г. Саратов |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А57-18710/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е
при участии в судебном заседании представителя Министерства здравоохранения Саратовской области Россошанской О.О., действующей на основании доверенности от 10.01.2023 N 01-26/161, представителя Министерства финансов Саратовской области Меркулова И.В., действующего на основании доверенности от 27.12.2022 N 08-02-43/6176, представителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области Секина М.Н., действующего на основании доверенности от 11.01.2021 N 17-18/288,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства здравоохранения Саратовской области и Министерства финансов Саратовской области на определение Арбитражного суда Саратовской области от 07 сентября 2023 года об отказе в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения по делу N А57-18710/2022 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению Министерства здравоохранения Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Рахова, зд. 145/155, пом. 34, ОГРН 1076450011440, ИНН 6455046666),
заинтересованные лица: Управление Федерального казначейства по Саратовской области (410056, г. Саратов, Ильинская пл., д. 1/6, ОГРН 1026403343163, ИНН 6450024002), Министерство финансов Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Московская, д. 72, ОГРН 1036405003227, ИНН 6450030341),
о признании незаконным представления,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство здравоохранения Саратовской области (далее - заявитель) с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Саратовской области от 13.12.2022 по делу N А57-18710/2022.
Определением суда первой инстанции от 07 сентября 2023 года в удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Саратовской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство здравоохранения Саратовской области и Министерство финансов Саратовской области обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят вышеуказанное определение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Министерство финансов Саратовской области поддерживает доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Саратовской области.
Управление Федерального казначейства по Саратовской области (далее - УФК по Саратовской области) возражает против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, предоставленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 272 АПК РФ апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются судьёй арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 21 и 26 сентября 2023 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалоб и отзыва на них, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Министерство здравоохранения Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными и недействительными представления УФК о Саратовской области от 04.02.2022 N 60-11-35/21-2010 и предписания УФК о Саратовской области от 04.07.2022 N 60-11-35/21-5589, о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование представления от 04.02.2022 N 60-11-35/21-2010.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение не было обжаловано в апелляционном порядке и вступило в законную силу.
09 июня 2023 года Министерство здравоохранения Саратовской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Саратовской области от 13.12.2022 по делу N А57-18710/2022.
В обоснование заявления Министерство здравоохранения Саратовской области указывает на поступившее 01 июня 2023 года в его адрес из Министерства финансов Саратовской области письмо N 07-01-01/2573 с приложением письма Министерства финансов Российской Федерации от 31.05.2023 N 02-18-06/50309. Позиция, изложенная в письме Минфина России от 31.05.2023 N 02-18-06/50309, относительно правовой природы неиспользованных остатков средств субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации и не подлежащих возврату, не была ранее известна заявителю (т.5 л.д.3-7).
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае оснований, предусмотренных статьёй 311 АПК РФ, для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Обстоятельство, указанное заявителем, не является вновь открывшимся, а указывает на несогласие Комитета с решением суда, что является основанием для обжалования решения вышестоящие инстанции.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Апелляционный суд считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со статьёй 309 АПК РФ арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым и вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, предусмотренным в главе 37 АПК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" (далее - постановление Пленума N 52), при решении вопроса о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам арбитражным судам следует исходить из наличия оснований, предусмотренных статьёй 311 АПК РФ, и соблюдения заявителем условий, содержащихся в статьях 312 и 313 АПК РФ.
Перечень оснований пересмотра судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам установлен в статье 311 АПК РФ и является исчерпывающим.
В части 1 статьи 311 АПК РФ предусмотрено, что основаниями пересмотра судебных актов по правилам главы 37 АПК РФ являются:
1) вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части 2 данной статьи и существовавшие на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу;
2) новые обстоятельства - указанные в части 3 данной статьи, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
В силу части 2 статьи 311 АПК РФ вновь открывшимися обстоятельствами являются:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела.
В пункте 4 постановления Пленума N 52 также разъяснено, что обстоятельства, которые согласно пункту 1 статьи 311 АПК РФ являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы суда при принятии судебного акта.
При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведённые заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу.
Судебный акт не может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам, если существенные для дела обстоятельства возникли после принятия этого акта, поскольку по смыслу пункта 1 части 2 статьи 311 АПК РФ основанием для такого пересмотра является открытие обстоятельств, которые хотя объективно и существовали, но не могли быть учтены, так как не были и не могли быть известны заявителю.
В связи с этим суду следует проверить, не свидетельствуют ли факты, на которые ссылается заявитель, о представлении новых доказательств, имеющих отношение к уже исследованным ранее судом обстоятельствам. Представление новых доказательств не может служить основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам по правилам главы 37 АПК РФ. В таком случае заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства, возникшие после принятия судебного акта, могут являться основанием для предъявления самостоятельного иска.
В обоснование заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам заявитель ссылается на письмо Минфина России от 31.05.2023 N 02-18-06/50309.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании - нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределённого круга лиц.
Письмо Минфина России от 31.05.2023 N 02-18-06/50309 не обладает признаками нормативного правового акта, направлено не для неопределённого круга лиц, а конкретному органу, содержащиеся в нем рекомендации не выходят за рамки частного толкования положений действующего законодательства и не влекут изменения правового регулирования соответствующих отношений, поскольку в абзаце 2 данного письма прямо указано, что Министерство финансов Российской Федерации не вправе давать официальное толкование законодательных или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, позиция (мнение) Минфина России, изложенная в письме от 31.05.2023 N 02-18-06/50309, не является вновь открывшимся обстоятельством и не может служить основанием для пересмотра дела. Кроме того, с учётом даты письма Минфина России (31.05.2023), данные обстоятельства не могли существовать на момент принятия судебного акта по делу (13.12.2022).
Следовательно, письмо Минфина России от 31.05.2023 N 02-18-06/50309 и изложенная в нём позиция не могут являться основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку не отвечают требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 311 АПК РФ.
Правовая определённость предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды решённого дела. Принцип закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданны, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу.
Доказательств наличия иных обстоятельств, которые могут быть расценены в качестве вновь открывшихся для настоящего дела и могущих выступать в качестве основания для пересмотра решения суда первой инстанции по правилам главы 37 АПК РФ, в материалы дела не предоставлено. Соответствующих сведений не содержится ни в поступившем в суд первой инстанции заявлении, ни в апелляционных жалобах.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявитель фактически не согласен с оценкой имевшихся в материалах дела доказательств, в связи с чем ссылается на новые доказательства в подтверждение своих доводов о необходимости переоценки доказательств, уже являвшихся предметом рассмотрения судов трёх инстанций.
Процедура отмены судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам предполагает, что имеются доказательства, которые ранее не были объективно доступными и которые могут привести к иному результату судебного разбирательства. Лицо, желающее отмены судебного акта, должно доказать, что не имело возможности предоставить соответствующих доказательств до окончания судебного разбирательства по существу спора и что такое доказательство имеет значение для дела. Такие доказательства заявитель апелляционной жалобы не предоставил.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 311 АПК РФ, необходимые для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, все обстоятельства, имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения вопроса о необходимости пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое определение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 07 сентября 2023 года об отказе в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения по делу N А57-18710/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший определение, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18710/2022
Истец: Министерство здравоохранения Саратовской области, Министерство здравоохранения СО
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Саратовской области, Управление Федерального Казначейства по СО
Третье лицо: Министерство финансов саратовской области, Министерство финансов СО