г. Самара |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А65-2794/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Драгоценновой И.С., Бажана П.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел посредством веб-видеоконференц-связи в режиме "Онлайн-заседания" в открытом судебном заседании в зале N 6, в помещении суда апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июня 2023 года по делу N А65-2794/2023 (судья Галимзянова Л.И.),
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443), г.Казань
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Ереминой Риммы Шайхимордановны
- Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 7" г.Казани (ОГРН 1021602832800, ИНН 1654023390), г.Казань
- Министерства цифрового развития государственного управления информационных технологий и связи Республики Татарстан (ОГРН 1021602846110, ИНН 1653007300), г.Казань
- Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 8" г.Казани (ОГРН 1041630203724, ИНН 1660059161), г.Казань
о взыскании излишне перечисленного пособия по временной нетрудоспособности,
с участием в судебном заседании:
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - посредством веб-видеоконференц-связи в режиме "Онлайн-заседания" представителя Мингажитдиновой Г.А. (доверенность от 09.01.2023),
от Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - представителя Царевой Н.В. (доверенность от 09.01.2023),
от Министерства цифрового развития государственного управления информационных технологий и связи Республики Татарстан - представителя Ашуралиева Т.М. (доверенность от 09.01.2023),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Отделение Социального фонда России) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также - страхователь) излишне перечисленного пособия по временной нетрудоспособности в размере 376430 руб. 97 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены гражданка Еремина Римма Шайхимордановна, Министерство цифрового развития государственного управления информационных технологий и связи Республики Татарстан, Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 7" г.Казани, Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 8" г.Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.06.2023 по делу N А65-2794/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отделение Социального фонда России в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что принятое решения является незаконным и необоснованным.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам доводы апелляционной жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему.
Министерство цифрового развития государственного управления информационных технологий и связи Республики Татарстан письменный отзыв не представило. Его представитель в судебном заседании поддержал позицию Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Еремина Римма Шайхимордановна (далее - Еремина Р.Ш.), Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 7" г.Казани, Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 8" г.Казани письменные отзывы не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав доводы представителей Отделения Социального фонда России, Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, а также третьего лица Министерства цифрового развития государственного управления информационных технологий и связи Республики Татарстан, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам состоит на учете в качестве страхователя в Отделении Социального фонда России.
Отделение Социального фонда России является правопреемником Государственного учреждения - Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее ГУ- ФСС РФ по Республике Татарстан).
В период с 26.11.2019 по 02.06.2021 в адрес Филиала N 1 ГУ- ФСС РФ по Республике Татарстан Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам были направлены реестры сведений в электронной форме для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованной Ереминой Р.Ш., работавшей в указанном Государственном комитете. Реестры сведений были направлены без указания кода 45 и ограничения периода оплаты листков нетрудоспособности.
20.04.2022 Министерством цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан был направлен реестр на оплату пособия по временной нетрудоспособности Ереминой Р.Ш. с кодом 45 - лицо, имеющее инвалидность, в результате чего Отделением Социального фонда России был выявлен факт излишнего перечисления пособия по временной нетрудоспособности Ереминой Р.Ш. по предыдущему месту её работы.
Согласно данным реестра получателей социальных услуг Отделения Социального фонда России застрахованному лицу Ереминой Р.Ш. с 28.04.2004 установлена инвалидность.
В 2019 году от страхователя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в Филиал N 1 ГУ- ФСС РФ по Республике Татарстан поступали электронные реестры на выплату пособия по временной нетрудоспособности Ереминой Р. Ш. за следующие периоды:
07.03.2019 - 15.03.2019, было оплачено - 12 727,71 руб.
23.05.2019 - 06.06.2019, было оплачено - 21 212,85 руб.
07.06.2019 - 26.06.2019, было оплачено - 28 283,80 руб.
27.06.2019 - 25.07.2019, было оплачено - 41 011,51 руб.
26.07.2019 - 29.08.2019, было оплачено - 49 496,65 руб.
30.08.2019 - 11.10.2019, было оплачено - 60 810,17 руб.
12.10.2019 - 20.11.2019, было оплачено - 56 567,60 руб.
21.11.2019 - 27.12.2019, было оплачено - 52 325,03 руб.
28.12.2019 - 03.02.2020, было оплачено - 53 739,22 руб.
Так как с 01.01.2019 по 24.10.2019 Ереминой Р.Ш., имеющей инвалидность, уже было оплачено 150 календарных дней по временной нетрудоспособности, с 25.10.2019 выплата пособий за 2019 год должна была прекратиться. Соответственно, образовалась переплата по электронным реестрам за следующие периоды:
с 12.10.2019 по 20.11.2019 в размере 38 183,13 руб.;
с 21.11.2019 по 27.12.2019 в размере 52 325,03 руб.;
с 28.12.2019 по 03.02.2020 в размере 5 656,76 руб.
Таким образом, за 2019 год образовалась переплата в размере 96164,92 руб.
В 2020 году от страхователя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в Филиал N 1 ГУ- ФСС РФ по Республике Татарстан поступали электронные реестры на выплату пособия по временной нетрудоспособности Ереминой Р. Ш. за следующие периоды:
28.12.2019 - 03.02.2020, было оплачено - 53 739,22 руб.
04.02.2019 - 02.03.2020, было оплачено - 39 597,32 руб.
03.03.2020 - 08.04.2020, было оплачено - 52 325,03 руб.
09.04.2020 - 15.05.2020, было оплачено - 52 325,03 руб.
25.05.2020 - 03.06.2020, было оплачено - 10 573,60 руб.
04.06.2020 - 11.06.2020, было оплачено - 8 458,88 руб.
20.06.2020 - 29.07.2020, было оплачено - 42 294.40 руб.
30.07.2020 - 09.09.2020, было оплачено - 44 409,12 руб.
10.09.2020 - 14.10.2020, было оплачено - 37 007,60 руб.
15.10.2020 - 19.11.2020, было оплачено - 38 064,96 руб.
20.11.2020 - 30.12.2020, было оплачено - 43 351,76 руб.
31.12.2020 - 03.02.2021, было оплачено - 37 007,60 руб.
За период с 01.01.2020 по 30.04.2020 Ереминой Р.Ш. было оплачено 4 месяца подряд по временной нетрудоспособности, с 01.05.2020 выплата пособий за 2020 год должна была прекратиться. Соответственно, образовалась переплата по электронным реестрам за следующие периоды:
с 09.04.2020 по 15.05.2020, в размере 21 212,85 руб.
с 25.05.2020 по 03.06.2020, в размере 10 573,60 руб.
с 04.06.2020 по 11.06.2020, в размере 8 458,88 руб.
с 20.06.2020 по 29.07.2020, в размере 42 294.40 руб.
с 30.07.2020 по 09.09.2020, в размере 44 409,12 руб.
с 10.09.2020 по 14.10.2020, в размере 37 007,60 руб.
с 15.10.2020 по 19.11.2020, в размере 38 064,96 руб.
с 20.11.2020 по 30.12.2020, в размере 43 351,76 руб.
с 31.12.2020 по 03.02.2021, в размере 1 057,36 руб.
Таким образом, за 2020 год образовалась переплата в размере 246430,53 руб.
В 2021 году от страхователя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в Филиал N 1 ГУ- ФСС РФ по Республике Татарстан поступали электронные реестры на выплату пособия по временной нетрудоспособности Ереминой Р. Ш. за следующие периоды:
31.12.2020 - 03.02.2021, было оплачено - 37 007,60 руб.
04.02.2020 - 12.03.2021, было оплачено - 39 122,32 руб.
13.03.2021 - 22.04.2021, было оплачено - 43 351,76 руб.
23.04.2021 - 01.06.2021, было оплачено - 42 294,40 руб.
За период с 01.01.2021 по 30.04.2021 застрахованному лицу, имеющему инвалидность, оплачено 4 месяца подряд по временной нетрудоспособности, с 01.05.2021 выплата пособий за 2021 год должна была прекратиться.
Соответственно, образовалась переплата по электронному реестру за период с 23.04.2021 по 01.06.2021 в размере 33835,52 руб.
Таким образом, Отделение Социального фонда России указывает, что за период с 25.10.2019 по 31.12.2019, с 01.05.2020 по 31.12.2020, с 01.05.2021 по 01.06.2021 застрахованной Ереминой Р.Ш. пособие по временной нетрудоспособности не полагалось, в связи с превышением установленного законом лимита оплаты пособия по временной нетрудоспособности.
Исходя из вышеизложенного, поскольку в электронных реестрах сведений для назначения и выплаты пособий временной нетрудоспособности Ереминой Р.Ш., направленных Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам, нет условия исчисления (45 код - застрахованное лицо имеет инвалидность), образовалась переплата в размере 376430,97 руб.
27.04.2022 в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам были направлены претензии N 01-08.1/18-6864, N 01-08.1/18-6865, N 01-08.1/18-6866 о возврате излишне перечисленных суммах, однако, возврата излишне перечисленных сумм не последовало, что явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований указал, что Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам не располагал сведениями о наличии у работника Ереминой Р.Ш. инвалидности и не имел возможности указать такую информацию в электронном реестре для назначения пособия по временной нетрудоспособности.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что только на основании данных медицинской организации, отраженных в строке "Иное" работодатель в строке "Условия исчисления" листка нетрудоспособности имеет возможность указать код 45 - лицо имеющее инвалидность.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанный вывод суда первой инстанции противоречит фактическим обстоятельствам дела, установленным при его рассмотрении.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ установлено, что обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Согласно п. 2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее - Постановление N 294) при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством РФ. Форма заявления утверждается фондом.
В соответствии с п. 3 Положения N 294 работодатель в пятидневный срок представляет в территориальный орган фонда указанные документы и реестр сведений в электронной форме, на основании которых территориальный орган фонда назначает и выплачивает пособия застрахованным гражданам.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 указанной статьи. В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
Если застрахованное лицо имеет инвалидность, то при заполнении работодателем листка нетрудоспособности в строке "Условия исчисления" указывается код 45; если продолжительность заболевания лиц, имеющих инвалидность, превышает 4 месяца подряд, указывается код 49, а если превышает 5 месяцев в календарном году - код 50. При отсутствии у получателя пособия по временной нетрудоспособности группы инвалидности в данной графе код не проставляется (пункт 3.17 Порядка заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579).
В поле "Причитается пособие за период" следует указать даты начала и окончания периода выплаты пособия с учетом ограничений в 4 и 5 месяцев.
В силу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ представляют собой убытки, понесенные заявителем по вине страхователя (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
Порядок возмещения ущерба производится на основании статей 15, 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Излишняя выплата сумм пособий по обязательному социальному страхованию, произошедшая по причине предоставления страхователем Фонду неполных или недостоверных данных является убытками Фонда.
Как следует из материалов дела, в 2019 году от страхователя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в Филиал N 1 ГУ- ФСС РФ по Республике Татарстан поступали электронные реестры на выплату пособия по временной нетрудоспособности Ереминой Р. Ш. за следующие периоды:
07.03.2019 - 15.03.2019, было оплачено - 12 727,71 руб.
23.05.2019 - 06.06.2019, было оплачено - 21 212,85 руб.
07.06.2019 - 26.06.2019, было оплачено - 28 283,80 руб.
27.06.2019 - 25.07.2019, было оплачено - 41 011,51 руб.
26.07.2019 - 29.08.2019, было оплачено - 49 496,65 руб.
30.08.2019 - 11.10.2019, было оплачено - 60 810,17 руб.
12.10.2019 - 20.11.2019, было оплачено - 56 567,60 руб.
21.11.2019 - 27.12.2019, было оплачено - 52 325,03 руб.
28.12.2019 - 03.02.2020, было оплачено - 53 739,22 руб.
Так как с 01.01.2019 по 24.10.2019 Ереминой Р.Ш., имеющей инвалидность, уже было оплачено 150 календарных дней по временной нетрудоспособности, с 25.10.2019 выплата пособий за 2019 год должна была прекратиться. Соответственно, образовалась переплата по электронным реестрам за следующие периоды:
с 12.10.2019 по 20.11.2019 в размере 38 183,13 руб.;
с 21.11.2019 по 27.12.2019 в размере 52 325,03 руб.;
с 28.12.2019 по 03.02.2020 в размере 5 656,76 руб.
Таким образом, за 2019 год образовалась переплата в размере 96164,92 руб.
В 2020 году от страхователя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в Филиал N 1 ГУ- ФСС РФ по Республике Татарстан поступали электронные реестры на выплату пособия по временной нетрудоспособности Ереминой Р. Ш. за следующие периоды:
28.12.2019 - 03.02.2020, было оплачено - 53 739,22 руб.
04.02.2019 - 02.03.2020, было оплачено - 39 597,32 руб.
03.03.2020 - 08.04.2020, было оплачено - 52 325,03 руб.
09.04.2020 - 15.05.2020, было оплачено - 52 325,03 руб.
25.05.2020 - 03.06.2020, было оплачено - 10 573,60 руб.
04.06.2020 - 11.06.2020, было оплачено - 8 458,88 руб.
20.06.2020 - 29.07.2020, было оплачено - 42 294.40 руб.
30.07.2020 - 09.09.2020, было оплачено - 44 409,12 руб.
10.09.2020 - 14.10.2020, было оплачено - 37 007,60 руб.
15.10.2020 - 19.11.2020, было оплачено - 38 064,96 руб.
20.11.2020 - 30.12.2020, было оплачено - 43 351,76 руб.
31.12.2020 - 03.02.2021, было оплачено - 37 007,60 руб.
За период с 01.01.2020 по 30.04.2020 Ереминой Р.Ш. было оплачено 4 месяца подряд по временной нетрудоспособности, с 01.05.2020 выплата пособий за 2020 год должна была прекратиться. Соответственно, образовалась переплата по электронным реестрам за следующие периоды:
с 09.04.2020 по 15.05.2020, в размере 21 212,85 руб.
с 25.05.2020 по 03.06.2020, в размере 10 573,60 руб.
с 04.06.2020 по 11.06.2020, в размере 8 458,88 руб.
с 20.06.2020 по 29.07.2020, в размере 42 294.40 руб.
с 30.07.2020 по 09.09.2020, в размере 44 409,12 руб.
с 10.09.2020 по 14.10.2020, в размере 37 007,60 руб.
с 15.10.2020 по 19.11.2020, в размере 38 064,96 руб.
с 20.11.2020 по 30.12.2020, в размере 43 351,76 руб.
с 31.12.2020 по 03.02.2021, в размере 1 057,36 руб.
Таким образом, за 2020 год образовалась переплата в размере 246430,53 руб.
В 2021 году от страхователя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в Филиал N 1 ГУ- ФСС РФ по Республике Татарстан поступали электронные реестры на выплату пособия по временной нетрудоспособности Ереминой Р. Ш. за следующие периоды:
31.12.2020 - 03.02.2021, было оплачено - 37 007,60 руб.
04.02.2020 - 12.03.2021, было оплачено - 39 122,32 руб.
13.03.2021 - 22.04.2021, было оплачено - 43 351,76 руб.
23.04.2021 - 01.06.2021, было оплачено - 42 294,40 руб.
За период с 01.01.2021 по 30.04.2021 застрахованному лицу, имеющему инвалидность, оплачено 4 месяца подряд по временной нетрудоспособности, с 01.05.2021 выплата пособий за 2021 год должна была прекратиться.
Соответственно, образовалась переплата по электронному реестру за период с 23.04.2021 по 01.06.2021 в размере 33835,52 руб.
Таким образом, Отделение Социального фонда России обоснованно указывает, что за период с 25.10.2019 по 31.12.2019, с 01.05.2020 по 31.12.2020, с 01.05.2021 по 01.06.2021 застрахованному лицу Ереминой Р.Ш. пособие по временной нетрудоспособности не полагалось в связи с превышением установленного законом лимита оплаты пособия по временной нетрудоспособности.
В рассматриваемом случае Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам при заполнении и представлении Фонду реестра сведений в отношении Ереминой Р.Ш., имеющей инвалидность, обязанность по указанию в реестрах необходимого кода не исполнил. Таким образом, полученная застрахованным лицом Ереминой Р.Ш. сумма 376430,97 руб. является излишней.
С учетом изложенного, в результате представления недостоверных сведений страхователем, Фонд произвел излишнюю выплату пособия. Соответственно, излишне понесенные Отделением Социального фонда России расходы в части страхового обеспечения подлежат возмещению страхователем.
Размер переплаты судом апелляционной инстанции проверен и признан верным.
Апелляционный суд также отмечает, что Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам как страхователь (работодатель), отвечающий за достоверность представляемых Фонду сведений, мог и обязан был своевременно выявить факт наличия у своего работника инвалидности в связи с длительным периодом нетрудоспособности.
Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, обладая знанием о порядке и условиях выплаты пособия по нетрудоспособности, в том числе при непрерывном заболевании в течение 4 месяцев подряд, установленным положениями Закона N 255-ФЗ, доказательства истребования у работника информации об инвалидности, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представил. Именно ненадлежащее исполнение страхователем (работодателем) своей обязанности по предоставлению достоверных сведений повлекло переплату пособия по нетрудоспособности.
Вопреки позиции Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, отсутствие у него данных об инвалидности работника, не означает, что представленные сведения страхователем являются достоверными.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет довод Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам о том, что третье лицо не сообщило при приеме на работу о наличии у нее инвалидности, а страхователь (работодатель) не имел права требовать у нее документы об инвалидности, поскольку это не предусмотрено трудовым законодательством, что и повлекло направление в Фонд недостоверных сведений для начисления пособия, в силу следующего.
Из смысла части 4 статьи 15, статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ, пункта 16 Постановления Правительства РФ N 294 от 21.04.2011, следует, что виновным лицом по отношению к страховщику является страхователь, и именно он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как именно он предоставляет исходные документы, необходимые для начисления пособия.
По смыслу указанных норм именно страхователь обязан запросить у застрахованного лица все сведения, необходимые для выплаты пособия, в том числе о наличии у данного лица инвалидности. При таких обстоятельствах, только в случае доказанности страхователем предоставления застрахованным лицом недостоверных сведений после запроса страхователя, на застрахованное лицо может быть возложена ответственность по возмещению ущерба, причиненного страховщику.
Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам не представлено доказательств запроса у застрахованного лица сведений об инвалидности, необходимых для оформления документов на выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет довод Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам о том, что медицинскими учреждениями, выдавшими больничный лист не был проставлен соответствующий код инвалидности.
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 7" г.Казани в своих письменных пояснениях в суде первой инстанции пояснило, что в больничном листе код 45 ставится в разделе "заполняется страхователем", поликлиникой данный код не проставляется.
При этом, в соответствии с п.67, 69 Приказа Минздрава России от 01.09.2020 N 925н "Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа", в заполняемой медицинской организацией части листка нетрудоспособности наличие инвалидности отмечается только в момент ее установления или изменения группы. Заполняется строка "Установлена группа инвалидности", а в строке "Иное" проставляется код 32 при установлении инвалидности (степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) или код 33 при изменении группы инвалидности. Во всех остальных случаях в разделе "Заполняется врачом медицинской организации" отметка медицинской организацией о наличии инвалидности не предусмотрена.
Таким образом, код 32 медицинской организацией проставляется в первичном больничном листе в момент установления или изменении группы инвалидности. Между тем, материалами дела подтверждается, что инвалидность Ереминой Р.Ш. установлена 28.04.2004. Таким образом, больничные листы на имя Ереминой Р.Ш., выданные Государственным автономным учреждением здравоохранения "Городская поликлиника N 7" г.Казани за период с 2019 по 2021 год соответствуют требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на стороне Отделения Социального фонда России образовались убытки в связи с предоставлением Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам некорректных сведений, повлекших начисление пособия по временной нетрудоспособности физическому лицу в большем объеме, чем установлено действующим законодательством.
Причинение убытков и действия страхователя (недостоверное предоставление сведений, необходимых для назначения пособия и влияющих на его размер) находятся в прямой причинно-следственной связи, так как недостоверные сведения были представлены в Отделение Социального фонда России именно страхователем.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции удовлетворяет апелляционную жалобу Отделения Социального фонда России, отменяет обжалуемое судебное решение в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Отделения Социального фонда России и взыскании денежных средств с Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в полном объеме.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июня 2023 года по делу N А65-2794/2023 отменить, принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (ИНН 1655200443, ОГРН 1101690053497) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан сумму излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности в размере 376430 руб. 97 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2794/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
Ответчик: Государственный комитет по тарифам Республики Татарстан, г.Казань
Третье лицо: ГАУЗ "Городская поликлиника N7", ГАУЗ "Городская поликлиника N8" г. Казань, Еремина Римма Шайхимордановна, Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Отдел адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы России по РТ