г. Санкт-Петербург |
|
26 октября 2023 г. |
Дело N А56-28318/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Гузина А.Н. по доверенности;
от УФАС: Чижевская К.С. по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31700/2023) администрации Федоровского городского поселения Тосненского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2023 по делу N А56-28318/2023, принятое
по заявлению администрации Федоровского городского поселения Тосненского муниципального района Ленинградской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании предупреждения,
УСТАНОВИЛ:
администрация Федоровского городского поселения Тосненского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным заявлением об оспаривании предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 24.01.2023 N ТК/454/23.
Решением суда от 11.08.2023 в удовлетворении заявления Администрации отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой. Податель жалобы полагает, что ввиду отсутствия в действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства у Управления отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого предупреждения.
В судебном заседании представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель УФАС с жалобой не согласился, письменный отзыв не представил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.09.2022 Администрацией на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru размещено извещение N 290922/19228556/02 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский муниципальный район, Фёдоровское городское поселение, дер. Глинка, ул. Новая, у дома 3-а.
Также, 29.09.2022 Администрацией на официальном сайте размещено извещение N 290922/19228556/03 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский муниципальный район, Фёдоровское городское поселение, дер. Глинка, ул. Садовая, у дома 79.
Согласно вышеназванным извещениям заявления подаются в Администрацию в форме документа на бумажном носителе посредством личного обращения.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступили заявления Воробьева А.С. (вх. 3839/22 от 24.10.2022, вх. 4004/22 от 26.10.2022), перенаправленные Тосненской городской прокуратурой, о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации.
Установив в действиях Администрации признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес Администрации вынесено предупреждение от 24.01.2023 ТК/454/23 о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем принятия правового акта, согласно которому при опубликовании Администрацией извещений о предоставлении земельных участков гражданам должны быть указаны иные доступные способы подачи заявлений граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, помимо личного присутствия.
Не согласившись с вынесенным предупреждением, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
Предупреждение выносится при обнаружении признаков правонарушения, а не его факта, поэтому судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается создание дискриминационных условий.
В соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, крестьянским (фермерским хозяйствам) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.
В извещении указывается информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 39.18 ЗК РФ.
В силу пункта 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) в извещении, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ, указываются:
информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта.
В данном случае предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 ЗК РФ (пункт 8 статьи 39.14 ЗК РФ).
Исходя из положений подпункта 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка определяется уполномоченным органом.
Таким образом, уполномоченный орган вправе определять способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку способ подачи заявлений определяется уполномоченным органом и Администрация избрала способ подачи заявления в форме документа на бумажном носителе посредством личного обращения, что в данном случае соответствовало положениям земельного законодательства, у Управления отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого предупреждения.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что предупреждение соответствует положениям Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не нарушает прав и законных интересов Администрации.
Довод Управления о внесенных изменениях в подпункт 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ отклоняется апелляционным судом, поскольку указанные изменения были внесены уже после размещения Администрацией извещений.
Ссылки Управления на то, что выбранный Администрацией способ подачи заявлений ограничивает потенциальный круг участников, территориально удаленных от региона деятельности Администрации, не имеющих возможности подать заявление лично, подлежит отклонению, поскольку определение способа подачи заявления относится к компетенции уполномоченного органа, установление в качестве способа подачи заявления в форме документа на бумажном носителе посредством личного обращения не противоречит закону. Напротив, такой способ подачи заявления позволяет избежать злоупотреблениям со стороны лиц, в массовом порядке подающих заявления о намерении участвовать в аукционах в различных субъектах Российской Федерации вне зависимости от места нахождения земельного участка при отсутствии у них реальных намерений приобрести земельный участок.
По мнению апелляционного суда, в действиях Администрации, действовавшей в рамках существующего на момент публикации спорных извещений правового регулирования, отсутствуют признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта о признании недействительным оспариваемого предупреждения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 августа 2023 года по делу N А56-28318/2023 отменить.
Признать недействительным предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 24.01.2023 N ТК/454/23 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28318/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ФЕДОРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТОСНЕНСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области