г. Хабаровск |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А73-8689/2023 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Брагиной Т.Г.
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Риквэст-Сервис" на решение от 07.08.2023 по делу N А73-8689/2023 Арбитражного суда Хабаровского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Риквэст-Сервис"
к акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания"
о взыскании 18 667 руб.64 коп.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Риквэст-Сервис" (ОГРН 1037725037998, ИНН 7725235806, далее - истец, ООО "Риквэст-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686, далее - ответчик, АО "ФПК") о взыскании стоимости утраченного и испорченного имущества по договору N ФПК-18-216 от 14.06.2018 в размере 17 063 руб. 40 коп., неустойки в размере 1 604 руб. 24 коп.
Определением суда от 06.06.2023 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением суда в виде резолютивной части от 28.07.2023 в иске отказано. Мотивированное решение изготовлено 07.08.2023.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 АПК РФ, по жалобе ООО "Риквэст-Сервис", которое, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает не верным вывод суда об отсутствии со стороны исполнителя (истца) возражений по результатам совещания по фактам выявленной недостачи/порчи СМИ и недоказанности факта причинения убытков, ссылаясь на фотографии, комиссионные акты, на которых имеются все необходимые данные (дата, номер состава, вагона, накладной), представление самого поврежденного или испорченного имущества, полагает требования истца законными и подлежащими удовлетворению.
Отзыв на жалобу не представлен.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 14.06.2018 между АО "ФПК" (заказчик) и ООО "Риквэст-Сервис" (исполнитель) заключен договор N ФПК-18-216 на оказание услуг по укомплектованию СМИ вагонов поездов, по условиям которого исполнитель обязуется оказывать услуги по укомплектованию СМИ вагонов поездов по заявкам структурных подразделений Дальневосточного филиала АО "ФПК" в соответствии с условиями договора, а заказчик - принимать и оплачивать надлежаще оказанные услуги в порядке, предусмотренном договором (пункт 2.1).
В пункте 1.1 договора определено понятие и состав СМИ: "съёмное мягкое имущество (далее - СМИ) - съемные мягкие предметы интерьера салона пассажирского вагона санитарно-гигиенического и декоративного назначения, необходимые для экипировки и подготовки вагона в рейс и обслуживания пассажиров в пути следования, принадлежащее исполнителю на праве собственности или ином законном основании. СМИ включает в себя постельные принадлежности, комплекты постельного белья и мягкий инвентарь вагона".
Права и обязанности заказчика по договору осуществляет Дальневосточный филиал АО "ФПК".
Разделом 6.3 договора установлено, что заказчик обязуется: обеспечить необходимое количество своих представителей для приема-передачи СМИ в вагоне, а также на участках сортировки (пунктах приема СМИ) для пересчёта постельного белья и составления соответствующих актов в случае выявления порчи (рваное, закрашенное и т.д.) или недостачи СМИ в мешках (пункт 6.3.1). По окончании рейса или в иной срок, установленный договором или определенный в соответствии с ним, осуществлять сбор и сортировку использованного СМИ в вагоне, передавать его исполнителю поштучно согласно накладной, предусмотренной Регламентом взаимодействия (пункт 6.3.2).
Пунктом 6.3.8 договора установлена обязанность заказчика осуществлять контроль за бережной и надлежащей эксплуатацией СМИ с момента приемки его у исполнителя до момента его передачи исполнителю.
Пунктом 5.2 договора предусмотрено подписание Регламента взаимодействия между сторонами договора (далее - регламент), определяющего порядок взаимодействия сторон при выполнении обязательств по договору. Положения Регламента взаимодействия являются обязательными для обеих сторон.
Пунктом 1.2 регламента установлено, что он распространяет своё действие на правоотношения сторон с 21.08.2018.
В соответствии с пунктом 1.3 регламента знание и выполнение требований регламента является обязанностью работников сторон договора и работников организаций, привлеченных сторонами договора для выполнения обязанностей по договору. Нарушение требований регламента влечет за собой ответственность в соответствии с условиями договора и действующим законодательством РФ.
Под укомплектованием в Техническом задании на стр. 14 приложения N 3 к договору стороны понимают следующие действия: "Доставка нового или прошедшего профилактическую обработку СМИ в вагон поезда. Профилактическая обработка (стирка, химическая чистка) дезинфекция) СМИ в соответствии с условиями договора в сроки, установленные СТО ФПК 1.21.002-2013. Количество выдаваемых в рейс комплектов постельного белья для всех категорий вагонов не менее 2 комплектов на место, норма выдачи комплектов постельного белья для вагонов всех категорий оснащенности в поезде утверждается заказчиком на каждый поезд и зависит от длительности рейса и населенности вагонов. Прием/передача с поштучным пересчетом СМИ в вагоне поезда от представителя исполнителя представителю заказчика перед рейсом, а также от представителя заказчика представителю исполнителя (использованное и неиспользованное) по прибытию из рейса. Заказчик вправе уполномочить третье лицо на исполнения своих обязательств по договору без предварительного согласования с исполнителем. Все этапы по укомплектованию СМИ пассажирских вагонов поездов, указанные в этом разделе Технического задания, производятся во время, определенное Графиком подготовки составов в рейс".
Согласно пункту 6.5 договора, стороны осуществляют прием и передачу предметов СМИ с поштучным пересчетом по накладным утвержденной заказчиком формы в порядке, предусмотренном Регламентом взаимодействия.
В соответствии с пунктом 4.3 регламента основные функции и обязанности, выполняемые представителями заказчика при проведении работ по укомплектованию пассажирских вагонов СМИ, в том числе: приемка, пересчет и визуальный осмотр доставленных к вагону комплектов постельного белья и другого СМИ; своевременная сдача в обработку СМИ, требующего внеплановой обработки или замены.
Приёмка СМИ производится на основании накладной путем его визуального осмотра (пункт 7.3 регламента).
В случае обнаружения визуально недостатков СМИ установленных Реестром (приложение N 3) представителем заказчика в третьем экземпляре накладной, которая подлежит передаче представителю исполнителя, делается отметка о недостатках. СМИ с недостатками подлежит замене исполнителем до окончания работы ПДК.
Порядок снабжения пассажирских поездов чистыми комплектами постельного белья и предметами съемного мягкого имущества и порядок сбора использованного постельного белья и мягкого съемного имущества при возвращении состава из рейса детально описаны Регламентом взаимодействия.
Разделом 6 Регламента взаимодействия, предусматривающим порядок снабжения пассажирских поездов СМИ, установлено: СМИ доставляется к каждому вагону состава автотранспортом исполнителя. Представители исполнителя несут материальную ответственность за СМИ до момента передачи его в вагоне представителю заказчика и получения подписи представителя заказчика в накладной формы N ФИУ-20 (пункт 6.3). Передача СМИ начинается после полной остановки автотранспорта. Передача осуществляется последовательно по одному мешку или единице СМИ. Матрасы, подушки, одеяла разгружаются в первое купе, мягкий инвентарь вагона - в купе отдыха проводника, постельное белье, затаренное в мешки - в тамбур (пункт 6.5). После передачи в вагон последнего по счету предмета СМИ представитель исполнителя заходит в тамбур вагона и ждет, пока представитель заказчика вскроет мешки, пересчитает и осмотрит СМИ, в том числе пересчитает и осмотрит комплекты постельного белья и иное СМИ на предмет соответствия их категории оснащенности, наличия недовложения или некачественной обработки без повреждения упаковки, подпишет три экземпляра накладной формы N ФИУ-20. В случае необходимости представитель исполнителя должен внести сведения о выданном или замененном имуществе в Книгу описи и учета съемного мягкого имущества (Форма - 11). Заказчик обязан произвести осмотр СМИ и вправе не принимать СМИ с недостатками (пункт 6.7).
Порядок приёмки СМИ по окончанию рейса описан разделе 9 Регламента взаимодействия. По окончании рейса или в иной срок, установленный договором или определенный в соответствии с ним, заказчик обязан осуществить сбор и сортировку СМИ в вагоне, требующего обработки по ассортименту, упаковку его в мешки в определенном для каждого вида количестве, с вложением листа-вкладыша и опломбированием мешка пломбами заказчика и передать его по накладной исполнителю. В мешках и использованном имуществе не должно быть посторонних предметов (пункт 9.1). Передача использованного постельного белья и иного СМИ от заказчика исполнителю производится на пункте приема-сдачи (пункт 9.16). В случае несоответствия количества СМИ в мешках сведениям о количестве согласно накладной и вложенным в мешки листам-вкладышам, равно как и при обнаружении испорченного СМИ (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, асфальтными, масляными пятнами, пятнами угольной пыли, краски), за исключением мешков с забракованным СМИ, стороны подписывают акт об утере и порче СМИ (Приложение N 4). Указанный акт составляется и подписывается уполномоченными работниками исполнителя с одной стороны, а также подписывается представителем заказчика указанного в накладной (Приложение N 2), как сдавшего СМИ, с другой стороны и является основанием для выставления исполнителем заказчику требования о возмещении стоимости утерянного/испорченного СМИ. В акте обязательно указываются фамилия и табельный номер проводника или номер удостоверения представителя заказчика, в вагоне которого находилось это СМИ. В случае указания представителем заказчика в комиссионном акте мотивированного отказа о выявленной недостачи/порчи СМИ, инициируется совещание с обязательным присутствием заместителя начальника резерва проводников со стороны заказчика и уполномоченного на решение подобного рода вопросов со стороны исполнителя. Исполнитель предоставляет заказчику факты, подтверждающие порчу или утерю СМИ представителем заказчика (фото - видео съемка, иные документы, подтверждающие порчу или утерю СМИ). При отсутствии мотивированного отказа и отказа от подписания акта исполнитель подписывает акт с отметкой об отказе от подписания в одностороннем порядке, и такой акт будет иметь юридическую силу и являться основанием для выставления требования о возмещении стоимости утерянного/испорченного СМИ. Акт составляется в 3-х экземплярах: один экземпляр для исполнителя, два экземпляра для заказчика (пункт 9.17). В пункте приема-сдачи СМИ исполнитель производит проверку и пересчет СМИ, в присутствии представителя заказчика, указанного в накладной (Приложение N 2), как сдавшего СМИ при возвращении поезда из рейса, либо при его отметке в накладной (Приложение N 2) о передаче СМИ другому представителю заказчика, для сдачи в пункте приема-сдачи. В случае отсутствия представителя заказчика, сдавшего СМИ по накладной-приложение или отметки о передачи СМИ, исполнитель осуществляет вскрытие запломбированных мешков и проверку данных в одностороннем порядке. При этом выявленные при пересчете недостачи (утери, испорченное СМИ) принимаются заказчиком в безоговорочном порядке, при отсутствии мотивированного отказа от подписания комиссионного акта представителя заказчика (пункт 9.18). В пункте приема-сдачи СМИ исполнитель в присутствии представителя заказчика производит вскрытие опломбированных мешков и проверку данных, изложенных в накладных унифицированной формы, в том числе данных, указанных во вложенных листах-вкладышах. В случае отсутствия представителя заказчика в пункте приема-сдачи, исполнитель направляет заказчику, а именно оператору по взаимодействию с аутсорсинговыми компаниями, уведомление об отсутствии представителя и необходимости представителю заказчика явиться в пункт приема-сдачи. Оператор по взаимодействию с аутсорсинговыми компаниями принимает уведомление под входящий номер с подписью о его получении. В случае неявки представителя заказчика в течение 2-х часов с момента уведомления исполнитель осуществляет вскрытие запломбированных мешков и проверку данных в одностороннем порядке. При этом выявленные при пересчете недостачи (утери, испорченное СМИ) принимаются заказчиком в безоговорочном порядке, при отсутствии мотивированного отказа от подписания комиссионного акта представителя заказчика (пункт 9.19).
В силу пункта 11.1 Регламента взаимодействия для возмещения затрат за утерянное и поврежденное заказчиком или по вине заказчика СМИ исполнитель ежемесячно направляет заказчику претензию. К претензии прилагается реестр комиссионных актов выявленных недостач (Приложение N 11). Возмещение стоимости утерянного, утраченного по вине заказчика СМИ осуществляется путем возмещения 100% стоимости такого СМИ согласно расценочной ведомости, ежеквартально предоставляемой исполнителем заказчику. Возмещение стоимости испорченного и/или поврежденного заказчиком или по вине заказчика СМИ осуществляется путем возмещения стоимости такого СМИ: 1-й - 5-й категории оснащенности фирменных и международных поездов (за исключением поездов, курсирующих в сообщении с государствами - бывшими республиками СССР); вагонов повышенной комфортности и 6-й категории оснащенности - 100% согласно расценочной ведомости; 1-й, 3-й, 4-й, 5-й категории оснащенности скорых, скоростных и пассажирских поездов - 50% стоимости такого СМИ согласно расценочной ведомости. Расценочная ведомость ежеквартально предоставляется исполнителем начальнику Вагонного участка Хабаровск с приложением подтверждающих расценки документов. Подтверждающие расценки документы предоставляются заказчику один раз. В случае если цена за СМИ в последующих кварталах не изменилась, подтверждающие расценки документы на данный вид СМИ не предоставляются. В течение квартала цены на одно наименование изделий СМИ в расценочной ведомости должны быть едины в рамках Дальневосточного филиала АО "ФПК".
В договоре порядок возмещения стоимости за утраченное СМИ прописан в пункте 7.14.
Истец направил в адрес ответчика претензии о компенсации стоимости утраченного и поврежденного СМИ (с приложением реестра комиссионных актов выявленных недостач) N 169 от 14.04.2022 на сумму 387 588 руб. 83 коп., N 178 от 25.04.2022 на сумму 215 432 руб. 75 коп., N 458 от 23.09.2022 на сумму 56 690 руб. 60 коп., всего на сумму 659 712 руб. 18 коп.
Требования претензий оплачены ответчиком частично, по претензии N 169 от 14.04.2022 в сумме 384 882 руб. 83 коп., по претензии N 178 от 25.04.2022 в сумме 212 827 руб. 56 коп., по претензии N 458 от 23.09.2022 в сумме 44 937 руб. 85 коп., всего - 642 648 руб. 24 коп. Требования в общей сумме 17 063,40 руб. оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Рассматривая спор, суд исходил из того, что между сторонами сложились правоотношения, основанные на обязательствах об оказании услуг, которые регулируются положениями главы 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг), общими нормами об обязательствах, условиями договора.
Так, согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пунктов 1, 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1064 ГК РФ установлено, что вред причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Бремя доказывания наличия условий привлечения к ответственности в форме возмещения убытков лежит на истце. Отсутствие одного из перечисленных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении иска о возмещении убытков.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что истцом заявлены требования о возмещении убытков, понесенных в результате неисполнения ответчиком условий договора N ФПК-18-216 от 14.06.2018, предусматривающих ответственность за сохранность переданного ему при исполнении договора имущества, что привело к утрате и/или порче имущества, в подтверждение представлены комиссионные акты (л.д. 62-132 т.1, л.д. 1-38 т.2).
Судом установлено, что во всех спорных комиссионных актах имеется отметка об отказе в их подписании представителем заказчика, в связи с чем сторонами проведены совместные совещания, результаты которых оформлены протоколами N Д/ЛВЧ-1/442/пр от 11.05.2022, N Д/ЛВЧ-1/515/пр от 02.06.2022. В протоколах, подписанных директором Хабаровского филиала ООО "Риквэст Сервис" Наконечным И.Е., от имени ООО "Риквэст Сервис" указано - сдача СМИ и комплектов постельного белья производится своевременно, представитель заказчика в лице ООО "СТК" в пункте приема/передачи присутствует, принимает участие и осуществляет контроль за сдачей и приемкой СМИ и комплектов постельного белья, в случаях выявления порчи/недостачи документы составляются и подписываются своевременно; от имени представителя СТК Лисициной А.В. - отдельная съемка каждого испорченного предмета СМИ и комплектов постельного белья не производится, факты, подтверждающие порчу или утерю имущества, не предоставляются. Также в протоколах отмечено, что в комиссионных актах имеется указание о произведенной фото и видеофиксации, при этом по представленным представителем ООО "Риквэст-Сервис" фотографиям невозможно с достоверностью установить время, дату и место, когда были сделаны фотографии, таким образом, представленные фотографии не подтверждают наличие утраты/порчи СМИ, установленной в момент составления и подписания комиссионных актов. Протоколы подписаны представителем ООО "Риквэст-Сервис" Наконечным И.Е. с письменными дополнениями: "в части не признанных сумм необходимо дополнительное разбирательство", других возражений представителем истца по результатам проведенного совещания не приведено.
Фотоматериалы истцом в дело не представлялись, судом непосредственно не исследовались, в связи с чем ссылка заявителя апелляционной жалобы на фото фиксацию повреждений неосновательна.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, положениями регламента, условиями договора, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и не установив наличия совокупности условий, необходимых для наступления ответственности в форме убытков, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика 17 063,40 руб.
Отказывая во взыскании неустойки в сумме 1 604,24 руб., суд исходил из того, что истцу отказано в удовлетворении основного требования, кроме того, учел правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2007 N 420/07, согласно которой начисление неустойки на сумму убытков не допускается.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы жалобы, сводящиеся к несогласию заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.08.2023 по делу N А73-8689/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.