26 февраля 2024 г. |
Дело N А56-23162/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Трощенко Е.И.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 46" Шалковой Т.Я. (доверенность от 09.01.2024 N 02), Пузиковой С.А. (доверенность от 09.01.2024 N 02/2024),
рассмотрев 26.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023 по делу N А56-23162/2023,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 46", адрес: 192174, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 95, к. 2, лит. А, ОГРН 1027806071930, ИНН 7811129343 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Отделение), о признании недействительным акта проверки от 16.11.2022 N 27 и решения от 30.12.2022 N 5 в части требования о возмещении 292 280 руб. 38 коп. расходов.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023, заявленные Учреждением требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Учреждению в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, удовлетворяя заявленные Учреждением требования суды не учли, что начисление и оплата специальной социальной выплаты производится медицинским работникам выездных бригад скорой медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) за контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, а в данном случае контакт с пациентами с установленным диагнозом не подтвержден. Отделение полагает, что также неверно произведен расчет фактического числа нормосмен в отношении Ступар М.П., Кукиной Ю.А., Кузьминой Е.А.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить ее без удовлетворения, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Учреждения возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Отделение о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в период с 17.08.2022 по 14.11.2022 Отделением проведена проверка достоверности сведений для осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762), предоставленных Учреждением.
В ходе проверки Отделением установлено, что Учреждением оплачены смены, когда работником не подтвержден контакт с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и неверно произведен подсчет нормосмен (абзац 5 пункта 3 Правил осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных Постановлением N 1762 (далее - Правила N 1762).
По результатам проверки Отделением был составлен акт камеральной проверки о выявленных несоответствиях от 16.11.2022 N 27, в соответствии с которым Учреждению было предложено возместить расходы, излишне понесенные Отделением на выплату специальной социальной выплаты в размере 318 458 руб. 38 коп. в срок до 20.01.2023.
Учреждение направило в адрес Отделения возражения, после рассмотрения которых Отделением было вынесено решение от 30.12.2022 N 5 об отмене акта проверки от 16.11.2022 N 27 в части суммы 26 178 руб., а в остальной части (292 280 руб. 38 коп.) - акт проверки был оставлен без изменения.
Полагая, что акт проверки Отделения от 16.11.2022 N 27, в редакции решения от 30.12.2022 N 5, является неправомерным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные Учреждением требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба Отделения не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с Постановлением N 1762 Фондом социального страхования Российской Федерации в целях государственной социальной поддержки производятся специальные социальные выплаты (далее - ССВ) медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Согласно пункту 3 Постановления N 1762 ССВ осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее - организации), который формируется соответствующими органами исполнительной власти, иными учреждениями в отношении организаций, находящихся в их ведении.
Как указано в пункте 2 Постановления N 1762 ССВ производится в целях государственной социальной поддержки следующим категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь; среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи; младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи; выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Следовательно, врачи, медицинский персонал скорой медицинской помощи, оказывающий медицинскую помощь (участвующий в оказании, обеспечивающий оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) имеют право на ССВ.
В силу пункта 2 Постановления N 1762 ССВ производятся ежемесячно за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила N 1762 осуществления в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) утверждены Постановлением N 1762.
Правилами N 1762 установлено, что для получения ССВ организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение ССВ, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (пункты 4, 5 Правил N 1762).
Пунктом 6 Правил N 1762 установлено, что реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется ССВ (календарный месяц).
Отделением осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 7 Правил N 1762).
ССВ осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункт 8 Правил N 1762).
Организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10 Правил N 1762).
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, устанавливаемом Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11 Правил N 1762).
Расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 Правил N 1762).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, указанные в акте медицинские работники Ступар Михаил Петрович - старший врач скорой медицинской помощи, Судзиловский Николай Николаевич - врач скорой медицинской помощи, Кукина Юлия Анатольевна - врач-инфекционист, Пестова Ирина Алексеевна - медицинская сестра участковая, Иванова Наталья Валерьевна - медицинская сестра участковая, Сафонова Галина Алексеевна - врач-эпидемиолог обеспечивали оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Названные медицинские работники, отнесенные к подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762 получали специальные социальные выплаты, согласно табелю фактически отработанного времени, вне зависимости от наличия контакта с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), так как не относятся к работникам, указанным в подпункте "б" пункта 2 Постановления N 1762.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021, разъяснено, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (ответ на вопрос N 3).
Таким образом, воля законодателя направлена на предоставление дополнительных выплат лицам, фактически оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и непосредственно контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
При этом, право указанных лиц, согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762 на получение специальной социальной выплаты не поставлено в зависимость от наличия/отсутствия непосредственного контакта с гражданами, у которых выявлена коронавирусная инфекция, путем личного взаимодействия, на что обоснованно указано судами.
С учетом изложенного, довод Отделения о неподтвержденности контакта указанных медицинских работников с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежит отклонению.
Расчет фактического числа нормосмен (абзац 5 пункта 3 Постановления N 1762) по табелям учета проверен судами и признан верным.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к правомерному выводу об обоснованности выплаты указанным выше работникам Учреждения ССВ, в связи с чем суды законно и обоснованно удовлетворили требования Учреждения.
Оснований не согласиться с выводами судов у суда кассационной инстанции по доводам жалобы Отделения не имеется.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку фактические обстоятельства дела установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023 по делу N А56-23162/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021, разъяснено, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (ответ на вопрос N 3).
Таким образом, воля законодателя направлена на предоставление дополнительных выплат лицам, фактически оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и непосредственно контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
При этом, право указанных лиц, согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762 на получение специальной социальной выплаты не поставлено в зависимость от наличия/отсутствия непосредственного контакта с гражданами, у которых выявлена коронавирусная инфекция, путем личного взаимодействия, на что обоснованно указано судами.
...
Расчет фактического числа нормосмен (абзац 5 пункта 3 Постановления N 1762) по табелям учета проверен судами и признан верным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2024 г. N Ф07-718/24 по делу N А56-23162/2023