город Омск |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А46-18258/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Зориной О.В., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8378/2023) общества с ограниченной ответственностью "Аллегро" на решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2023 по делу N А46-18258/2022 (судья Иванова И.А), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аллегро" (ИНН 5507272145, ОГРН 1195543024104, адрес: 644073, город Омск, улица Дианова, дом 26, корпус 1, помещение 10п/10) к Администрации Советского административного округа города Омска (ИНН 5502040895, ОГРН 1025500536962, адрес: 644033, город Омск, улица Красный путь, 107), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Строй" (ИНН 5503166731, ОГРН 1165543079349, адрес: 44033, город Омск, улица Ф.И.Тютчева, дом 2, квартира 3), о признании недействительным распоряжения от 30.08.2022 N 2814 "О прекращении начислений по договорам на размещение нестационарных торговых объектов", о признании действующими договоров от 07.06.2022 N 48/729-САО, от 07.06.2022 N 49/730-САО на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Советского административного округа города Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Аллегро" - Кожевникова В.В., по доверенности от 03.02.2023, сроком действия на 2 года;
от Администрации Советского административного округа города Омска - Чупикова О.А., по доверенности от 09.01.2023 N исх-АСАО/08-2, сроком действия до 31.12.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Строй" - Ляпина О.В., по доверенности от 09.01.2023 сроком действия до 31.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" (далее - ООО "Аллегро", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Советского административного округа города Омска (далее - Администрации САО г. Омска, Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным распоряжения от 30.08.2022 N 2814 "О прекращении начислений по договорам на размещение нестационарных торговых объектов", о признании действующими договоров N 48/729-САО от 07.06.2022 на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) согласно схеме размещения НТО на территории Советского административного округа города Омска, N 49/730-САО от 07.06.2022 на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории Советского административного округа города Омска.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Капитал-Строй" (далее - третье лицо, ООО "Капитал-Строй").
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.06.2023 по делу N А46-18258/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что нарушение сроков установки НТО является следствием незаконных действий Администрации, не предоставившей места для размещения НТО, свободные от прав третьих лиц; размещению торгово-остановочного комплекса (далее - ТОК) объективно препятствовали незаконно размещенные НТО, ответственность за несвоевременный вынос которых возлагается на Администрацию, ввиду чего у Администрации отсутствовали объективные основания для расторжения договора с ООО "Аллегро".
Не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, Администрацией и ООО "Капитал-Строй" представлены письменные отзывы, в которых ответчик и третье лицо просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Аллегро" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Администрации САО г. Омска, ООО "Капитал-Строй" поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Постановление N 1812-п), на основании протокола N 3 оценки и сопоставления заявок участников, определения победителя в конкурсе по продаже права на заключение договоров на размещение ТОК на территории САО г. Омска от 18.05.2022, между ООО "Аллегро" (владелец) и Администрацией САО г. Омска (уполномоченный орган) заключены договоры от 07.06.2022 N 48/729-САО и N 49/730-САО на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории САО г. Омска по адресу: Омская область, г. Омск, Советский административный округ, улица Бархатова, дом 2, ООТ "имени В. Бархатовой".
В силу пунктов 1.1 договоров уполномоченный орган предоставляет, а владелец принимает сроком на 7 лет с момента подписания договора место под размещение НТО, общей площадью 57,00 кв.м в соответствии с паспортом НТО (приложение N 1 к договорам).
Согласно пунктам 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 договоров тип НТО: торгово-остановочный комплекс, местоположение НТО: Омская область, г. Омск, Советский административный округ, улица Бархатовой, дом 2, ООТ "Имени В. Бархатовой", вид торговой деятельности: розничная, специализация НТО: специализированная (печатная продукция), универсальная (продовольственные и непродовольственные товары).
В силу пунктов 3.2.2 договоров, владелец НТО обязан привести внешний вид объекта в соответствие с паспортом НТО в течение 30 дней и не изменять вид объекта (приложение N 1).
В соответствии с пунктами 4.2.1 договоров уполномоченный орган обязан передать владельцу место под размещение НТО в состоянии, соответствующем для использования в целях, предусмотренных договором.
Пунктами 7.1 договоров предусмотрено, что договор прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, а также в случаях неисполнения обязательства по установке НТО на условиях, предусмотренных договором на размещение НТО; размещения НТО с нарушением требований к его адресному ориентиру, размеру площади места размещения НТО, иных случаях, предусмотренных договором.
К договорам также приложены комплексные решения по размещению ТОК, генеральный план размещения НТО, архитектурно-художественное решение ТОК.
15.06.2022 ООО "Аллегро" обратилось к Администрации с письмом о продлении срока установки НТО до 28.07.2022 в связи с нехваткой комплектующих материалов, ростом цен на строительные материалы и сложившейся тяжелой экономической ситуацией в стране.
15.07.2022 Администрацией в адрес общества направлено письмо о согласовании продления сроков по установке НТО до 28.07.2022. ООО "Аллегро" в указанный срок предусмотренные договорами НТО не разместило.
27.07.2022 ООО "Аллегро" вновь обратилось в Администрацию с целью продления сроков по размещению НТО до 17.08.2022 в связи с невозможностью установки НТО по причине того, что предоставленные места для размещения заняты павильонами третьих лиц.
Из содержания письма Департамента контроля Администрации города Омска от 19.08.2022 N Исх.ДКр/1051 следует, что данные НТО размещены без правоустанавливающих документов, в связи с чем они будут включены в план выноса движимого имущества на территории города Омска на 2022 год.
08.08.2022 специалистами Администрации осуществлен осмотр объекта по адресу: г. Омск, ул. Бархатовой, д. 2, в результате которого составлен акт осмотра НТО от 08.08.2022, в котором Администрацией сделан вывод о том, что на момент обследования ТОК не установлены.
Акт осмотра НТО от 08.08.2022 направлен в адрес ООО "Аллегро" с указанием на необходимость в срок до 17.08.2022 принять меры по устранению выявленных нарушений и установке ТОК.
Письмом Администрации САО г. Омска от 11.08.2022 N Исх-АСАО/17-2112 ООО "Аллегро" отказано в повторном продлении срока по установке ТОК.
В ответе на обращение ООО "Аллегро" от 27.07.2022 Департаментом контроля Администрации города Омска до сведения общества доведено, что НТО, размещенные в отсутствие правоустанавливающих документов, вынесены собственниками с ООТ "Бархатовой" в добровольном порядке.
23.08.2022 специалистами Администрации осуществлен повторный осмотр объектов (ТОК), по результатам которого установлено следующее: параметры НТО N 1, N 2, остановочный навес по паспорту: 6,00*3,50*3,40, 6,00*3,50*3,40, 5,00*3,00*3,40, фактически: 5,78*3,84*3,40, 6,23*3,84*3,40, 5,00*3,29*3,40; площадь НТО по паспорту - 57,00 кв.м, фактически - 62,57 кв.м; отсутствуют: козырек урна и скамейка в остановочном павильоне, мониторы для вывода программы слежения за пребывающим общественным транспортом; отсутствует тепловая завеса и иное тепловое оборудование мощностью не менее 3 кВт, с возможностью обогрева помещения ожидания (15 кв.м) до температуры не ниже +8 градусов Цельсия (при минусовых температурах); не установлены тревожная кнопка и видеонаблюдение.
Администрация заключила, что установленные ТОК не соответствуют требованиям Постановления N 1812-п. Результаты осмотра зафиксированы актом осмотра НТО от 23.08.2022.
В связи с указанными обстоятельствами, 30.08.2022 Администрацией САО г. Омска издано распоряжение N 2814 о прекращении начислений по договорам на размещение НТО, согласно которому, договоры от 07.06.2022 N 48/729-САО, N 49/730-САО, заключенные с ООО "Аллегро", в связи с нарушением пунктов 7.1 договоров на размещение НТО (неисполнение обязательства по установке нестационарного торгового объекта на условиях, предусмотренных договором на размещение нестационарного торгового объекта), считаются прекратившими свое действие с 26.08.2022.
Не согласившись с распоряжением Администрации от 30.08.2022 N 2814, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 23.06.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Как следует из положений статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
На территории муниципального образования город Омск Постановлением N 1812-п утвержден порядок (далее - Порядок N 1812-п), регламентирующий процедуру размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.
В силу пункта 5 Порядка N 1812-п право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов со специализацией "печатная продукция", "лотерейные билеты", "сельскохозяйственная продукция и продукция, полученная в результате ее переработки", а также торгово-остановочных комплексов, указанных в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме конкурса, на размещение иных нестационарных торговых объектов - по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, по результатам электронного аукциона между ООО "Аллегро" (владелец) и Администрацией САО г. Омска (уполномоченный орган) заключены договоры от 07.06.2022 N 48/729-САО, N 49/730-САО на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории города Омска по адресу: г. Омск, ул. Бархатовой, дом 2. Номера в схеме размещения НТО - 729, 730.
Согласно пункту 46.1 Порядка N 1812-п установка нестационарного торгового объекта осуществляется не позднее 30 дней с момента заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта типа киоск, павильон, торговая галерея и торгово-остановочный комплекс.
Нестационарный торговый объект типа: киоск, павильон, торговая галерея и торгово-остановочный комплекс должен быть представлен для осмотра в месте его размещения не позднее 30 дней с даты подписания акта приема-передачи (пункт 47.1 Порядка N 1812-п).
Акты приема-передачи мест размещения НТО по договорам от 07.06.2022 N 48-729/САО, N 49-730/САО подписаны сторонами 07.06.2022 - непосредственно после заключения указанных договоров, что соответствует требованиям пункта 46 Порядка N 1812-п и подтверждает исполнение сторонами договора условий передачи места размещения НТО.
Пунктом 47.1 Порядка N 1812-п предусмотрено, что в случае невозможности в установленные сроки предъявить к осмотру нестационарный торговый объект типа киоск, павильон, торговая галерея и торгово-остановочный комплекс владелец нестационарного торгового объекта не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока, установленного для предъявления объекта к осмотру, должен направить в уполномоченный орган соответствующее уведомление о продлении срока, но не более чем на 30 дней с даты истечения срока для предъявления нестационарного торгового объекта к осмотру.
Как указывалось ранее, 15.06.2022 ООО "Аллегро" обратилось в Администрацию с письмом, в котором просило продлить срок установки НТО до 28.07.2022 в связи с нехваткой комплектующих материалов, ростом цен на строительные материалы и сложившейся тяжелой экономической ситуацией в стране.
15.07.2022 Администрацией в адрес общества направлено письмо о согласовании продления сроков по установке НТО до 28.07.2022.
Между тем, при обращении с указанным письмом обществу должно было быть известно о препятствующих размещению НТО обстоятельствах, однако такие сведения в Администрацию не предоставлялись.
Позднее ООО "Аллегро" повторно обратилось к Администрации с просьбой продлить сроки по установке НТО в связи с тем, что на местах размещения НТО, определенных по условиям договоров, установлены НТО третьих лиц. В повторном продлении сроков Администрацией отказано.
Как верно указано судом первой инстанции, обществом право на продление сроков по размещению НТО реализовано, повторное продление указанных сроков ни договором, ни Порядком N 1812-п не предусмотрены, ввиду чего отказ Администрации не может быть признан необоснованным.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что добросовестное поведение общества предполагало уведомление Администрации о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договорам с указанием всех причин, препятствующих установке.
Кроме того, при передаче мест для размещения НТО по актам приёма-передачи от 07.06.2022 ООО "Аллегро" не указывало на фактическое занятие мест для размещения НТО третьими лицами.
Департамент контроля Администрации города Омска в ответе на обращение ООО "Аллегро" от 27.07.2022 сообщил, что НТО, размещенные в отсутствие правоустанавливающих документов, вынесены собственниками с ООТ "Бархатовой" в добровольном порядке.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с планом размещения ТОК, паспортами НТО N 729, 730, изображениями из информационной системы "Google Earth" от 13.07.2022, от 02.05.2021, скриншотами от 01.02.2022 фотографий НТО, размещенных на территории остановки общественного транспорта за апрель 2022 года, май 2023 года, единственным НТО, расположенным на месте размещения и препятствующим размещению ТОК, являлся павильон "Пекарушка", принадлежащий ИП Стручкову Е.В.
Сторонами не оспаривается, что Стручков Е.В. является участником и директором ООО "Аллегро", ввиду чего суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несостоятельности довода заявителя об отсутствии вины ООО "Аллегро" в нарушении сроков размещения НТО. Доказательств, подтверждающих невозможность разрешения возникшей ситуации и выполнения обязательств по договорам в установленные сроки, обществом в материалы дела не представлено.
ООО "Аллегро" не могло не быть осведомлено об объективных препятствиях для размещения НТО на предоставленном земельном участке ввиду принятия управленческих решений одним и тем же лицом.
Таким образом, данный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции, как не подтверждающий недобросовестность действий Администрации в рамках исполнения обязательств по договорам, но коррелирующий с неразумным и экономически нецелесообразным поведением ООО "Аллегро".
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения об иных НТО, расположенных в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:070102:680 и исключающих возможность размещения ТОК на указанном земельном участке.
Злоупотребление правом в действиях Администрации судом апелляционной инстанции не усматривается.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку из материалов дела не следует, что своевременная установка НТО не осуществлена ООО "Аллегро" по уважительным, не зависящим от последнего причинам, или ввиду недобросовестных действий Администрации, а также что оспариваемое распоряжение администрации от 30.08.2022 N 2814 "О прекращении начислений по договорам на размещение нестационарных торговых объектов" противоречит нормам действующего законодательства.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аллегро" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2023 по делу N А46-18258/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.