город Томск |
|
26 октября 2023 г. |
Дело N А45-33641/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Сухотиной В.М., |
|
|
Подцепиловой М.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сухих К.Е. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции дело N А45-33641/2021 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134), г. Москва, к акционерному обществу "Институт прикладной физики" (ОГРН 1025403638831, ИНН 5408106299), г. Новосибирск, о признании за Российской Федерацией, в лице Росимущества, специального права ("золотую акцию") в отношении АО "Институт прикладной физики". Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "РТРегистратор" (ОГРН: 1025403189790, ИНН: 5407175878), акционерное общество "Фонд промышленных инвестиций" (ОГРН 1074501002840), Береснев Андрей Иванович, Колосовников Федор Александрович (Курганская область), акционерное общество "Научно-производственное объединение "Курганприбор" (ОГРН 1074501002839).
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Седунов А.С., по доверенности от 17.05.2022,
от ответчика: Седяев А.Н., доверенность N 48-32/2022 от 17.05.2022,
от третьих лиц:
от акционерного общества "Фонд промышленных инвестиций": Киселев А.Н., доверенность от 05.04.2023.
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) обратилась в арбитражный суд с иском о признании за Российской Федерацией в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) специального права ("золотая акция") в отношении акционерного общества "Институт прикладной физики" (далее - АО "ИПФ").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "РТ-Регистратор" (ОГРН: 1025403189790, ИНН: 5407175878), акционерное общество "Фонд промышленных инвестиций" (ОГРН 1074501002840), Береснев Андрей Иванович.
Решением от 01.12.2022 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Институт прикладной Физики" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением от 02.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба акционерного общества "Научно-производственное объединение "Курганприбор" принята к совместному производству с апелляционной жалобой N 07АП-715/2023(1).
Определением от 30.05.2023 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Колосовников Федор Александрович (Курганская область), акционерное общество "Научно-производственное объединение "Курганприбор" (ОГРН 1074501002839).
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали изложенные письменно правовые позиции.
Рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство об истребовании доказательств, суд апелляционной инстанции отказывает в его удовлетворении по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения. При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.
Следовательно, истребование доказательства является правом, а не обязанностью суда. Разрешение данного вопроса осуществляется судом исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом необходимости и значимости данного доказательства для разрешения рассматриваемого спора.
Суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, поскольку безусловных оснований для истребования документов не приведено, должная оценка обстоятельств настоящего спора возможна, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, специальное право "золотая акция" в отношении ответчика - АО "ИПФ" введено распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Госкомимущество) N 223-р от 01.02.1994 сроком на три года.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" специальное право "золотая акция" на устанавливаемый при ее выпуске срок, который в случае ответчика составлял три года, представляет государству право вето при принятии собранием акционеров решений: о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества; о его реорганизации или ликвидации; о его участии в других предприятиях и объединениях предприятий; о передаче в залог или аренду, продаже и отчуждении иными способами имущества, состав которого определяется планом приватизации предприятия. Передача "золотой акции" в залог или траст не допускалась. Продажа и отчуждение "золотой акции" иными способами до истечения срока ее действия допускалась только по решению органа, принявшего решение о ее выпуске при учреждении акционерного общества. При продаже или отчуждении иными способами "золотая акция" подлежала конвертации в обыкновенную, а особые права, предоставленные ее владельцу в соответствии с настоящим Указом, прекращались. При этом, ни данным Указом, ни другими нормативными актами не предусматривалось автоматическое прекращение специального права "золотой акции", порядок прекращения специального права не был установлен, и не предусматривалось, что установленный срок специального права является пресекательным.
В период действия данного Указа решение о прекращении специального права в отношении ответчика не принималось.
Вступившим в силу Федеральным законом от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) в пункте 3 статьи 31 установлено, что все "Золотые акции" созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ являются предусмотренным статьей 5 настоящего Федерального закона специальным правом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на участие в управлении указанными обществами ("золотой акцией").
До вступления в силу указанного закона Правительством РФ и Госкомимущество не принималось решений о прекращении специального права "золотой акции", конвертации его в обыкновенную акцию, и, следовательно, специальное право "золотой акции" в отношении ответчика не прекращалось и государством не было утрачено.
В соответствии со статьей 5 Закона о приватизации специальное право "золотой акции" наделяло государство рядом существенных прав. Представители Российской Федерации имели право вето при принятии общим собранием акционеров решения: о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции; о реорганизации открытого акционерного общества; о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; об изменении уставного капитала открытого акционерного общества; о заключении указанных в главах X и XI Федерального закона "Об акционерных обществах" крупных сделок и сделок открытого акционерного общества, в совершении которых имеется заинтересованность.
Также в статье 5 было установлено, что решения о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимают Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы муниципального самоуправления, принявшие решение об использовании специального права ("золотой акции"); специальное право ("золотая акция") действует до принятия решения о его прекращении и не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.
Таким образом, с принятием Закона о приватизации специальное право ("золотая акция") в отношении ответчика - АО "ИПФ" не могло быть конвертировано в его акции, а подлежало прекращению только по решению Правительства РФ.
В период действия указанного закона Правительством РФ не было принято решение о прекращении специального права ("золотая акция") в отношении ответчика - АО "ИПФ", а, следовательно, это специальное право ("золотая акция") в отношении ответчика продолжало действовать.
В последующем, вступившим в силу Федеральным законом от 21.12.2001 N 178- ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации N 178-ФЗ) в статье 38 были установлены аналогичные положения об использовании специального права ("золотая акция"). Так, решение о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение об использовании специального права ("золотой акции"). Специальное право ("золотая акция") действует до принятия решения о его прекращении и не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права. При этом закон о приватизации N 178-ФЗ не отменил автоматически ранее введённые специальные права "золотая акция".
После принятия указанного закона о приватизации и до настоящего времени Правительством РФ также не было принято решения о прекращении специального права ("золотой акции") в отношении ответчика. Следовательно, специальное право ("золотая акция") в отношении ответчика не прекращено в установленном законом порядке до настоящего времени.
Наличие за Российской Федерацией специального права ("золотая акция") в отношении ответчика зарегистрировано в реестре федерального имущества, что подтверждено выпиской из реестра федерального имущества от 18.11.2021 N 880/1.
Вместе с тем, письмом от 09.10.2019 N РТ-463-2019/СВР-0028 АО "РТ-Регистратор" уведомило истца о проведении в реестре акционеров ответчика - АО "ИПФ" операции по отмене специального права "золотая акция" у зарегистрированного лица - Российской Федерации в лице Росимущества (истец).
На обращение истца к ответчику письмом от 20.01.2020 N 09/1196 об основаниях прекращения специального права "золотая акция" письмом от 25.02.2020 N 48/294 сообщено следующее: распоряжением Госкомимущества от 01.02.1994 N 223-р предусмотрен выпуск "золотой акции" при эмиссии создаваемого АО "ИПФ" сроком действия на три года, который истек 01.02.1997, до момента вступления в силу с 28.07.1997 Закона о приватизации N 123-ФЗ, и не был продлён по его окончании; в 2005 году на запрос АО "ИПФ" в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) по данному вопросу получено письмо заместителя руководителя Росимущества от 11.03.2005 N ЮМ-12/5767, согласно которому не имеется формальных оснований на участие Российской Федерации в управлении АО "ИПФ" в связи с истечением срока действия "золотой акции" на момент вступления Закона о приватизации N 123-ФЗ; по указанным основаниям внеочередным общим собранием акционеров от 23.09.2019 была утверждена новая редакция устава АО "ИПФ", в которой отсутствуют положения о "золотой акции".
Указывая на неправомерное отрицание принадлежащего Российской Федерацией специального права ("золотая акция") в отношении ответчика, что нарушает и препятствует Российской Федерации реализовывать специальное право на участие в управлении ответчиком - АО "ИПФ", истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что решение о выпуске "Золотой акции" в отношении ответчика принято распоряжением Госкомимущества от 01.02.1994 N 223-р.
В соответствии с пунктом 4 Указа N 1392 при преобразовании в акционерные общества предприятий, приватизация которых в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона РФ от 3 июля 1991 года N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" может быть разрешена по решению Правительства Российской Федерации или Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, указанные органы вправе принимать решения о выпуске при эмиссии их акций "золотой акции", предоставляющей ее владельцу на срок до трех лет (устанавливаемый при ее выпуске) право вето при принятии собранием акционеров решений, а частности о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества; о его реорганизации или ликвидации; о его участии в других предприятиях и объединениях предприятий; о передаче в залог или аренду, продаже и отчуждении иными способами имущества, состав которого определяется планом приватизации предприятия.
Пунктами 35, 43, 48 действовавшего Положения об акционерных обществах, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.1990 N 601 в редакции постановления Правительства РФ от 15.04.1992 N 255, предусмотрено, что уставный капитал состоял из оговоренного числа акций, кратного десяти, с одинаковой номинальной стоимостью, а акция являлась ценной бумагой, выпускаемой акционерным обществом и удостоверяющей право собственности на долю в уставном капитале общества, при этом, только обыкновенные акции, в отличии от привилегированных акций, давали право на участие в управлении этим обществом.
В соответствии с типовым уставом акционерного общества открытого типа (утвержден Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721, в редакции Указа Президента РФ от 16.11.1992 N 1392), в течение тридцати дней после регистрации общество, согласно пункту 4.2 статьи 4 типового устава, выпускает следующие типы акций (в оговоренном количестве) одинаковой номинальной стоимости: привилегированные акции типа А, привилегированные акции типа Б, обыкновенные акции и одну (1) "Золотую акцию".
Кроме этого, согласно пункту 5.10 типового устава, в уставе общества должны быть отражены следующие положения о "Золотой акции": "Золотая акция" дает ее владельцу все права, предусмотренные для владельцев обыкновенных акций, а также право вето при принятии собранием акционеров решений по вопросам, предусмотренным частями 1, 9, 10, 11 и 12 пункта 6.3 настоящего Устава.
Указанное право предоставляется ее владельцу на срок до трёх лет с момента регистрации Общества. Решения по указанным вопросам, принятые собранием акционеров в отсутствие владельца "Золотой акции" или его представителя, признаются недействительными. Применение права вето владельцем "Золотой акции" влечет за собой приостановку действия соответствующего решения на срок до шести месяцев и передачу его на рассмотрение органа (в том числе органа государственного управления или суда), определяемого владельцем "Золотой акции" в порядке, установленном учредительными документами Общества.
Согласно пунктам 1 - 5 раздела 2 плана приватизации Института прикладной физики, общая сумма размещаемых акций с номинальной стоимостью одной акции в размере 100 руб. создаваемого акционерного общества открытого типа "Институт прикладной физики" (сокращенно: "ИПФ") составляла 43692000 руб., в том числе: обыкновенных акций - 152921 штука номинальной стоимостью 15292100 руб., "Золотая акция" - 1 штука номинальной стоимостью 100 руб., привилегированных акций типа А и Б в общей сложности в количестве 283998 штук номинальной стоимостью 28399800 руб.; форма выпуска акций предусмотрена в безналичной форме в виде записей на счетах. Устав создаваемого акционерного общества "ИПФ" 1994 года согласно учиненным отметкам на его титульном листе утвержден председателем Комитета по управлению государственным имуществом Новосибирской области 18.05.1994 и также подлежал согласованию с Госкомоборонпромом РФ.
Из материалов дела следует, что государственная регистрация созданного акционерного общества "ИПФ" произведена, согласно свидетельству о регистрации, 30.05.1994.
В силу пункта 4.2 устава созданного общества от 1994 года уставный капитал общества в сумме 43692000 руб. состоит из 436920 штук акций одинаковой номинальной стоимостью в размере 100 руб., в том числе: привилегированных акций типа А и Б в общей сложности в количестве 283998 штук, обыкновенных акций - 152921 штука, "Золотая акция" - 1 штука.
Положения пункта 5.10 устава общества соответствуют положениям пункта 5.10 типового устава об особых правах "Золотой акции".
Устав акционерного общества "ИПФ" в редакции 1996 года (в копии) согласно учиненным отметкам на его титульном листе утвержден собранием акционеров от 08.06.1996 и согласован Миноборонпромом РФ 21.06.1996.
Согласно пункту 4 данной редакции устава акционерного общества "Золотая акция" в количестве 1 штуки входила в уставный капитал общества по одинаковой с остальными акциями номинальной стоимости; особые права "Золотой акции" были указаны в пункте 5.7 устава.
Из письма управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области от 18.04.1995 N 04-5 в ответ на письмо АО "ИПФ" от 13.04.1995 N 50/264 следует, что государственная регистрация ценных бумаг АО "ИПФ" с присвоением кода регистрации произведена 03.06.1994.
Согласно отчету АО "ИПФ" об итогах выпуска ценных бумаг от 08.12.1999, зарегистрированному Новосибирским региональным отделением ФКЦБ России 26.01.2000, были размещены и оплачены все эмитированные при создании общества акции, в том числе: именные обыкновенные акции в количестве 327689 штук (с учетом конвертации привилегированных акций типа Б в обыкновенные акции), "Золотая акция" (именная обыкновенная акция) - 1 (одна) штука, привилегированные акции типа А в количестве 109230 штук.
На основании изложенных норм права, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в соответствии с законодательством, действовавшим на момент приватизации Института прикладной физики (г. Новосибирск), "Золотая акция" по своей правовой природе являлась ценной бумагой - обыкновенной акцией с дополнительными неотделимыми особыми правами, была включена в уставный капитал акционерного общества, соответствующим образом учитывалась в плане приватизации, в уставе акционерного общества и в отчете об итогах выпуска ценных бумаг с одинаковой с остальными акциями первоначальной номинальной стоимостью в размере 100 руб. (до деноминации), в связи с чем признает ошибочным определение ответчиком выпущенной после регистрации созданного акционерного общества "ИПФ" на основании распоряжения Госкомимущества от 01.02.1994 N 223-р "Золотую акцию" как специальное право "золотая акция", поскольку на тот момент такого права и самого его понятия не существовало, а специальное право "золотая акция" было введено только федеральным законом от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (статья 5 закона) (далее: закон о приватизации N 123-ФЗ).
Соответственно, истечение срока закрепления "Золотой акции" в собственности государства не влечет указываемые ответчиком последствия в виде прекращения "Золотой акции".
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 особые права, предоставленные владельцу "Золотой акции", прекращаются лишь при продаже или отчуждении иным способом "Золотой акции", которая при продаже конвертируется в обыкновенную акцию.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из представленной суду переписки с Госархивом РФ и полученных из Госархива РФ материалов, следует, что Гособоронпром России письмом от 17.05.1996 в адрес Госкомимущества предлагал закрепить в федеральной собственности контрольный пакет АО "ИПФ" с увеличением на 10%; Миноборонпром России письмом от 30.01.1997 в адрес Госкомимущества "О продлении срока закрепления в федеральной собственности пакетов акций и "Золотой акции"" сообщил о направленном ранее 10.12.1996 согласованным Минобороны проекте постановления Правительства РФ "О продлении срока закрепления в федеральной собственности пакетов акций и "Золотой акции" акционерных обществ, созданных в процессе приватизации предприятий и организаций оборонной промышленности" и просил об ускорении представления его в Правительство, письмом от 12.02.1997 "О совершенствовании управления федеральной собственностью" Миноборонпром России в адрес Госкомимущество предлагал различными способами увеличить пакеты акций, закрепленных в федеральной собственности.
Ответов Госкомиущества на указанные обращения в Госархиве РФ не установлено.
Вместе с тем, распоряжением Госкомимущества от 06.03.1997 N 221-р внесено изменение в распоряжение Госкомимущества России N 701-р от 04.11.92, пункт 4.10 изложен в следующей редакции: "Все невыкупленные акции из ФАРП по истечении срока его существования, все невыкупленные льготные акции и акции, временно закрепленные в государственной собственности, по окончании срока закрепления, подлежат продаже за деньги по конкурсу или на аукционе. "Золотая акция" по истечении срока закрепления в федеральной собственности конвертируется в обыкновенную и продается на денежном аукционе".
Указом Президента РФ от 17.03.1997 N 249 Министерство оборонной промышленности Российской Федерации ликвидировано с передачей его функций Министерству экономики РФ и Госкомитету РФ по связи и информации.
При этом, Распоряжение N 221-р в отношении ответчика фактически не применялось, поскольку Госкомимуществом не было принято решение о конвертации "Золотой акции" АО "ИПФ" в обыкновенную акцию и о её продаже.
Вступившим в силу Федеральным законом от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" в пункте 3 статьи 31 установлено, что в связи с принятием настоящего Федерального закона все "Золотые акции" созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ являются предусмотренным статьей 5 настоящего Федерального закона специальным правом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на участие в управлении указанными обществами ("золотой акцией").
Вследствие этого распоряжение Госкомимущества от 06.03.1997 N 221-р вошло в противоречие с указанными положениями пункта 3 статьи 31 Закона о приватизации N 123-ФЗ.
Письмом Мингосимущества РФ от 22.01.1998 N СМ-2/700 "О применении распоряжения Госкомимущества от 06.03.1997 N 221-р" разъяснено следующее: "В пункте 3 статьи 31 закона о приватизации N 123- ФЗ установлено, что все "Золотые акции" созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ являются предусмотренным статьей 5 настоящего Федерального закона специальным правом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на участие в управлении указанными обществами.
С учетом указанного, суд приходит к выводу о том, что применять распоряжение Госкомимущества от 06.03.1997 N 221-р возможно только в части невыкупленных акций из ФАРП, невыкупленных льготных акций и акций, временно закрепленных в государственной собственности".
Распоряжением от 23.04.1999 N 592-р Мингосимущество РФ со ссылкой на пункт 2 статьи 7 Закона о приватизации N 123-ФЗ утвердило "Разъяснения о применении законодательства о приватизации", в пункте 4 которого разъяснено следующее:
"Пункт 3 статьи 31 Федерального закона о приватизации определяет, что все "Золотые акции" созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ являются предусмотренным статьей 5 Федерального закона о приватизации специальным правом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на участие в управлении указанными обществами. Действие указанного пункта распространяется исключительно на "Золотые акции", срок закрепления которых не истек на момент вступления в силу Федерального закона о приватизации. Акции, выпущенные до введения в действие Федерального закона о приватизации как "Золотые акции", подлежат приватизации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Соответствующие изменения должны быть внесены в учредительные документы открытых акционерных обществ, в отношении которых было принято решение о выпуске "Золотой акции".
В случае, если срок закрепления "Золотой акции" истек на момент вступления в силу Федерального закона о приватизации, при принятии решения о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций (в том числе одной акции, выпущенной до введения в действие Федерального закона о приватизации как "Золотая акция") в соответствии со статьей 5 указанного Закона может быть принято решение об использовании специального права на участие в управлении соответствующим открытым акционерным обществом без указания срока прекращения этого права".
Пунктом 2 статьи 7 Закона о приватизации N 123-ФЗ предусмотрено, что федеральный орган по управлению государственным имуществом в пределах своей компетенции дает разъяснения о применении законодательства Российской Федерации о приватизации.
Разъяснения Мингосимущества РФ в части указания на то, что действие пункта 3 статьи 31 Закона о приватизации N 123-ФЗ распространяется исключительно на "Золотые акции", срок закрепления которых не истек на момент вступления в силу Федерального закона о приватизации противоречат пункту 3 статьи 31 Закона о приватизации N 123-ФЗ, согласно которому в связи с принятием настоящего Федерального закона все "Золотые акции" созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ являются предусмотренным статьей 5 настоящего Федерального закона специальным правом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на участие в управлении указанными обществами ("золотой акцией").
Таким образом, в указанной части своих разъяснений Мингосимущество РФ вышло за пределы своей компетенции. Согласно пункту 3 статьи 31 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" в связи с принятием настоящего Федерального закона признается, что все "Золотые акции" созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ являются предусмотренным статьей 5 настоящего Федерального закона специальным правом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на участие в управлении указанными обществами ("золотой акцией")", в связи с чем оснований для применения пункта 4 разъяснений Мингосимущества РФ, утвержденных распоряжением от 23.04.1999 N 592-р в части указания на то, что акции, выпущенные до введения в действие Федерального закона о приватизации как "Золотые акции, подлежат приватизации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации" применению не подлежит.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ выпущенная "Золотая акция" АО "ИПФ" является предусмотренным статьей 5 настоящего Федерального закона специальным правом Российской Федерации на участие в управлении АО "ИПФ" ("золотой акцией"). Указанной правовой нормой произведено открепление особых прав от акции, выпущенной как "Золотая акция", с преобразованием особых прав в специальное право "золотая акция". А собственно акция, как ценная бумага, выпущенная как "Золотая акция" АО "ИПФ" с номинальной стоимостью 100 руб. и предоставлявшая ее владельцу все права, предусмотренные для владельцев обыкновенных акций, то есть по существу это обыкновенная акция, выпущенная как "Золотая акция" АО "ИПФ", может быть приватизирована в соответствии с действующим законодательством с учетом содержащихся в пункте 4 не противоречащих закону разъяснений Мингосимущества РФ, утвержденных распоряжением от 23.04.1999 N 592-р, о чем соответствующие изменения должны были быть внесены в учредительные документы АО "ИПФ", что подтверждается в том числе копией устава АО "ИПФ", в редакции от 29.06.2002, согласно пункту 4.3 которого из уставного капитала общества исключено упоминание о "Золотой акции" с её номинальной стоимостью, а количество обыкновенных акций увеличено на одну штуку с 327689 штук до 327690 штук. При этом, в пункте 5.3 устава указаны положения об использовании Российской Федерацией в отношении АО "ИПФ" специального права ("золотая акция").
С учетом изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что АО "РТ-Регистратор" правомерно учитывало в реестре владельцев ценных бумаг АО "ИПФ" отдельно запись о наличии у Российской Федерации в лице уполномоченного органа в собственности одной обыкновенной акции, которая ранее была выпущена как "Золотая акция", и отдельно запись о наличии у Российской Федерации в лице уполномоченного органа специального права "золотой акции". Из поступившего 05.02.2004 от Российского фонда федерального имущества передаточного распоряжения следует, что АО "РТ-Регистратор" внесло в реестр владельцев ценных бумаг АО "ИПФ" запись о переходе прав собственности на одну обыкновенную акцию, не имеющую отношения к специальному праву "золотая акция" от Российской Федерации к Бересневу А.И.
При этом, запись о наличии у Российской Федерации в лице уполномоченного органа специального права "золотой акции" продолжала оставаться в реестре владельцев ценных бумаг АО "ИПФ" вплоть до 09.10.2019, когда АО "РТ-Регистратор" на основании обращения АО "ИПФ" письмом от 07.10.2019 N 48/1224 с предлагавшимся к нему письмом заместителя руководителя Росимущество от 11.03.2005 N ЮМ-12/5767 исключил из реестра владельцев ценных бумаг АО "ИПФ" запись о наличии у Российской Федерации в лице уполномоченного органа специального права "золотой акции".
В силу статьей 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ специальное право "золотой акции" наделяло государство рядом существенных прав. Правительство Российской Федерации, принявшее решение об использовании специального права ("золотой акции"), назначает представителей Российской Федерации, в Совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества. Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Представители Российской Федерации имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. Представители Российской Федерации имеют право на участие в общем собрании акционеров, а также имеют право вето при принятии общим собранием акционеров решения: о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции; о реорганизации открытого акционерного общества; о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; об изменении уставного капитала открытого акционерного общества; о заключении указанных в главах X и XI Федерального закона "Об акционерных обществах" крупных сделок и сделок открытого акционерного общества, в совершении которых имеется заинтересованность.
В статье 5 указанного закона также было установлено, что решения о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимают Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы муниципального самоуправления, принявшие решение об использовании специального права ("золотой акции"), и что специальное право ("золотая акция") действует до принятия решения о его прекращении и не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.
Учитывая совокупность изложенного, суд приходит к выводу о том, что с принятием Закона о приватизации N 123-ФЗ специальное право ("золотая акция") в отношении ответчика - АО "ИПФ" не могло быть конвертировано в его акции, а прекращено могло быть только по решению Правительства РФ.
Судом установлено, что в период действия указанного закона Правительством РФ не было принято решение о прекращении специального права ("золотая акция") в отношении ответчика - АО "ИПФ", следовательно, специальное право ("золотая акция") в отношении ответчика продолжало действовать.
Закон о приватизации N 178-ФЗ автоматически не прекращает ранее принятые решения об использовании специального права ("золотой акции").
Таким образом, после принятия указанного закона о приватизации и до настоящего времени Правительством РФ также не было принято решения о прекращении специального права ("золотой акции") в отношении ответчика, вследствие чего специальное право ("золотая акция") в отношении ответчика не прекращено в установленном законом порядке до настоящего времени.
Материалами дела подтверждается наличие за Российской Федерацией специального права ("золотая акция") в отношении ответчика зарегистрированного в реестре федерального имущества, согласно выписке из реестра федерального имущества от 18.11.2021 N 880/1.
При изложенных фактических обстоятельствах, возражения ответчика относительно принадлежащего Российской Федерацией специального права ("золотая акция") в его отношении, признаются судом противоречащими нормам права и вышеуказанным обстоятельствам дела.
Признавая несостоятельной ссылку ответчика на письмо заместителя руководителя Росимущества от 11.03.2005 N ЮМ-12/5767, суд исходит из того, что указанное письмо написано на бланке заместителя руководителя Росимущества, исходит не от Росимущества как федерального органа, а от должностного лица, нормативным правовым актом не является, содержащиеся в нем разъяснения от имени должностного лица относительно отсутствия оснований для использования "Золотой акции" противоречат пункту 3 статьи 31 закона о приватизации N 123-ФЗ, как это ранее, принимать решение о прекращении специального права ("золотая акция") данное должностное лицо не имело права, согласно статье 5 закона о приватизации N 178-ФЗ. Учитывая изложенное, суд полагает, что ответчик неправомерно отрицает и не признает принадлежащее Российской Федерацией специальное право ("золотая акция") в отношении ответчика, неправомерно исключил из устава акционерного общества запись об использовании Российской Федерацией специального права ("золотой акции") на участие в управлении акционерным обществом и неправомерно принял меры к проведению в реестре акционеров ответчика - АО "ИПФ" операции по отмене специального права "золотая акция" у зарегистрированного лица - Российской Федерации в лице Росимущества, чем нарушает и препятствует Российской Федерации реализовывать специальное право ("золотая акция") на участие в управлении ответчиком - АО "ИПФ", поскольку истец как уполномоченный орган осуществляет своё право на данный иск на основании пунктов 2 и 3 постановления Правительства РФ N 691 от 27.11.2004 и пункта 5.32 утвержденного данным постановлением Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленному требованию подлежит отклонению ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
По искам об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда публично-правовое образование в лице уполномоченных органов узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьей 200 ГК РФ).
В рассматриваемом случае о нарушении принадлежащего Российской Федерацией специального права ("золотая акция") в отношении ответчика - АО "ИПФ", выразившимся в непризнании этого специального права и исключении его по этой причине ответчиком из устава акционерного общества и из реестра акционеров, истец узнал из письма АО "РТ-Регистратор" от 09.10.2019 N РТ-463-2019/СВР-0028, иск предъявлен истцом в суд 06.12.2021, то есть до истечения трёх лет с момента нарушения права. Кроме того, в соответствии со статьями 208, 304 ГК РФ на данное исковое требование исковая давность не распространяется. В связи с указанным, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в соответствии со статьями 12, 304 ГК РФ.
Поскольку суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы перешел на рассмотрение дела по правилам первой инстанции, то принятый судебный акт подлежит отмене, исковые требования - удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.12.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-33641/2021 отменить.
Признать за Российской Федерацией в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом специальное право ("золотую акцию") в отношении акционерного общества "Институт прикладной физики".
Взыскать с акционерного общества "Институт прикладной физики" в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
В.М. Сухотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-33641/2021
Истец: Федеральное Агентство по Управлению Государственным Имуществом
Ответчик: АО "ИНСТИТУТ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИКИ"
Третье лицо: "РТ-Регистратор", АО НПО Курганприбор, АО Фонд промышленных инвестиций, Береснев Андрей Иванович, Колосовников Федор Александрович, Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом