город Омск |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А46-7403/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Бацман Н.В., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8891/2023) индивидуального предпринимателя Стручкова Евгения Валерьевича на решение Арбитражного суда Омской области от 06.07.2023 по делу N А46-7403/2023 (судья Ширяй И.Ю.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Стручкова Евгения Валерьевича (ИНН 550300601030, ОГРНИП 304550335600204) к Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 34) и Департаменту контроля Администрации города Омска, при участи в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Тарского Дмитрия Александровича, Администрации Ленинского административного округа города Омска (ИНН 5505012857, ОГРН 1035509001395, адрес: 644020, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 62) о признании недействительным приказа от 19.04.2023 N8 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" в части подпунктов 11, 12 пункта 1,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Стручков Евгений Валерьевич (далее -заявитель, предприниматель, ИП Стручков Е.В.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации города Омска (далее - Администрация) о признании приказа Департамента контроля Администрации города Омска (далее -Департамент) от 19.04.2023 N 8 "О выносе самовольно размещённого движимого имущества" недействительным в части подпунктов 11 и 12 пункта 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тарский Дмитрий Александрович, Администрация Ленинского административного округа города Омска.
Решение Арбитражного суда Омской области от 06.07.2023 по делу N А46-7403/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Мотивируя апелляционную жалобы, ее податель указывает, что в отношении предпринимателя не были соблюдены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), в частности положения закона об ознакомлении с актом проверки проверяемого лица, о проведении проверки на основании распоряжения или приказа руководителя контролирующего органа.
Кроме того, податель жалобы отмечает, что в отношении предпринимателя не были соблюдены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление Правительства РФ N 336), которыми проведение контрольных мероприятий на период проведения проверки в отношении предпринимателя были запрещены.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 в связи с отсутствием судьи Котлярова Н.Е. в день рассмотрения апелляционной жалобы ввиду болезни в составе суда произведена замена председательствующего судьи на судью Шиндлер Н.А.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ИП Стручков Е.В. является владельцем торговых павильонов: площадью 15 кв. м и 12 кв. м, находящихся по адресу: ул. Ярослава Гашека, д. 12, в Ленинском административном округе г. Омска.
В ходе проведения мероприятий по осуществлению контроля за соблюдением Порядка размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска", специалистами отдела контроля в сфере экономической деятельности Департамента выявлено, что указанные павильоны, размещены вне схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Постановление N 1041-п), земельные участки с кадастровыми номерами, на которых расположены нестационарные торговые объекты заявителя, находятся в муниципальной собственности.
Факты выявления самовольно размещенных нестационарных торговых объектов оформлены актами контроля за размещением нестационарных торговых объектов на территории города Омска от 11.04.2023 N N 17-НТО-ЛАО-2023, 18-НТО-ЛАО-2023 (далее - акты контроля) с приложением фотоматериалов, карты-схемы территории.
Директором Департамента утвержден план выноса (демонтажа) движимого имущества на территории города Омска на 2023 год N 2023-04-18 от 14.04.2023, в перечень которого включены нестационарные торговые объекты, принадлежащие предпринимателю (пункты 4, 5 плана).
19.04.2023 Департаментом издан приказ N 8 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества", в подпункты 11, 12 пункта 1 которого включены объекты, принадлежащие предпринимателю: торговые павильоны площадью 15 кв. м (подпункт 11 пункта 1) и 12 кв. м (подпункт 12 пункта 1), находящихся по адресу: ул. Ярослава Гашека, д. 12, в Ленинском административном округе г. Омска.
Полагая, что подпункты 11, 12 пункта 1 приказа Департамента от 19.04.2023 N 8 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" являются незаконными, нарушают права предпринимателя, ИП Стручков Е.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
06.07.2023 Арбитражным судом Омской области принято решение, обжалуемое заявителем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ предусматривается, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381).
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом N 381-ФЗ, а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона N 381-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федеральным законом N 381-ФЗ принято постановление Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Порядок N 1812-п).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 1812-п нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Самовольно установленный нестационарный торговый объект - это нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения указанного постановления (пункт 10 поименованного выше Порядка).
Согласно пункту 9 Порядка N 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, являются Администрации административных округов города Омска
В соответствии с пунктом 49 Порядка N 1812-п контроль за соблюдением настоящего Порядка при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов, размещенных согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, осуществляют уполномоченный орган и департамент контроля Администрации города Омска
Пунктом 51 Порядка N 1812-п закреплено, что при осуществлении указанного контроля Департамент:
- выявляет факты незаконного размещения, самовольной установки нестационарных торговых объектов;
- осуществляет вынос незаконно размещённых и самовольно установленных нестационарных торговых объектов в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске.
В соответствии с требованиями пункта 28 Порядка N 1812-п выявленные уполномоченными органами самовольно установленные нестационарные торговые объекты, а также незаконно размещенные нестационарные объекты подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске.
Указанный порядок утвержден постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п "Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" (далее - Положение N 95-п).
Согласно подпункту 1 пункта 3 Положения N 95-п под движимым имуществом понимаются нестационарные торговые объекты, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенные без соблюдения Порядка N 1812-п, либо не демонтированные владельцами нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством, а также металлические и сборные железобетонные гаражные боксы, элементы благоустройства (ограждения, заборы, малые архитектурные формы, освещение и осветительное оборудование, сопряжения поверхностей, игровое и спортивное оборудование, некапитальные нестационарные сооружения, уличное техническое оборудование), которые не являются объектами недвижимости, устанавливаемые на определенной территории с учетом возможности быстрого изменения характера использования данной территории без несоразмерного ущерба назначению объектов при их перемещении, расположенные на земельных участках, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 95-п каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества (за исключением самовольно размещенного нестационарного торгового объекта) оформляется актом о выявлении самовольно размещенного движимого имущества по форме согласно приложению N 1. Приложением к акту является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов.
В случае выявления самовольно размещенного нестационарного торгового объекта составляется акт контроля за порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, в котором указываются:
- сведения о месте размещения нестационарного торгового объекта (адресный ориентир);
- дата, время составления акта контроля;
- наименование структурного подразделения Администрации города Омска, подготовившего акт контроля;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего (составивших) акт контроля;
- сведения об отсутствии (наличии) договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска;
- сведения о владельце нестационарного торгового объекта (при наличии);
- сведения о признаках нарушений, о лицах (если такие установлены), допустивших выявленные нарушения, статьи и пункты нормативного правового акта, требования которого нарушены;
- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом лиц, присутствовавших при выявлении объекта, их подписи, в случае отказа от подписи делается отметка с указанием мотивированного отказа;
- сведения о наличии (отсутствии) возможности перемещения движимого имущества без нарушения целостности конструкций.
Приложением к акту контроля является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов, а также карта-схема территории в радиусе 20 м от центральной точки места размещения самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, выполненная на адресном плане города Омска.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, нестационарные торговые объекты предпринимателя расположены на муниципальных земельных участках (доказательства обратного отсутствуют), не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную Постановлением N 1041-п, действующие договоры на размещение нестационарных торговых объектов не представлены, что свидетельствует об отсутствии правовых основания для размещения заявителем спорных нестационарных торговых объектов и законности приказа Департамента 19.04.2023 N 8 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" в части подпунктов 11 и 12 пункта 1.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к предпринимателю Федерального закона N 294-ФЗ, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона N 294-ФЗ, с учетом внесенных в него Федеральным законом от 11.07.2021 N170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", данный Федеральный закон распространяет свое действие только на отдельные виды государственного контроля (надзора), к которым контроль за соблюдением правил торговли органами местного самоуправления не относится.
При этом, на остальные виды государственного и муниципального контроля (надзора) распространяется Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, согласно части 2 статьи 17.1 Федерального закона N 131-ФЗ организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ N 336 установлены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022-2023 годах.
Особенности проведения в 2022-2023 годах внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены в пункте 3 Постановления Правительства РФ N 336.
Так, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры, в частности: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Между тем, пунктом 10 названного Постановления предусмотрено, что допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ и Федеральным законом N 294-ФЗ. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
Часть 3 статья 56 Федерального закона N 248-ФЗ к контрольным (надзорным) мероприятиям, проводимым без взаимодействия с контролируемым лицом, относит, в частности, выездное обследование.
При этом под выездным обследованием согласно статье 75 Федерального закона N 248-ФЗ понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не требуется взаимодействие с контролируемым лицом (часть 2 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ).
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться осмотр; отбор проб (образцов); инструментальное обследование (с применением видеозаписи); испытание; экспертиза (часть 3 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ).
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица (часть 4 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ).
С учетом изложенного, апелляционный суд исходит из того, что проводимые департаментом контрольные мероприятия осуществлены в рамках муниципального контроля без взаимодействия с проверяемым лицом и не требовали в силу пункта 10 Постановления Правительства РФ N 336 согласования с органами прокуратуры.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что до него не были доведены результаты данного мероприятия, также отклоняются судом апелляционной инстанции.
Положение N 95-п не содержит процедуру уведомления об осуществлении мероприятий по контролю за соблюдением Порядка размещения НТО, о принятии годового плана выноса движимого имущества, о принятии распорядительного документа владельца самовольно размещенного НТО.
В соответствии с Положением N 95-п вышеназванные документы подлежат обязательному размещению на официальном сайте Администрации города Омска в сети "Интернет", кроме того приказ подлежит обязательному опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 Положения N 95-п копия приказа с картой-схемой вывешивается на фасаде подлежащего выносу и (или) демонтажу движимого имущества либо иной его доступной части.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Стручкова Евгения Валерьевича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 06.07.2023 по делу N А46-7403/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.В. Бацман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7403/2023
Истец: ИП Стручков Евгений Валерьевич
Ответчик: Администрация города Омска, Департамент контроля Аадминистрации города Омска
Третье лицо: Администрация Ленинского административного округа города Омска, Скляр Сергей Иванович, Тарский Дмитрий Александрович