г. Москва |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А40-121901/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой
судей: |
Г.М. Никифоровой, В.И. Попова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
ООО "Торговый дом Стройматериалов"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2023 по делу N А40-121901/23
по иску ООО "Торговый дом Стройматериалов"
к МИФНС России N 46 по г. Москве
о признании незаконным решение от 21.11.2022 N 469591А, о возложении обязанности
при участии:
от заявителя: |
Шукшина Н.Ю. дов. от 29.05.2023 |
от заинтересованного лица: |
Зыков В.Д. дов. от 01.03.2023 |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Торговый дом Стройматериалов" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве (ответчик, налоговый орган) о признании незаконным решения от 21.11.2022 N469591А, о возложении обязанности произвести государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся а ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы о смене адреса (места нахождения) Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом стройматериалов" ИНН: 6726023Ш, ОГРН: 1166733077026, на основании представленных 14.11.2022 документов (вх.N469591А).
Решением от 31.07.2023 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 14.11.2022 единственным участником заявителя принято решение N 2/2022 об изменении действующего адреса места нахождения общества - 215710, Смоленская область, Дорогобужский район, город Дорогобуж, улица Карла Маркса, дом 20, офис 4, на новый адрес места нахождения - 119034, г, Москва, Померанцев переулок, дом 10-12, этаж: N 0, помещение N IIа (часть), также об утверждении и внесении соответствующих изменений N 1 в Устав общества,
14.11.2022 (вх.N 469591А) заявителем с целью государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица и внести изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в связи с изменением места нахождения и адреса общества в Регистрирующий орган, МИФНС N 46 по г. Москве были представлены соответствующие документы.
21.11.2022 МИФНС N 46 но г. Москве принято решение N469591А об отказе в государственной регистрации соответствующих изменений и внесении сведений о юридическое лице в ЕГРЮЛ.
В качестве основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации было указано следующее: "Представленные документы оформлены с нарушением пункта 14 Требований к оформлению документов, представляемых е регистрирующий орган, утвержденный Приказом Федеральной налоговой службы от 31.08.2020 ЕД-7-14/617@.
Не согласившись с оспариваемым решением налогового органа, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "Торговый дом Стройматериалов" требований.
При этом отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемого отказа налогового органа.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Закон N 129-ФЗ).
Закон N 129-ФЗ исходит из принципа официальности, достоверности и актуальности сведений, включенных в реестр, имеющих общедоступный характер (ст. 4, 12 Закона N 129-ФЗ, ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (N 149-ФЗ).
Обязанность по обеспечению достоверности информации, содержащейся в данной информационной системе, возлагается законодателем на определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы государственные органы.
Из совокупности положений Закона N 129-ФЗ и Закона N 149-ФЗ следует, что Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, реестр), в силу своей публичности, является официальным источником сведений о юридическом лице, в связи с чем, содержащиеся в данном федеральном информационном ресурсе сведения и документы должны быть достоверны.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п.4 ст.5 Закона N 129-ФЗ).
К числу сведений о юридическом лице, содержащихся в реестре, перечень которых определен ст. 5 Закона N 129-ФЗ относятся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (пп. "в" п.1 ст.5 Закона N129-ФЗ).
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, определен в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
Согласно п.1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также комплект документов в соответствии с пп. а), б), в), г), д), е), ж) п.1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. В заявлении подтверждается, что изменения, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в заявлении достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении соответствующих изменений.
В п. 1.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.
Приказом ФНС России от 31 августа 2020 года N ЕД - 7 - 14/617@ утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Глава VI приложения N 13 к приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ содержит требования к оформлению Заявления о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма N Р13014).
В соответствии с положением пункта 14 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлено, что указание в форме заявления о государственной регистрации сведений о месте нахождения и адресе юридического лица осуществляется в структурированном виде в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре (ГАР) в муниципальном делении. Структура адреса, последовательность адресообразующих элементов установлена Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (постановление N 1221).
Таким образом, несоблюдение положений пункта 14 Требований к оформлению документов является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "ц" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Отношения, возникающие в связи с ведением ГАР, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы (ФИАС), а также отношения по использованию содержащихся в ГАР сведений об адресах регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О федеральной информационной адресной системе и о внесении в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Закон N 443-ФЗ).
Согласно п.1 ст.2 Закона N 443-ФЗ адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
В соответствии с ч.З ст.5 Закона N 443-ФЗ органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы. Санкт-Петербурга и Севастополя, а также организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", осуществляют следующие полномочия:
* присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов (правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 (ред. от 26.07.2022) "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов");
* размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра и в сроки, определенные установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона N 443-ФЗ, содержащиеся в ГАР сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.
Как указывалось выше, 14.11.2022 в регистрирующий орган представлен комплект документов, предусмотренный п.1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ", вх. N 469591 А.
Согласно заявлению о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в реестре, новым местом нахождения и адресом ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ" являются: г. Москва, муниципальный округ Хамовники, пер. Померанцев д. 10-12, этаж/помещ. 0/ИА (часть).
В отношении указанного в заявленном при государственной регистрации адресе - "этаж 0", необходимо указать следующее.
В соответствии с Приказом Минфина России от 05.11.2015 N 171н "Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов" утвежден перечень элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, разбитых по группам, в том числе:
Типы зданий (сооружений) - Дом, Корпус, Строение, Шахта.
Типы помещений - Квартира, Комната, Офис, Павильон, Помещение, Рабочий участок, Склад, Торговый зал, Цех.
Следовательно, адресообразующий элемент "этаж" не входит ни в группу "типы зданий (сооружений)" ни в группу "типы помещений", используемых в качестве реквизитов адреса и является ненадлежащим адресообразующий элементом.
Таким образом, доводы заявителя об указании дополнительных (в данном случае - "этаж N 0") реквизитов в заявлении не противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку отражены обязательные реквизиты адресообразующих элементов не может быть учтен.
Указание "этаж 0" в показателе "Помещение в пределах здания, сооружения" листа "Б" заявления не соответствует подпункту 8 пункта 30 Требований, так как не относится к группам "типы зданий (сооружений)", "типы помещений".
При этом, согласно условиям договора аренды N А-1 от 12.10.2022 (содержит представленный комплект документов) ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ" принято во временное владение и пользование (аренда) часть нежилого помещения N ПА площадью 5,2 м2, расположенное в здании по адресу: г. Москва, пер. Померанцев д. 10-12.
Собственником нежилого помещения (копия выписки из ЕГРН о проведенной государственной регистрации от 15.03.2022 N 77:01:0001054:2871-77/051/2022-4, гарантийное письмо от 12.10.2022), располагающегося в здании по адресу: г. Москва, пер. Померанцев д. 10-12 является Перова Евгения Викторовна. Данное нежилое помещение имеет кадастровый номер 77:01:0001054:2871.
Вместе с тем, основываясь на содержании сведений, размещенных в ГАР, сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001054:2871 отсутствуют.
Адрес - г. Москва, муниципальный округ Хамовники, пер. Померанцев д. 10-12, этаж/помещ. 0/ПА (часть), заявленный ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ" отсутствует в государственном адресном реестре.
Сведения об адресе юридического лица, включая помещения, в заявлении о государственной регистрации должны соответствовать сведениям, имеющимся в ГАР.
Между тем, отражение Заявителем в листе "Б" в разделе 2 (стр. 003) - г. Москва, пер. Померанцев д. 10-12, этаж/помещ. 0/ПА (часть) также свидетельствует об оформлении заявления с нарушением установленных Требований к оформлению документов, в связи с отсутствием заявленного адреса в ГАР.
Учитывая изложенное, указанный в представленном на государственную регистрацию заявлении адрес: г. Москва, пер. Померанцев д. 10-12, этаж/помещ. 0/ПА (часть) не может быть использован как объект адресации, поскольку противоречит Правилам присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденным постановление N 1221 (пп. "д" п. 8 указанного постановления).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 210-ФЗ перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается:
1) постановлением Правительства Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг;
2) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг;
3) нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" в частности утверждено "Положение о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций).
В силу п. "в" абз. 2 Положения о Федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (утв.) федеральный реестр включает в себя перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 210.
Государственная услуга по внесению сведений об адресе в ГАР относится к перечню услуг, которые являются необходимыми и обязательными для осуществления Инспекцией регистрационных действий по внесению изменений в сведения об адресе.
Таким образом, из приведенных положений следует, что отсутствие информации об адресе в государственном адресном реестре является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение налогового органа является законным и обоснованным не нарушает права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.07.2023 по делу N А40-121901/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-121901/2023
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 46 ПО Г. МОСКВЕ