г. Москва |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А40-142036/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумина О.С.,
судей Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2023 по делу N А40-142036/23
по заявлению ООО "ППС" (ИНН 7726651037, ОГРН 1107746273953)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области
о признании недействительным уведомления,
при участии от заявителя: не явился, извещен; от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ППС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области о признании недействительным уведомления от 21.04.2023 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязании установить страховой тариф соответствующий основному виду деятельности.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2023 признано недействительным уведомление от 21.04.2023 и на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области возложена обязанность применять в отношении ООО "ППС" страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год, соответствующий виду осуществляемой деятельности "Производство электромонтажных работ" с кодом ОКВЭД 43.21 с 6 классом профессионального риска в размере 0,7 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Фонд, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении требований.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 17.04.2023 ООО "ППС" посредством системы Контур "Экстерн" в адрес ОСФР по г. Москве и Московской области направлено заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности во исполнение п. 3 "Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55, в ред. Приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н).
Обнаружив 18.04.2023 допущенную ошибку при формировании заявления, а именно некорректное заполнение регистрационного номера (актуальный регистрационный номер 087711026528), заявитель предпринял попытку повторно разместить в системе Контур "Экстерн" корректно заполненное заявление, однако ввиду технических ограничений данное действие оказалось невозможным.
В 00-49 19.04.2023 в системе Контур "Экстерн" поступило уведомление Фонда об отклонении заявления (штамп на заявлении от 17.04.2023).
Посредством Почты России 26.04.2023 в адрес заявителя поступило уведомление от 21.04.2023 регистрационный номер 087711026528 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому, в связи с неподтверждением основного вида экономической деятельности заявителю определен 26 класс профессионального риска, что -соответствует страховому тарифу в размере 5% к суммам выплат в пользу застрахованных, по ОКВЭД2 02.40 - Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок.
Несмотря на некорректно указанный регистрационный номер страхователя, в заявлении отображен ИНН организации (п. 2 справки-подтверждения основного вида экономической деятельности, являющейся основанием (приложением) к заявлению), который позволял фонду идентифицировать страхователя.
Указанный факт отражает формальный подход фонда к сбору сведений, предоставляемых страхователями и его заинтересованность в присвоении страхователям максимальных тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев.
Заявитель 02.05.2023 направил обращение в Фонд с подробными разъяснениями причин произошедшей ошибки и просьбой утвердить тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2023 в размере 0,7% (в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Приказа Минтруда России от 30.12.2016 N 851 н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска") по основному виду деятельности - Производство электромонтажных работ (ОКВЭД - 43.21).
Данный вид деятельности составляет 100% в общем объеме оказываемых заявителем услуг. Заявителем 31.05.2023 получен ответ фонда с отказом в удовлетворении обращения в связи с допущенной в заявлении ошибкой и пропуском установленных законодательством сроков, руководствуясь п. 5 Порядка.
Согласно полученному ответу, с 01.01.2023 заявителю присвоен максимальный тариф, который относится к 26 классу профессионального риска, в размере 5% по ОКВЭД2 02.40 - Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок (внесен в ЕГРЮЛ - 06.04.2022).
Заявитель 01.06.2023, не согласившись с присвоением максимального тарифа в размере 5% по виду деятельности (ОКВЭД2 02.40), который он не ведет, руководствуясь п. 2 ст. 26.21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", направил в фонд жалобу на действия территориального органа с требованием принять заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, согласно которому основным видом деятельности заявителя является производство электромонтажных работ (ОКВЭД - 43.21), утвердить тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2023 в размере 0,7% (привести в соответствие правильность начисления страховых взносов).
Заявителем 16.06.2023 получен ответ фонда со следующим содержанием: "отделение СФР в соответствии с пунктом 5 Порядка обоснованно отнесло страхователя в 2023 году к виду экономической деятельности "Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок" (код по ОКВЭД2 02.40), имеющему наиболее высокий класс профессионального риска (26 класс профессионального риска, страховой тариф 5,0%) в соответствии с кодами по ОКВЭД2, указанными в ЕГРЮЛ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 26.21 Федерального закона N 125-ФЗ жалоба оставлена без удовлетворения".
В соответствии с п. 3, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган фонда по месту своей регистрации документы:
а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
б) справку подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему порядку;
в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В п. 8 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (ред. от 17.06.2016) "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" сказано, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно п. 9 Правил основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (ред. от 25.01.2017) "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с п. 5 Порядка в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
В п. 1 Федерального закон от 22.12.2020 N 179-ФЗ (с изм. от 22.12.2020) "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" установлены страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных. Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2016 N851H.
Но в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 05.07.2011 N 14943/2010, в пункте 5 Порядка указано на "осуществляемые виды деятельности", поэтому вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, о которых приведены сведения о видах экономической деятельности данной организации.
На основании правовых подходов, выраженных в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КП8-7926, от 12.11.2018 N 304-КП8-9969, предусмотренное пунктом 5 Порядка право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Как закреплено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КП 8-996, право фонда, установленное в пункте 5 Порядка, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц; страхователь и после истечения установленного пунктом 5 Порядка срока не лишен правомочия представить в фонд документы в подтверждение основного вида фактически осуществляемой экономической деятельности, а впоследствии оспаривать позицию и акты фонда в судебном порядке, бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, лежит на страхователе.
Иной подход, как отражено в указанных Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КП 8-7926, от 12.11.2018 N 304-КП 8-9969, со ссылкой на пункт 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 291-0, от 15.07.2003 N 311-0, от 22.01.2004 N 8-0, противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу все фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (Постановления от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, Определения от 16.11.2006 N 467-0, от 20.03.2007 N 209-О-О, от 18.01.2011 N 8-О-П).
Законодательством не предусмотрено возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности.
Документы заявителя в подтверждение основного вида экономической деятельности подлежат обязательной оценке фондом и их учету при принятии фондом решения об определении размера страхового тарифа.
Более того, документы, поступившие после принятия фондом решения, также подлежат обязательной оценке, так как право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности не является санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов.
Суд считает, что фонд безосновательно определил вид деятельности общества по наиболее высокому классу профессионального риска.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Законом N 125-ФЗ, в соответствии, с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившейся по видам экономической деятельности страхователя.
Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации.
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право фонда, установленное в п. 5 Порядка, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу п. 5 Порядка, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п. 3 Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока.
Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Сам факт представления документов о подтверждении основного вида деятельности за пределами установленного срока (но в пределах расчетного периода, и более того - в пределах срока камеральной проверки расчета за первый отчетный период) не может не учитываться фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности, ставки страховых взносов.
Признавая действия фонда незаконными, суд правомерно учел правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в определении от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, а также многочисленную судебную практику (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.01.2022 N Ф05-33328/2021 по делу N А40-57963/2021, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.07.2021 N Ф05-16619/2021 по делу N А40-225130/2020, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.08.2021 N Ф05-19720/2021 по делу N А40-144338/2020).
На основании изложенного, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, суд первой инстанции правомерно счел, что требование заявителя подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2023 по делу N А40-142036/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142036/2023
Истец: ООО "ПОЖ-ПРОЕКТ СЕРВИС"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ