26 октября 2023 г. |
Дело N А83-13944/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Кузняковой С.Ю., |
|
|
|
Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства промышленной политики Республике Крым - Мельниковой Л.А. представителя по доверенности от 09.01.2023 N 3,
от Общества с ограниченной ответственностью "Общее дело" - директора Юхимишен А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленной политики Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2023 по делу N А83-13944/2023 по заявлению Министерства промышленной политики Республике Крым о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Общее дело" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленной политики Республики Крым (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Общее дело" (далее - Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2023 заявление удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде предупреждения. Также суд направил на утилизацию алкогольную продукцию, изъятую протоколом осмотра места происшествия от 16.02.2023
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит изменить состоявшийся судебный акт в части назначения наказания, назначив наказание в виде штрафа. Заявитель апелляционной жалобы считает, что при принятии решения суд первой инстанции без оснований применил статью 4.1.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения от 04.07.2023 в порядке, предусмотренном статьями 268-270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в адрес Министерства поступил материал проверки отдела полиции N 3 "Центральный" УМВД России по г. Симферополю, зарегистрированный в КУСП N 2445 от 16.02.2023, в отношении ООО "Общее дело".
Согласно протоколу осмотра места происшествия ОП N 3 "Центральный" УМВД России по г. Симферополю от 16.02.2023 в принадлежащем Обществу объекте общественного питания (бар "Бульба Сало"), была обнаружена алкогольная продукция в общем количестве 53 бутылки (в ассортименте), часть из которой - 13 бутылок с жидкостью желтого и темно-красного цвета, не была оклеена федеральными специальными марками.
В соответствии с решением Министерства от 04.04.2023 N 1 в отношении ООО "Общее дело" проведена внеплановая документарная проверка (акт от 10.04.2023 N 000292), которой установлено, что у ООО "Общее дело" отсутствует лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на названном объекте.
При этом по результатам экспертизы, назначенной в рамках проверки, установлено, что жидкость каждой бутылки содержит спирт (протоколы испытаний от 06.04.2023), то есть продукция является алкогольной и, соответственно, на нее распространяется установленные требования к обороту алкогольной продукции на территории Российской Федерации в части лицензирования (ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
При этом часть алкогольной продукции (13 бутылок из 53) находилась без ее фиксации в ЕГАИС, а также без документов, подтверждающих легальность производства и оборота указанной алкогольной продукции, то есть с нарушением лицензионных требований, предусмотренных статьей 16 Закона N 171-ФЗ, а именно: без документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ; с нарушением порядка учета алкогольной продукции (без применения программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации об обороте алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему ЕГАИС), предусмотренных статьей 14 Закона N 171-ФЗ; без обязательной маркировки в нарушение статьи 12 Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с протоколом осмотра места происшествия ОП N 3 "Центральный" УМВД России по г. Симферополю от 16.02.2023 произведено изъятие алкогольной продукции.
По факту правонарушений заместителем начальника управления лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности - заведующим отделом лицензионного контроля Министерства в отношении ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО" составлены протоколы об административном правонарушении, в том числе от 11.05.2023 N 07-1/1/2023 по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, копия которого 11.05.2023 вручена под расписку директору организации Юхимишену А.В.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Факт хранения алкогольной продукции в размере 53 бутылок (в ассортименте) в объекте общественного питания, принадлежащем Обществу, подтвержден материалами дела и не оспорен директором Общества.
Директор общества в судебном заседании 27.06.2023 вину признал, просил применить наказание в виде предупреждения, аргументируя находящимися на иждивении родителями.
При этом представитель административного органа в судебном заседании 27.06.2023 против назначения наказания в виде предупреждения не возражала.
Установив наличие состава вмененного Обществу административного правонарушения, соблюдение Министерством порядка рассмотрения материалов административного дела, суд республики применил положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, заменив административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Вместе с тем, судом республики без внимания оставлены следующие обстоятельства.
При рассмотрении апелляционной жалобы судебная коллегия установила, что в рамках одной проверки на основании одних фактических обстоятельств, вытекающих из установленного полицией 16.02.2023 факта хранения в объекте общественного питания, принадлежащем Обществу, алкогольной продукции, в том числе, без федеральных специальных марок, Министерством одновременно составлены протоколы об административных правонарушениях: от 11.05.2023 N 07-1/3/2023 по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и от 11.05.2023 N 07-1/1/2023 по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, а также N 07-1/2/2023 по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ и от 11.05.2023 N 07-1/4/2023 по ст. 14.19 КоАП РФ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.16 и 14.17 КоАП РФ, переданы Министерством на рассмотрение арбитражного суда (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ), по статье 14.19 КоАП РФ - на рассмотрение мирового судьи, по статье 15.12 КоАП РФ - на рассмотрение судьи районного суда.
Арбитражным судом Республики Крым заявления о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ приняты к производству в различных делах, соответственно, А83-13944/2023 и А83-13943/2023, суд не объединил оформленные материалы дела в одно производство.
При этом вступившим в законную силу более ранним судебным актом - постановлением Центрального районного суда города Симферополя от 30.06.2023 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 15.12 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 150 000 руб.
Согласно части 6 статьи 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (пункт 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ).
По смыслу взаимосвязанных положений частей 2, и 6 статьи 4.4 КоАП РФ при наличии совокупности всех упомянутых в них обстоятельств предписано назначение одного административного наказания за действия (бездействия), содержащие составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ.
Все вменяемые Обществу административные правонарушения были совершены им единым действием, в одно и то же время, в одном и том же месте, выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, из чего следует вывод о необходимости назначении одного наказания, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ как предусматривающей более строгое административное наказание.
Поскольку в рассматриваемом случае административные правонарушения были выявлены Министерством на основании одного и того же поступившего материала, в данном случае положения части 6 статьи 4.4 КоАП РФ подлежат применению и должны были быть учтены судом республики.
В рамках дела N А83-13943/2023 суд рассмотрел заявление Министерства о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Постановлением от 26.10.2023 по делу N А83-13943/2023 Двадцать первый арбитражный апелляционный суд привлек Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.17.КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 1 500 000 руб. и произвел зачет ранее взысканного штрафа постановлением районного суда по ч.4 ст. 15.12 КоАП РФ в сумме 150 000 руб., оплаченного Обществом.
Руководствуясь приведенными положениями и установив, что в рамках одной проверки было выявлено несколько административных правонарушений, более ранними судебными актами Общество привлечено к ответственности и ему назначено наказание в пределах санкции части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, предусматривающей максимальное наказание, в данном конкретном случае оснований для назначения отдельного самостоятельного вида наказания по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ (штраф в размере от 200 000 до 300 000 рублей) не имеется.
Поскольку суд первой инстанции не произвел объединение дел в одно производство с делом А83-13943/2023 и вынес судебный акт о привлечении к административной ответственности, решение суда в части назначения административного наказания подлежит изменению. Общество подлежало привлечению к административной ответственности по настоящему делу без назначения наказания.
Поскольку состоявшимся ранее судебным актом - решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2023 по делу N А83-13943/2023 - предписана утилизация алкогольной продукции, изъятой согласно протоколу осмотра места происшествия от 16.02.2023 (пункт 3 резолютивной части), указанные аналогичные положения также подлежат исключению из резолютивной части обжалуемого решения.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Изменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 4 июля 2023 года по делу N А83-13944/2023 в части назначения административного наказания в виде предупреждения, исключив из пункта 2 текста резолютивной части слова "и назначить наказание в виде предупреждения", а также исключив пункт 3 резолютивной части.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-13944/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО"