г. Саратов |
|
26 октября 2023 г. |
Дело N А12-11942/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 23.10.2023 года.
Полный текст постановления изготовлен - 26.10.2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Волгоградской области апелляционные жалобы Государственного автономного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 7", Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 августа 2023 года по делу NА12-11942/2023 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-ТРАНС" (400057, г. Волгоград, ул. Промысловая, д. 15, ОГРН: 1103461002897, ИНН: 3447029510)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, д. 12, ОГРН: 1023403460596, ИНН: 3444051210)
третьи лица: Государственное автономное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 7" (400064, г. Волгоград, ул. им. Маршала Еременко, д. 72, ОГРН: 1023402632758, ИНН: 3442003331), Общество с ограниченной ответственностью "Медэкопром" (400057, г. Волгоград, ул. Промысловая, д. 21, ОГРН: 1123461001289, ИНН: 3447032199), Прокуратура Волгоградской области (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 124, ОГРН: 1033400323560, ИНН: 3444048120),
о признании решения незаконным,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Огородова Л.В., представитель по доверенности от 09.01.2023 года N 01-03-33-22 (срок доверенности до 31.12.2023 года), имеет высшее юридическое образование;
Дьякова А.С., представитель по доверенности от 09.01.2023 года N 01-03-33-27 (срок доверенности до 31.12.2023 года), имеет высшее юридическое образование;
от Общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-ТРАНС" - Кузнецов О.В., представитель по доверенности от 13.01.2023 года (срок доверенности 3 года).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-Транс" (далее - ООО "ЭКО-Транс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, Управление, антимонопольный орган) в котором, с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит признать незаконным решение УФАС по Волгоградской области от 24.03.2023 N 034/10/18.1-241/2023, как несоответствующим Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "О защите конкуренции"; в рамках восстановления нарушенного права просит обязать УФАС Волгоградской области повторно рассмотреть жалобу ООО "ЭКО-Транс" на действия ГУВЗ "СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N 7" при проведении конкурсного запроса котировок N 32312148222 и вынести соответствующие предписание.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07 августа 2023 года заявленные требования ООО "ЭКО-Транс" удовлетворены в полном объеме.
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 7" (далее - ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника N 7") не согласившись с вынесенным судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в котором просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 августа 2023 года и принять по делу новый судебный акт об отказе ООО "ЭКО-Транс" в удовлетворении заявленных требований.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области также не согласилось с вынесенным судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в котором просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 августа 2023 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе ООО "ЭКО-Транс" в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 21.09.2023, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭКО-Транс" обратилось в УФАС по
Волгоградской области с жалобой на действия заказчика при проведении конкурсного запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса "Б" N 32312148222. В результате включения в документацию запроса котировок функционально несвязанных между собой услуг, с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, было ограничено количество участников запроса котировок и Общество не смогло принять в них участие.
Решением УФАС Волгоградской области от 24.03.2023 г. N 034/10/18.1-241/2023 жалоба ООО "ЭКО-Транс" по доводу о неправомерном включении заказчиком в документацию о конкурсном запросе котировок в электронной форме требования о предоставлении специализированного холодильного оборудования, емкостей и пакетов для хранения отходов признана необоснованной.
Считая такое решение УФАС по Волгоградской области в указанной части несоответствующим законодательству и нарушающими его права и законные интересы, ООО "ЭКО-Транс"" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что в аукционной документации заказчиком необоснованно в нарушение требований статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" в один лот объединены услуги, исполнение которых в части возложено на медицинское учреждение (сбор и временное хранение медицинских отходов), а в части - на специализированную организацию (транспортировка и обезвреживание), а также поставка товаров, не связанных с оказанием услуг по транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов. Заказчиком при формировании требований закупки допущены нарушения в описании объекта закупки, данные нарушения влекут ограничение конкуренции. Так, предмет закупки сформулирован так, что специализированная транспортная организация должна осуществить поставку товаров, необходимых медицинскому учреждению для осуществления им деятельности по сбору и временному хранению медицинских отходов. Указанными требованиями ограничен круг специализированных организаций, осуществляющих обращение с отходами и не осуществляющих деятельность по поставке товаров.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) данный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также их дочерними хозяйственными обществами.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Часть 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Часть 3.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ устанавливает, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
В силу пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе следующим правилом: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом: в описание предмета закупки не должны
включаться требования к товарам, информации, работам, услугам которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям
исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на
участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о
закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам,
работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям договора.
Согласно положениям части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничивать конкуренцию между участниками путем включения в состав лотов товаров работ, услуг технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, которые являются предметом торгов.
Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Последний наделен правом самостоятельно формировать лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание.
Для того, чтобы обеспечить конкуренцию и предотвратить злоупотребление со стороны заказчиков в виде составления лотов под определенного заказчика установлено требование о формировании лотов исключительно технологически и функционально взаимосвязанным с предметом закупки - товарами, работами и услугами.
Данный критерий является объективным и обеспечивающим баланс между желаниями и удобством заказчика и возможностями участников рынка предложить ту или иную продукцию. Указав на необходимость определения связанности товаров, работ и услуг в лоте, законодатель преследовал цель исключить формирование лота посредством включения в него выполнение работ, услуг и поставки товаров, не связанных с выполнением включенных в лот работ, услуг.
Когда в лоте объединены товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели, т.е. между товарами и услугой существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата. Если соответствие этим критериям не установлено, товары и услуги признаются автономными, технологически и функционально не связанными между собой. При отсутствии общей цели следует признать незаконным объединение в один лот услуг, требующих разных лицензий, включение в лот товаров, не связанных с услугой.
Из материалов дела следует, что 27.02.2023 Государственным автономным учреждением здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 7" публично объявлено о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса "Б" (номер извещения N 32312148222) с начальной (максимальной) ценой контракта 679 833,33 рублей для нужд Государственного автономного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 7" посредством размещения извещения о проведении указанного аукциона в электронной форме на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
В разделе 2 Технического задания являющегося Приложением N 2 к извещению о проведении запроса котировок, указано, что в состав услуг объекта закупки входит:
- сбор и транспортирование медицинских отходов класса "Б" и класса "В".
- обезвреживание медицинских отходов класса "Б" и класса "В".
- предоставление Заказчику специализированного сертифицированного морозильного оборудования для временного хранения медицинских отходов (Таблица N 1).
- дезинфекция специализированного сертифицированного морозильного оборудования для временного хранения медицинских отходов после каждого забора медицинских отходов.
- техническое обслуживание специализированного сертифицированного морозильного оборудования для временного хранения медицинских отходов (диагностирование, ремонт с заменой неисправных частей, вплоть до полной замены морозильного оборудования).
- обеспечение сертифицированными многоразовыми емкостями необходимого размера для накопления медицинских отходов класса "Б" (Таблица N 1).
- предоставление сертифицированного расходного материала необходимого размера для накопления и транспортирования медицинских отходов класса "Б" (Таблица N 2).
Из извещения о проведении запроса котировок следует, что предмет закупки определен как услуги по обращению с медицинскими отходами класса "Б".
При этом, в один лот объединены услуги по сбору и транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" и класса "В", а также предоставление и техническое обслуживание специализированного сертифицированного морозильного оборудования, поставка товаров, необходимых для сбора и хранения медицинских отходов, обеспечение сертифицированными многоразовыми емкостями, предоставление сертифицированного расходного материала.
Судебная коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что объединение в одном лоте услуг по сбору, хранению, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов, а также поставка товаров, необходимых для сбора и хранения медицинских отходов, является неправомерным.
Как следует из материалов дела, формирование заказчиком лота направлено на исполнение обязанности по оказанию услуг по обращению с медицинскими отходами класса "Б".
Статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022, с изм. От 30.05.2023) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок осуществления обращения с медицинскими отходами регулируется
СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3.
Разделом Х СанПиН 2.1.3684-21 установлены требования к организации системы обращения с медицинскими отходами.
Согласно п.п. 163, 164, 165, 166, 175 СанПиН 2.1.3684-21. Система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы: сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность; перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы; обеззараживание (обезвреживание) отходов; транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, утверждается схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями Санитарных правил, в которой определены ответственные за обращение с медицинскими отходами работники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации (далее - Схема).
Сбор, хранение, перемещение отходов на территории организации, обеззараживание (обезвреживание) и вывоз отходов следует выполнять в соответствии с утвержденной Схемой.
К работам по обращению с медицинскими отходами не допускается привлечение лиц, не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами.
Медицинские отходы класса Б должны собираться работниками организации в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или в упаковку, имеющие желтую маркировку, в зависимости от морфологического состава отходов.
Таким образом, в соответствии СанПиН 2.1.3684-21 сбор и последующее хранение медицинских отходов осуществляет медицинская организация - Государственное автономное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 7" включение в лот услуги по сбору медицинских отходов необоснованно и противоречит санитарным правилам.
Принимая во внимание, что предоставление холодильного оборудования, емкостей и пакетов необходимо для сбора отходов и связано с непосредственной деятельностью медицинского учреждения оно не может быть функционально связано с оказанием услуг по транспортировке медицинских отходов и их последующему обезвреживанию.
При рассмотрение дела судом первой инстанции правомерно принята во внимание правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации изложенная в определении от 09.03.2021 N 303-ЭС21-1286 по делу N А51-1994/2020, о том, что требования статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда о том, что в аукционной документации заказчиком необоснованно в нарушение требований статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" в один лот объединены услуги, исполнение которых в части возложено на медицинское учреждение (сбор и временное хранение медицинских отходов), а в части - на специализированную организацию (транспортировка и обезвреживание), а также поставка товаров, не связанных с оказанием услуг по транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов. Заказчиком при формировании требований закупки допущены нарушения в описании объекта закупки, данные нарушения влекут ограничение конкуренции. Предмет закупки сформулирован так, что специализированная транспортная организация должна осуществить поставку товаров, необходимых медицинскому учреждению для осуществления им деятельности по сбору и временному хранению медицинских отходов. Указанными требованиями ограничен круг специализированных организаций, осуществляющих обращение с отходами и не осуществляющих деятельность по поставке товаров.
Доводы заявителя апелляционной жалобы (ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника N 7") о том, что предмет закупки не влечет ограничений и учреждению наиболее удобно и целесообразно получать данную услугу от одного исполнителя, подлежит отклонению судебной коллегией, поскольку объединение в одном лоте перечисленных выше услуг и товаров может быть оправданно только в том случае, если будет доказано, что объект закупки является единой услугой, все стадии которой неразрывно связаны между собой и могут быть выполнены одним лицом.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах антимонопольного органа и ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника N 7", по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу, суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта. Апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 августа 2023 года по делу N А12-11942/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-11942/2023
Истец: ООО "ЭКО-ТРАНС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГАУЗ Стоматологическая поликлиника N7 ", ООО "МЕДЭКОПРОМ", ПРОКУРАТУРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Арбитражный суд Волгоградской области, ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД