г. Москва |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А40-119119/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.,
судей Лялиной Т.А., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ФГКУ "СТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2023 и на определение о процессуальном правопреемстве от 14.07.2023 по делу N А40-119119/22 по иску ИП Зубкова Н.М. к ФГКУ "СТУИО" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1035006114208, ИНН: 5031006724), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261) о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Присекин Р.Г. по доверенности от 07.04.2023,
от ответчика 1: Антошкин А.А. по доверенности от 28.02.2023,
от ответчика 2: Антошкин А.А. по доверенности от 28.03.2023,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Жилстройсервис" (ИНН: 7838494858) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.04.2021 по 31.07.2021 в сумме 166 669 руб. 68 коп.
Определением суда от 14.07.2023 истец по делу N А40-119119/22-125-785 ООО "Жилстройсервис" (ИНН: 7838494858) заменен на правопреемника - ИП Зубкова Никиту Максимовича (ИНН: 780539655487).
Решением суда от 17.07.2023 с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, а в случае недостаточности денежных средств у названного лица взыскано с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности в пользу ИП Зубкова Никиты Максимовича 100 391,20 руб. задолженности, а также 3 614 расходов по госпошлине; с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) в пользу Индивидуального предпринимателя Зубкова Никиты Максимовича взыскано 66 278,46 руб. задолженности, а также 2 386 руб. расходов по госпошлине.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России не согласились с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоразмерность взысканной неустойки последствиям нарушения обязательства, и неправильное применение судом норм материального права.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России также не согласились с определением суда первой инстанции от 14.07.2023, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят определение суда от 14.07.2023 отменить.
ИП Зубков Н.М. представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения и определения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционных жалоб и отмене или изменению решения и определения арбитражного суда, вынесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
На основании решения о выборе управляющей организации от 15.07.2016 единственного собственника всех помещений в многоквартирных домах по адресам: г.Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 84 корпус 3, г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 84 корпус 6 ООО "ЖИЛСТРОЙСЕРВИС" выбрано в качестве лица, осуществляющего деятельность по оказанию управленческих услуг, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг.
Как установлено судом, спорные жилые помещения, расположенные по вышеуказанным адресам, являются собственностью Минобороны России и закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.04.2021 по 31.07.2021 в сумме 166 669 руб. 68 коп.
Сумма задолженности рассчитана истцом согласно площади ответчика, в соответствии с утвержденными тарифами и заключенными истцом договорами.
Между ООО "ЖИЛСТРОЙСЕРВИС" и ИП Зубковым Никитой Максимовичем заключен договор уступки права требования (цессии) N 4-ЮЛ от 24.03.2023, согласно которому Кредитор (ООО "ЖИЛСТРОЙСЕРВИС") уступает Новому Кредитору (ИП Зубкову Никите Максимовичу) право требования задолженности в отношении ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" и Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5047041033, ОГРН: 1035009568736), Заявленную ко взысканию в рамках настоящего дела.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39, статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Исходя из п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Расчет задолженности проверен судом, является правильным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела, и требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти Российской Федерации, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
Таким образом, обязательства по содержанию спорных квартир должно нести ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации у которого спорные квартиры в рассматриваемый период находились в оперативном управлении. Субсидиарную ответственность несет собственник имущества - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Статьей 384 ГК РФ предусматривает, что, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты. По общему правилу уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону (пункт 1 статьи 388 ГК РФ), а уступка права, совершенная в нарушение законодательного запрета, является ничтожной (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
Вступившим в действие 26.07.2019 Федеральным законом от 26.07.2019 N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" статья 155 ЖК РФ дополнена частью 18, устанавливающей запрет на уступку права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В этой норме перечислены лица - цеденты и цессионарии, которым адресован установленный запрет. К первым относятся управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Ко вторым - любые третьи лица, в том числе кредитные организации или лица, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, за исключением вновь выбранных, отобранных или определенных управляющих организаций, вновь созданных товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, иных ресурсоснабжающих организаций, отобранных региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из определения содержания права требования, в отношении которого частью 18 статьи 155 ЖК РФ установлен запрет уступки, не следует, что оно ограничено задолженностью по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги какой-либо определенной группы плательщиков. Между тем, из пояснительной записки к проекту названного закона следует, что целью дополнения статьи 155 ЖК РФ частью 18 является "гарантия защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем передачи таких полномочий коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг".
Таким образом, учитывая факт нахождения жилых помещений в государственной собственности, а также возникновения задолженности на стороне не физического лица, а юридического лица, уполномоченного законодательством на внесение платы за жилые помещения, применение к договору уступки права требования от 12 октября 2021 года положений части 18 статьи 155 Жилищного кодекса Российской является необоснованным.
В силу ст.48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Указанный правовой подход сформулирован в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2022 N 308-ЭС21-22821.
Вопреки доводам жалоб передача квартир в пользование третьих лиц, в том числе, их заселение физическим лицами, в силу состязательности арбитражного процесса подлежит доказыванию ответчиком, так как доводы истца о незаселенности квартир могут быть опровергнуты актами приема-передачи квартир, договорами найма, которые может предоставить только ответчик.
Между ООО "Жилстройсервис" и ИП Зубковым Никитой Максимовичем был заключен договор уступки права требования (цессии) N 4-ЮЛ от 24.03.2023, согласно которому Кредитор (ООО "Жилстройсервис") уступает Новому Кредитору (ИП Зубкову Никите Максимовичу) право требования задолженности в отношении ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" и Министерства обороны Российской Федерации заявленную ко взысканию в рамках настоящего дела.
Таким образом, ООО "Жилстройсервис" уступило право требования задолженности по содержанию и ремонту жилых помещений, собственниками которых физические лица не являются.
Удовлетворяя заявление в порядке ст. 48 АПК РФ, суд первой инстанции исходил из факта нахождения жилых помещений в государственной собственности, а также возникновения задолженности на стороне не физического лица.
Поскольку ответчиками не представлены доказательства оплаты оказанных в отношении спорных помещений, переход права требования заявленных денежных средств от ООО "Жилстройсервис" к ИП Зубкову Н.М. является правомерным, выводы суда первой инстанции о замене истца на ИП Зубкова Н.М., об удовлетворении исковых требований правомерны.
Решение и определение суда первой инстанции являются законными и обоснованными. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2023 и определение от 14.07.2023 по делу N А40-119119/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119119/2022
Истец: ООО "ЖИЛСТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ИП Зубков Н.М.