г. Москва |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А40-80743/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2023 по делу N А40-80743/23 (94-649)
по заявлению ООО "ВЕРТИКАЛЬ" (ОГРН: 1137746785758, ИНН: 7728853984)
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Соков И.А. по дов. от 24.01.2023 N Д-40/2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВЕРТИКАЛЬ" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) от "06" марта 2023 г. N КУВД-001/2022-52962766/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности ООО "Вертикаль" на сооружения - Линейно-кабельное сооружение от ТК N 905-1567 (ул. Клязьминская) до опоры, протяженностью 22 м.
Решением суда от 14.07.2023 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо ссылается, что в связи с отменой п. 1.8. постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП, вопрос об отсутствии необходимости получения разрешения на строительства в отношении линейных объектов, является не урегулированным, что делает невозможным осуществление постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав на подобные объекты.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.11.2022 г. Заявитель обратился к Заинтересованному лицу с заявлением N КУВД-001/2022-52962766 об осуществлении действия по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в отношении сооружения -Линейно-кабельное сооружение связи от ТКN 905-1567 (ул. Клязьминская) до опоры, протяженностью 22 м. (далее - Сооружение).
Данное Сооружение представляет собой кабельную канализацию из труб диаметром 100 мм с количеством каналов - 2, с глубиной залегания не более 2 метров.
06.03.2023 г. Заинтересованное лицо отказало в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на сооружение.
Заявитель с указанным решением Управления не согласился, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли, оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации нрав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Ч. 17 ст. 51 ГрК РФ определен перечень случаев, при которых не требуется выдача разрешения на строительство.
П. 5 ч. 17. ст. 51 ГрК РФ указывается на наличие иных случаев, если в соответствии с настоящим ГрК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Действующая редакция п. 5. ч. 17 ст. 51 ГрК РФ утверждена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов".
Так, в соответствии с п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, перечня случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.
Согласно указанному Перечню, строительство, реконструкция линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
Из материалов дела следует, что Сооружение представляет собой кабельную канализацию из труб диаметром 100 мм с количеством каналов - 2, с глубиной залегания не более 2 метров.
Руководствуясь ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которой государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, без предоставления земельного участка или установления сервитута, Заявителем совместно с заявлением были представлены Технический план сооружения, а также приложенные к нему документы: Разрешение на использование земельного участка N Р-09-006119 от 10.10.2022 г. (выданное Департаментом городского имущества города Москвы в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, для целей размещения линейно-кабельного сооружения связи); Акт приемки законченного строительством объекта N 1 от 27.10.2022 г. (КС-11) заказчиком по которому выступает Заявитель; Проектная документация Сооружения.
Как отмечено ранее, сооружение представляет собой кабельную канализацию из труб диаметром 100 мм с количеством каналов - 2, с глубиной залегания не более 2 метров.
П. 27 ст. 2 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ определено, что к сооружениям связи относятся объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
В соответствии с п. 14.1 ст. 2 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ, к особо опасным, технически сложным сооружениям связи относятся линии и сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.
В виду вышеизложенного, Сооружение не относится к особо опасным, технически сложным сооружениям связи, строительство которого не требует получения разрешения согласно Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816.
Таким образом, строительство линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, не требует получения разрешения на строительство, и Управлению в отсутствии информации о том, какие нормативно - правовые акты являются основанием для возведения заявленных объектов без получения Разрешения на строительство и, впоследствии, Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, надлежит руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816.
Более того, п. 1.8. Постановления N 432-1111, был признан утратившим силу Постановлением Правительства Москвы от 27.05.2020 N 636-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП", принятым в соответствии с соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 г. N 1064 "Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство", что прямо подразумевает необходимость руководствоваться в данном вопросе постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 г. N 1064, который в свою очередь утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявителем были представлены все предусмотренные ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении сооружения строительство которого не требует получение разрешение на строительство.
На основании вышеизложенного, учитывая, что необходимость предоставления разрешения на строительство линейно-кабельного сооружения связи отсутствовала в силу утвержденного постановлением Правительства Российской федерации Перечня, отказ Заинтересованного лица от "06" марта 2023 г. N КУВД-001/2022-52962766/3, был выдан Заявителю с нарушением положений ч. 4 ст. 18 п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ, таким образом права и законные интересы Заявителя были нарушены.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2023 по делу N А40-80743/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80743/2023
Истец: ООО "ВЕРТИКАЛЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ