г. Москва |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А41-23784/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатовой Е.А.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алешкевич В.М.,
при участии в заседании:
от администрации Одинцовского городского округа Московской области - Чадаев С.Е. по доверенности от 10.05.2023, паспорт, диплом,
от АО "Управление жилищного хозяйства" - Барбулев И.А. по доверенности от 16.08.2023, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Одинцовского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31.07.2023 по делу N А41-23784/23,
УСТАНОВИЛ:
АО "Управление жилищного хозяйства" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации Одинцовского городского округа Московской области (далее - администрация, ответчик) о взыскании 2 908 517, 20 руб. задолженности по оплате услуг ЖКХ, содержанию общего имущества многоквартирного дома, оказанных в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, неустойки, начисленной за период по 31.07.2023 в размере 181 223 руб., пени по дату погашения долга.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.07.2023 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Представитель администрации поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель АО "Управление жилищного хозяйства" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации.
Как следует из материалов дела, в собственности Одинцовского городского округа Московской области находятся нежилые помещения с кадастровыми номерами 50:20:0030102:1177, 50:20:0030102:1095, 50:20:0030102:1311 общей площадью 663, 5 кв. м.
Указанные помещения расположены в МКД, управляющей компанией которого является истец.
Истцом в обоснование иска указано, что ответчик не исполнил обязанность по оплате услуг ЖКХ, содержанию общего имущества многоквартирного дома, оказанных в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, задолженность составила в размере 2 908 517, 20 руб.
Поскольку претензионный порядок не привел к положительному результату, истец обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения искового заявления в связи со следующим.
Согласно ст.ст. 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры).
Согласно ст. 210 ГК РФ, ст. ст. 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
При этом, моментом возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг и расходов на содержание общего имущества является не момент государственной регистрации права собственности, а дата приемки имущества по Акту приема-передачи, с учетом того, что обязанность по оплате коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих помещение как на праве собственности, так и на иных законных основаниях.
Определением Конституционного суда РФ от 18.07.2006 N 373-О установлено, что обязанность по оплате коммунальных услуг возникает у их пользователя с даты приемки объекта строительства в эксплуатацию.
При этом отсутствие заключенного договора не освобождает ответчика от обязанности оплаты предоставленных услуг (данная позиция подтверждается в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 805-О-О).
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ответчик владеет помещениями на законном основании, поскольку помещения переданы во исполнение инвестиционного договора, следовательно ответчик наравне с другими владельцами помещений в многоквартирном жилом доме является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом (как непосредственно, так и с привлечением третьих лиц) в процессе технического обслуживания дома, в связи с чем он обязан участвовать в содержании общего имущества вне зависимости от регистрации права собственности на переданное имущество, а также долю в праве общей долевой собственности.
В соответствии с ч. ч. 1, 14 ст. 155 ЖК РФ плата за помещение и коммунальные услуги подлежит внесению ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В адрес собственника истцом были направлены письма и претензии об оплате услуг, однако оплата не была произведена.
Истец как управляющая компания выполнял свои обязательства по предоставлению коммунальных услуг, ремонту и содержанию МКД, претензий по качеству от ответчика не поступало.
По расчету истца задолженность ответчика составила 2 908 517, 20 руб. за период 01.01.2020 по 31.12.2020.
Ответчиком доказательств оплаты не представлено, доказательств передачи имущества третьим лицам не представлено.
Ответчиком в суде первой инстанции заявлено о пропуске срока исковой давности.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу п. 1 ст. 196 названного Кодекса общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В случае соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора ранее указанного срока течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения такого порядка. Например, течение срока исковой давности будет приостановлено с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении.
После соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора течение срока исковой давности продолжается (п. 4 ст. 202 ГК РФ). Правило об увеличении срока исковой давности до шести месяцев в этом случае не применяется.
При этом из системного толкования п. 3 ст. 202 ГК РФ и п. 5 ст. 4 АПК РФ следует диспозитивное правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), непоступление ответа на претензию в течение 30 дней приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день. Если ответ на претензию не поступил и иное не оговорено в договоре, исковая давность приостанавливается на 30 дней.
Как верно установлено судом первой инстанции, с настоящим иском, истец обратился 09.03.2023 согласно отметке почтовой службы на конверте.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с Федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Таким образом, с учетом соблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора, требования о взыскании задолженности за период с января 2020 года заявлены в пределах срока исковой давности.
Также истцом заявлено о взыскании неустойки за заявленный период с продолжением начисления неустойки до фактической оплаты задолженности.
Частью 14 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Между тем, в ч. 2 ст. 155 названного Кодекса предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Таким образом, законодатель предусмотрел обязанность управляющего многоквартирным домом лица не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания собственников, предоставить собственнику (нанимателю) платежные документы на плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Способ предоставления платежных документов должен быть согласован управляющей компанией с собственниками помещений многоквартирного дома, например, установлен решением общего собрания, в договоре управления и т.п.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" также обратил внимание судов на то, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (п. 9 ст. 2, ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).
На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде (пункт 31).
В платежном документе должны быть указаны, в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги и размер оплаты по каждой услуге, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.
Вместе с тем, толкование указанных положений закона судами в том понимании, что потребитель обязан самостоятельно принимать меры к получению от истца таких платежных документов, даже если они не направлены ему, не размещены в системе, не переданы иным предусмотренным в договоре способом и связывание с такой обязанностью неблагоприятных последствий для самого потребителя, противоречит буквальному содержанию закона. Предоставление потребителю платежного документа ежемесячно не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, является законной обязанностью управляющей компании (ТСЖ).
Обязанность управляющей организации по выставлению платежных документов является первичной по отношению к встречной обязанности собственника по сроку оплаты услуг.
Своевременное выставление платежных документов, которые не оплачены собственником в установленный срок, влияет на возможность начисления санкций за несвоевременную оплату и период таких начислений.
Такие документы должны быть любым предусмотренным законом или договором способом предоставлены потребителю именно исполнителем услуг (либо его агентом), а потребитель обязан их принять (получить) в той форме, таким способом, что предусматривает закон или договор.
Между тем, судом первой инстанции правомерно установлено, что истцом в материалы дела не представлены доказательства направления ответчику платежных документов. К претензии об оплате не приложен детальный расчет задолженности и неустойки.
При данных обстоятельствах, неустойка подлежит начислению только с момента принятия настоящего решения.
Как верно установлено судом первой инстанции, АО "Управление жилищного хозяйства" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 474 от 30.04.2015.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются, в частности, в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственникам помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказаться в предоставлении таких коммунальных услуг, за исключением случаев, указанных в подпунктах "г-ж" п. 17 настоящих Правил N 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг действует до даты прекращения предоставления коммунальных услуг соответствующим исполнителем.
При наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвуют данная управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг, и ресурсоснабжающая организация, как поставщик.
Согласно п. 13. Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержание общего имущества в многоквартирном доме", вступившие в силу 01.01.2017, внесены изменения в Правила N 354.
На основании абз. 3 п. 6 Правил N 354 поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Абз. 4 п. 6 Правил N 354 устанавливает, что для перехода на прямые договоры, заключаемые между собственником нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией, управляющая организация должна предоставить ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Однако Правила N 354 не устанавливают сроки для совершения указанных действий. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления (ч. 2 ст.155 ЖК РФ).
Правилами N 354 и какими-либо другими нормами действующего законодательства не предусмотрено автоматическое прекращение договоров управления, заключенных собственниками нежилых помещений с управляющими организациями. Таким образом, до передачи управляющей компанией сведений о собственниках нежилых помещений в ресурсоснабжающую организацию и письменном уведомлении собственников нежилых помещений о необходимости заключить прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, договор управления многоквартирным домом, заключенный между управляющей организацией и собственником нежилого помещения сохраняет свое действие.
Данная позиция нашла свое подтверждение в Определении Верховного суда Российской Федерации от 16.08.2019 N 307-ЭС19-15676.
Ответчиком также не представлено доказательств наличия прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также доказательств выставления ресурсоснабжающими организациями в адрес ответчика счетов на оплату коммунальных ресурсов и подтверждение оплат коммунальных ресурсов.
Учитывая изложенное, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что АО "Управление жилищного хозяйства" не правомочно на взыскание платы за коммунальные ресурсы, являются несостоятельными.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг лежит на администрации Одинцовского городского округа Московской области, подлежат отклонению.
Так, нежилые помещения N 027, 030, 031 с кадастровыми номерами: 50:20:0030102:11-77, 50:20:0030102:1095, 50:20:0030102:1311 общей площадью 663,50 кв.м, расположенные по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Северная, д. 36, были переданы от застройщика (ООО "Рантект-МФД", ОГРН: 1025004070090) администрации Одинцовского муниципального района Московской области, что подтверждается актом приема-передачи от 14.06.2016.
Согласно технического паспорта на многоквартирный дом указанные помещения входят в состав нежилых помещений, следовательно, указанные помещения не входят в состав общедомового имущества многоквартирного дома.
Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28.06.2019 N 5/5 администрация Одинцовского городского округа Московской области является правопреемником администрации Одинцовского муниципального района Московской области. Все имущество администрации Одинцовского муниципального района Московской области является собственностью администрация Одинцовского городского округа Московской области, в том числе переходят все имущественные обязательства, права и обязанности.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Таким образом, бремя содержания нежилых помещений лежит на собственнике.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что согласно сведениям ЕГРН, помещения N 30, 31 являются подвальными, а помещение N 27 - цокольным и указанные помещения отсутствуют в реестре муниципального имущества Одинцовского городского округа.
Следовательно, по мнению заявителя апелляционной жалобы, администрация Одинцовского городского округа, не является правообладателем данных помещении.
Данные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Так, согласно Акта приема-передачи от 14.06.2016, указанные помещения были переданы администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
Доводы администрации Одинцовского муниципального района Московской области о том, что такие помещения по неизвестной причине никогда ранее не состояли в реестре муниципальной собственности не влияют на обязанность администрации как собственника по оплате коммунальных платежей.
Апелляционный суд так же отмечает, что между Истцом и Ответчиком уже имелся спор о взыскании платы за жилищно-коммунальные услуги при схожих обстоятельствах за иной период, рассмотренный в рамках N А41-79250/2019.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.07.2023 по делу N А41-23784/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Бархатова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-23784/2023
Истец: АО "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА", Солоха Ирина Георгиевна
Ответчик: Администрация Одинцовского г. о. МО, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области
Третье лицо: ООО "РАНТЕКТ-МФД"