г. Владивосток |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А51-19433/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.М. Синицыной,
судей С.Б. Култышева, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Нечаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Горнолыжный курорт "Грибановка",
апелляционное производство N 05АП-5768/2023
на решение от 15.08.2023 судьи М.В. Понкратенко
по делу N А51-19433/2021 Арбитражного суда Приморского края,
по иску общество с ограниченной ответственностью "Горнолыжный курорт "Грибановка"
(ИНН 2503025333, ОГРН 1072503000206)
к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края
(ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339),
третьи лица: Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Приморского края", Администрация Шкотовского муниципального района, федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг",
о перерасчете арендной платы,
при участии:
от истца: представитель Конопля Н.А., по доверенности от 20.03.2023;
от ответчика: представитель Миронова Д.В., по доверенности от 28.12.2022;
от третьих лиц: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горнолыжный курорт "Грибановка" (далее - истец, ООО "ГК "Грибановка") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее - ответчик, Министерство), в котором с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просило:
- признать незаконными действия ответчика, выразившихся в расчете арендной платы по договору аренды лесного участка N 14/41 от 25.06.2009 в части минимального размера, подлежащего уплате в федеральный бюджет в размере 159 563,43 рублей за 2019 год, в размере 190 801 рубль за 2020 год, как не соответствующие Лесному кодексу Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и договору аренды лесного участка от 25.06.2009 N 14/41;
- обязать ответчика произвести перерасчет арендной платы по договору аренды лесного участка N 14/41 от 25.06.2009 в части минимального размера, подлежащего уплате в федеральный бюджет с учетом коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстоянии свыше 3-х километров - 0,5.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Приморского края", Администрация Шкотовского муниципального района, федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.08.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что дорога, указанная в таксационном описании, не является автомобильной дорогой общего пользования, так как не закреплена в качестве таковой в правовых актах органов субъекта РФ либо органов местного самоуправления, не содержится в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального межмуниципального или местного значения. Полагает, что в рамках настоящего дела имеется необходимость установления того обстоятельства, что спорная дорога создана как объект недвижимости с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, а также введена в эксплуатацию в установленном порядке. Кроме того, апеллянт ссылается на то, что им были уточнены основания иска (о рассмотрении заявленных требованиях по правилам искового производства), в связи с чем отказ в иске со ссылкой на невозможность применения конструкции главы 24 АПК РФ неправомерен.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 17.10.2023.
До начала судебного заседания через канцелярию суда от ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ был приобщен к материалам дела. В отзыве ответчика просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда 17.10.2023 третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились, в связи с чем на основании статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, огласил свою правовую позицию.
Представитель ответчика возразил против доводов апелляционной жалобы, обжалуемое решение счел законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 25.06.2009 между Управлением лесным хозяйством Приморского края (арендодатель) и ООО "ГК "Грибановка" (арендатор) заключён договор аренды лесного участка дли осуществления рекреационной деятельности N 14/41, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 ЛК РФ, на основании Протокола приема заявок на участие в аукционах по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков от 16.06.2009 N 21 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего Договора (далее - лесной участок).
Согласно пункту 2 договора лесной участок площадью 7,8 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение: Приморский край, Шкотовский район, Артемовское лесничество, Анисимовское участковое лесничество, квартал 59, часть выдела 13 (далее - спорный участок). Номер учетной записи в государственном лесном реестре 36/1105031-2009-04.
Пунктом 3 договора определено, что схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N N 1 и 2 (границы лесного участка определены па плане лесного участка, являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора).
В пункте 5 договора стороны согласовали, что арендная плата по настоящему Договору составляет 130 000 рублей в год, в том числе - минимальный размер арендной платы составляет 95 400 рублей 50 копеек, плата, превышающая минимальный размер арендной платы составляет 34 599 рублей 50 копеек.
В силу пункта 7 договора арендодатель в одностороннем порядке вправе изменить размер фиксированной арендной платы, указанной в пунктах 5, 6 настоящего Договора, пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка. Перерасчет арендной платы не требует внесения изменений в настоящий Договор. Арендодатель обязан предварительно (за 15 дней) до направления счета на оплату известить Арендатора о произведенном перерасчете арендной платы.
Полагая, что арендодателем неверно определен минимальный размер арендной платы, подлежащий уплате в федеральный бюджет в 2019 и 2020 годах, арендатор обратился в Арбитражный суд Приморского края с настоящим иском.
С учетом фактических обстоятельств дела рассматриваемые правоотношения квалифицируются судом апелляционной инстанции как обязательственные отношения, возникшие из договора аренды лесного участка, которые подлежат регулированию нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами ЛК РФ, а также общими нормами об обязательственных отношениях и договорах.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Определяя надлежащего ответчика по настоящему делу, судебная коллегия отмечает, что постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 373-па "О переименовании управления лесным хозяйством Приморского края и об утверждении Положения о департаменте лесного хозяйства Приморского края" Управление лесным хозяйством Приморского края переименовано в Департамент лесного хозяйства Приморского края.
Постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2019 N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" Департамент лесного хозяйства Приморского края и Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края реорганизованы в форме их слияния в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края.
На основании изложенных норм все права и обязанности арендодателя по спорному договору аренды лесного участка осуществляет Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, следовательно, именно последнее является надлежащим ответчиком по делу с учетом предмета и основания иска.
Пунктом 11 статьи 1, пунктом 1 статьи 94 ЛК РФ закреплен принцип платности использования лесов.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 94 ЛК РФ за использование лесов вносится арендная плата, размер которой определяется в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
В силу части 3 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Во исполнение пункта 4 статьи 73 ЛК РФ Правительством РФ принято постановление от 22.05.2017 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310).
В указанном постановлении определены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в том числе при осуществлении рекреационной деятельности (приложение - таблица N 11), которые для территории Приморского края определены в размере 6 185 рублей за гектар в год.
Помимо этого, в примечаниях к таблице N 11 указаны поправочные коэффициенты к ставкам платы.
Так, в соответствии с пунктом "б" данного примечания при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяется, в том числе, коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние:
- от 0 до 1 километра включительно - 3,5;
- от 1 до 2 километров включительно - 3;
- от 2 до 3 километров включительно - 2,5;
- свыше 3 километров - 0,5.
Апелляционным судом установлено, что при расчете арендной платы по спорному договору в 2019 и 2020 годах Министерством был применен, в том числе, коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние от 0 до 1 километра включительно - 3,5.
Вместе с тем, истец не согласен с применением вышеназванного коэффициента, полагая, что применению подлежал коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние свыше 3 километров - 0,5.
Таким образом, правовой спор между сторонами сводится к разрешению вопроса о том, какой именно коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, следует применять в рамках спорного договора.
Как следует из приложения N 1 к договору аренды, изготовленного с использованием лесоустроительного планшета 2003 года, в непосредственной близости от переданного истцу в аренду лесного участка расположен линейный объект - дорога, схематично отраженная непрерывной и пунктирной линиями.
В 2019-2020 годах на территории Анисимовского участкового лесничества Владивостокского лесничества проведены лесоустроительные работы, в том числе, таксация лесов с целью установления количественных и качественных характеристик лесов, материалы таксации утверждены и введены в действие приказом Министерства от 11.02.2021 N 132 и внесены в государственный лесной реестр.
При визуальном сопоставлении лесоустроительной документации 2003 и 2021 годов (лесоустроительных планшетов) можно сделать вывод об изменении конфигурации лесотаксационных выделов, в том числе выдела N 13 квартала N 59, также на лесоустроительном планшете 2021 года графически отображен линейный объект - дорога. Согласно таксационному описанию в квартале 59 Анисимовского лесничества (выделы N N 47, 48, 49) расположена грунтовая дорога общего пользования общей протяженностью 2,6 км.
По сведениям, отраженным в публичной кадастровой карте в пределах участка с кадастровым номером 25:24:000000:392, расположенного по адресу Приморский край, р-н Шкотовский, Артемовское лесничество, Анисимовское участковое лесничество, квартал 59, часть выдела 13 находится линейный объект - дорога.
Фактическое наличие в непосредственной близости от спорного лесного участка вышеуказанной дороги не оспаривается истцом.
Вместе с тем, общество полагает, что в целях применения к расчету арендной платы коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, необходимо чтобы сведения о вышеуказанной дороге содержались в соответствующем перечне автомобильных дорог общего пользования регионального межмуниципального или местного значения. Кроме того, апеллянт считает, что для применения соответствующего коэффициента необходим факт возведения спорной дороги в качестве объекта недвижимости с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, а также введения ее в эксплуатацию в установленном порядке.
Однако указанные доводы апеллянта подлежат отклонению судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, а к автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд (части 3, 4 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).
Из указанных норм права не усматривается необходимость включения автомобильных дорог общего пользования в соответствующие реестры либо их возведения и введения в эксплуатацию в порядке, установленным градостроительным законодательством, в целях расчета арендной платы за лесной участок применительно к постановлению N 310.
Аналогичная правовая была изложена Арбитражным судом Дальневосточного округа в постановлении от 22.05.2023N Ф03-909/2023 по делу N А51-3808/2018.
Тот факт, что спорная дорога используется неограниченным кругом лиц, в том числе, для проезда к арендованному истцом лесному участку, обществом не оспаривается, в том числе, путем представления в материалы дела доказательств обратного. Представленный истцом ответ Министерства строительства Приморского края от 30.09.2021 N 1717-102675 вышеуказанных обстоятельств не опровергает.
Более того, судом апелляционной инстанции принимаются во внимание следующие нормы лесного законодательства относительно возможности изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", вступившим в силу с 01.10.2015, в ЛК РФ внесена статья 74.1, которой регулируется порядок изменения и расторжения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе заключенного по итогам торгов.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора).
Положения статьи 74.1 ЛК РФ, предусматривающие лишь в установленных в них случаях и только по указанным в них основаниям возможность изменения условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, создают, наряду с другими законоположениями, необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлены на обеспечение стабильности гражданского оборота, справедливого баланса интересов сторон договора, баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 1021-О и от 30.06.2020 N 1540-О).
Исходя из буквального толкования статьи 74.1 ЛК РФ, изменение количественно-качественных характеристик лесного участка должно носить объективный характер и иметь место в период действия договора аренды, то есть после его заключения.
В том случае, когда речь идет не о возникновении в период действия договора аренды обстоятельств, послуживших причиной существенного изменения характеристик лесного участка, а о несоответствии сведений, из которых стороны исходили при заключении договора, фактическим количественным и качественным характеристикам лесного участка на этот момент, то оснований для изменения договора аренды лесного участка не имеется.
При этом именно лицо, обращающееся в суд с иском о внесении изменений в договор аренды лесного участка, касающихся в том числе перерасчета в сторону уменьшения размера арендной платы, должно доказать наличие предусмотренных законом оснований для таких изменений.
Аналогичная правовая была изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2023 N 306-ЭС23-5655 по делу N А72-15617/2021.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, рассматриваемый договор аренды заключен на основании Протокола приема заявок на участие в аукционах по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков от 16.06.2009 N 21, то есть на торгах. При этом арендная плата за спорный участок в аукционной документации была определена с применением коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние от 0 до 1 километра включительно - 3,5, то есть с учетом спорной дороги.
Результаты и порядок проведения аукциона участниками спора, а также иными заинтересованными лицами не оспаривались.
Следовательно, общество, участвуя в аукционе, было осведомлено о характеристиках спорного участка, его местоположении, размере и методике определения начальной цены права аренды и согласилось с таким условиями. Более того, арендатор в последующем более 10 лет использовал участок и осуществлял арендные платежи исходя из стоимости аренды, определенной на аукционе на вышеназванных условиях.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что автомобильная дорога, наличие которой учитывалось в аукционной документации при формировании арендной платы, перестала существовать. Напротив, как было установлено выше, фактическое наличие вышеуказанной дороги и ее использование неограниченным кругом лиц подтверждается материалами дела и истцом не оспаривается.
Доказательств изменения иных количественно-качественных характеристик лесного участка в период действия договора аренды, являющихся основанием для изменения его условий относительно расчета арендной платы применительно к статье 74.1 ЛК РФ, истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ также представлено не было.
При таких условиях исковые требования удовлетворению не подлежат.
Вопреки доводу апеллянта, отказ в иске судом первой инстанции не был мотивирован со ссылкой на выбор обществом ненадлежащего способа защиты (оспаривание действий ответчика как органа публичной власти в порядке главы 24 АПК РФ). Из содержания оспариваемого решения следует вывод, что поскольку в данном случае исковые требования связаны с действиями ответчика как стороны гражданско-правового договора (а не в качестве органа публичной власти), то защита прав истца невозможна с применением конструкции главы 24 АПК РФ и отношения сторон регулируются нормами гражданского законодательства.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.08.2023 по делу N А51-19433/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.М. Синицына |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19433/2021
Истец: ООО "Горнолыжный курорт "Грибановка"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ АНИСИМОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БОКСИТОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация Шкотовского муниципального района, Департамент лесного хозяйства по ДВФО, КГКУ "Управление автомобильных дорог Приморского края", ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ"