город Омск |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А70-12701/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Брежневой О.Ю., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10178/2023) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.08.2023 по делу N А70-12701/2023 (судья Сидорова О.В.), по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58, а), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Смирновой Ольги Юрьевны, о признании недействительным постановления от 01.06.2023 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-145/2023 об административном правонарушении и недействительным представления от 01.06.2023 N 072/04/9.21-145/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Долганов Николай Павлович по доверенности от 04.04.2023 N 87829 сроком действия до 16.09.2024;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Котов Дмитрий Владимирович по доверенности от 25.04.2023 N 24 сроком действия до 31.12.2023;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - административный орган, антимонопольный орган, Тюменское УФАС России) о признании недействительным постановления от 01.06.2023 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-145/2023 об административном правонарушении и недействительным представления от 01.06.2023 N 072/04/9.21-145/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Смирнова Ольга Юрьевна (далее - третье лицо, Смирнова О.Ю.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.08.2023 по делу N А70-12701/2023 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление от 01.06.2023 N 072/04/9.21-145/2023 изменено в части административного наказания, административный штраф снижен с 800 000 руб. до 400 000 руб.
В удовлетворении заявленных требований в оставшейся части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Россети Тюмень" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о признании недействительным оспариваемого постановления и представления.
В обоснование апелляционной жалобы её податель, ссылаясь на положения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указывает, что не осуществляет мероприятия по технологическому присоединению своими силами, без привлечений подрядных организаций, ввиду отсутствия штата квалифицированных специалистов для выполнения землеустроительных и проектно-изыскательских работ, а также отсутствия у общества лицензии и свидетельств о проведении подобного вида работ. Увеличение сроков выполнения мероприятий было обусловлено отказом подрядных организаций от участия в закупках, вызванным сложной экономической ситуацией. Сложившаяся экономическая ситуация, а также отказ потенциальных поставщиков предоставлять коммерческие предложения для расчета стоимости оборудования, не позволила произвести перерасчет начальной максимальной цены лота и своевременно объявить закупку. По итогам закупочных процедур 19.12.2022 между АО "Россети Тюмень" и ООО "ПМК" заключен договор подряда N PD01.3000.2022.2008. 07.03.2023 АО "Россети Тюмень" проинформировало заявителя о возникших трудностях и предложило рассмотреть возможность продлить сроки выполнения мероприятий по договору. Ответа от Смирновой О.Ю. не последовало. 13.06.2023 АО "Россети Тюмень" были выполнены мероприятия по технологическому присоединению. АО "Россети Тюмень" ссылается на малозначительность допущенного нарушения.
Кроме того, податель жалобы оспаривает позицию Управления, согласно которой сумма назначенного штрафа в размере 800 000 руб. подлежит оплате в полном объеме, полагая, что положения части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ, касающиеся уплаты штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа, подлежит применению. Общество полагает, что отсутствуют основания, препятствующие оплате штрафов по статье 9.21 КоАП РФ в размере половины суммы наложенного административного штрафа, в том числе по нарушениям, выявленным в результате рассмотрения обращений граждан и юридических лиц.
УФАС по Тюменской области представило отзыв на апелляционную жалобу.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель АО "Россети Тюмень" поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителя подателя жалобы и Управления, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение Смирновой О.Ю. на действия Общества, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Определением Управления от 20.03.2023 по данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении N 072/04/9.21-145/2023, назначено проведение административного расследования.
В ходе проведения административного расследования Управлением установлено, что в нарушение Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861), Обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
16.05.2023 должностным лицом Управления в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-145/2023, в связи с наличием в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
01.06.2023 Управлением было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-145/2023 об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Также Обществу выдано представление от 01.06.2023 N 072/04/9.21-145/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 30.08.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
В силу 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, в том числе, заключается в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
При этом сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств определены в подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора технологического присоединения.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (подпункт "б" пункта 16 Правил N 861).
Материалами дела подтверждено, что между Обществом и Смирновой О.Ю. был заключен договор N Т13/22/5586-ДТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с условиями договора и изложенными выше нормами срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 30 рабочих дней со дня заключения договора. Договор считается заключенным со дня оплаты счета за технологическое присоединение заявителем.
17.08.2022 внесена оплата за услуги по технологическому присоединению по договору.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению должны были быть осуществлены сетевой организацией не позднее 17.02.2023.
АО "Россети Тюмень" не оспаривает и подтверждает обстоятельства того, что мероприятия по технологическому присоединению выполнены только 13.06.2023, то есть с нарушением установленного срока.
Из процессуальной позиции АО "Россети Тюмень" следует, что Общество не оспаривается обстоятельства нарушения срока, однако ссылается на то, что увеличение сроков выполнения мероприятий было вызвано отказом подрядных организаций от участия в закупках, вызванным сложной экономической ситуацией. Сложившаяся экономическая ситуация, а также отказ потенциальных поставщиков предоставлять коммерческие предложения для расчета стоимости оборудования, не позволила произвести перерасчет начальной максимальной цены лота и своевременно объявить закупку.
Суд апелляционной инстанции не признает доводы АО "Россети Тюмень" в качестве обоснованных, поскольку в силу абзаца второго пункта 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным. Исполнение требований Правил N 861 является для общества обязательным, в том числе соблюдения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Обстоятельства проведения закупок находятся в зоне контроля, а, соответственно, ответственности АО "Россети Тюмень". При этом Общество не лишено возможности получения необходимых лицензий, набора штатных сотрудников и самостоятельного выполнения работ.
Из пояснений Общества следует, что по итогам закупочных процедур 19.12.2022 между АО "Россети Тюмень" и ООО "ПМК" был заключен договор подряда N PD01.3000.2022.2008, соответственно, по момент истечения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению оставалось около двух месяцев.
Каких-либо пояснений относительно того по какой причине с период с момента заключения договора подряда N PD01.3000.2022.2008 и до 17.02.2023 мероприятия по технологическому присоединению не были выполнены, Общество не приводит.
При этом Смирнова О.Ю. информировалась АО "Россети Тюмень" о затруднениях в выполнении мероприятий только в марте 2023 года, то есть уже после истечения установленных сроков.
Суд апелляционной инстанции подтверждает выводы Управления о нарушении Обществом срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, нарушению Правил N 861, что образует в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку до совершения спорного правонарушения Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения (постановление N 072/04/9.21-567/2021 от 18.01.2022 вступившее в законную силу 02.08.2022 в связи с принятием постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022 по делу N А70-2322/2022).
Согласно статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, и учитывая, что до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Суд первой инстанции пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа с 800 000 руб. до 400 000 руб.
Какие-либо мотивированных доводов несогласия с применением судом первой инстанции пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижением размера административного штрафа до 400 000 руб. ни податель апелляционной жалобы, ни Управление не приводит, в силу чего данные выводы предметом апелляционного обжалования не являются, в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на часть 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ, указывает, что отсутствуют основания, препятствующие оплате штрафа по статье 9.21 КоАП РФ в размере половины суммы административного штрафа.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы Общества.
Согласно положениям статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3 - 3 и 1.4 названной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 названного Кодекса (часть 1).
Административный штраф, предусмотренный частями 1 - 1.4 названной статьи, может быть уплачен в соответствующем размере лицом, привлеченным к административной ответственности, до дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (часть 1.5).
Таким образом, указанные нормы свидетельствуют о порядке исполнения постановления лицом, привлеченным к ответственности, и никак не могут быть вменены в вину административному органу.
Вопреки доводам жалобы, оснований для признания правонарушения малозначительным и замены наказания на предупреждение не имеется, так как обстоятельства совершения административного нарушения не обладают свойствами исключительности.
В силу того, что судом сделан вывод о законности постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-145/2023, то указанное, как следствие, влечет выводы о действительности представления от 01.06.2023 N 072/04/9.21-145/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.08.2023 по делу N А70-12701/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.Ю. Брежнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12701/2023
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Смирнова О.Ю.