г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А56-23162/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Титовой М.Г., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Сизовым А.К.
при участии:
от заявителя: Пузикова С.А. по доверенности от 14.03.2023, Шалкова Т.Я. по доверенности от 25.05.2023
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32892/2023) государственного учреждения - Отделения пенсионного и социального Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2023 по делу N А56-23162/2023 (судья Боканова М.Ю.), принятое
по заявлению СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 46"
к государственному учреждению - Отделению пенсионного и социального Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об оспаривании акта проверки,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 46" (ОГРН: 1027806071930, Дата присвоения ОГРН: 14.11.2002, ИНН: 7811129343; далее - Поликлиника, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ) к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ОГРН: 1027801558223, Дата присвоения ОГРН: 25.11.2002, ИНН: 7802114044; далее - Фонд) о признании недействительным акта проверки от 16.11.2022 N 27 и решения от 30.12.2022 N5 в части требования о возмещении расходов, понесенных Фондом на сумму 292 280,38 руб.
Решением суда первой инстанции от 11.08.2023 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной жалобе, ссылается на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции, удовлетворяя требования Заявителя, не учел, что начисление и оплата специальной социальной выплаты производится медицинским работникам выездных бригад скорой медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) за контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Специальная социальная выплата подлежат за нормативные смены, где у пациентов был подтвержден диагноз новой коронавирусной инфекции (COVID-19); за нормативные смены, в которых у пациентов не было диагностировано и проведено лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оплата специальной социальной выплаты не осуществляется.
В судебном заседании представитель Учреждения с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Фонд, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 17.08.2022 по 14.11.2022 Фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, для осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762), предоставленных Учреждением, на основании сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, а также установленных фактов о понесенных Фондом излишних расходов, за май 2022 - июль 2022 года.
В ходе проверки установлено, что Учреждением оплачены смены, когда работником не подтвержден контакт с пациентом с установленным диагнозом новой новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и неверно произведен подсчет нормосмен (абз.5 п.3 Правил осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных Постановлением N 1762 (далее - Правила N 1762).
По итогам проверочного мероприятия Фондом 16.11.2022 составлен акт камеральной проверки N 27 (далее - "Акт"), в соответствии с которым Учреждению предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом на выплату специальной социальной выплаты в размере 318 458, 38 руб. в срок до 20.01.2023.
Не согласившись с актом, Учреждение направило в адрес Фонда возражения, по результатам рассмотрения которых Фонд вынес решение от 30.12.2022 N 5 об отмене акта проверки от 16.11.2022 N 27 в части суммы 26 178, 00 руб.; в остальной части (в части суммы - 292 280, 38 руб.) акт проверки оставлен без изменения.
Не согласившись с актом Фонда от 16.11.2022 в редакции решения N 5 от 30.12.2022, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворил требования Учреждения, указав, что размер социальной выплаты, Ступар М. П., старшему врачу скорой медицинской помощи; Судзиловскому Н.Н., врачу скорой медицинской помощи; Кукиной Ю.А., врачу-инфекционисту; Пестовой И.А., медицинской сестре участковой; Ивановой Н. В. медицинской сестре участковой; Сафоновой Г. А. врачу-эпидемиологу, произведен заявителем в соответствии с действующим законодательством, а Правила N 1762 не предусматривают для данной категории медицинского персонала непосредственное участие в оказании скорой медицинской помощи и взаимодействие с пациентами при диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Кроме того расчет Фонда фактического числа нормосмен - 3,3 в отношении Ступар М. П. (СНИЛС 08572255790), старшего врача скорой медицинской помощи на общую сумму 972 руб. не основан на доказательствах, представленных в материалы дела.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762) Фондом социального страхования Российской Федерации в целях государственной социальной поддержки производятся специальные социальные выплаты (далее - ССВ) медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1762 ССВ осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее - организации), который формируется соответствующими органами исполнительной власти, иными учреждениями в отношении организаций, находящихся в их ведении.
Из содержания пункта 2 Постановления N 1762 следует, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (Приказ от 19.03.2020 N 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним отнесены, как врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи; так и фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Таким образом, как обоснованно установил суд первой инстанции, Правилами N 1762 рассматриваемые работники выделены в отдельную категорию работников, имеющих право на специальную социальную выплату, установленную указанным постановлением, как медицинские работники, обеспечивающие оказание медицинской помощи.
При этом вопреки доводам Фонда право указанных лиц на получение специальной социальной выплаты не поставлено в зависимость от наличия/отсутствия непосредственного контакта с гражданами, у которых выявлена коронавирусная инфекция, путем личного взаимодействия.
Предлагаемое Фондом толкование условий получения фельдшерами (медицинскими сестрами) по приему вызовов скорой медицинской помощи специальной социальной выплаты основано на неверном толковании норм права, прямо противоречит подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762 и не отвечает целям законодательного регулирования спорных правоотношений.
Вопреки мнению Фонда, суд апелляционной инстанции оснований прийти к иным суждениям не усматривает.
Верховный суд Российской Федерации в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 17.02.2021 N 3 разъяснил, что правом на получение ССВ наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Принимая во внимание изложенное, учреждением здравоохранения правомерно произведены ССВ указанной категории работников.
При таких обстоятельствах, позиция фонда об излишне понесенных расходах признается необоснованной.
Кроме того, расчет Фонда фактического числа нормосмен в отношении Ступар М.П. (СНИЛС 08572255790), старшего врача скорой медицинской помощи не основан на доказательствах, представленных в материалы дела.
Согласно табелю учета использования рабочего времени за июль 2022 года Ступар Михаил Петрович отработал по основному месту работы 26,4 часа (взаимодействуя с пациентами с диагнозом COVlD-19) - 2,4 часа + 24 часа = 26,4, что составляет 3,7 нормосмены (26,4 / 7,2 = 3,7).
Апелляционная жалоба не содержит доводов относительно выводов суда первой инстанции об ошибочности расчета фактического числа нормосмен отношении Ступар М.П. (СНИЛС 08572255790), старшего врача скорой медицинской помощи на общую сумму 972 руб.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены. Заявленные доводы выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на иную оценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного решение суда является обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2023 по делу N А56-23162/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.Г. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23162/2023
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N46"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ