г. Москва |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А40-29362/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2023 по делу N А40-29362/23
по заявлению ООО "ДОРСНАБ"
к ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ,
третьи лица: Министерство по регулированию контрактной системы в сфере
закупок Пермского края, КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта"
Пермского края, АО "ТЭК-ТОРГ", ООО "Эксперт",
об оспаривании решений и предписаний,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Шарпатых Р.О. по доверенности от 21.11.2022; |
от третьих лиц: |
от ООО "Эксперт" Казакова М.И. по доверенности от 16.02.2023, от остальных третьих лиц не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Дорснаб" (далее также - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России (далее также - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания по делу N 28/06/105-177/2023 от 02.02.2023, а также решения и предписания по делу N 28/06/105-179/2023 от 02.02.2023.
Решением суда первой инстанции от 10.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Третье лицо - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель ссылается на незаконность и необоснованность как оспариваемых решений антимонопольного органа, так и принятого по делу решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица (ООО "Эксперт") поддержали обжалуемое решение суда.
Представители заявителя и третьих лиц - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края, АО "ТЭК-ТОРГ", извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей заинтересованного лица и третьего лица (ООО "Эксперт"), изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в ФАС России поступили жалобы ООО "Эксперт" (далее также - общество) на действия АО "ТЭК-Торг" (далее также - оператор электронной площадки) при проведении КГБУ "УАДИТ" Пермского края (далее также - заказчик), комиссии по осуществлению закупок заказчика (далее также - комиссия по осуществлению закупок), Министерства закупок Пермского края (далее также - уполномоченный орган), оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по нанесению линий горизонтальной дорожной разметки краской и термопластиком со светоотражающими элементами на региональных автомобильных дорогах Пермского края. Лот N 1 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) - 0156200009922001369) (далее также - конкурс), а также открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по нанесению линий горизонтальной дорожной разметки краской и термопластиком со светоотражающими элементами на региональных автомобильных дорогах Пермского края. Лот N 2 (номер извещения в ЕИС - 0156200009922001371) (далее также - конкурс).
По мнению общества, его права и законные интересы нарушены действиями оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении конкурса, в связи с чем у общества отсутствовала возможность в регламентированный срок подписать проекты государственных контрактов.
В результате проверки изложенных в данных жалобах сведений и осуществления внеплановой проверки в отношении действий оператора электронной площадки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) антимонопольным органом 02.02.2023 вынесены решения по делам N 28/06/105-177/2023 и N 28/06/105-179/2023 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании данных решений антимонопольным органом выданы обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
ООО "Дорснаб", не согласившись с указанными решениями и предписаниями антимонопольного органа, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением по настоящему делу.
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности перечисленных обязательных условий не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа на основании следующего.
Так, в ходе рассмотрения жалоб общества на действия оператора электронной площадки установлено, что согласно извещениям о проведении конкурса, протоколам, составленным при проведении конкурсов: Лот N 1 - 1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 16.12.2022; 2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме; 3) начальная (максимальная) цена контракта - 633 434 576 руб.; 4) источник финансирования - бюджет Пермского края; 5) дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 10.01.2023; 6) на участие в конкурсе подано 5 заявок от участников закупки; 7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 12.01.2023; 8) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 13.01.2023; 9) победителем конкурса признан участник с идентификационным номером заявки "7" с предложением о цене контракта в размере - 589 094 155, 68 руб.; Лот N 2 - 1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 16.12.2022; 2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме; 3) начальная (максимальная) цена контракта - 877 045 481 руб.; 4) источник финансирования - бюджет Пермского края; 5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.01.2023; 6) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки; 7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 12.01.2023; 8) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 13.01.2023; 9) победителем Конкурса признан участник с идентификационным номером заявки "7" с предложением о цене контракта в размере - 833 193 206, 95 руб.
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протоколов, указанных в ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, указанный в п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
На основании подп."а" п.1 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных ст.37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные ст.51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Согласно п.3 ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с п.2 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе.
При таком размещении заказчик также формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подп."б" п.2 ч.33 Закона о контрактной системе, подлежит обязательному учету.
На основании ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п.2 или п.3 ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п.1 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного п.3 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п.3 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе) и ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Установлено, что 16.01.2023 заказчик направил обществу проекты контрактов, в связи с чем регламентированным сроком подписания проектов контракта обществом является 23.01.2023.
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе на ООО "Эксперт" возложена обязанность по подписанию направленных проектов контрактов.
Между тем, общество не смогло подписать проекты контрактов или направить протоколы разногласий из-за технической ошибки электронной цифровой подписи, в связи с чем общество было признано уклонившимся от заключения контрактов.
В ходе рассмотрения жалоб антимонопольным органом представитель общества представил сведения, согласно которым 20.01.2023 в ЕГРЮЛ вступили в силу изменения в отношении генерального директора, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Оператор электронной площадки также представлены сведения, в соответствии с которыми 24.01.2023 в 03:39 (МСК) им получены сведения из ЕИС о смене генерального директора, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица на сайте оператора электронной площадки, то есть после регламентированного срока подписания контрактов.
При этом оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем ФАС России правомерно пришла к выводу о том, что несвоевременное поступление к оператору электронной площадки информации о смене сведений о генеральном директоре повлекло для общества невозможность подписать проекты контрактов или разместить протоколы разногласий, а также о наличии нарушения ч.2 ст.24.1 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам (далее также - Положение).
Согласно подпунктам "б", "в" пункта 8 раздела II Положения о единой информационной системе в сфере закупок технологические средства ЕИС должны обеспечивать: круглосуточную непрерывную работу единой информационной системы, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, в соответствии с требованиями по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; информационное взаимодействие единой информационной системы с иными информационными системами.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 раздела I Положения при формировании и размещении информации и документов в единой информационной системе: технологическими средствами единой информационной системы обеспечивается автоматическая форматно-логическая проверка информации и документов, формируемых с использованием единой информационной системы.
На основании подпункта "м" пункта 12 раздела II Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок (далее также - Правила) для регистрации юридического лица, иностранного юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица уполномоченное лицо формирует следующие информацию и документы: фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица или иностранного юридического лица (либо руководителя аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица), и идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
Согласно подпункту "а" пункта 14 раздела II Правил формирование информации и документов, предусмотренных пунктами 12 и 13 настоящих Правил, осуществляется в соответствии со следующими требованиями: информация и документы, указанные в подпунктах "а", "г" (в части даты постановки на учет в налоговом органе), "д" - "ж", "и", "к", "м", "п" (в части наименований учредителей унитарного предприятия), "ф" и "ю" пункта 12 (за исключением иностранного юридического лица, иностранного юридического лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа регистрируемого юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица), подпунктах "а", "г", "и", "к", "о" и "р" пункта 13 настоящих Правил (в отношении физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя), формируются в единой информационной системе автоматически на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей после указания участником закупки при формировании информации для размещения в реестре участников идентификационного номера налогоплательщика юридического лица и кода причины постановки на учет в налоговом органе (при размещении сведений об обособленном подразделении - кода причины постановки на учет в налоговом органе обособленного подразделения) в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, идентификационного номера налогоплательщика физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя соответственно.
При этом весь документооборот в ходе организации и проведения электронной конкурентной закупки и при исполнении контрактов происходит в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью.
Согласно ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система (ч.1). Порядок функционирования единой информационной системы, предоставления информации и документов из единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.2).
В соответствии с Законом о контрактной системе ЕИС - это совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта Единой информационной системы в сети Интернет.
Как было указано выше, сведения из ЕИС о смене генерального директора, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица на сайте оператора электронной площадки получены последним только 24.01.2023 в 03:39 (МСК), то есть после регламентированного срока подписания проектов контрактов.
При таких данных участник закупочной процедуры был лишен возможности подписать проекты контрактов, техническая возможность подписать проекты контрактов отсутствовала по не зависящим от участника причинам, при этом участник закупочной процедуры не может отвечать за качество работы автоматизированной системы интеграции информационных систем, реализованной в техническом функционале ЕИС, а также электронной торговой площадки.
Учитывая изложенное, антимонопольным органом правомерно приняты оспариваемые решения и предписания, направленные на восстановление нарушенных прав участника закупочной процедуры.
Изложенные в оспариваемых решениях выводы антимонопольного органа являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и обстоятельствам дела.
Кроме того, согласно действующим положениям Закона о контрактной системе антимонопольный орган при рассмотрении жалоб на действия оператора электронной площадки не уполномочен давать оценку добросовестности участников в ходе подписания контракта, в том числе действиям по оформлению независимой гарантии.
При этом согласно сведением, размещенным в ЕИС, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю вынесены решения N РНП-59-46 от 31.01.2023 и N РНП-59-47 от 31.01.2023 об отказе во включении сведений об ООО "Эксперт" в реестр в реестр недобросовестных поставщиков по обращениям ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" (вх. NN 950/23 от 24.01.2023, 949/23 от 24.01.2023) ввиду отсутствия в действиях ООО "Эксперт" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от заключения контрактов, поскольку участником осуществлялись действия, направленные на их подписание.
Указанные решения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в судебном порядке не обжаловались, вступили в законную силу.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом ст.ст.4, 71 АПК РФ, суд первой инстанции на основании установленных обстоятельств пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые решения и предписания ФАС России являются законными и обоснованными, принятыми в пределах полномочий антимонопольного органа, прав и законных интересов заявителя не нарушают.
Кроме того, как следует из правового смысла ч.1 ст.4 АПК РФ, обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав, однако избранный заявителем способ защиты не приведет к восстановлению его субъективных прав.
Доводы, изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела в первой инстанции, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ не усматривает.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом также не установлено.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2023 по делу N А40-29362/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29362/2023
Истец: ООО "ДОРСНАБ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: АО "ТЭК-ТОРГ", КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края, Министерство по регулированию контрактной системы в сферое закупок Пермского края, ООО "Эксперт"