город Омск |
|
26 октября 2023 г. |
Дело N А75-1219/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Горбуновой Е.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мироновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-9459/2023, 08АП-9947/2023) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Илир" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.08.2023 по делу N А75-1219/2023 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский государственный университет" (ОГРН 1028600609180, ИНН 8602200001, адрес: 628412, город Сургут, проспект Ленина, 1) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Илир" (ОГРН 1152468050680, ИНН 2461029990, адрес: 660006, город Красноярск, улица Свердловская, дом 141, помещение 182), общество с ограниченной ответственностью частной охранной организации "Центурион+" (адрес: 299014, город Севастополь, проспект Античный, дом 64), о признании недействительным решения от 28.10.2022 по делу N 086/06/33-1496/2022,
при участии в судебном заседании представителя бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский государственный университет" - Девятковой Анастасии Олеговна (по доверенности от 09.01.2023 N 01-03/09 сроком действия 31.12.2023);
УСТАНОВИЛ:
бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский государственный университет" (далее - заявитель, учреждение, университет) обратилось в арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным решения от 28.10.2022 по делу N 086/06/33-1496/2022.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Илир" (далее - ООО "ЧОО "Илир"), общество с ограниченной ответственностью частную охранную организацию "Центурион+" (далее - ООО ЧОО "Центурион+").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.08.2023 по делу N А75-1219/2023 требования заявителя удовлетворены. Признано недействительным решение от 28.10.2022 по делу N 086/06/33-1496/2022. Взысканы с Управления в пользу учреждения судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с решением суда, антимонопольный орган и ООО "ЧОО "Илир" обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
В своей апелляционной жалобе антимонопольный орган указывает на то, что заказчиком нарушены положения части 11 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), выразившееся в том, что университетом внесены произвольные изменения в условия типового контракта, утвержденные Приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг" (далее - Приказ N 149). Управление настаивает на том, что применение типовой формы контракта является обязательным.
В своей апелляционной жалобе ООО "ЧОО "Илир" утверждает о том, что требования заказчика о разработке охранным предприятием не за 5 дней, а за 3 дня до начала оказания услуг должностной инструкции являются неисполнимыми, ограничивают конкуренцию, противоречат положениям типового контракта, утвержденного Приказом N 149. ООО "ЧОО "Илир" ссылается на то, что обязательства по проведению подготовительных мероприятий для начала оказания охранных услуг возникают с момента заключения контракта, а не с момента подведения итогов закупки.
От учреждения поступил отзыв на жалобы, согласно которому заявитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
ООО "ЧОО "Илир", ООО ЧОО "Центурион+", антимонопольный орган, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили. На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель учреждения оспаривал доводы апелляционных жалоб по мотивам, изложенным в отзыве, просил оставить решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв, выслушав представителя учреждения, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 12.10.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было опубликовано извещение N 0387200022322000212 на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе. Заказчиком выступало учреждение.
Пунктом 2.1.6 проекта контракта было предусмотрено, что исполнитель обязан разработать и утвердить по согласованию с заказчиком для работников, указанных в списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте не позднее чем за 3 дня до начала оказания охранных услуг.
Ссылаясь на то, что заказчиком нарушены требованиями типового контракта на оказание охранных услуг, утвержденные Приказом N 149, так как последним предусмотрено 5 дней на разработку и утверждение по согласованию с заказчиком должностной инструкции, а не 3 дня, ООО ЧОО "Илир" обратилось с жалобой от 19.10.2022 N 10808/22 в Управление на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) (извещение N 0387200022322000212).
По результатам рассмотрения жалобы Управлением вынесено решение от 28.10.2022 N 086/06/33-1496/2022, которым жалоба признана обоснованной. Действия заказчика признаны нарушающими положения части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
02.08.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано антимонопольным органом и ООО ЧОО "Илир" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируется Законом N 44-ФЗ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами являются: 1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме; 2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме; 3) запрос котировок в электронной форме.
Победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (часть 9 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок, в том числе, в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей. Правительство Российской Федерации вправе принять решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
По общему правилу в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к товарам, работам, услугам с учетом специфики деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении закупки конкурентной среды. Заказчик вправе включить в документацию такие характеристики и требования к объекту закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149 утверждена форма Типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг.
Согласно пункту 2.1.6 типового контракта исполнитель обязан разработать и утвердить по согласованию с заказчиком для работников, указанных в списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте не позднее, чем за 5 дней до начала оказания охранных услуг.
Как следует из материалов настоящего дела, в настоящем случае заказчиком проводился электронный запрос котировок с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 1 части 10 статьи 24 Закона N 44-ФЗ (начальная (максимальная) цена контракта составила 598 318 руб. 29 коп.).
Пунктом 2.1.6 проекта контракта, размещенного заказчиком, было предусмотрено, что исполнитель обязан разработать и утвердить по согласованию с заказчиком для работников, указанных в списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте не позднее чем за 3 дня до начала оказания охранных услуг.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что заказчиком нарушены положения части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, так как положения типового контракта на оказание охранных услуг, утвержденные Приказом N 149, предусматривают 5 дней на разработку и утверждение по согласованию с заказчиком должностной инструкции.
Суд первой инстанции позицию антимонопольного органа не поддержал, признал решение недействительным, исходя из того, что требования заказчика были обусловлены потребностями заказчика и вызваны необходимостью соблюдения требований к антитеррористической защищенности объектов, подлежащих охране (объекты университета с массовым посещением).
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, исходя из следующего.
Как следует из пояснений учреждения, не опровергнутого иными участниками процесса, ранее университетом был заключен контракт от 27.04.2022 N 03872000223220000200001 с ООО ЧОО "Илир", который был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке 01.08.2022 в связи с неисполнением исполнителем обязательств по контракту.
В связи с тем, что обеспечение безопасности находящихся в образовательной организации людей, охрана зданий университета должна осуществляться непрерывно, заказчиком был размещен ряд запросов котировок в электронной форме для обеспечения непрерывности охранных услуг на объектах университета до момента заключения основного контракта со сроком оказания услуг с 01.11.2022 по 01.07.2023.
Из пояснений учреждения следует, что при размещении закупок было выявлено, что 30 и 31 октября 2022 года не вошли в состав ни одной из размещенных закупок, поэтому было принято решение разместить запрос котировок на два дня. Изменение в план-график было внесено 10.10.2022, извещение размещено 12.10.2022.
Срок подачи заявок на участие в запросе котировок был установлен до 19.10.2022 включительно, рассмотрение заявок и подведение итогов - 20.10.2022, заключение контракта 25.10.2022.
Сроки оказания услуг по контакту (пункт 1.2) - 30 и 31 октября 2022 года.
Таким образом, сокращение срока на разработку и утверждение должностной инструкции было обусловленного объективными факторами и не может быть расценено как произвольное изменение сроков заказчиком.
Утверждения ООО ЧОО "Илир" о том, что требования заказчика о разработке охранным предприятием не за 5 дней, а за 3 дня до начала оказания услуг должностной инструкции являются неисполнимыми, ограничивают конкуренцию, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку, во-первых, указанное требование применяется в равной степени ко всем участникам, в силу чего ограничения конкуренции не влечет, во-вторых, именно расторжение контракт от 27.04.2022 N 03872000223220000200001 с ООО ЧОО "Илир" повлекло необходимость проведения запроса котировок, следовательно, именно у ООО ЧОО "Илир" уже должна была быть разработанная и утверждённая заказчиком должностная инструкция. Следовательно, указанное ООО ЧОО "Илир" нарушение в документации не могло повлечь нарушения его прав и интересов.
Напротив, с учетом указанных обстоятельств, ООО ЧОО "Илир" находилось в приоритетном положении по сравнению с иными потенциальными участниками запроса котировок.
Более того, в настоящий момент на основании решения антимонопольного органа от 13.01.2023 N 089/06/104-3/2023 ООО ЧОО "Илир" находится в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в силу чего не может претендовать на заключение спорного контракта и оказание охранных услуг для университета.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недействительности решения антимонопольного органа.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Распределения судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины в порядке статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управления не осуществляется, в силу освобождения Управления от уплаты таковой.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрения апелляционной жалобы ООО ЧОО "Илир" относятся на данное общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Илир" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.08.2023 по делу N А75-1219/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Е.А. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1219/2023
Истец: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Третье лицо: ООО ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЦЕНТУРИОН+", ООО ЧОО ИЛИР