г. Москва |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А40-98403/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 19.02.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "ТранснефтьВосток" - извещено, представитель не явился,
от федерального казенного учреждения "Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" - Новиковой О.Б. (представителя по доверенности от 09.01.2024),
рассмотрев 13.02.2024 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТранснефтьВосток"
на решение от 28.07.2023
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 23.10.2023
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-98403/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТранснефтьВосток"
к федеральному казенному учреждению "Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства"
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТранснефтьВосток" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к федеральному казенному учреждению "Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 07.03.2023 N РДМ-423ис об отказе в возврате излишне уплаченных платежей в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам; об обязании осуществить возврат обществу излишне уплаченных платежей в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 67 "Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам.
В судебном заседании представитель учреждения возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Общество, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя не направило.
Изучив материалы дела, выслушав представителя учреждения, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, учреждение выдало филиалу "Специализированное транспортное управление" общества разрешение на проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств от 30.11.2022 N IR487655 (счет на оплату от 24.11.2022 N РДМ У00082724 в сумме 1 735 060 рублей оплачен обществом платежным поручением от 29.11.2022 N 70964).
Учреждение также выдало филиалу "Специализированное транспортное управление" общества разрешение на проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств от 07.12.2022 N IR498571 (счет на оплату от 29.11.2022 N РДМ У00083881 в сумме 2 600 816,61 рублей оплачен обществом платежным поручением от 06.12.2022 N 71005).
По объяснениям общества, получив данные разрешения, общество начало проводить подготовительные мероприятия к разрешенным межрегиональным перевозкам. При подготовке технической документации, по мнению общества, было обнаружено, что в разрешениях (N IR487655, IR498571) допущены технические ошибки, не позволяющие осуществить запланированные перевозки.
Так, разрешения в разделе "Характеристика груза (при наличии груза) (полное наименование, габариты (длина, ширина, высота), масса, длина свеса (при наличии)" содержат неточную, ошибочную информацию о габаритах и массе груза, а именно: "Трубоукладчик Komatsu D355C-3 (6,03 м x 3,45 м x 2,91 м) 47,580 тонн". Данная информация была предоставлена и внесена в связи с технической ошибкой, фактическая характеристика перевозимых грузов такова: "Трубоукладчик Komatsu D355C-3 (6,03 м x 4,405 м x 3,125 м) 67,850 тонн".
В связи с выявлением технических ошибок, расчет платежей за вред автодорогам выполнен неверно, перевозка при таких условиях (расхождение в общей массе и нагрузках на ось у заявленного в разрешении транспортного средства и фактически имеющегося транспортного средства) невозможна.
Техническая ошибка заключается в том, что разрешения выданы на автотранспортное средство общей массой 76,600 тн.
Исходя из этой общей массы транспортного средства в расчете определен вред по общему весу и посчитана нагрузка на каждую ось.
Фактически же транспортное средство, на которое выданы разрешения имеет общую массу не 76,600 тн, а 96,870 тн, и, соответственно, расчет вреда по общему весу и расчет вреда по осям рассчитан неверно, с технической ошибкой.
Учреждение в ответ на заявление общества от 27.01.2023 N ТНВ-06-02-02-02/2954 о возврате излишне уплаченных платежей, направило письмо от 07.03.2023 N РДМ-423ис об отказе в возврате излишне уплаченных платежей в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам.
По мнению общества, учреждение получило от общества денежные средства по ошибочным расчетам; денежные суммы за разрешения оплачены заявителем и получены учреждением, но услуга фактически не оказана, перевозка физически не осуществлялась и ее осуществление невозможно, так как расчет произведен с технической ошибкой, в формулу вставлена неверная общая масса автотранспортного средства, что в итоге прямо повлияло на полученную в расчете сумму.
В связи с этим общество сочло, что учреждение необоснованно отказало обществу в возврате денежных средств, не сочтя вышеуказанную допущенную ошибку технической ошибкой.
Исходя из этого общество оспорило названное решение учреждения об отказе в возврате излишне уплаченных платежей в судебном порядке.
Признавая не подлежащим удовлетворению заявление общества, суды первой и апелляционной инстанций установили, что специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства от 30.11.2022 N IR487655 и от 07.12.2022 N IR498571 обществом получены.
При этом суды также установили, что для получения таких разрешения обществом были поданы в Личном кабинете Системы заявления от 21.11.2022 N РДС578068 и от 24.11.2022 N РДС584854. Данные заявления содержали все необходимые характеристики, на основании которых в соответствии с Правилами выполнен расчет платы в счет возмещения вреда, наносимого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам федерального значения. Технических ошибок в расчете учреждением размера платы на основании представленных обществом сведений допущено не было. При этом суды учли, что на учреждение не возложена обязанность по проверке достоверности представляемых заявителем сведений; при подаче заявления перевозчику необходимо самостоятельно убедиться в правильности указываемых в заявлении сведений.
Как установили суды, техническая ошибка допущена самим обществом при подаче упомянутых заявлений на выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, а именно: обществом недостоверно указаны характеристика груза, транспортных средств с учетом груза.
Отклоняя доводы общества о сравнении рассматриваемой платы с налогами и сборами, суды учли Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 14-П.
Вопреки мнению общества, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении положений статей 11, 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 2, 3, 8, 9 Правил с учетом таких обстоятельств. Также приняты во внимание нормы пунктов 8, 18.1 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства", утвержденного Приказом Минтранса России от 05.06.2019 N 167, Приказ Минтранса России от 21.09.2016 N 272.
Из доводов кассационной жалобы общества оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу N А40-98403/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 февраля 2024 г. N Ф05-36101/23 по делу N А40-98403/2023