город Ростов-на-Дону |
|
23 октября 2023 г. |
дело N А53-1309/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Центрального банка Российской Федерации: представитель Козлова Т.В. по доверенности от 21.07.2021, паспорт;
от ООО "Редсайд": представитель Самойленко П.Д. по доверенности от 01.09.2023, паспорт;
от Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области: представитель Богданова Е.А. по доверенности от 13.07.2023, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.07.2023 по делу N А53-1309/2023
по заявлению Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020)
к Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области (ОГРН: 1136193006641, ИНН: 6161069131)
при участии третьего лица: ООО "Редсайд" (ИНН 6163225315, 1226100005460)
о признании недействительным решения о государственной регистрации прекращения деятельности; признании недействительным решения о государственной регистрации создания ООО "Редсайд"; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (далее - истец) обратился в суд с иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 26 по Ростовской области (далее - ответчик) о:
1. Признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области от 02.03.2022 о государственной регистрации прекращения деятельности Закрытого акционерного общества "Судостроительная фирма "Красный Дон" (ИНН 6163014963, ОГРН 1026103165043) путем реорганизации в форме преобразования в Общество с ограниченной ответственностью "Редсайд" (ИНН 6163225315, ОГРН 1226100005460), внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2226100186453.
2. Признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области от 02.03.2022 о государственной регистрации создания Общества с ограниченной ответственностью "Редсайд" (ИНН 6163225315, ОГРН 1226100005460), внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 1226100005460.
3. Обязании Межрайонную ИФНС России N 26 по Ростовской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о недействительности записей в Едином государственном реестре юридических лиц, внесенных за государственными номерами 2226100186453 и 1226100005460.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Редсайд" (ИНН 6163225315, 1226100005460).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Центральный банк Российской Федерации обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заявление в суд об обжаловании решения налогового органа подано в рамках установленных процессуальных процедур и срока. Неучастие в голосовании по вопросу преобразования общества не свидетельствует об отказе акционера в целом от статуса участника корпоративных отношений, и не влечет утрату права участия в создаваемом обществе. Установление в решении о реорганизации порядка обмена акций акционерного общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью подразумевает необходимость такого обмена для всех акционеров реорганизуемого общества.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Редсайд" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 26 по Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Центрального банка Российской Федерации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представители Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области и ООО "Редсайд" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, согласно информации, опубликованной налоговым органом на сайте www.naIog.ru, ЗАО "Красный Дон" находилось в процессе реорганизации в форме преобразования с 27.09.2021 (запись ГРН в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 27.09.2021 N 2216100761908).
Южным главным управлением Центрального банка Российской Федерации (далее -Южное ГУ Банка России) проведена проверка на соблюдение прав акционеров при проведении реорганизации Закрытого акционерного общества "Судостроительная фирма "Красный Дон" (ИНН 6163014963, ОГРМ 1026103165043, далее - ЗАО "Красный Дон", Общество) в Общество с ограниченной ответственностью "Редсайд" (далее - ООО "Редсайд"), в ходе проведения которой выявлены нарушения подпункта 3 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 26.12.1995 М'208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее -Федеральный закон N 208-ФЗ), пункта I статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ограничивающие права акционеров Общества на получение ими долей в уставном капитале создаваемого в результате такой реорганизации общества с ограниченной ответственностью.
Как указал банк, исходя из требований законодательства Российской Федерации, установление в решении о реорганизации порядка обмена акций акционерного общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, подразумевает необходимость такого обмена для всех акционеров реорганизуемого общества. Соответственно, непринятие акционером участия в общем собрании акционеров, в повестку дня которого включен вопрос о реорганизации общества, не может расцениваться как действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
По информации, представленной ЗАО "Красный Дон" (исх.N 54 от 15.10.2021), на внеочередном общем собрании акционеров Общества, проведенном в форме заочного голосования, было принято решение о реорганизации Общества в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Редсайд" (протокол Л N 2 от 10.09.2021, далее - Собрание). На Собрании был определен порядок и условия реорганизации ЗЛО "Красный Дон" (пункты 1.1-1.4 протокола N 2 от 10.09.2021). согласно которым акционеры, голосовавшие "за" по вопросу о реорганизации акционерного общества в форме преобразования, становятся участниками общества с ограниченной ответственностью. При этом акционеры, голосовавшие "против" или "воздержался" по указанному вопросу или не принимавшие участия в голосовании, участниками создаваемого юридического лица не становятся. Такие акционеры вправе в соответствии со статьями 75.76 Федерального закона Ла 208-ФЗ требовать выкупа принадлежащих им акций. Был определен следующий состав участников ООО "Редсайд", состоящий из следующих лиц: ООО "Жилстрой", ООО "МастерКом", Смехунов А.Е., Гончарова Л.И.
Кроме того, на Собрании было принято решение относительно порядка обмена акций Общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которое предполагало, что уставный капитал создаваемого общества формируется из номинальной стоимости долей его участников, в состав которых входят только акционеры Общества голосовавшие "за" при принятии решения о реорганизации (проголосовало "за" 4 акционера, проголосовало "воздержался" 1 акционер, остальные акционеры не принимали участие в Собрании).
Протоколом был определен порядок компенсации для акционеров, не принимавших участие в Собрании и не воспользовавшихся правом требования выкупа акций в установленный срок, в размере 2 512 рублей 73 копейки за одну акцию.
Согласно списку лиц, имеющих право на участие в Собрании по состоянию на 09.08.2021, составленного АО "РТ-Регистратор", в реестре Общества значатся 88 лицевых счетов, из них: 86 лицевых счетов зарегистрированных лиц и 2 лицевых счета общей долевой собственности.
Таким образом, в результате преобразования акции принадлежащие остальным акционерам Общества кроме ООО "Жилстрой", ООО "МастерКом", Смехунов А.Е., Гончарова Л.И. погашаются, доля в обществе с ограниченной ответственности им не предоставляется, следовательно указанные лица утрачивают имущество без их воли и в отсутствие законных оснований для прекращения прав на это имущество, что противоречит требованиям статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (аналогичный вывод содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2019 по делу N А32-28239/2017, пункте 15 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).
По существу, решение о преобразовании, в результате которого долю в обществе с ограниченной ответственности приобретает только акционеры голосовавшие "за" преобразование, направлено на исключение из общества акционеров не подавших заявление о предоставлении доли в уставном капитале созданного общества с ограниченной ответственностью, то есть прежде всего тех, связь с которыми утеряна, что, по мнению банка, нарушает требования статьи 67 ГК РФ, в виду того, что установление в решении о реорганизации порядка обмена акций акционерного общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью подразумевает необходимость такого обмена для всех акционеров реорганизуемого общества.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) число участников общества не должно быть более пятидесяти.
В случае, если число участников общества превысит установленный пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 14-ФЗ предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до пятидесяти, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Следовательно, в случае, если на дату регистрации состав акционеров акционерного общества, акции которых подлежат обмену на доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, будет превышать пятьдесят (в Обществе более 50 акционеров (88 лицевых счетов), такое общество не может быть зарегистрировано в форме общества с ограниченной ответственностью.
Южным ГУ Банка России в адрес Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области и в адрес Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области направлена вышеизложенная информация о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации (письмо от 15.11.2021 N ТЗ-11-2-2/28974) для рассмотрения вопроса о принятии решения об отказе в государственной регистрации ЗЛО "Красный Дон" в ООО "Редсайд".
В ответ на указанное письмо Межрайонная ИФНС России N 26 по Ростовской области уведомила Южное ГУ Банка России о принятии информации к сведению (исх. от 01.12.2021 N03-20/24240). В рабочем порядке Межрайонная ИФНС России N 26 по Ростовской области сообщила, что представленные документы по реорганизации формально соответствуют требованиям законодательства РФ.
Представление Обществом в регистрирующий орган документов, объем которых формально соответствует предъявляемым требованиям, но содержащаяся в них информация, по мнению банка, не соответствует фактическим обстоятельствам и требованиям законодательства РФ, т.е. не содержит достоверной информации, не дает оснований налоговому органу для принятия решения о прекращении деятельности общества.
Однако, несмотря на предоставленную Южным ГУ Банка России налоговому органу информацию о выявленных нарушениях законодательства РФ и просьбой о принятии решения об отказе в государственной регистрации реорганизации ЗАО "Красный Дон" в общество с ограниченной ответственностью, Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области 02.03.2022 внесена запись о прекращении деятельности ЗАО "Красный Дон" в связи с его преобразованием в общество с ограниченной ответственностью, а также запись о создании юридического лица ООО "Редсайд" (ОГРН 1226100005460) в результате этого преобразования (информация опубликована налоговым органом на сайте www.nalog.ru, 02.03.2022 ГРМ записи 2226100186453). Участниками ООО "Редсайд" стали акционеры ЗАО "Красный Дон" - Гончарова Л.И., ООО "Жилстрой", ООО "МастерКом".
На основании пункта 1 статьи 25.1 Федерального закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
Как указывает истец в иске, регистрирующему органу было известно о представлении для государственной регистрации прекращения деятельности общества недостоверных сведений, поскольку Южным ГУ Банка России в адрес Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области и в адрес Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области направлялось информационное письмо о нарушениях, допущенных Обществом при реорганизации.
Учитывая изложенное, в адрес Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области направлена жалоба (от 29.03.2022 N ТЗ-11-2-2/7129) с просьбой об отмене решения Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области о внесении 02.03.2022 регистрационной записи о прекращении ЗАО "Красный Дон" и записи о создании ООО "Редсайд" (далее - Жалоба). Письмом от 25.04.2022 исх.N 15-22/1667 УФНС России по Ростовской области сообщило об оставлении Жалобы без удовлетворения, руководствуясь подпунктом "б" пункта 3 статьи 25.6 Федерального закона До 129-ФЗ, посчитав, что в рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 1 статьи 25.4 Федерального закона N 129-ФЗ Банк России не является заинтересованным лицом, поскольку не заявляет о своих нарушенных правах, а указывает на нарушение прав акционеров ЗАО "Красный Дон".
Не согласившись с решением УФНС России по Ростовской области, поскольку государственная регистрация прекращения деятельности ЗАО "Красный Дон" с ограничением прав акционеров ЗАО "Красный Дон" на получение ими долей в уставном капитале ООО "Редсайд" является существенным и неустранимым нарушением требований законодательства, в целях защиты публичного интереса акционеров АО преобразуемых (или преобразованных в ООО), в том числе и путем предоставления указанным лицам дополнительных оснований для защиты своих гражданских прав и интересов, Южное ГУ Банка России обжаловало его в вышестоящий налоговый орган - Федеральную налоговую службу России (от 25.07.2022 N ТЗ-11-2-2/17505).
ФПС России по результатам рассмотрения жалобы согласилась с доводами Южного ГУ Банка России в части ограничения прав акционеров ЗАО "Красный Дон" на получение ими долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и признала их обоснованными, однако отказала в ее удовлетворении, поскольку регистрирующим органом (МИФНС России N 26 по Ростовской области) в ЕГРЮЛ внесены записи на переход доли в обществе с ограниченной ответственностью "Редсайд" в результате нотариально удостоверенной сделки и в силу положений пункта 12 статьи 21 Федерального закона N 14-ФЗ переход доли участника юридического лица может быть оспорен только в судебном порядке (письмо ФНС России от 11.10.2022 N КЧ-4-9/13567@ получено Южным ГУ Банка России 17.10.2022).
Вместе с тем, по мнению истца, запись о незаконности создания общества с ограниченной ответственностью в данном случае сама по себе не приводит к прекращению акционерного общества, либо созданию общества с ограниченной ответственностью, следовательно, не приводит к прекращению, возникновению, либо изменению правообладателей долей участия в уставном капитале.
При таких обстоятельствах, учитывая, что налоговым органом фактически не реализована законная возможность отмены ранее принятых решений о незаконной реорганизации, Южное ГУ Банка России в целях защиты публичного интереса акционеров АО преобразуемых (или преобразованных в ООО), в том числе и путем предоставления указанным лицам дополнительных оснований для защиты своих гражданских прав и интересов подал настоящий иск в суд.
Истец считает, что возникла обязанность у регистрирующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционеров ЗАО "Красный Дон" путем внесения в ЕГРЮЛ сведений о недействительности записей, внесенных на основании решений Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области от 02.03.2022 за государственными регистрационными номерами 2226100186453 и 1226100005460. Без признания недействительными решений налогового органа о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности ЗАО "Красный Дон" и создания ООО "Редсайд" затруднено восстановление нарушенных прав акционеров (инвесторов), а также нарушен публичный интерес.
Банк России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом N 86-ФЗ, осуществляет функции надзора и контроля в сфере корпоративных отношений, в число которых входит защита и восстановление нарушенных прав акционеров акционерного общества.
В связи с изложенным Центральный банк Российской Федерации обратился в суд с настоящим иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 26 по Ростовской области.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в данной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. ст. 12, 13 ГК РФ, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) одним из способов защиты прав является признание недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ, ст. ст. 12, 13 ГК РФ способ защиты нарушенного права определяет лицо, обращающееся в суд с соответствующим заявлением.
При этом избранный способ защиты должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 57 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) решение о реорганизации общества относится исключительно к компетенции общего собрания акционеров общества.
В силу п. 2 ст. 104 ГК РФ и п. 1 ст. 20 Федерального закона N 208-ФЗ акционерное общество вправе преобразоваться, в том числе, в общество с ограниченной ответственностью.
В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона N 208-ФЗ при преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.
Из положений п. 4 ст. 49 Федерального закона N 208-ФЗ следует, что решение о реорганизации общества принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Нормами пп. 3 п. 3 ст. 20 Федерального закона N 208-ФЗ установлено, что при принятии акционерным обществом решения о реорганизации в форме преобразования такое решение должно содержать порядок обмена акций общества на доли (паи) участников (членов) в уставном (складочном) капитале общества с ограниченной ответственностью, хозяйственном товариществе или производственном кооперативе.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Федеральный закон N 129-ФЗ), согласно положениям статьи 4 которого ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, представляющим из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.
Нормы п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ содержит перечень сведений и документов о юридическом лице, включаемых в ЕГРЮЛ.
В силу п. 1 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.
На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Федеральным законом N 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации согласно п. 1 ст. 23 настоящего закона и отсутствием полномочий регистрирующего органа осуществлять проверку документов, представляемых на государственную регистрацию (за исключением заявления о государственной регистрации) на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации, что предусмотрено п. 4.1 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.
22.09.2021 в Межрайонную ИФНС России N 26 по Ростовской области представлен комплект документов (вх.34119А):
- уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003,
- протокол очередного общего собрания акционеров ЗАО "КРАСНЫЙ ДОН" от 10.09.2021,
- сопроводительное письмо.
В комплекте документов заявителем представлен протокол внеочередного общего собрания акционеров от 10.09.2021 N 2 (далее - Протокол общего собрания акционеров), на котором принято решение реорганизовать ЗАО "Судостроительная фирма "Красный Дон" путем преобразования в ООО "Редсайд".
Согласно Протоколу общего собрания акционеров число голосов, принадлежащих акционерам, принявших участие в общем собрании по вопросам повестки дня составило 138 450, что эквивалентно 95,91% от общего числа голосующих акций, кворум имеется.
Исходя из Протокола общего собрания акционеров, приняты следующие решения:
- уставный капитал ООО "Редсайд" определен в размере 138 320 рублей. Уставный капитал Общества состоит из номинальной стоимости долей его участников, вошедших в состав учредителей, принявших участие во внеочередном собрании и проголосовавших "За" реорганизацию. Размер и номинальные стоимости долей каждого участника ООО в уставном капитале определен в следующем порядке: ООО "Жилстрой" - доля номинальной стоимостью 81 679 рублей, что составляет 59,06% уставного капитала; ООО "МастерКом" - доля номинальной стоимостью 51 642 рублей, что составляет 37,34% уставного капитала; Смехунов Андрей Евгеньевич - доля номинальной стоимостью 4 973 рублей, чго составляет 3,59%, уставного капитала; Гончарова Лариса Ивановна - доля номинальной стоимостью 26 рублей, что составляет 0,01% уставного капитала (пункт 1.3 Протокола)
- акции акционеров ЗАО "Красный Дон" обмениваются на доли в ООО "РЕДСАИД" проголосовавших "За" исходя из расчета 1 акция - 1 рубль. Акционеры, проголосовавшие "Против" реорганизации общества, или "Воздержался" или не принявшие участия во внеочередном собрании акционеров, или не воспользовавшиеся правом требования выкупа у них акций Обществом в установленный срок имеют право на компенсацию из расчета 2 512, 73 рублей за одну акцию, для чего Обществом создается резервный фонд в соответствующем размере.
В силу отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации от 27.09.2021 N 34119А, в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2216100761908 о начале процедуры реорганизации.
23.11.2021 в Межрайонную ИФНС России N 26 по Ростовской области поступило письмо Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) от 15.11.2021 NТЗ-11-2-2/28974 о нарушениях, связанных с реорганизацией акционерного общества, а именно нарушение прав акционеров, голосовавших "против", "воздержался" или не принимавших участия в голосовании при проведении собрания акционеров ЗАО "Красный Дон" 10.09.2021.
02.12.2021 в адрес Банка России - Южное главное управление Единым регистрационным центром направлено письмо о предоставлении информации от 01.12.2021 N 03-20/24240, в котором сообщалось, что по состоянию на 01.12.2021 в регистрирующий орган не поступало заявления о завершении процедуры реорганизации в форме преобразования ЗАО "Красный Дон".
Согласно сведениям с сайта Почта России письмо с почтовым идентификатором N 80083167743955 вручено адресату.
25.01.2022 в Межрайонную ИФНС России N 26 по Ростовской области в форме электронных документов, подписанных электронно-цифровой подписью генерального директора ЗАО "КРАСНЫЙ ДОН" С меху нова Андрея Евгеньевича, представлено: заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц) по форме N Р12016; устав ООО "Редсайд"; передаточный акт от 12.01.2022. Представленному комплекту документов присвоен вх.
N 2216А.
В соответствии с п. 4.4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Согласно п. 4.2. ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе, в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Согласно пп. 2 п. 2 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России.
01.02.2022 Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области принято решение о приостановлении государственной регистрации в отношении ООО "РЕДСАИД" по заявлению формы N Р12016 создание юридического лица при преобразовании вх. N2216А от 25.01.2022 для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.
Апелляционной коллегией отклоняется довод Банка о том, что неучастие в голосовании по вопросу преобразования общества не свидетельствует об отказе акционера в целом от статуса участника корпоративных отношений, и не влечет утрату права участия в создаваемом обществе, ввиду следующего.
Нормами п.1 ст. 67 ГК РФ установлена возможность исключения участника из хозяйствующего общества (кроме публичных акционерных обществ) только в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу или иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушает свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами общества.
Решение о распределение долей в уставном капитале вновь создаваемого юридического лица только среди акционеров, голосовавших "за" по вопросу реорганизации акционерного общества в форме преобразования фактически направлено на исключение акционеров, голосовавших "против" по указанному вопросу или не принимавших участие в голосовании, из акционерного общества, что противоречит ГК РФ и Федеральному закону N 208-ФЗ.
Предусмотренное ст. 75 Федерального закона N 208-ФЗ право акционеров, не принимавших участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, требовать выкупа принадлежащих им акций, не может рассматриваться в качестве гарантии прав и компенсации для акционеров, связь с которыми утеряна и которые не реализовали данное право, в случае не предоставления таким акционерам права на получение доли в уставном капитале во вновь создаваемом юридическом лице. Таким образом, акционеры, голосовавшие по этому вопросу и не предъявившие свои акции к выкупу в рамках статьи 76 Федерального закона N 208-ФЗ, в том числе акционеры, связь с которыми утеряна, имеют право на долю вновь создаваемого юридического лица пропорционально количеству принадлежащих им акций реорганизуемого юридического лица.
Заявителю необходимо в срок до 24.02.2022 представить информацию, опровергающую нарушение прав акционеров.
Заявитель имеет право в срок до 24.02.2022 представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
22.02.2022 в Межрайонную ИФНС России N 26 по Ростовской области поступил ответ на решение о приостановлении государственной регистрации в отношении ООО "Редсайд" (вх. N 005679).
Согласно ответу на решение о приостановлении государственной регистрации, акционеры, проголосовавшие "Против" реорганизации Общества, или "Воздержался" или не принявшие участие во внеочередном общем собрании акционеров, или акционеры, не воспользовавшиеся правом требования выкупа у них акций обществом в установленный срок, имеют право на компенсацию из расчета 2 512,73 рублей за одну акцию, для чего Обществом создается резервный фонд в соответствующем размере.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 75 Федерального закона N 208-ФЗ, если акционеры - владельцы голосующих акций, голосовали против принятия решения о реорганизации либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу, то они вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации общества.
Нормами п. 6 ст. 76 Федерального закона N 208-ФЗ предусмотрено, что акции, выкупленные обществом, поступают в его распоряжение. Вместе с тем законом прямо не установлено, что в том случае, если акционер проголосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участие в общем собрании и, соответственно, не голосовал по указанному вопросу повестки дня, принадлежавшие такому акционеру ценные бумаги, полностью или частично погашаются.
В ст. 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Изъятие у собственника имущества принудительно не допускается, кроме случаев, предусмотренных п. 2 ст. 235 ГК РФ.
В связи с этим, ст. 75 Федерального закона N 208-ФЗ подлежит применению в системном толковании с положениями Конституции РФ и ГК РФ, которые исходят из недопустимости лишения права собственности без прямо предусмотренного законом основания.
Таким образом, акционеры, проголосовавшие "Против" реорганизации Общества, или "Воздержался" или не принявшие участие во внеочередном общем собрании акционеров и не воспользовавшиеся правом требования выкупа у них акций, а также не ставшие участниками созданного общества в результате преобразования закрытого акционерного общества имеют право на взыскание убытков.
ЗАО ЗАО "Красный Дон" представлен исчерпывающий перечень документов для государственной регистрации, предусмотренный п. 1 ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ.
В соответствии с п. 1.2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявление по форме N Р12016 подписано усиленной электронно-цифровой подписью заявителя, что соответствует требования абз. 5 п. 1.2 ст.9 Федерального закона N 129-ФЗ.
В соответствии с п. 1.1. ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти установлены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Представленное заявление по форме N Р12016 соответствует требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган согласно Приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
При отсутствии акта судебного органа, акта судебного пристава-исполнителя, на осуществление регистрационных действий, регистрирующий орган осуществляет процедуру государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р38001 утверждено Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.
При этом, исходя из положений Федерального закона N 129-ФЗ, заинтересованным лицом является любое лицо, чьи права затрагиваются в связи с предстоящей государственной регистрацией.
В регистрирующий орган возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р38001 в отношении создания ООО "РЕДСАЙД" не поступали.
02.03.2022 Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области принято решение о государственной регистрации N 2216А о создании юридического лица - ООО "Редсайд", о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 1226100005460.
02.03.2022 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись ГРН 2226100186453 о прекращении юридического лица - ЗАО СК "Красный Дон" при преобразовании.
Таким образом, процедура реорганизации, предусмотренная Федеральным законом N 129-ФЗ, регистрирующим органом соблюдена.
Апелляционной коллегией не принимается довод Банка о том, что заявление в суд об обжаловании решения налогового органа подано в рамках установленных процессуальных процедур и срока.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как было указано выше 02.03.2022 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись ГРН 2226100186453 о прекращении юридического лица - ЗАО "Судостроительная компания "Красный Дон" при преобразовании.
Таким образом, согласно данных публичного реестра, о состоявшемся факте реорганизации стало известно не позднее 02.03.2022 (в последующем ненормативный акт оспорен в УФНС по РО и письмом от 05.04.2022 N 15-22/1667 ненормативный акт МИФНС N 26 оставлен в силе).
С иском в суд банк обратился 18.01.2023, то есть с пропуском установленного трехмесячного срока.
О восстановлении пропущенного срока на обжалование оспариваемых актов регистрирующих органов банком не заявлено, ровно как не были приведены доводы относительно уважительности его пропуска.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.
Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
При этом, возможность альтернативного обжалования (в вышестоящий регистрирующий орган либо в суд) предусмотрена абзацем 1 пункта 1 статьи 25.2 Закона только в отношении решений территориального регистрирующего органа о государственной регистрации.
В отношении решений территориальных регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
Следовательно, названным Законом N 129-ФЗ не предусмотрено требование об обязательном досудебном обжаловании решения, принятого регистрирующим органом о государственной регистрации.
В виду изложенного, обжалование банком спорных решений МИФНС N 26 по РО в вышестоящие налоговые органы не приостанавливает течение срока давности на их оспаривание, установленное частью 4 статьи 198 АПК РФ.
По своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении, и не связано с моментом, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Исходя из правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05, и Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.12.2013 N 1908-О, следует, что пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно установлено, что истцом при подаче заявления в суд пропущен срок на оспаривание и материал дела не содержат доказательства, свидетельствующие о том, что срок пропущен по уважительным причинам. Указанный пропуск срока признан судом самостоятельным основанием для отказа заявителю в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2023 по делу N А53-1309/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1309/2023
Истец: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Центральный Банк Российской Федерации в лице Южного Главного Управления
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 26 ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Редсайд"