26 октября 2023 г. |
Дело N А83-13943/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Кузняковой С.Ю., |
|
|
|
Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства промышленной политики Республике Крым - Мельниковой Л.А. представителя по доверенности от 09.01.2023 N 3,
от Общества с ограниченной ответственностью "Общее дело" - директора Юхимишен А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленной политики Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2023 по делу N А83-13943/2023 по заявлению Министерства промышленной политики Республике Крым о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Общее дело" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленной политики Республики Крым (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Общее дело" (далее - Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решением от 04.07.2023 Арбитражный суд Республики Крым привлек Общество с ограниченной ответственностью "Общее дело" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, с назначением наказания в виде предупреждения и направлением алкогольной продукции, изъятой протоколом осмотра места происшествия от 16.02.2023, на утилизацию.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит изменить состоявшийся судебный акт в части назначения наказания, назначив наказание в виде штрафа. Заявитель апелляционной жалобы считает, что при принятии решения суд первой инстанции без оснований применил статью 4.1.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения от 04.07.2023 в порядке, предусмотренном статьями 268-270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в адрес Министерства поступил материал проверки отдела полиции N 3 "Центральный" УМВД России по г. Симферополю, зарегистрированный в КУСП N 2445 от 16.02.2023, в отношении ООО "Общее дело".
Согласно протоколу осмотра места происшествия ОП N 3 "Центральный" УМВД России по г. Симферополю от 16.02.2023 в принадлежащем Обществу объекте общественного питания (бар "Бульба Сало"), была обнаружена алкогольная продукция в общем количестве 53 бутылки (в ассортименте), часть из которой - 13 бутылок с жидкостью желтого и темно-красного цвета, не была оклеена федеральными специальными марками.
В соответствии с решением Министерства от 04.04.2023 N 1 в отношении ООО "Общее дело" проведена внеплановая документарная проверка (акт от 10.04.2023 N 000292), которой установлено, что у ООО "Общее дело" отсутствует лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на названном объекте.
При этом по результатам экспертизы, назначенной в рамках проверки, установлено, что жидкость каждой бутылки содержит спирт (протоколы испытаний от 06.04.2023), то есть продукция является алкогольной и, соответственно, на нее распространяется установленные требования к обороту алкогольной продукции на территории Российской Федерации в части лицензирования (ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
При этом часть алкогольной продукции (13 бутылок из 53) находилась без ее фиксации в ЕГАИС, а также без документов, подтверждающих легальность производства и оборота указанной алкогольной продукции, то есть с нарушением лицензионных требований, предусмотренных статьей 16 Закона N 171-ФЗ, а именно: без документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ; с нарушением порядка учета алкогольной продукции (без применения программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации об обороте алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему ЕГАИС), предусмотренных статьей 14 Закона N 171-ФЗ; без обязательной маркировки в нарушение статьи 12 Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с протоколом осмотра места происшествия ОП N 3 "Центральный" УМВД России по г. Симферополю от 16.02.2023 произведено изъятие алкогольной продукции.
По факту правонарушений заместителем начальника управления лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности - заведующим отделом лицензионного контроля Министерства в отношении ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО" составлены протоколы об административном правонарушении, в том числе от 11.05.2023 N 07-1/1/2023 по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, копия которого 11.05.2023 вручена под расписку директору организации Юхимишену А.В.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, назначив наказание в виде предупреждения.
При этом суд отметил в судебном акте, что директор общества в судебном заседании 27.06.2023 вину признал, просил применить наказание в виде предупреждения, а представитель Министерства в судебном заседании 27.06.2023 против назначения наказания в виде предупреждения не возражала.
В силу части 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Законом N 171-ФЗ.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие названного Федерального закона.
В силу положений пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий запрещены (пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
По настоящему делу суд с учетом имеющихся в деле материалов административного производства констатировал факт оборота Обществом алкогольной продукции без соответствующей лицензии, что руководитель Общества признал.
Таким образом, в действиях Общества усматривается состав вмененного административного правонарушения. Министерством при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены процессуальные требования, установленные КоАП РФ.
Общество привлечено к административной ответственности с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным, вместе с тем на основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ изменил назначенное административное наказание на предупреждение.
Вместе с тем, назначенное судом первой инстанции Обществу административное наказание в виде предупреждения не отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Согласно п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ апелляционный суд не находит оснований для применения в данном случае статьи 4.1.1 КоАП РФ в связи с отсутствием совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в том числе с учетом того, что допущенное Обществом нарушение (оборот без лицензии алкогольной продукции, в том числе немаркированной без документов о происхождении) создает возможность угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, что исключает применение части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
То обстоятельство, что руководитель Общества признал вину, а правонарушение совершено впервые и само правонарушение не относится к перечню правонарушений, указанных в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, не является достаточным основанием для замены административного штрафа на предупреждение.
Вместе с тем раскаяние и добросовестное поведение Общества (получение в последующем лицензии) может являться обстоятельством, подлежащим учету при назначении административного наказания.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением лица, привлекаемого к ответственности, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В таком случае в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела КоАП РФ.
Учитывая указанные положения КоАП РФ, суд апелляционной инстанции привлекает Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.17.КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 1 500 000 руб.
Вместе с тем, при рассмотрении апелляционной жалобы судебная коллегия установила, что в рамках одной проверки на основании одних фактических обстоятельств, вытекающих из установленного полицией 16.02.2023 факта хранения в объекте общественного питания, принадлежащем Обществу, алкогольной продукции, в том числе, без федеральных специальных марок, Министерством одновременно составлены протоколы об административных правонарушениях: от 11.05.2023 N 07-1/3/2023 по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и от 11.05.2023 N 07-1/1/2023 по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, а также N 07-1/2/2023 по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ и от 11.05.2023 N 07-1/4/2023 по ст. 14.19 КоАП РФ.
Поскольку суд республики не исследовал соответствующие обстоятельства, апелляционная коллегия в порядке реализации правомочий суда, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 135 АПК РФ с учетом части 1 статьи 266 АПК РФ, приобщила к материалам дела новые доказательства, представленные каждой из сторон в обоснование своей позиции.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.16 и 14.17 КоАП РФ, переданы Министерством на рассмотрение арбитражного суда (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ), по статье 14.19 КоАП РФ - на рассмотрение мирового судьи, по статье 15.12 КоАП РФ - на рассмотрение судьи районного суда.
Арбитражным судом Республики Крым заявления приняты к производству в различных делах, соответственно, А83-13943/2023 и А83-13944/2023, суд не объединил оформленные материалы дела в одно производство.
При этом вступившим в законную силу более ранним судебным актом - постановлением Центрального районного суда города Симферополя от 30.06.2023 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 15.12 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 150 000 руб.
Согласно части 6 статьи 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (пункт 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ).
По смыслу взаимосвязанных положений частей 2, и 6 статьи 4.4 КоАП РФ при наличии совокупности всех упомянутых в них обстоятельств предписано назначение одного административного наказания за действия (бездействия), содержащие составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ.
Все вменяемые Обществу административные правонарушения были совершены им единым действием, в одно и то же время, в одном и том же месте, выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, из чего следует, вывод о необходимости назначении одного наказания, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ как предусматривающей более строгое административное наказание.
Руководствуясь приведенными положениями и установив, что более ранним судебным актом Обществу уже назначено наказание, которое Общество исполнило, представив в материалы дела платежное поручение N 82 от 16.10.2023 на сумму 150 000 руб., в данном конкретном случае наложенный штраф должен быть уменьшен на эту сумму, поскольку, исходя из принципов справедливости и юридического равенства, применению положений части 6 статьи 4.4 КоАП РФ не должно препятствовать то обстоятельство, что Министерство не применило положения указанной нормы, а рассмотрение дел, инициированных им по четырем протоколам об административных правонарушениях, подведомственно разным судам.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Министерства промышленной политики Республики Крым удовлетворить.
Изменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2023 по делу N А83-13943/2023 в части назначения административного наказания в виде предупреждения.
Назначить Обществу с ограниченной ответственностью "Общее дело" (298500, Республика Крым, г. Алушта, ул. Набережная, д.24Д, ОГРН 1209100003661, ИНН 9103093170) административный штраф в размере 1 350 000 рублей и направить на утилизацию алкогольную продукцию, изъятую согласно протоколу осмотра места происшествия от 16.02.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ольшанская Н. А. |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-13943/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО"