город Омск |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А70-16590/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Бацман Н.В., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9991/2023) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.08.2023 по делу N А70-16590/2023 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58, корпус а), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Плехановой Анастасии Владимировны, о признании незаконным и отмене постановления от 18.07.2023 N 072/04/9.21-212/2023,
при участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) представителей:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Пухова Наталья Александровна по доверенности от 04.04.2023 N 87834 сроком действия до 16.09.2024;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Гиголаев Алексей Максимович по доверенности от 27.01.2023 N 21 сроком действия до 31.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, сетевая организация, АО "Россети Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.07.2023 N 072/04/9.21-212/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Плеханова Анастасия Владимировна (далее - Плеханова А.В.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.08.2023 по делу N А70-16590/2023 постановление Тюменского УФАС России от 18.07.2023 N 072/04/9.21-212/2023 признано незаконным в части назначения административного наказания. Административное наказание, назначенное АО "Россети Тюмень" постановлением управления от 18.07.2023 N 072/04/9.21-212/2023 в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей, снижено судом до 300 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, обществом обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что увеличение сроков выполнения мероприятий обусловлено препятствованием со стороны товарищества собственников недвижимости "Лотос" (далее - ТСН) "Лотос" в осуществлении работ по технологическому присоединению электроустановок Плехановой А.В., АО "Россети Тюмень" неоднократно обращалось в адрес ТСН "Лотос" с просьбой обеспечить доступ к электрическим сетям ТСН для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Плехановой А.В., однако доступ на территорию ТСН "Лотос" обществу не предоставлен.
Апеллянт, ссылаясь на характер совершенного правонарушения, отсутствие негативных последствий и социальной опасности деяния, полагает, что имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Тюменское УФАС России в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 в связи с отсутствием судьи Котлярова Н.Е. в день рассмотрения апелляционной жалобы ввиду болезни в составе суда произведена замена председательствующего судьи на судью Шиндлер Н.А.
Плеханова А.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представитель АО "Россети Тюмень" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель управления поддержал доводы отзыва, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ответил на вопросы суда.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующий в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела между АО "Россети Тюмень" и Плехановой А.В. заключен договор N Т8/22/0205-ДТП от 27.05.2022 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению четыре месяца.
В Тобольскую межрайонную прокуратуру поступило обращение Плехановой А.В., перенаправленное впоследствии в адрес управления, на действия общества, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено определение от 14.04.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении N 072/04/9.21-212/2023 и проведении административного расследования.
Определением от 26.06.2023 управление продлило срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении до 18.07.2023 включительно.
В ходе проведения административного расследования управлением установлено, что в нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
09.06.2023 управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-212/2023.
Рассмотрев названный протокол и иные материалы дела, заместитель руководителя управления Полухин Д.А. вынес постановление от 18.07.2023 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-212/2023 об административном правонарушении, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
В свою очередь, общество, не согласившись с выводами, изложенными в постановлении о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
24.08.2023 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое АО "Россети Тюмень" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается, в том числе в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Субъектами административной ответственности могут выступать должностные лица и юридические лица. Субъективная сторона может быть выражена в формах умысла или неосторожности.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения
Сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств определены в подпункте "б" пункта 16 Правил N 861 и являются существенным условием договора технологического присоединения.
Согласно подпункту б) пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
Материалами дела подтверждено, что 27.05.2022 между АО "Россети Тюмень" и Плехановой А.В. заключен договор от 24.05.2022 N Т8/22/0205-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств дачного дома, расположенного по адресу: Тюменская область, Тобольский район, СНТ "Лотос" N 54 с кадастровым номером N72:16:1433001:75, с заявленной максимальной мощностью 6 кВт со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению четыре месяца.
В соответствии с пунктом 23 Договора он считается заключенным со дня оплаты заявителем счета.
Согласно чеку-ордеру от 27.05.2022 Плехановой А.В. внесена оплата за услуги по технологическому присоединению по договору.
С учетом того, что срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет четыре месяца, мероприятия по технологическому присоединению должны были быть осуществлены сетевой организацией в срок до 27.09.2022.
Как следует из материалов дела и заявителем не оспаривается, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям по договору истек 27.09.2022, фактически договор исполнен не был.
Указанные обстоятельства являются нарушением Правил N 861, в части нарушения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, и образуют в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку, как следует из материалов дела, до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения (постановление Тюменского УФАС России от 18.01.2022 N 072/04/9.21-567/2021, оставленное в силе судами первой и апелляционной инстанции, вступило в законную силу 02.08.2022, 29.08.2022 обществом уплачен штраф, соответственно, АО "Россети Тюмень" считается подвергнутым административному наказанию с 02.08.2022 по 02.08.2023).
Согласно статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Общество в апелляционной жалобе указывает, что увеличение сроков выполнения мероприятий обусловлено препятствованием со стороны ТСН "Лотос" в осуществлении работ по технологическому присоединению электроустановок Плехановой А.В. При этом АО "Россети Тюмень" неоднократно обращалось в адрес ТСН "Лотос" с просьбой обеспечить доступ к электрическим сетям ТСН для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Плехановой А.В., однако доступ на территорию ТСН "Лотос" обществу не предоставлен.
Между тем из материалов дела следует, что общество впервые обратилось в адрес ТСН "Лотос" в целях допуска своего персонала для выполнения технологического присоединения электроустановок Плехановой А.В. только 08.09.2022 (письмо N РТ8/01/2237). Доказательств, свидетельствующих об обращении общества в адрес ТСН ""Лотос" с той же просьбой в период с момента заключения договора (27.05.2022) до 08.09.2022, в материалы дела не представлено.
Обращение общества в арбитражный суд с исковым заявлением к ТСН "Лотос" о возложении обязанности не препятствовать в осуществлении работ в рамках заключенного договора технологического присоединения (дело N А70-4576/2023) свидетельствует о недобросовестном поведении общества в части затягивания процесса выполнения работ по договору, поскольку, как следует из материалов электронного дела, с исковым заявлением общество обратилось только 07.03.2023.
Таким образом, общество не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предпринятые обществом меры оказались недостаточными для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Плехановой А.В. к электрическим сетям, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, и учитывая, что до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Суд первой инстанции пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 350 000 руб.
Административное наказание назначено АО "Россети Тюмень" в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в минимальном размере 600 000 руб.
Суд первой инстанции, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств наступления существенных последствий правонарушения, пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 300 000 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы подателя апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
Какие-либо мотивированных доводов несогласия с применением судом первой инстанции пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижением размера административного штрафа до 350 000 руб. ни податель апелляционной жалобы, ни Управление не приводит, в силу чего данные выводы предметом апелляционного обжалования не являются, в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на часть 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ, указывает, что отсутствуют основания, препятствующие оплате штрафа по статье 9.21 КоАП РФ в размере половины суммы административного штрафа.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы Общества.
Согласно положениям статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3 - 3 и 1.4 названной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 названного Кодекса (часть 1).
Административный штраф, предусмотренный частями 1 - 1.4 названной статьи, может быть уплачен в соответствующем размере лицом, привлеченным к административной ответственности, до дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (часть 1.5).
Таким образом, указанные нормы свидетельствуют о порядке исполнения постановления лицом, привлеченным к ответственности и никак не могут быть вменены в вину административному органу
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.08.2023 по делу N А70-16590/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.В. Бацман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-16590/2023
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Плеханова Анастасия Владимировна