г. Санкт-Петербург |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А26-4696/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от истца (заявителя): предст. Оганесян К.Г. - доверенность от 13.07.2023, ген.директор Бочай Е.И. - сведения из ЕГРЮЛ
от заинтересованного лица: предст. Грущакова Г.А. - доверенность от 13.01.2022 (онлайн)
от третьих лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26635/2023) акционерного общества Строительная компания "Трест "Севэнергострой" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2023 по делу N А26-4696/2022 (судья Красовская М.Е.), принятое
по заявлению акционерного общества Строительная компания "Трест "Севэнергострой"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
третьи лица: Администрация Лахденпохского муниципального района; Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
об оспаривании решений от 31.05.2022 N 010/06/104-356/2022 и N 010/06/104-357/2022
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество Строительная компания "Трест "Севэнергострой" (далее - заявитель, Общество, АО "СК "СЭС") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Управление, Карельское УФАС) от 31.05.2022 N 010/06/104-356/2022 и N 010/06/104-357/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Лахденпохского муниципального района (далее - Администрация) и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство).
Не согласившись с решение суда первой инстанции, АО "СК "СЭС" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 14.06.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность тех обстоятельств, которые суд посчитал установленными. Податель жалобы ссылается на неправильное применение Управлением при вынесении оспариваемых решений части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078); указывает, что Управлением не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Общества, его злонамеренное уклонение от исполнения муниципальных контрактов; полагает, что такая мера ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения указанного реестра, влечет для Общества значительные неблагоприятные последствия, ограничивает права на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов на длительный период. Податель жалобы ссылается на то, что Обществом принимались меры для надлежащего и своевременного выполнения обязательств по муниципальным контрактам, которые были частично исполнены; нарушение сроков исполнения муниципальных контрактов произошло по независящим от Общества обстоятельствам (значительное удорожание стоимости строительных материалов, последствия пандемии COVID-19, сложности с подключением к тепловым сетям, обусловленные отказом в согласовании проекта подключения со стороны ООО "Петербургтеплоэнерго").
В судебном заседании 19.09.2023 представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.06.2020 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся многоквартирном доме в г. Лахденпохья Республики Карелия для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда (извещение N 0106300000620000023); начальная максимальная цена контракта - 46 873 478,24 руб.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 19.06.2020 N 0106300000620000023-1 заявка АО СК "СЭС" признана соответствующей требованиям документации об аукционе и Закона N 44-ФЗ
03.07.2020 между Администрацией (заказчик, покупатель) и АО СК "СЭС" (продавец) был заключен муниципальный контракт N 01063000006200000230001 на приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся многоквартирном доме в г. Лахденпохья Республики Карелия для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда (далее - Контракт от 03.07.2020) (реестровый номер контракта 3101200112020000021).
Согласно пункту 1.1 Контракта от 03.07.2020 Продавец обязуется продать, а Покупатель купить и принять в собственность муниципального образования "Лахденпохский муниципальный район" жилые помещения (квартиры) на территории г. Лахденпохья Республики Карелия для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда, соответствующие требованиям, изложенным в техническом задании (приложение N 1 к контракту), расположенные в многоквартирном доме, строительство которого не завершено, находящегося на земельном участке по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, г.Лахденпохья, ул. Фанерная, кадастровый или условный номер: 10:12:0010803:12, право собственности продавца на которые на дату заключения контракта не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, но по условиям контракта возникнет у продавца в будущем в порядке и на условиях, установленных контрактом, соответствующие требованиям действующего законодательства (далее - квартиры), а покупатель обязуется принять и оплатить принятые квартиры в порядке и на условиях, установленными контрактом. Многоквартирный дом, строительство которого не завершено, в котором находятся квартиры, далее по тексту контракта именуется "объект". Функциональные и качественные характеристики квартир указаны в приложении N 2 к контракту, которое является его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта от 03.07.2020 данные квартиры приобретаются в собственность для обеспечения мероприятий Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 28 марта 2019 года N 136-П, на территории г. Лахденпохья Республики Карелия.
Согласно пункту 1.6 Контракта от 03.07.2020 обязательства продавца по настоящему контракту считаются исполненными после государственной регистрации права собственности муниципального образования "Лахденпохский муниципальный район" на предмет контракта в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
Пунктами 3.1, 3.2 Контракта от 03.07.2020 определено, что цена контракта составляет 46 873 478,24 руб. Цена контракта является твердой на весь срок исполнения контракта, изменению и пересмотру не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных контрактом.
Стоимость 1 кв. м общей площади квартир в размере 44208 руб. является окончательной и изменению не подлежит.
В Приложении N 3 к Контракту от 03.07.2020 (в редакции дополнительного соглашения от 14.12.2020 N 2) сторонами согласован график строительства.
Пунктом 4.2.2 Контракта от 03.07.2020 определено, что продавец обязуется зарегистрировать право собственности продавца на квартиры и передать квартиры покупателю в срок не позднее 15 декабря 2021 года в порядке, установленном контрактом.
Пунктом 8.2 Контракта от 03.07.2020 предусмотрено право покупателя принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе в случае нарушения продавцом сроков передачи квартир более чем на 15 календарных дней по причинам, не зависящим от покупателя и не являющимися обстоятельствами непреодолимой силы.
Ссылаясь на то, что Обществом по состоянию на 11.05.2022 не исполнены надлежащим образом обязательства по Контракту, не зарегистрированы и не переданы покупателю (Администрации) жилые помещения (благоустроенные квартиры) общей площадью 1060,40 кв.м, отставание от графика строительства, предусмотренного Приложением N 3 Контракта, составляет более 9 месяцев, Администрация на основании пунктов 5.3, 8.2 Контракта от 03.07.2020, статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частей 8, 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ приняла решение от 11.05.2022 N 2466 об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 03.07.2020.
Решение от 11.05.2022 N 2466 об одностороннем отказе от исполнения Контракта опубликовано в ЕИС 11.05.2022, направлено в адрес Общества заказным письмом с уведомлением и по электронной почте, а также вручено лично генеральному директору АО СК "СЭС" 11.05.2022.
29.05.2020 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся многоквартирном доме в г. Лахденпохья Республики Карелия для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда (извещение N 0106300000620000021); начальная максимальная цена контракта - 48 616 421,76 руб.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 16.06.2020 N 0106300000620000021-1 заявка АО СК "СЭС" признана соответствующей требованиям документации об аукционе и Закона N 44-ФЗ
26.06.2020 между Администрацией (заказчик, покупатель) и АО СК "СЭС" был заключен муниципальный контракт N 01063000006200000210001 на приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся многоквартирном доме в г. Лахденпохья Республики Карелия для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда (далее - Контракт от 26.06.2020) (реестровый номер контракта 3101200112020000018)
Согласно пункту 1.1 Контракта от 26.06.2020 Продавец обязуется продать, а Покупатель купить и принять в собственность муниципального образования "Лахденпохский муниципальный район" жилые помещения (квартиры) на территории г. Лахденпохья Республики Карелия для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда, соответствующие требованиям, изложенным в техническом задании (приложение N 1 к контракту), расположенные в многоквартирном доме, строительство которого не завершено, находящегося на земельном участке по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, г.Лахденпохья, ул. Фанерная, кадастровый или условный номер: 10:12:0010803:12, право собственности продавца на которые на дату заключения контракта не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, но по условиям контракта возникнет у продавца в будущем в порядке и на условиях, установленных контрактом, соответствующие требованиям действующего законодательства (далее - квартиры), а покупатель обязуется принять и оплатить принятые квартиры в порядке и на условиях, установленными контрактом. Многоквартирный дом, строительство которого не завершено, в котором находятся квартиры, далее по тексту контракта именуется "объект". Функциональные и качественные характеристики квартир указаны в приложении N 2 к контракту, которое является его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта от 26.06.2020 данные квартиры приобретаются в собственность для обеспечения мероприятий Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 28 марта 2019 года N 136-П, на территории г. Лахденпохья Республики Карелия.
Согласно пункту 1.6 Контракта от 26.06.2020 обязательства продавца по настоящему контракту считаются исполненными после государственной регистрации права собственности муниципального образования "Лахденпохский муниципальный район" на предмет контракта в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
Пунктами 3.1, 3.2 Контракта от 26.06.2020 определено, что цена контракта составляет 48 616 421,76 руб. Цена контракта является твердой на весь срок исполнения контракта, изменению и пересмотру не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных контрактом.
Стоимость 1 кв. м общей площади квартир в размере 44208 руб. является окончательной и изменению не подлежит.
В Приложении N 3 к Контракту от 26.06.2020 сторонами согласован график строительства.
Пунктом 4.2.2 Контракта от 26.06.2020 определено, что продавец обязуется зарегистрировать право собственности продавца на квартиры и передать квартиры покупателю в срок не позднее 15 декабря 2021 года в порядке, установленном контрактом.
Пунктом 8.2 Контракта от 26.06.2020 предусмотрено право покупателя принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе в случае нарушения продавцом сроков передачи квартир более чем на 15 календарных дней по причинам, не зависящим от покупателя и не являющимися обстоятельствами непреодолимой силы.
Ссылаясь на то, что Обществом по состоянию на 11.05.2022 не исполнены надлежащим образом обязательства по Контракту, не зарегистрированы и не переданы покупателю (Администрации) жилые помещения (благоустроенные квартиры) общей площадью 1099,72 кв.м, отставание от графика строительства, предусмотренного Приложением N 3 Контракта, составляет более 9 месяцев, Администрация на основании пунктов 5.3, 8.2 Контракта от 26.06.2020, статьи 450.1 ГК РФ, частей 8, 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ приняла решение от 11.05.2022 N2465 об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 26.06.2020.
Решение от 11.05.2022 N 2465 об одностороннем отказе от исполнения Контракта опубликовано в ЕИС 11.05.2022, направлено в адрес Общества заказным письмом с уведомлением и по электронной почте, а также вручено лично генеральному директору АО СК "СЭС" 11.05.2022.
В соответствии со статьей 104 Закона N 44-ФЗ Администрация направила в Карельское УФАС сведения в отношении АО СК "СЭС" для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения Контракта от 03.07.2020 и Контракта от 26.06.2020.
По результатам рассмотрения указанных обращений Карельским УФАС вынесены решения от 31.05.2022 N 010/06/104-356/2022 и N 010/06/104-357/2022 о включении сведений в отношении АО СК "СЭС" и его генерального директора в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 26.06.2022 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок и условия изменения, расторжения контракта установлены в статье 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8); заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
В рассматриваемом случае по условиям Контракта от 03.07.2020 и Контракта от 26.06.2020 Общество (продавец) обязалось продать Администрации (покупатель) в собственность муниципального образования "Лахденпохский муниципальный район" жилые помещения (квартиры) на территории г. Лахденпохья Республики Карелия для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда, расположенные в многоквартирном доме, строительство которого не завершено, находящегося на земельном участке по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, г.Лахденпохья, ул. Фанерная, кадастровый или условный номер: 10:12:0010803:12.
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта от 03.07.2020 и Контракта от 26.06.2020 квартиры приобретаются в собственность для обеспечения мероприятий Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 28 марта 2019 года N 136-П, на территории г. Лахденпохья Республики Карелия.
Согласно пункту 1.6 Контракта от 03.07.2020 и Контракта от 26.06.2020 обязательства продавца по настоящему контракту считаются исполненными после государственной регистрации права собственности муниципального образования "Лахденпохский муниципальный район" на предмет контракта в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
В Приложении N 3 Контракта от 03.07.2020 и Контракта от 26.06.2020 сторонами согласован график строительства.
Пунктом 4.2.2 Контракта от 03.07.2020 и Контракта от 26.06.2020 определено, что продавец обязуется зарегистрировать право собственности продавца на квартиры и передать квартиры покупателю в срок не позднее 15.12.2021.
Пунктом 8.2 Контракта от 03.07.2020 и Контракта от 26.06.2020 предусмотрено право покупателя принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе в случае нарушения продавцом сроков передачи квартир более чем на 15 календарных дней по причинам, не зависящим от покупателя и не являющимися обстоятельствами непреодолимой силы.
Поскольку Обществом по состоянию на 11.05.2022 не исполнены надлежащим образом обязательства по Контракту от 03.07.2020 и Контракту от 26.06.2020, не зарегистрированы и не переданы покупателю (Администрации) жилые помещения (благоустроенные квартиры) общей площадью 1060,40 кв.м и 1099.72 кв.м, отставание от графика строительства, предусмотренного Приложением N 3 контрактам, составляет более 9 месяцев, Администрация на основании пунктов 5.3, 8.2 Контракта от 03.07.2020 и Контракта от 26.06.2020, статьи 450.1 ГК РФ, частей 8, 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ приняла решение от 11.05.2022 N 2466 об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 03.07.2020 и решение от 11.05.2022 N 2465 об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 26.06.2020.
Указанные решения от 11.05.2022 N 2466 и N 2465 об одностороннем отказе от исполнения контрактов опубликованы в ЕИС 11.05.2022, направлены в адрес Общества заказным письмом с уведомлением и по электронной почте, а также вручены лично генеральному директору АО СК "СЭС" 11.05.2022.
Таким образом, предусмотренная частью 12.2 Закона N 44-ФЗ и пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" процедура расторжения государственного (муниципального) контракта соблюдена; контракты расторгнуты 22.05.2022.
Законность решений Администрации от 11.05.2022 N 2466 и N 2465 об одностороннем отказе от исполнения контрактов проверена в судебном порядке в рамках дела N А26-5647/2022.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 30.01.2023 по делу N А26-5647/2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023, отказано в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения Контракта от 03.07.2020 и Контракта от 26.06.2020.
При этом, как установлено в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А26-5647/2022 материалами дела подтверждается, что обязательства по Контракту от 03.07.2020 и Контракту от 26.06.2020 своевременно Обществом не исполнены; судом также не установлено, что просрочка передачи объектов продавцом покупателю имела место по вине заказчика (покупателя) либо ввиду наличия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).
На основании части 16 статьи 95 Закона N 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном названным Законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии со статьей 104 Закона N 44-ФЗ, а также Правилами N 1078, антимонопольный орган осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В силу пункта 15 Правил N 1078 (в редакции, действовавшей на дату принятия антимонопольным органом оспариваемых решений) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Реализация антимонопольным органом приведенных норм Закона N 44-ФЗ и Правил N 1078 требует комплексной оценки действий (бездействия) заказчика и его контрагента с учетом критерия добросовестного стремления сторон к надлежащему исполнению условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, а одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и, соответственно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведшее к нарушению прав заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В рассматриваемом случае, материалами дела подтверждается факт существенного нарушения Обществом условий Контракта от 03.07.2020 и от 26.06.2022, а именно факт нарушения срока исполнения обязательств по контрактам более чем на 15 календарных дней.
Пунктом 4.2.2 Контракта от 03.07.2020 и Контракта от 26.06.2020 определено, что продавец обязуется зарегистрировать право собственности продавца на квартиры и передать квартиры покупателю в срок не позднее 15.12.2021.
Вместе с тем, Обществом по состоянию на 11.05.2022 (на дату принятия заказчиком решений об одностороннем отказе от исполнения контрактов) не исполнены надлежащим образом обязательства по Контракту от 03.07.2020 и Контракту от 26.06.2020, не зарегистрированы и не переданы покупателю (Администрации) жилые помещения (благоустроенные квартиры) общей площадью 1060,40 кв.м и 1099.72 кв.м; отставание от графика строительства, предусмотренного Приложением N 3 контрактам, составляло более 9 месяцев.
При этом как установлено антимонопольным органом и судом первой инстанции Обществом не представлены доказательства возникновения обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших своевременно выполнить работы по Контракту от 03.07.2020 и Контракту от 26.06.2020 и свидетельствующих о добросовестности заявителя.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Ссылки Общества на то, что неисполнение условий контрактов было, в том числе, обусловлено неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку Контракт от 03.07.2020 и Контракт от 26.06.2020 заключены Обществом уже после начала на территории Российской Федерации пандемии COVID-19, следовательно, при должной степени заботливости и осмотрительности заявитель должен был учитывать влияние пандемии на возможность исполнения контрактов в установленный срок. При этом, какие-либо доказательства, в том числе листы нетрудоспособности работников, доказательства невозможности осуществления деятельности из-за карантинных мер, Обществом в антимонопольный орган и суд первой инстанции не представлено. Введенные распоряжением главы Республики Карелия от 12.03.2020 N 127-р на территории Республики Карелия ограничительные меры в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не приостанавливали деятельности организаций, осуществляющих строительство..
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя относительно влияния на исполнение обязательств по Контракту от 03.07.2020 и Контракту от 26.06.2020 специальной военной операции, поскольку дата начала операции находится за пределами срока исполнения обязательств по контрактам.
Суд первой инстанции, также подробно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что Обществом не представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что неисполнение обязательств по Контракту от 03.07.2020 и Контракту от 26.06.2020 обусловлено значительным удорожанием строительных материалов (в том числе, заявителем не представлены расчеты, подтверждающие невозможность закупки каких-либо материалов по причине их удорожания, либо иные подтверждающие указанную процессуальную позицию документы). Сводная таблица плановых и фактических затрат на проектирование и строительство 48-кв. жилого дома по адресу: Республика Карелия, г. Лахденпохья, ул. Фанерная, участок 12, подписанная генеральным директором Бочаем Е.И., не является сметой расходов и не может являться доказательством реальной стоимости строительных работ и затрат.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, при заключении Контракта от 03.07.2020 и Контракта от 26.06.2020 Обществом были получены авансовые платежи, которые при должной осмотрительности могли быть израсходованы за закупку строительных материалов по ценам до их повышения.
Проанализировав условия Контракта от 03.07.2020 и Контракта от 26.06.2020 суд первой инстанции обоснованно заключил, что предметом данных контрактов является приобретение Администрацией за плату товара, который будет создан АО СК "СЭС" в будущем, ввиду чего правоотношения сторон по данным контрактам с учетом положений пункта 1 статьи 454, пункта 1 статьи 740, пункта 1 статьи 743 ГК РФ и разъяснений, приведенных в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", должны быть квалифицированы как возникшие в силу заключения сторонами договора купли продажи будущей недвижимой вещи.
Контракт от 03.07.2020 и Контракт от 26.06.2020 заключены между Администрацией и АО СК "СЭС" по результатам проведенных в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ конкурентных процедур (открытые аукционы в электронной форме). В силу пункта 3.1 контрактов их цена составляет 46 873 478,23 руб. и 48 616 421,76 руб., является твердой и пересмотру не подлежит за исключением случаев, предусмотренных контрактом.
С учетом установленных по делу обстоятельств, в том числе предмета спорных контрактов, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что заявителем не подтверждено наличие обстоятельств, позволяющих увеличить цену контрактов на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315.
Суд первой инстанции также обоснованно посчитал, что представленное Обществом положительное заключение экспертизы от 10.10.2022 N 77-2-1-1472-22 о проверке достоверности сметной стоимости строительства многоквартирного дома, подготовленное ООО "СертПромТест", не является надлежащим доказательством удорожания сметной стоимости многоквартирного дома, поскольку расчет произведен на периоды после окончания срока контракта и на основании сметных документов, не согласованных с Администрацией. Отраженные в данном заключении цены по состоянию на 2, 3 кварталы 2022 года не подлежат применению, поскольку АО СК "СЭС" в рамках заключенных контрактов надлежало закончить строительство многоквартирного дома первоначально в июне 2021 года, впоследствии по дополнительным соглашениям в августе 2021 года, и передать квартиры в собственность заказчика не позднее 15.12.2021.
Подробно проанализировав представленные Обществом в материалы дела договоры с различными подрядными организациями, суд первой инстанции установил, что АО СК "СЭС" заключив Контракт от 03.07.2020 и Контракт от 26.06.2020, заключило с ООО Крафтверк" договор подряда от 27.07.2020 на выполнение основного объема работ, со сроком выполнения октябрь 2020 года. Не получив к указанной дате результат выполненных работ, Общество приняло решение об одностороннем отказе от исполнения договора 14.01.2021, то есть спустя два месяца после истечения установленной договором с ООО "Крафтверк" даты исполнения обязательств. Впоследствии, только спустя более четырех месяцев АО СК "СЭС" 20.05.2021, 25.06.2021, 07.07.2021, 09.07.2021, 23.07.2021, 30.08.2021 заключило различные договоры подряда на выполнение работ по строительству многоквартирного дома. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно заключил, что представленные заявителем документы указывают на то, что АО СК "СЭС", получив в апреле 2020 года разрешение на строительство объекта, заключив впоследствии Контракт от 03.07.2020 и Контракт от 26.06.2020, не совершало систематических и последовательных действий по выполнению работ, направленных на строительство квартир, подлежащих продаже заказчику в рамках принятых по контрактам обязательств.
Проанализировав представленную в материалы дела переписку АО СК "СЭС" и ООО "Петербургтеплоэнерго" суд первой инстанции заключил, что Общество длительное время не производило действий, направленных на заключение договора о подключении к тепловым сетям, при этом ООО "Петербуртеплоэнерго" в переписке последовательно разъясняло застройщику порядок действий для подключения к тепловым сетям, который последним не выполнялся. Также представленные документы не содержат сведений о том, когда фактически осуществлено технологическое присоединение дома к сетям теплоснабжения. Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в рассматриваемом случае отсутствуют доказательства влияния ситуации с подключением дома к тепловым сетям на невозможность Общества исполнить обязательства по передаче в собственность Администрации квартир к указанному в Контракте от 03.07.2020 и Контракте от 26.06.2020 сроку.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20.09.2022, степень готовности объекта незавершенного строительства на указанную дату составила только 66%, что свидетельствует о том, что действия Общества в рамках исполнения Контракта от 03.07.2020 и Контракта от 26.06.2022, не привели к результату, на который рассчитывал заказчик (Администрация), а именно к получению в срок до 15.12.2021 в собственность муниципального образования "Лахденпохский муниципальный район" жилых помещений (квартир) для обеспечения мероприятий в рамках региональной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного заказа и подавая соответствующую заявку, участник размещения заказа как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом N 44-ФЗ, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Доказательства устранения Обществом нарушений условий Контракта от 03.07.2020 и Контракта от 29.06.2020, послуживших основанием для принятия Администрацией решений от 11.05.2022 об одностороннем отказе от исполнения контрактов, в материалы дела не представлены.
Таким образом, оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном конкретном случае поведение Общества по неисполнению взятых на себя обязательств по Контракту от 03.07.2020 и Контракту от 26.06.2020 свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, наличии его вины и отсутствии необходимой степени заботливости и добросовестности.
При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами документы, существенность нарушения, степень вины заявителя, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих добросовестность поведения заявителя, Управление и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для включения сведений в отношении АО СК "СЭС" и его генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании недействительными решений Карельского УФАС от 31.05.2022 N 010/06/104-356/2022 и N 010/06/104-357/2022.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 14.06.2023.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежит возврату подателю жалобы на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14 июня 2023 года по делу N А26-4696/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества Строительная компания "Трест "Севэнергострой" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу Строительная компания "Трест "Севэнергострой" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 06.07.2023 N 14.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4696/2022
Истец: АО Строительная компания " Трест "Севэнергострой"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Третье лицо: Администрация Лахденпохского муниципального района, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21528/2023
12.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26635/2023
23.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26635/2023
14.06.2023 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-4696/2022
20.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24092/2022