г. Москва |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А40-98403/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ТранснефтьВосток"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2023 по делу N А40-98403/23 (17-784)
по заявлению ООО "Транснефть-Восток"
к ФКУ "Росдормониторинг"
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Усманова Е.В. по дов. от 10.01.2023 N ФКУ РДМ-3; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Транснефть-Восток" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения ФКУ "Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" (далее - заинтересованное лицо), оформленного письмом от 07.03.2023 г. N РДМ-423ис об отказе в возврате излишне уплаченных платежей в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам; о возложении обязанности н на Федеральное Казенное Учреждение "Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог федерального дорожного агентства" (ФКУ "Росдормониторинг") осуществить возврат обществу с ограниченной ответственностью "Транснефть-Восток" излишне уплаченных платежей в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам в соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 31.01.2020 N 67.
Решением суда от 28.07.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу, что ошибка специалиста ООО "Транснефть-Восток" в массе трубоукладчика при предоставлении сведений для расчета вреда автодорогам, в результате чего расчет был сделан неверно - не является технической ошибкой. По мнению ООО "Транснефть-Восток", именно такая ошибка является технической и о подобных ошибках (в том числе) говорит законодатель в Постановлении Правительства РФ от 31.01.2020 N67.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.11.2022 г. ФКУ "Росдормониторинг" выдало филиалу "Специализированное транспортное управление" ООО "Транснефть-Восток" разрешение на проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств N IR487655.
Счет на оплату N РДМ У00082724 от 24.11.2022 г. в сумме 1 735 060,04 рублей был оплачен ООО "Транснефть-Восток" 29.11.2022 г. платежным поручением N70964.
ФКУ "Росдормониторинг" 07.12.2022 г. выдало филиалу "Специализированное транспортное управление" ООО "Транснефть-Восток" разрешение на проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств N IR498571.
Счет на оплату N РДМ У00083881 от 29.11.2022 г. в сумме 2 600 816,61 рублей был оплачен ООО "Транснефть-Восток" 06.12.2022 г. платежным поручением N71005.
Получив вышеуказанные разрешения, ООО "Транснефть-Восток" начало проводить подготовительные мероприятия к разрешенным межрегиональным перевозкам. При подготовке технической документации было обнаружено, что в вышеуказанных Разрешениях (N IR487655, N IR498571) допущены технические ошибки, не позволяющие осуществить запланированные перевозки.
Так, вышеуказанные разрешения в разделе "Характеристика груза (при наличии груза) (полное наименование, габариты (длина, ширина, высота), масса, длина свеса (при наличии)" содержат неточную, ошибочную информацию о габаритах и массе груза, а именно: "Трубоукладчик Komatsu D355C-3 (6.03-м х 3.45-м х 2.91 м) 47.580 тонн". Данная информация была предоставлена и внесена в связи с технической ошибкой, фактическая характеристика перевозимых грузов такова: "Трубоукладчик Komatsu D355C-3 (6.03-м х 4.405-м х 3.125 м) 67.850 тонн".
В связи с выявлением технических ошибок, расчет платежей за вред автодорогам выполнен неверно, перевозка при таких условиях (расхождение в общей массе и нагрузках на ось у заявленного в разрешении транспортного средства и фактически имеющегося транспортного средства) невозможна.
Техническая ошибка заключается в том, что Разрешения выданы на автотранспортное средство общей массой 76,600 тн.
Исходя из этой общей массы транспортного средства в Расчете посчитан вред по общему весу и посчитана нагрузка на каждую ось.
Фактически же транспортное средство, на которое выданы Разрешения имеет общую массу не 76,600 тн, а 96,870 тн., и, соответственно, расчет вреда по общему весу и расчет вреда по осям рассчитан неверно, с технической ошибкой.
Заявитель указывал, что ФКУ "Росдормониторинг" получило от ООО "Транснефть-Восток" денежные средства по ошибочным расчетам.
Общество считает, что денежные суммы за разрешения оплачены заявителем и получены заинтересованным лицом, но услуга фактически не оказана, перевозка физически не осуществлялась и ее осуществление невозможно, так как расчет произведен с технической ошибкой, в формулу вставлена неверная общая масса автотранспортного средства, что в итоге прямо повлияло на полученную в расчете сумму.
Заявитель также указывал, что в возврате денежных средств ему в соответствии с п.9 постановления Правительства РФ от 31.01.2020 N 67 (ред. от 26.10.2020) ФКУ "Росдормониторинг" необоснованно отказало в письме (уведомлении) N РДМ-423ис от 07.03.2023 г., не посчитав вышеуказанную допущенную ошибку технической ошибкой.
ФКУ "Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог федерального дорожного агентства" в ответ на заявление ООО "Транснефть-Восток" от 27.01.2023 г. N ТНВ-06-02-02-02/2954 о возврате излишне уплаченных платежей, было направлено письмо (ответ) N РДМ-423ис от 07.03.2023 г. об отказе в возврате излишне уплаченных платежей в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам.
Заявитель посчитал, что ненормативный правовой акт от 07.03.2023 г. N РДМ-423ис не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился с заявлением о признании его незаконным и отмене в Арбитражный суд г.Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства допускается при наличии специальных разрешений (ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Порядок выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также в международном сообщении (далее - специальные разрешения) осуществляется с учетом действующих нормативных правовых актов Российской Федерации:
- приказа Минтранса России от 21.09.2016 N 272 "Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на два процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, в том числе по постоянным маршрутам, и о внесении изменений в приказ Минтранса России от 24 июля 2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (действовавший до 01.03.2023 г.);
- приказа Минтранса России от 05.06.2019 N 167 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства" (действовавший до 01.03.2023 г., далее - Порядок).
Процедура получения специального разрешения в электронной форме посредством личного кабинета перевозчика, реализована положениями Федерального закона от 20.07.2020 N 239-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приказом Минтранса России от 06.09.2021 N 298 "О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 21 сентября 2016 N 272 и от 5 июня 2019 N 167".
В соответствие с пунктом 1 распоряжения Федерального дорожного агентства от 30.09.2021 N 3408-Р "Об организации работы по оказанию государственной услуги по выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в информационной системе "Выдача специальных разрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов" в электронной форме", органом уполномоченным осуществлять выдачу специальных разрешений является ФКУ "Росдормониторинг".
В силу пунктов 11, 12 статьи 11, части 8 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам федерального значения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 67 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами (далее -Правила).
Согласно пункту 2 Правил, вред, причиняемый тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения, указанного в части 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществление расчета и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
В силу пункта 8 Правил средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, или в доход бюджета субъекта Российской Федерации, или в доход местных бюджетов, или в доход собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 16.09.2021 N 2591-р "Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета" платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов закреплены за Федеральным дорожным агентством, при этом приказами Росавтодора: от 26.12.2019 N 4103 (ред. от 06.07.2020) "Об осуществлении подведомственными Федеральному дорожному агентству федеральными казенными учреждениями полномочий администраторов доходов федерального бюджета" (вместе с "Порядком осуществления бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета подведомственными Росавтодору федеральными казенными учреждениями") и от 31.03.2022 N 44 (ред. от 13.10.2022) "Об осуществлении подведомственными Федеральному дорожному агентству федеральными казенными учреждениями полномочий администраторов доходов федерального бюджета" (вместе с "Порядком осуществления бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета подведомственными Федеральному дорожному агентству федеральными казенными учреждениями" за подведомственным Федеральному дорожному агентству федеральным казенным учреждением "Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" закреплены бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета в отношении источника доходов федерального бюджета - внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Пунктом 18.1 Порядка установлено, что при согласовании маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства владельцами автомобильных дорог определяется возможность движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, исходя из грузоподъемности и габаритов искусственных и иных инженерных сооружений, несущей способности автомобильной дороги на заявленном маршруте на основании имеющихся сведений о состоянии дорог и искусственных сооружений, а также материалов оценки технического состояния автомобильных дорог, дополнительных обследований искусственных сооружений.
Вместе с согласованием маршрута тяжеловесного транспортного средства владельцем автомобильной дороги в адрес уполномоченного органа направляется расчет платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесным транспортным средством.
В соответствии с пунктом 8 Порядка, в заявлении на получение специального разрешения, в том числе, указывается характеристика груза (при наличии груза) (наименование, габариты (длина, ширина, высота), масса, делимость), а также параметры транспортного средства (автопоезда): масса, расстояние между осями, нагрузки на оси, количество и скатность колес на каждой оси, наличие пневматической подвески, габариты (длина, ширина, высота, длина свеса (при наличии), минимальный радиус поворота с грузом.
Перечень содержащихся в пункте 8 Порядка сведений, является исчерпывающим.
Заявителем поданы в Личном кабинете Системы заявления на оказание государственной услуги по выдаче специальных разрешений от 21.11.2022 г. N РДС578068 и от 24.11.2022 г. N РДС584854, которые содержали все вышеуказанные характеристики, на основании которых в соответствии с Правилами выполнен расчет платы в счет возмещения вреда, наносимого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам федерального значения. При этом на уполномоченную организацию не возложена обязанность по проверке достоверности указанных заявителем сведений. При подаче заявления перевозчику необходимо самостоятельно убедиться в правильности указываемых в заявлении сведений.
В соответствии с пунктом 9 Правил решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в счет возмещения вреда принимается при условии, что заявителем или его уполномоченным представителем не получено специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортных средств.
Специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства от 30.11.2022 N IR487655 и от 07.12.2022 N IR498571 заявителем получены (прилагаются), при этом в материалах дела отсутствует подтверждение оспаривания заявителем указанных ненормативных правовых актов.
Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в счет возмещения вреда принимается также в случае, если специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортных средств получено, но при осуществлении расчета платы в счет возмещения вреда допущена техническая ошибка.
ООО "Транснефть-Восток" в заявлении признает, что техническая ошибка допущена заявителем при подаче заявлений на выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства от 21.11.2022 N РДС578068, от 24.11.2022 г. N РДС584854, а именно: заявителем недостоверно указаны характеристики транспортных средств, тем самым подтверждает, что при осуществлении расчета платы в счет возмещения вреда техническая ошибка уполномоченным органом не допущена.
Сравнение заявителем оплаты вреда с оплатой налогов и сборов противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 г. N 14-П, в соответствии с которым плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, не обладает таким необходимым для налоговых обязательств признаком, как индивидуальная безвозмездность, а последствием ее невнесения является отсутствие у собственника (владельца) большегрузного транспортного средства права на осуществление движения по соответствующим автомобильным дорогам (при авансовом характере платежа) или обязанность оплатить такое движение после его завершения (если допускается последующая оплата). Кроме того, данная плата, поскольку она вносится не за совершение представителями публичной власти юридически значимых действий в отношении ее плательщиков, не может быть отнесена и к сборам в смысле Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, следует квалифицировать не в качестве налога или сбора, а как обязательный публичный индивидуально-возмездный платеж компенсационного фискального характера.
С учетом изложенного, решение ФКУ "Росдормониторинг", оформленное письмом от 07.03.2023 г. N РДМ-423ис, вынесено обоснованно, оснований для возврата денежных средств, уплаченных заявителем в счет возмещения вреда, у ответчика не имеется.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Заявитель указывает, что он вынужден был отказаться от перевозки, так как в специальных разрешениях выявлена ошибка, при этом он не был лишен права повторно обратиться за выдачей специального разрешения, указав при этом иные характеристики груза, что позволило бы ему осуществить желаемую перевозку.
Одновременно заявитель указывает, что сразу обратился за возвратом денежных средств (заявление от 27.01.2023 г. N ТНВ-06-02-02-02/2954), при этом специальные разрешения от 21.11.2022 N РДС578068, от 24.11.2022 г. N РДС584854 оформлены с учетом требований Порядка на три месяца с 28.11.2022 г. по 26.02.2023 г и с 01.12.2022 по 27.02.2023 г. соответственно и подтверждает, что заявитель обратился за возвратом денежных средств не сразу, по истечении двух месяцев с даты получения специальных разрешений.
С учетом вышеизложенного, решение ФКУ "Росдормониторинг", оформленное письмом от 07.03.2023 г. N РДМ-423ис, вынесено обоснованно, оснований для возврата денежных средств, уплаченных заявителем в счет возмещения вреда не имелось.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2023 по делу N А40-98403/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98403/2023
Истец: ООО "ТРАНСНЕФТЬ - ВОСТОК"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"