г.Москва |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А40-136233/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.,
судей Левченко Н.И., Мезриной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Гермеслэнд"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.07.2023 по делу N А40-136233/22
по иску Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814, ОГРН 1025005245055)
к ООО "Гермеслэнд" (ИНН 7743168535, ОГРН 1167746767220)
о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гермеслэнд" о взыскании 1 146 373 руб. 76 коп. долга.
Решением суда от 14.07.2023 по делу N А40-136233/22 иск удовлетворен.
На указанное решение ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на незаконность и необоснованность обжалуемого решения.
Представители сторон в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчик являлся собственником 9 (девяти) земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/о Габовское.
На основании заявлений Ответчика, направленных в Росреестр, у этих земельных участков был изменен вид разрешенного использования с "Для малоэтажного жилищного строительства" на "Для индивидуального жилищного строительства".
В соответствии с уведомлением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 18.04.2018 N исх01-45/1424 об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0110203:951, находящегося в собственности ООО "ГермесЛэнд", с ВРИ "Для малоэтажного жилищного строительства" на ВРИ "Для индивидуального жилищного строительства".
Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от 09.07.2019 N 15ИСХ-17125 на сумму 124 010 руб. 82 коп. в адрес ООО "ГермесЛэнд".
Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России уведомление было получено ООО "ГермесЛэнд" 01.08.2019.
В связи с не поступлением в бюджет Московской области платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ООО "ГермесЛэнд" претензию от 27.04.2022 N 15ИСХ-11454 на сумму 124 010 руб. 82 коп.
В соответствии с уведомлением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 18.04.2018 N исх01-45/1424 об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0110203:952, находящегося в собственности ООО "ГермесЛэнд", с ВРИ "Для малоэтажного жилищного строительства" на ВРИ "Для индивидуального жилищного строительства".
Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от 09.07.2019 N 15ИСХ-17141 на сумму 140 983 руб. 94 коп. в адрес ООО "ГермесЛэнд".
Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление было получено ООО "ГермесЛэнд" 01.08.2019.
В связи с непоступлением в бюджет Московской области платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ООО "ГермесЛэнд" претензию от 27.04.2022 N 15ИСХ-11447 на сумму 140 983 руб. 94 коп.
В соответствии с уведомлением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 18.04.2018 об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка, изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0110203:953, находящегося в собственности ООО "ГермесЛэнд", с ВРИ "Для малоэтажного жилищного строительства" на ВРИ "Для индивидуального жилищного строительства".
Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от 09.07.2019 N 15ИСХ-17140 на сумму 124 469 руб. 55 коп. в адрес ООО "ГермесЛэнд".
Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление было получено ООО "ГермесЛэнд" 01.08.2019.
В связи с не поступлением в бюджет Московской области платы за изменение ВРИ земельного участка Минмособлимущество направило в адрес ООО "ГермесЛэнд" претензию от 27.04.2022 N 15ИСХ-11451 на сумму 124 469 руб. 55 коп.
В соответствии с уведомлением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 18.04.2018 об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0110203:954, находящегося в собственности ООО "ГермесЛэнд", с ВРИ "Для малоэтажного жилищного строительства" на ВРИ "Для индивидуального жилищного строительства". Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от 09.07.2019 N 15ИСХ-17139 на сумму 124 469 руб. 55 коп., в адрес ООО "ГермесЛэнд".
Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление было получено ООО "ГермесЛэнд" 01.08.2019.
В связи с не поступлением в бюджет Московской области платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ООО "ГермесЛэнд" претензию от 27.04.2022 N 15ИСХ-11448 на сумму 124 469 руб. 55 коп.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 18.04.2018 N исх01-45/1424 об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0110203:957, находящегося в собственности ООО "ГермесЛэнд", с ВРИ "для малоэтажного жилищного строительства" на ВРИ "для индивидуального жилищного строительства".
Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от 09.07.2019 N 15ИСХ-17136 на сумму 124 469 руб. 55 коп. в адрес ООО "ГермесЛэнд".
Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление было получено ООО "ГермесЛэнд" 01.08.2019.
В связи с непоступлением в бюджет Московской области платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ООО "ГермесЛэнд" претензию от 27.04.2022 N 15ИСХ-11453 на сумму 124 469 руб. 55 коп.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 18.04.2018 об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0110203:958, находящегося в собственности ООО "ГермесЛэнд", с ВРИ "для малоэтажного жилищного строительства" на ВРИ "для индивидуального жилищного строительства". Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от 09.07.2019 N 15ИСХ-124 469,55 на общую сумму 124 469 руб. 55 коп., в адрес ООО "ГермесЛэнд".
Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление было получено ООО "ГермесЛэнд" 01.08.2019.
В связи с не поступлением в бюджет Московской области платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ООО "ГермесЛэнд" претензию от 27.04.2022 N 15ИСХ-11455 на сумму 124 469 руб. 55 коп.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 18.04.2018 N исх01-45/1424 об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0110203:972, находящегося в собственности ООО "ГермесЛэнд", с ВРИ "для малоэтажного жилищного строительства" на ВРИ "для индивидуального жилищного строительства".
Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от 09.07.2019 N 15ИСХ-17131 на сумму 127 833 руб. 60 коп., в адрес ООО "ГермесЛэнд".
Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление было получено ООО "ГермесЛэнд" 01.08.2019. В связи с не поступлением в бюджет Московской области платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ООО "ГермесЛэнд" претензию от 27.04.2022 N 15ИСХ-11457 на сумму 127 833 руб. 60 коп.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 18.04.2018 N исх01-45/1424 об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0110203:973, находящегося в собственности ООО "ГермесЛэнд", с ВРИ "для малоэтажного жилищного строительства" на ВРИ "для индивидуального жилищного строительства".
Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от 09.07.2019 N 15ИСХ-17130 на сумму 127 833 руб. 60 коп., в адрес ООО "ГермесЛэнд".
Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление было получено ООО "ГермесЛэнд" 01.08.2019.
В связи с непоступлением в бюджет Московской области платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ООО "ГермесЛэнд" претензию от 27.04.2022 N 15ИСХ-11456 на сумму 127 833 руб. 60 коп.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 18.04.2018 N исх01-45/1424 об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0110203:974, находящегося в собственности ООО "ГермесЛэнд", с ВРИ "для малоэтажного жилищного строительства" на ВРИ "для индивидуального жилищного строительства".
Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от 09.07.2019 N 15ИСХ-17129 на сумму 127 833 руб. 60 коп. в адрес ООО "ГермесЛэнд".
Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление было получено ООО "ГермесЛэнд" 01.08.2019.
В связи с не поступлением в бюджет Московской области платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ООО "ГермесЛэнд" претензию от 26.04.2022 N 15ИСХ-11291 на сумму 127 833 руб. 60 коп.
В соответствии с ч.15 ст.5.1 Закона N 23/96-03 собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма.
В соответствии с ч.16 ст.5.1 Закона N 23/96-03 собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.
Учитывая, что уведомления и претензии направлены по юридическому адресу ООО "ГермесЛэнд" претензионный порядок разрешения вопроса соблюден.
До настоящего времени плата за изменение ВРИ земельных участков в бюджет Московской области не поступила.
При невнесении платы за изменение ВРИ земельного участка в срок, установленный ч.16 ст.5.1. Закона N 23/96-03, Минмособлимущество обеспечивает защиту бюджетных интересов Московской области в судебном порядке (ч.10 ст.5.1 Закона Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области").
Указанные обстоятельства послужило основанием для обращения в суд.
В соответствии с ч.19 ст.5.1 Закона N 23/96-03 плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную, многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)), ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства (до 01.01.2019), ведение садоводства.
Плата взимается при изменении ВРИ на основании:
1) Решения Правительства Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его ВРИ (ч.1. ст.5.1 Закона N 23/96-03);
2) Решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч.3. ст.5.1 Закона N 23/96-03);
3) Разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом (ч.5 ст.5.1 Закона N 23/96-03);
4) Правил землепользования и застройки (ч.ч.9, 12 ст. 5.1 Закона N 23/96-03).
В соответствии с ч.10 ст.5.1 Закона N 23/96-03 в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.
Пунктами 13.36.1 и 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утв. постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, установлено, что органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Минмособлимущество.
На основании ч.4 ст.5.1 Закона N 23/96-03 решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования отменяется органом местного самоуправления муниципального образования Московской области в случае невнесения собственником земельного участка в полном объеме платы за изменение вид разрешенного использования земельного участка в срок.
При этом вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления.
В соответствии с п.7 ст.1 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
За пользование земельными участками, находящимися в аренде, взимается арендная плата.
В соответствии со ст.606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ст.614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом.
В силу ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пп.14.4 п.14 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 29.10.2007 N 842/27, Минмособлимущество наделено полномочиями представлять и защищать интересы Московской области в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, в исполнительном производстве, в органах прокуратуры и иных правоохранительных органах по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
В соответствии с п.13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, органы Росреестра являются единственным уполномоченным органом по ведению Единого государственного реестра недвижимости, а также предоставлению соответствующих сведений из ЕГРН.
В материалы дела представлены заявления ответчика об изменении ВРИ земельных участков с кадастровым номером с ВРИ "для малоэтажного жилищного строительства" на ВРИ "для индивидуального жилищного строительства".
Как верно указал суд первой инстанции, вопреки доводам ответчика, под изменением ВРИ следует понимать избрание собственником земельного участка иного (в пределах возможных, установленных правилами землепользования и застройки) нежели отражено в кадастре недвижимости вида разрешенного использования (подобная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2021 по делу N А40-109708/2020, оставленном без изменения Определением ВС РФ от 23.1 N 305-ЭС21-23923).
Также суд указал, что в двух субъектах Российской Федерации (городе Москве и Московской области) такой выбор измененного вида разрешенного использования порождает обязанность уплатить платеж, установленный ст.22 Федерального закона N 43-ФЗ.
Соответственно, обязанность по внесению платы за изменение вида разрешенного использования в силу Федерального закона N 22-ФЗ возникает только в случае изменения собственником земельного участка вида разрешенного использования на тот вид, который предполагает капитальное строительство. Именно подобная ситуация имела место в настоящем случае.
Вопреки доводам ответчика, в данном случае не имело места приведение ВРИ в соответствие Классификатору.
Согласно ч.13 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, федеральным законодательством прямо предусмотрен порядок совершения процедуры приведения ВРИ в соответствие Классификатору, а именно - уполномоченным органом должен быть издан соответствующий акт об установлении соответствия ВРИ земельного участка Классификатору.
Заявления об изменении ВРИ земельных участков были поданы в 2018 году.
В названный период на территории Московской области действовал Закон Московской области от 23.10.2017 N 175/2017-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений".
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по принятию решения об установлении соответствия между видом разрешенного использования земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Земельные участки расположены в Дмитровском районе Московской области.
Таким образом, в случае установления соответствия между ВРИ "под малоэтажное жилищное строительство" и ВРИ "для индивидуального жилищного строительства" соответствующий акт должен был быть издан Администрацией Дмитровского городского округа Московской области (определение 2КСОЮ от 16.06.2022 по делу N 8Г-12477/2022).
Однако такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
На основании ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле обстоятельств. Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих фактов наличия тех или иных обстоятельств.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст.68 АПК РФ, в соответствии с которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Достаточность доказательств можно определить как наличие необходимого количества сведений, достоверно подтверждающих те или иные обстоятельства спора.
Суд первой инстанции правомерно признал требование о взыскании с ответчика задолженности по оплате за смену вида разрешенного использования земельных участков в общем размере 1 146 373 руб. 76 коп., в том числе: - с кадастровым номером 50:04:0110203:951 в размере 124 010 руб. 82 коп.; - с кадастровым номером 50:04:0110203:952 в размере 140 983 руб. 94 коп.; - с кадастровым номером 50:04:0110203:953 в размере 124 469 руб. 55 коп.; - с кадастровым номером 50:04:0110203:954 в размере 124 469 руб. 55 коп.; - с кадастровым номером 50:04:0110203:957 в размере 124 469 руб. 55 коп.; - с кадастровым номером 50:04:0110203:958 в размере 124 469 руб. 55 коп.; - с кадастровым номером 50:04:0110203:972 в размере 127 833 руб. 60 коп.; - с кадастровым номером 50:04:0110203:973 в размере 127 833 руб. 60 коп.; - с кадастровым номером 50:04:0110203:974 в размере 127 833 руб. 60 коп., обоснованным, документально подтвержденным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта Арбитражного суда города Москвы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст.110, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2023 по делу N А40-136233/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
Е.А. Мезрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-136233/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ГЕРМЕСЛЭНД"