город Омск |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А46-16261/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тихоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3038/2024) Главного управления контрактной системы Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 22.02.2024 по делу N А46-16261/2023 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению Главного управления контрактной системы Омской области (ИНН 5503158829, ОГРН 1165543054665, адрес: 644099, город Омск, улица Красный Путь, дом 5) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939, адрес: 644010, город Омск, проспект Карла Маркса, 12 а), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (адрес: 626020, Омская область, Исилькульский район, город Исилькуль, улица Советская, дом 62) и общества ограниченной ответственностью "СтальКооперация" (ИНН 9724061090, ОГРН 1217700514668, адрес: 123610, город Москва, внутригородская территория города федерального значения муниципальный округ Пресненский, набережная Краснопресненская, дом 12, помещение 1/18), о признании недействительным решения от 14.08.2023 N 055/06/106-897/2023 в части признания в действиях Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок нарушения части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления контрактной системы Омской области - Сорока Анастасия Владимировна по доверенности от 12.03.2024 N 163 сроком действия на один год;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Зефиров Александр Николаевич по доверенности от 09.01.2024 N 07-03/АЗ сроком действия по 31.01.2024;
УСТАНОВИЛ:
Главное управление контрактной системы Омской области (далее - заявитель, ГУКС Омской области, уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Омское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 14.08.2023 N 055/06/106-897/2023 в части признания в действиях ГУКС Омской области и его комиссии по осуществлению закупок нарушения части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Федеральный закон о контрактной системе).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (далее - Администрация), общество с ограниченной ответственностью "СтальКооперация" (далее - ООО "СтальКооперация").
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.02.2024 по делу N А46-16261/2023 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУКС Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ГУКС Омской области ссылается на то, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке. В извещении от 20.07.2023 о проведении электронного аукциона в документе "Описание объекта закупки" были установлены значения показателей, которые не могут изменяться. 24.07.2023 внесены изменения в извещение в части описания объекта закупки. Пунктом 2.5 части 2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" (далее - Инструкция) предусмотрено, что неуказание значений показателей товара, которые не могут изменяться, означает согласие участника с условиями извещения. Заявка ООО "СтальКооперация" была подана 27.07.2023, то есть уже после внесения изменений в извещение об осуществлении закупки. ООО "СтальКооперация" не были указаны значения показателей товара, которые не могут изменяться ("Вид теплоизоляции", "Вид защитной оболочки", "Тип изоляции по ГОСТу "ГОСТ 30732-2020. Межгосударственный стандарт, Трубы и фасонные изделия стальные с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой. Технические условия"), что расценено комиссией согласие участника с условиями извещения. Заявка данного участника не подлежала отклонению.
Омское УФАС России представило отзыв на апелляционную жалобу.
От ООО "СтальКооперация" поступили письменные объяснения.
Администрация, ООО "СтальКооперация", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ГУКС Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Управления с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, письменные объяснения, заслушав представителя ГУКС Омской области и антимонопольного органа, установил следующие обстоятельства.
20.07.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение об осуществлении закупки "Поставка трубной продукции теплотехнического назначения в рамках мероприятия муниципальной программы "Приобретение и (или) монтаж технологического оборудования, трубной продукции теплотехнического и водохозяйственного назначения" (Реестровый номер 23.31.1523)" (извещение N 0152200004723001471) с начальной (максимальной) ценой контракта 2 066 632 руб. 08 коп. (том 1 л. д. 78-81).
В соответствии с электронным документом "Описание объекта закупки", размещенным уполномоченным органом на официальном сайте БИС 20.07.2023 в составе извещения об осуществлении закупки и используемой позицией КТРУ (код позиции 24.20.13.130-00000004) заказчику требовался товар с наименованием "Труба стальная электросварная круглая" с установленными к нему показателями, максимальными и минимальными значениями таких показателей и значениями показателей, которые не могут изменяться:
- труба стальная электрод парная круглая Код по О КПД 2: 24.20 13.130 с характеристиками:
Показатели закупаемого товара (марка стали) - 20 (значения показателей, которые не могут изменяться);
Показатели закупаемого товара (толщина стенки мм) - 6 (значения показателей, которые не могут изменяться);
Показатели закупаемого товара (тип) - прямошовная (значения показателей, которые не могут изменяться);
Показатели закупаемого товара (наружный диаметр без учета предельного отклонения мм) - 219 (значения показателей, которые не могут изменяться);
Показатели закупаемого товара (ГОСТ 10704-91. Межгосударственный стандарт. Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент) - соответствие (значения показателей, которые не могут изменяться);
Показатели закупаемого товара (ГОСТ 10705-80. Межгосударственный стандарт. Трубы стальные электросварные. Технические условия) - соответствие (значения показателей, которые не могут изменяться).
В связи с поступившим от участника закупки запросом на разъяснение положений извещения, а именно относительно того необходима ли изоляция трубы и если да, то какая, заказчиком (Администрацией) было принято решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона (том 1 л. д. 100).
24.07.2023 уполномоченным органом внесены изменения в извещение об осуществление закупки, в соответствии с которыми характеристики товара были дополнены показателями, максимальными и минимальными значениями таких показателей и значениями показателей, которые не могут изменяться (том 1 л. д. 86-90).
Так, в Техническое задание были внесены дополнительные показатели закупаемого товара, а именно:
Показатели закупаемого товара (вид теплоизоляции) - Пенополиуретан (ППУ) (значения показателей, которые не могут изменяться);
Показатели закупаемого товара (вид защитной оболочки) - Полиэтиленовая оболочка (ПЭ)100 (значения показателей, которые не могут изменяться);
Показатели закупаемого товара (тип изоляции по ГОСТу 30732-2020. Межгосударственный стандарт. Трубы и фасонные изделия стальным с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой. Технические условия) - 2 (значения показателей, которые не могут изменяться).
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 28.07.2023 ценовые предложения были поданы двумя участниками, лучшее ценовое предложение в размере 2 056 298 руб. 92 коп. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 53 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
В заявке 53, поданной 27.07.2023, были отражены характеристики товара (показатели товара + значения показателей товара) по марке стали, толщине стенки, типе, наружного диаметру, ГОСТу 10704-91, ГОСТу 10705-80 (том 1 л. д. 137).
Характеристики товара, дополнительно внесенные 24.07.2023 уполномоченным органом в извещение об осуществление закупки (вид теплоизоляции, вид защитной оболочки, тип изоляции по ГОСТу 30732-2020), указаны не были.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.07.2023 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона (том 1 л. д. 102).
Победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 53 (ООО "СтальКооперация").
В Омское УФАС России поступила (вх. N 7205-ЭП/23 от 07.08.2023) жалоба ООО "СтальКооперация" на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Закона о контрактной системе (том 1 л. д. 21-23).
В жалобе ООО "СтальКооперация" указало на то, что при подаче заявки 27.07.2023 общество подтвердило соответствие товара ГОСТам "ГОСТ 10705-80", "ГОСТ 10704-91", но не подтвердило наличие таких обязательных технических характеристик как вид теплоизоляции, вид защитной оболочки, тип изоляции по ГОСТу 30732-2020, то есть заявка не соответствовала требованиям извещения N 0152200004723001471, а именно его неотъемлемой части - техническому заданию, размещенному в ЕИС 24.07.2023. ООО "СтальКооперация" настаивало на том, что действия уполномоченного органа, членов комиссии по осуществлению закупок по признанию заявки соответствующей требованиям извещения N 015220000472300147|1 нарушают положения подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
09.08.2023 размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, поскольку в нарушение части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе ООО "СтальКооперация" не подписан проект контракта, а также не предоставлено обеспечение исполнения контракта (том 1 л. д. 103).
По результатам рассмотрения жалобы Омским УФАС России вынесено решение от 14.08.2023 N 055/06/106-897/2023, которым жалоба ООО "СтальКооперация" признана обоснованной, в действиях ГУКС Омской области и его комиссии по осуществлению закупок признано нарушение требований части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе (том 1 л. д. 11-17).
Не соглашаясь с указанным решением Омского УФАС России в части нарушения требований части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, считая его незаконным, ГУКС Омской области обратилось в суд с соответствующим заявлением.
22.02.2024 Арбитражный суд Омской области принял решение, которое обжалуется ГУКС Омской области в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 названной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 упомянутого Закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе информация о товаре, предусмотренная пунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 обозначенной статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка подлежит отклонению в случаях непредставления участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Как следует из материалов настоящего дела, уполномоченным органом проводился электронный аукцион (извещение N 0152200004723001471) на поставку трубы стальной электросварной круглой.
В соответствии с электронным документом "Описание объекта закупки", размещенным уполномоченным органом на официальном сайте БИС 20.07.2023 в составе извещения об осуществлении закупки были указаны следующие характеристики требуемого товара, состоящие из показателей товара и значений данных показателей, а именно требовалась труба стальная электрод парная круглая Код по ОКПД 2: 24.20 13.130 с характеристиками:
Показатели закупаемого товара (марка стали) - 20 (значения показателей, которые не могут изменяться);
Показатели закупаемого товара (толщина стенки мм) - 6 (значения показателей, которые не могут изменяться);
Показатели закупаемого товара (тип) - прямошовная (значения показателей, которые не могут изменяться);
Показатели закупаемого товара (наружный диаметр без учета предельного отклонения мм) - 219 (значения показателей, которые не могут изменяться);
Показатели закупаемого товара (ГОСТ 10704-91. Межгосударственный стандарт. Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент) - соответствие (значения показателей, которые не могут изменяться);
Показатели закупаемого товара (ГОСТ 10705-80. Межгосударственный стандарт. Трубы стальные электросварные. Технические условия) - соответствие (значения показателей, которые не могут изменяться).
В дальнейшем в связи с поступившим от участника закупки запроса на разъяснение положений извещения, а именно относительно того необходима ли изоляция трубы и если да, то какая, заказчиком (Администрацией) было принято решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
24.07.2023 уполномоченным органом внесены изменения в извещение об осуществление закупки, в соответствии с которыми характеристики товара были дополнены показателями, максимальными и минимальными значениями таких показателей и значениями показателей, которые не могут изменяться.
Так, в Техническое задание были внесены дополнительные показатели закупаемого товара, а именно:
Показатели закупаемого товара (вид теплоизоляции) - Пенополиуретан (ППУ) (значения показателей, которые не могут изменяться);
Показатели закупаемого товара (вид защитной оболочки) - Полиэтиленовая оболочка (ПЭ)100 (значения показателей, которые не могут изменяться);
Показатели закупаемого товара (тип изоляции по ГОСТу 30732-2020. Межгосударственный стандарт. Трубы и фасонные изделия стальным с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой. Технические условия) - 2 (значения показателей, которые не могут изменяться).
В Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в пункте 2.5 предусмотрено, что участник закупки указывает характеристики товара, соответствующие показателям товара, установленным в графе "характеристики товара" таблицы документа "описание объекта закупки" извещения о проведении электронного аукциона.
При этом неуказание значений показателей товара, которые не могут изменяться, означает согласие участника с условиями извещения.
Из заявки ООО "СтальКооперация", поданной 27.07.2023, следует, что в ней были отражены характеристики товара (показатели товара + значения показателей товара) по марке стали, толщине стенки, типе, наружного диаметру, ГОСТу 10704-91, ГОСТу 10705-80, а характеристики товара, внесенные 24.07.2023 уполномоченным органом в извещение об осуществление закупки (вид теплоизоляции, вид защитной оболочки, тип изоляции по ГОСТу 30732-2020) указаны не были.
При рассмотрении жалобы ООО "СтальКооперация", антимонопольный орган признал доводы общества о том, что его заявка не соответствовала требованиям технического задания, размещенного в ЕИС 24.07.2023, обоснованными, пришел к выводу о том, что данная заявка подлежала отклонению по пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Оспаривая выводы Омского УФАС России, ГУКС Омской области в апелляционной жалобе настаивает на соответствии заявки требованиям аукционной документации, ссылаясь на то, что неуказание значений показателей товара, которые не могут изменяться, означает согласие участника с условиями извещения. Заявка ООО "СтальКооперация" была подана 27.07.2023, то есть уже после внесения изменений в извещение об осуществлении закупки.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ГУКС Омской области исходя из того, что ООО "СтальКооперация" не были указаны в заявке не только значения показателей товаров, но и сами показатели товара.
Из жалобы ООО "СтальКооперация" и пояснений Омского УФАС России следует, что лицо, обратившее с жалобой в антимонопольный орган, ссылалось на то, что внесенные заказчиком дополнительные требования к трубе по теплоизоляции существенно влияют на цену поставляемого товара, что не было учтено в заявке Общества. Подавая заявку 27.07.2023 ООО "СтальКооперация" не заметило внесенных изменений, не изъявляло надлежащего согласия на поставку стальной трубы с учетом дополнительно внесенных требований к теплоизоляции, в силу чего заявка должна была быть отклонена.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания недействительным решения антимонопольного органа от 14.08.2023 N 055/06/106-897/2023.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, удовлетворив требований заявителя, принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как заявитель освобожден от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Главного управления контрактной системы Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 22.02.2024 по делу N А46-16261/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16261/2023
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области
Третье лицо: Администрация Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, ООО "СтальКооперация", ООО "СтальКооперация"