г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А21-4216/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26869/2023) общества с ограниченной ответственностью "Арс Медика" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.07.2023 по делу N А21-4216/2023 (судья Широченко Д.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Арс Медика"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Росздравнадзора по Калининградской области (далее - Росздравнадзор, заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Арс Медика" (далее - Общество) по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 14.06.2023 в виде резолютивной части, заявление удовлетворено; ООО "Арс Медика" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Мотивированное решение изготовлено 13.07.2023.
Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить в части, ссылаясь на несогласие в части вменения четырех эпизодов в качестве нарушений и прекратить производство на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5, пункта 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании Решения руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области от 27.03.2023 N Р39-39/23 была проведена внеплановая выездная проверка в рамках федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, проверка информации поступившей из Черняховского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Калининградской области от 27.02.2023 N В39-591/23, 06.12.2022 N В39-2806/22 о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью, причинения вреда жизни, здоровью пациентки в отношении ООО "Арс Медика" (местонахождение юридического лица: 236006, Россия, Калининградская область, г. Калининград, Московский проспект, д. 50, литер V из литера А, кабинет 10; место осуществления деятельности: 238151, Россия, Калининградская область, г. Черняховск, улица Ленина, д. 24).
В результате внеплановой выездной проверки в деятельности общества выявлены следующие нарушения федерального законодательства об охране здоровья граждан.
В нарушение требований: п. 11 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - закон N 323-ФЗ); пп. а, в п. 6 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 852); п. 1, приложения N 5 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденному приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н (далее - Порядок N 1130н); пп. а п. 2. 1 Приказа Минздрава России от 10.05.2017 N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" (далее - приказ N 203н); п. 9, 30 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее - правила N 1006):
- медицинским учреждением ООО "Арс Медика" не заведена на пациентку, обратившуюся в ООО "Арс медика" по вопросам, связанным со здоровьем, (далее - пациентка) карта пациента гинекологического профиля (вкладыш в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях), к проверке не представлена;
- в представленном Черняховским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Калининградской области оригинале медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях ООО "Арс медика" N 132842/19 (далее - медицинская карта N 132842/19), в записи осмотра пациентки врачом акушером-гинекологом, работающим в ООО "Арс медика", (далее - врач акушер-гинеколог) отсутствуют сведения, необходимые для пациента гинекологического профиля: жалобы, репродуктивный анамнез, сведения о гинекологических заболеваниях, анамнезе жизни, вредных привычек, наследственности, данные гинекологического осмотра, установленном диагнозе, сведения о проведенных оперативных вмешательствах в амбулаторных условиях.
Главой VII Порядка оказания медицинской помощи по профилю по профилю "акушерство и гинекология" определено оказание медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями. В соответствие с п. 66 N 1130н, одной из основных задач первичной медико-санитарной помощи гинекологическим больным является, в том числе, профилактика, раннее выявление и лечение наиболее распространенных гинекологических заболеваний, а также оказание медицинской помощи при неотложных состояниях.
В нарушение требований пп. а, в п. 6 Постановления N 852; п. 66 Порядка N 1130н; пп. а п. 2. 1 Приказа N 203н; п. 9, 30 Правил N 1006:
- врачом акушером-гинекологом пациентке не осуществлялось в соответствие с требования законодательства РФ (порядками, стандартами оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, критериями качества медицинской помощи) раннее выявление и лечение ее заболевания, установление ей диагноза в соответствие с кодом МКБ-10, а также при возникшем 12.09.2022 неотложном состоянии не оказана пациентке необходимая медицинская помощь в соответствие с требованиями действующего законодательства (в представленном Черняховским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Калининградской области оригинале медицинской карты N 132842/19, отсутствуют документально подтвержденные сведения о ведении пациентки врачом-акушером-гинекологом, установлении ей диагноза, назначение лечения, обследования, объективного статуса и т.д.; также отсутствуют во всех изученных документах документально подтвержденные сведения об оказании медицинской помощи пациентке 12.09.2022 при возникшем неотложном состоянии в соответствие с требованиями действующего законодательства).
Приложением N 3 к Порядку утвержден стандарт оснащения кабинета врача-акушера-гинеколога.
В нарушение требований пп. а п. 6 Постановления N 852; приложения N 3 к Порядку N 1130н; п. 9 Правил N 1006:
- в кабинете врача акушера-гинеколога ООО "Арс медика" по адресу: 238151, Калининградская область, Черняховск, ул. Ленина, д. 24 фактически на момент проверки отсутствовало рабочее место медицинской сестры с подключением к информационно-коммуникационной сети "Интернет" (в кабинете имеется одно рабочее место врача).
П. 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, определены требования к договору об оказании платных медицинских услуг, заключенному между исполнителем и потребителем.
В нарушение требований пп. в п. 6 Постановления N 852; п. 17 Правил N 1006:
- в договоре N 132842/19 на оказание платных медицинских услуг, заключенном между ООО "Арс Медика" и пациенткой 12.09.2022, отсутствуют сведения о перечне платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором, стоимости платных медицинских услуг, сроках предоставления платных медицинских услуг, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность ООО "Арс Медика" согласно выданной лицензии на медицинскую деятельность, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего лицензию лицензирующего органа.
В соответствие с ч. 1 ст. 20 Закона N 323-ФЗ необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи; ч. 7 ст. 20 Федерального закона N 323-ФЗ информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи; ч. 8 ст. 20 порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствие с пп. а п. 2.1 к критериям качества в амбулаторных условиях относится, в том числе ведение медицинской документации, в том числе, наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
Согласно п. 28 Правил N 1006, платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В нарушение требований пп. в п. 6 Постановления N 852; ч. 1, 7, 8 ст. 20 Закона N 323-ФЗ; Приказа Минздрава России от 12.11.2021 N 1051н "Об утверждении Порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, формы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и формы отказа от медицинского вмешательства"; п. 28 Правил N 1006; пп. а п. 2.1 приказа N 203н:
- медицинская помощь пациентке в ООО "Арс Медика": некоторые виды медицинских исследований, проведенных 24.08.2022, 13.12.2021, 08.08.2022, 22.08.2022, 24.05.2022 - оказывалась в отсутствие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (в представленном к проверке оригинале медицинской карты N 132842/19 отсутствует согласие на данные виды медицинской помощи, имеется только информированное добровольное согласие, данное пациенткой только 12.09.2022);
- информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи от 12.09.2022, имеющееся в представленной к проверке медицинской карте пациента N 132842/19 оформлено по недействующему законодательству - приказу МЗ РФ N 1177н от 20.12.2012 (утратил силу с 01.03.2022).
В соответствие с п. 27 Правил N 1006, исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.
Пп. а, б п. 2.1 определено, что к критериям качества в амбулаторных условиях относится, в том числе ведение медицинской документации, в том числе, заполнение всех разделов, предусмотренных амбулаторной картой; первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи; оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в амбулаторной карте, установление предварительного диагноза лечащим врачом в ходе первичного приема пациента.
В нарушение требований пп. в п. 6 Постановления N 852; п. 27, 30 Правил N 1006; пп. а, б п. 2.1 приказа N 203н:
- врачом акушером-гинекологом при проведении "малого приема акушера-гинеколога" 12.09.2022 не указаны в первичной медицинской документации результаты первичного осмотра пациентки с оформлением результатов первичного осмотра, включая жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни, данные объективного осмотра (в представленном оригинале медицинской карты N 132842/19 отсутствуют данные сведения).
В нарушение требований пп. в п. 6 Постановления N 852; п. 27, 30 Правил N 1006; пп. а, в п. 2.1 приказа N 203н:
- врачом акушером-гинекологом при проведении "малого приема акушера-гинеколога" пациентке 12.09.2022 не установлен предварительный диагноз (в оригинале медицинской карты N 132842/19 отсутствуют данные сведения).
На основании п. 3 ч. 1 ст. 37 закона N 323-ФЗ "медицинская помощь за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается на основе клинических рекомендаций.
Согласно ч. 3 ст. 37 закона N 323-ФЗ клинические рекомендации разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) с указанием медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой медицинских услуг. Перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым разрабатываются клинические рекомендации, формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании установленных им критериев.
Клинические рекомендации "Цервикальная интраэпителиальная неоплазия, эрозия и эктропион шейки матки" (далее - Клинические рекомендации), утверждены Минздравом России в 2020 году. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.11.2021 N 1968 данный документ применяется с 1 января 2022 года.
П. 2.2 клинических рекомендаций определены требования к физикальному обследованию пациентов.
В нарушение требований пп. в п. 6 Постановления N 852; ч. 4 ст. 10; п. 3 ч. 1 ст. 37 закона N 323-ФЗ; п. 27 Правил N 1006; Клинических рекомендаций, утвержденных Минздравом России 2020 году:
- пациентка ранее до 12.09.2022 не наблюдалась в клинике у акушера-гинеколога, в клинике ООО "Арс Медика" ей не проводился определенный Клиническими рекомендациями осмотр, не был установлен предварительный и клинический диагноз, для его установления не проведены определенные Клиническими рекомендациями исследования.
П. 3 Клинических рекомендаций определены требования к лечению, включая медикаментозную и немедикаментозную терапии, диетотерапию, обезболивание, медицинские показания и противопоказания к применению методов лечения.
Согласно п. 3 Клинических рекомендаций вопрос, связанный со здоровьем, в связи с которыми пациентка обратилась в клинику ООО "Арс Медика", является вариантом нормы и не требует лечения.
В нарушение требований пп. в п. 6 Постановления N 852; ч. 4 ст. 10; п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ; п. 27 Правил N 1006; п. 3 Клинических рекомендаций, утвержденных Минздравом России 2020 году:
- врачом акушером-гинекологом 12.09.2022 принято решение о проведении лечения пациентке без установления предварительного и клинического диагноза (в оригинале медицинской карты пациента в "малом приеме акушера-гинеколога" от 12.09.2022 имеется запись о том, что пациентка "находилась на учете" с соответствующим диагнозом, тогда как данный диагноз является вариантом нормы и не требует лечения согласно клиническим рекомендациям. Кроме того, сведений о нахождении пациентки на учете с данным диагнозом нет в представленных первичных медицинских документах ООО "Арс Медика" и ГБУЗ КО "Черняховская НРБ").
В 2020 году утверждены Министерством здравоохранения Калининградской области Клинические рекомендации "Анафилактический шок", кодирование по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем: Т78.0, Т78.2, Т80.5, Т88.6, возрастная категория: взрослые, дети, которыми определены требования к физикальному обследованию пациентов, определены критерии обязательные критерии установления соответствующего диагноза, требования к проведению инструментальных диагностических исследований, а также рекомендации по лечению.
В нарушение требований пп. в п. 6 Постановления N 852; ч. 4 ст. 10; п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ; п. 27 Правил N 1006; п. 2.2 Клинических рекомендаций "Анафилактический шок", утвержденных Минздравом России 2020 году:
Врачом акушером-гинекологом 12.09.2022 при возникшем на введение препарата Лидокаин у пациентки жизнеугрожающем состоянии - Анафилактическом шоке (далее - жизнеугрожающее состояние) - не проводился физикальный осмотр с целью постановки диагноза, определения варианта, характера течения, степени тяжести (данные сердечно-сосудистой системы (ЧСС, пульс, АД), кожных покровов, дыхательной системы (ЧДД), центральной нервной системы (судороги, потеря сознания), как и сами сведения о возникшей жизнеугрожающей ситуации отсутствуют в записи осмотра пациентки 12.09.2022, имеющейся в представленном оригинале медицинской карты N 132842/19).
П. 2.4 Клинических рекомендаций "Анафилактический шок" определены требования к проведению инструментальных диагностических исследований. Рекомендуется всем пациентам с анафилаксией/АШ обязательно мониторировать АД, пульс, частоту дыхательных движений для оказания неотложной помощи. При отсутствии возможности подсоединить монитор измерять АД, пульс вручную каждые 2-5 минут, контролировать уровень оксигенации.
В нарушение требований пп. в п. 6 Постановления N 852; ч. 4 ст. 10; п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ; п. 27 Правил N 1006; п. 2.4 Клинических рекомендаций "Анафилактический шок", утвержденных Минздравом России 2020 году:
- пациентке в связи с возникшим жизнеугрожающим состоянием не соблюдены требования к проведению инструментальных диагностических исследований (в записи осмотра пациентки 12.09.2022 врачом акушером-гинекологом, имеющемся в представленном оригинале медицинской карты N 132842/19 отсутствуют данные сведения).
В нарушение требований пп. в п. 6 Постановления N 852; ч. 4 ст. 10; п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ; п. 27 Правил N 1006; п. 3.1 Клинических рекомендаций "Анафилактический шок", утвержденных Минздравом России 2020 году:
- пациентке в связи с возникшим жизнеугрожающем состоянием - врачом акушером-гинекологом не введен немедленно Эпинефрин в/м в переднебоковую поверхность верхней трети бедра (в записи осмотра пациентки 12.09.2022 врачом-акушером-гинекологом, имеющемся в представленном оригинале медицинской карты N 132842/19, пояснениях медицинского учреждения и врача акушера-гинеколога, результатах судебно-медицинской экспертизы N 156 от 14.09.2022 отсутствуют сведения о введении лекарственного препарата - Эпинефрин пациентке. На момент проведения выездной проверки в кабинете врача акушера-гинеколога ООО "Арс медика" имелась укладка для оказания помощи при анафилактическим шоке. В составе этой укладки имелся Адреналин (Эпинефрин );
- пациентке в связи с возникшим жизнеугрожающем состоянием врачом акушером-гинекологом не введены кортикостероиды для системного использования для снижения риска продленной фазы респираторных проявлений (в записи осмотра пациентки 12.09.2022 врачом акушером-гинекологом, имеющемся в представленном оригинале медицинской карты N 132842/19, отсутствуют данные сведения. На момент проведения выездной проверки в кабинете врача акушера-гинеколога ООО "Арс медика" имелась укладка для оказания помощи при анафилактическим шоке. В составе этой укладки имелись: Дексаметазон, Преднизолон).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Росздравнадзор протокола от 06.04.2023 N РЗ 9-39/23 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ..
На основании изложенного, в порядке статьи 23.1 КоАП РФ Росздравнадзор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем привлек ООО "Арс Медика" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции, связи со следующим.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности установлены пунктами 5, 6 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 852).
Согласно подпункту а) пункта 6 Постановления N 852 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, в том числе: соблюдение порядков оказания медицинской помощи, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю по профилю "акушерство и гинекология".
Согласно п. 2 действие настоящего Порядка распространяется на медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю "акушерство и гинекология", независимо от форм собственности.
Пунктом 1, приложением N 5 к Порядку утверждена Учетная форма N 025/у - карты пациента гинекологического профиля (вкладыш в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях).
В соответствие с п. 11 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинская организация обязана, в том числе вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 10.05.2017 N 203н утверждены критерии оценки качества медицинской помощи.
Согласно пункту 1.1 приложения к приказу критерии оценки качества медицинской помощи применяются при оказании медицинской помощи в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; п. 1.2 критерии качества применяются в целях оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Пунктом 2.1 приказа Минздрава России от 10.05.2017 N 203н определены критерии качества в амбулаторных условиях. В соответствие с пп. а п. 2.1 к критериям качества в амбулаторных условиях относится, в том числе ведение медицинской документации, заполнение всех разделов, предусмотренных амбулаторной картой.
Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.
В соответствие с п. 30 Правил исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.
Согласно п. 9 Правил при предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Судом первой инстанции обоснованно установлен факт нарушения Обществом лицензионных требований, а именно пп. а, в п. 6 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, предъявляемых при осуществлении им медицинской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности Общества в совершении вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом также не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Судом также не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела судом не истек.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Назначенное судом наказание в пределах санкции инкриминируемой статьи соответствует тяжести и характеру правонарушения, степени вины правонарушителя, принципам соразмерности и справедливости.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи, с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.07.2023 по делу N А21-4216/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4216/2023
Истец: Территориальный орган Росздравнадзора по Калининградской области
Ответчик: ООО "Арс Медика"