г. Самара |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А55-36149/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Драгуновой В.О.,
с участием: от Акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" - представитель Рахманов А.В. (доверенность от 01.01.2023),
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представитель Нестерова С.В. (доверенность от 02.12.2022),
от Администрации муниципального района Волжский Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Правительства Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Губернатора Самарской области - представитель Нестерова С.В. (доверенность от 12.01.2023),
от Департамента градостроительства г.о. Самара - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 августа 2023 года по делу N А55-36149/2022 (судья Коршикова О.В.), по заявлению Акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (ИНН: 6330017980, ОГРН: 1026303117994), к Министерству имущественных отношений Самарской области (ИНН 6315800964, ОГРН 1066315051824), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация муниципального района Волжский Самарской области, Правительство Самарской области, Губернатор Самарской области, Департамент градостроительства г.о. Самара,
о признании незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.09.2022 N МИО-03/11821-исх в рассмотрении ходатайств АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0508001:121, 63:17:0508001:124 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, об обязании Министерство имущественных отношений Самарской области в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотреть ходатайства АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" от 08.08.2022 NN ИСХ-ЛК-02261-22, ИСХ-ЛК-02262-22 о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0508001:121, 63:17:0508001:124 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик), о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.09.2022 N МИО-03/11821-исх в рассмотрении ходатайств АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0508001:121, 63:17:0508001:124 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, об обязании Министерство имущественных отношений Самарской области в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотреть ходатайства АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" от 08.08.2022 NN ИСХ-ЛК-02261-22, ИСХ-ЛК-02262-22 о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0508001:121, 63:17:0508001:124 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация муниципального района Волжский Самарской области, Правительство Самарской области, Губернатор Самарской области, Департамент градостроительства г.о. Самара (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 августа 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на неправомерное возложение оспариваемым отказом обязанности по предоставлению проектов рекультивации части сельскохозяйственных угодий, поскольку такое требование распространяется исключительно на период осуществления строительства линейных объектов.
В рассматриваемом случае заявитель обращался с ходатайствами о переводе земельных участков не по основанию начала строительства объектов, завершение которого потребует рекультивации (восстановления) земли, а для целей эксплуатации объектов, возведенных в 1960-1970 гг., что подтверждается выписками из ЕГРН, свидетельствами о регистрации права.
Податель жалобы также указал, что суд первой инстанции фактически вышел за пределы предмета спора, давая оценку обоснованности отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую, при отсутствии решения по данному вопросу.
Представитель Акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области, Губернатора Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Администрации муниципального района Волжский Самарской области, Правительства Самарской области, Департамента градостроительства г.о. Самара не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" является арендатором земельных участков (участки), отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения:
- участок с кадастровым номером 63:17:0508001:121, площадью 918 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, с. п. Воскресенка, имеющий разрешенное использование: для размещения существующего линейного объекта, переданный Заявителю по договору аренды N 10/18/А632018/0274Д от 28.02.2018, заключенному с администрацией муниципального района Волжский Самарской области (Администрация) и зарегистрированному в ЕГРН за N 63:17:0508001:121-63/001/2018-2 от 19.06.2018 (участок N 1);
- участок с кадастровым номером 63:17:0508001:124, площадью 5 546 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, имеющий разрешенное использование: для размещения существующих линейных объектов: сооружение газопровода; часть технологической эстакады, входящей в состав объекта недвижимости Т-1007 сырьевой парк приема и подачи сырья на ЦГФУ - 2,3 в составе цеха N 1, переданный Заявителю по договору аренды N 48/19/А632019/0505Д от 19.06.2019, заключенному с Администрацией и зарегистрированному в ЕГРН за N 63:17:0508001:124 -63/001/2019-2 от 18.12.2019 (участок N 2).
На указанных участках расположены объекты недвижимости промышленного назначения, принадлежащие заявителю на праве собственности:
- на участке N 1 - эстакада, являющаяся составной частью центральной газофракционирующей установки-3 (ЦГФУ-3) в составе цеха N 1, год постройки -1971 (кадастровый номер 63:04:0302001:616);
- на участке N 2 - технологическая эстакада, входящая в состав объекта недвижимости Т-1007 сырьевой парк приема и подачи сырья на ЦГФУ - 2,3 в составе цеха N 1 (кадастровый номер 63:04:0301025:424, год постройки - 1963), а также сооружение газопровода (кадастровый номер 63:04:0302001:637, год постройки -1969).
Заявитель 08.08.2022 (ходатайства вх.N МИО/24078, вх.N МИО/24080), обратился к Губернатору Самарской области с заявлением о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0508001:124, 63:17:0508001:121 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 07.09.2022 г. N МИО-03/11821 отказало в рассмотрении заявлений о переводе спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения и возвратило пакет документов заявителю (т.1, л.д.15).
Заявитель, посчитав отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.09.2022 г. N МИО-03/11821 в рассмотрении заявлений не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его законные права и интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из правомерности оспариваемого отказа в рассмотрении заявлений, поскольку заявителем к ходатайству приложены документы, состав, форма, содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства, не представлен утвержденный в установленном порядке проект рекультивации земель и в ходатайствах не отражены обоснования перевода земельных участков из одной категории в другую.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства установлен приоритет сохранения особо ценных земель, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами как один из основных принципов земельного законодательства.
Согласно статье 7 Федерального закона перечень исключительных случаев, предусматривающий возможность перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, является закрытым.
На основании пункта 6 части 1 статьи 7 Федерального закона перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения допускается в исключительных случаях, связанных со строительством линейных объектов, при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, перевод земельных участков из одной категории в другую испрашивался заявителем для целей эксплуатации объектов, возведенных в 1960-1970 гг., что подтверждается выписками из ЕГРН, свидетельствами о регистрации права.
АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" является арендатором земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения:
участок с кадастровым номером 63:17:0508001:121, участок с кадастровым номером 63:17:0508001:124.
На участках расположены объекты недвижимости промышленного назначения, принадлежащие заявителю на праве собственности:
на участке N 1 - эстакада, являющаяся составной частью центральной газофракционирующей установки-3 (ЦГФУ-3) в составе цеха N 1, год постройки -1971 (кадастровый номер 63:04:0302001:616);
на участке N 2 - технологическая эстакада, входящая в состав объекта недвижимости Т-1007 сырьевой парк приема и подачи сырья на ЦГФУ - 2,3 в составе цеха N 1 (кадастровый номер 63:04:0301025:424, год постройки - 1963), а также сооружение газопровода (кадастровый номер 63:04:0302001:637, год постройки -1969).
Как следует из оспариваемого отказа, заявителем не представлен проект рекультивации земельного участка.
Между тем, пунктом 6 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения допускается в исключительных случаях, связанных со строительством линейных объектов, при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов.
Таким образом, требование о предоставлении проектов рекультивации части сельскохозяйственных угодий распространяется на период осуществления строительства линейных объектов.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции соглашается с доводами подателя жалобы о том, что суд первой инстанции фактически вышел за пределы предмета спора, поскольку в судебном акте дал оценку обоснованности отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую, при отсутствии в настоящее время решения по данному вопросу.
Необоснованным также является вывод суда первой инстанции о наличии у заявителя права использовать земельный участок в связи с расположением на них линейных объектов без их перевода из одной категории в другую на условиях публичного сервитута, на основании ч. 2 ст. 78 ЗК РФ, положений Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 25.10.2001 N 137-ФЗ, поскольку условием применения указанных норм является факт отнесения к объектам федерального, регионального или местного значения.
Между тем линейные объекты заявителя таковыми не являются, поскольку предназначены и используются для собственных нужд предприятия, публичный сервитут на земельные участки под ними не может быть оформлен.
Суд апелляционной инстанции полагает несоответствующим материалам дела вывод суда первой инстанции об обоснованности возврата ходатайств в связи с несоблюдением заявителем раздела 2.6. Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности Самарской области, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель, необходимых для федеральных нужд", утвержденного приказом Министерства имущества Самарской области от 26.07.2013 N 1512 (Регламент) в связи с неотражением в ходатайствах обоснования перевода земельных участков из одной категории в другую.
Как указал заявитель в ходатайствах о переводе, они поданы в целях приведения категории земельного участка его фактическому использованию", земельные участки категории сельскохозяйственного назначения используются для размещения промышленных объектов с указанием характеристик данных объектов (т.1, л.д.10-13).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности оспариваемого отказа в связи с непредставлением утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации земель и неотражением в ходатайствах обоснования перевода земельных участков из одной категории в другую, сделан при неправильном применении норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, решение Арбитражного суда Самарской области от 16 августа 2023 года по делу N А55-36149/2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом выбор способа восстановления нарушенного права, является самостоятельным процессуальным действием суда, зависящим от конкретных предмета и фактических обстоятельств спора. В то же время, осуществляя функции судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов, наделенных публичными полномочиями, должностных лиц, арбитражный суд при определении способа восстановления нарушенного права не связан требованиями заявителя, но при этом не вправе подменять орган, наделенный исключительными полномочиями по принятию соответствующих решений, принимая решения вместо него.
Разрешая вопрос о применении последствий удовлетворения заявленных требований с учетом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что с учетом характера допущенного нарушения в данном случае, в порядке восстановления нарушенного права заявителя, следует обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в сроки и порядке, установленном Федеральным Законом N 172-ФЗ от 21.12.2004, рассмотреть ходатайства АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" от 08.08.2022 NN ИСХ-ЛК-02261-22, ИСХ-ЛК-02262-22 о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0508001:121, 63:17:0508001:124 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Судебные расходы распределить в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16 августа 2023 года по делу N А55-36149/2022 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.09.2022 N МИО-03/11821-исх в рассмотрении ходатайств АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0508001:121, 63:17:0508001:124 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в сроки и порядке, установленном Федеральным Законом N 172-ФЗ от 21.12.2004, рассмотреть ходатайства АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" от 08.08.2022 NN ИСХ-ЛК-02261-22, ИСХ-ЛК-02262-22 о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0508001:121, 63:17:0508001:124 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Судебные расходы распределить.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области (ИНН 6315800964, ОГРН 1066315051824) в пользу Акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (ИНН: 6330017980, ОГРН: 1026303117994) судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере 3000 руб.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области (ИНН 6315800964, ОГРН 1066315051824) в пользу Акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (ИНН: 6330017980, ОГРН: 1026303117994) судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в размере 1500 руб.
Исполнительный лист выдать.
Возвратить Акционерному обществу "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" излишне уплаченную по платежному поручению от 15.09.2023 N 169227 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-36149/2022
Истец: АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ, Администрация муниципального района Волжский Самарской области, Губернатор Самарской области, Департамент градостроительства г.о. Самара, Правительство Самарской области