение которых указанные жилые помещения находились во владении нанимателей, согласно которому основная задолженность составила в настоящем случае 497 534 (четыреста девяносто семь тысяч пятьсот тридцать четыре) рубля 22 (двадцать две) копейки.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства оплаты задолженности за оказанные истцом услуги, то выводы суда первой инстанции о взыскании с ответчика документально подтвержденной задолженности в сумме 497 534 (четыреста девяносто семь тысяч пятьсот тридцать четыре) рубля 22 (двадцать две) копейки, пени с учетом правомерного применения моратория на взыскание финансовых санкций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 в сумме 48 866 (сорок восемь тысяч восемьсот шестьдесят шесть) рублей 15 (пятнадцать) копеек за период с 10.02.2021 по 31.03.2022 правомерны.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности факта оказания услуг в спорный период опровергаются доказательствами, представленными в материалы дела.
Утверждая о том, что истец не является управляющей организацией по спорому адресу, ответчик не представил доказательств того, что управление спорным зданием осуществлялось в спорный период иным лицом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы расчет задолженности произведен на основании тарифов, утвержденных протоколом общего собрания собственников помещений, действительность которого документально не опровергнута.
Кроме того, Правила N 491 также не предусматривают обязанности истца представлять ответчику доказательства, подтверждающие факт и объем услуг, оказанных по содержанию домовладения. Указанная правовая позиция сформирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, от 12.04.2011 N16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11.
В настоящем случае ответчиком обоснованных доказательств несоразмерности взысканной суммы неустойки последствиям нарушения обязательства представлено не было.
Снижение размера неустойки не должно вести к необоснованному освобождению должника от ответственности за просрочку выполнения требований по закону.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2023 по делу N А40-223721/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-223721/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК МОЛЖАНИНОВСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ