г. Вологда |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А66-14890/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 октября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Ралько О.Б. и Колтаковой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от заместителя прокурора Тверской области представителя Обиход И.Д. по доверенности от 22.06.2023, от сельскохозяйственного производственного кооператива "КАВА" представителей Крылова А.Ю. по доверенности от 05.10.2021, Кузнецовой Н.М. по доверенности от 25.01.2022, Бахваловой М.А. по доверенности от 25.01.2022, от Правительства Тверской области Травкиной О.Н. по доверенности от 07.12.2022, Тепловой Нины Александровны (лично), Горячева Сергея Викторовича (лично), Щелкуновой Ирины Григорьевны (лично), Орловой Алины Олеговны (лично), Ельникова Максима Николаевича (лично), Летушовой Светланы Михайловны (лично), Виноградовой Веры Михайловны (лично), от Щелкуновой Ирины Григорьевны, Мишиной Светланы Николаевны, Виноградовой Веры Михайловны, Орловой Алины Олеговны, Летушовой Светланы Михайловны, Ишутовой Ольги Федоровны, Тихомирова Геннадия Викторовича, Ельникова Максима Николаевича, Тепловой Нины Александровны, Репко Галины Александровны, Васильева Андрея Владимировича, Горячева Сергея Викторовича, Акуленко Веры Григорьевны, Авдонина Сергея Анатольевича представителя Жукова Г.Н. по доверенностям от 13.03.2023, 14.03.2023, 16.03.2023, 30.03.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференцсвязи и веб-конференции по правилам суда первой инстанции дело N А66-14890/2021,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Тверской области (адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Симеоновская, д. 27; ОГРН 1026900569662, ИНН 6905000777; далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Тверской области в защиту интересов муниципального образования "Кулицкое сельское поселение" Калининского района Тверской области в лице администрации муниципального образования "Кулицкое сельское поселение" Калининского района Тверской области (далее - Администрация поселения) с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу "КАВА" (адрес: 170560, Тверская обл., Калининский р-н, д. Бойково, д. 98; ОГРН 1046900079764, ИНН 6924009221; далее - СПК "КАВА") о прекращении зарегистрированного за ответчиком права собственности на следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая: ул. Специалистов, д. 11, кв. 2 (кадастровый N 69:10:0100901:911), ул. Специалистов, д. 11, кв. 5 (кадастровый N 69:10:0100901:916), ул. Специалистов, д. 11, кв. 7 (кадастровый N 69:10:0100901:914), ул. Специалистов, д. 11, кв. 10 (кадастровый N 69:10:0100901:910), ул. Специалистов, д. 11, кв. 11 (кадастровый N 69:10:0100901:915), ул. Специалистов, д. 11, кв. 13 (кадастровый N 69:10:0100901:1072), ул. Специалистов, д. 11, кв. 15 (кадастровый N 69:10:0100901:918), ул. Специалистов, д. 11, кв. 16 (кадастровый N 69:10:0100901:912), ул. Специалистов, д. 11, кв. 17 (кадастровый N 69:10:0100901:917), ул. Специалистов, д. 11, кв. 18 (кадастровый N 69:10:0100901:913), ул. Специалистов, д. 13, кв. 7 (кадастровый N 69:10:0100901:925), ул. Специалистов, д. 13, кв. 9 (кадастровый N 69:10:0100901:922), ул. Специалистов, д. 13, кв. 11 (кадастровый N 69:10:0100901:928), ул. Специалистов, д. 13, кв. 14 (кадастровый N 69:10:0100901:919), ул. Специалистов, д. 13, кв. 17 (кадастровый N 69:10:0100901:924), ул. Специалистов, д. 15, кв. 7 (кадастровый N 69:10:0100901:948), ул. Специалистов, д. 15, кв. 11 (кадастровый N 69:10:0100901:951), ул. Специалистов, д. 15, кв. 15 (кадастровый N 69:10:0100901:931), ул. Специалистов, д. 15, кв. 17 (кадастровый N 69:10:0100901:929), ул. Специалистов, д. 17, кв. 2 (кадастровый N 69:10:0100901:933), ул. Специалистов, д. 17, кв. 3 (кадастровый N 69:10:0100901:934), ул. Специалистов, д. 17, кв. 9 (кадастровый N 69:10:0100901:938), ул. Специалистов, д. 17, кв. 10 (кадастровый N 69:10:0100901:939), ул. Специалистов, д. 17, кв. 12 (кадастровый N 69:10:0100901:940), ул. Специалистов, д. 17, кв. 14 (кадастровый N 69:10:0100901:942); об истребовании из чужого незаконного владения ответчика в пользу муниципального образования "Кулицкое сельское поселение" Калининского района Тверской области в лице Администрации поселения указанных объектов недвижимости; о признании права собственности муниципального образования "Кулицкое сельское поселение" Калининского района Тверской области в лице Администрации поселения на указанные объекты.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Администрация поселения.
Решением суда от 09 декабря 2022 года в удовлетворении иска отказано.
Прокурор с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Считает, что срок исковой давности не истек, поскольку Прокурору и Администрации поселения о праве на спорные объекты стало известно лишь 01.12.2021. Полагает, что со стороны СПК "КАВА" имеются признаки недобросовестности, поскольку при наличии сведений о необходимости передачи имущества в муниципальную собственность ответчик от исполнения указанной обязанности уклонился, чем нарушил права истца. Указывает, что Администрация поселения является правопреемником администрации Кулицкого сельского округа Калининского района Тверской области.
Акуленко Вера Григорьевна, Биткова Валентина Анатольевна, Бурыкина Надежда Александровна, Васильев Андрей Владимирович, Горячева Наталья Викторовна, Горячев Сергей Викторович, Ельников Максим Николаевич, Зимина Валентина Николаевна, Кудряшова Валентина Александровна, Лютая Татьяна Ивановна, Миловидов Владимир Иванович, Репко Галина Александровна, Серова Наталья Александровна, Серова Елена Максимовна, Теплова Нина Александровна, Туманова Марина Константиновна, Тихомиров Геннадий Викторович, Хмелевская Светлана Валерьевна, Шмелев Александр Вадимович также не согласились с решением суда, обратились с апелляционной жалобой, в которой просили его отменить, принять по делу новый судебный акт. В жалобе апеллянты сослались на то, что обжалуемым судебным актом непосредственно затрагиваются субъективные права граждан, постоянно проживающих в спорных домах, их права на жилье, на приватизацию жилищного фонда в Российской Федерации, на выбор способа управления многоквартирным домом.
Суд апелляционной инстанции, установив, что спорные жилые помещения, об истребовании которых предъявлено требование к ответчику, фактически находятся во владении физических лиц, проживающих в данных квартирах на основании договоров найма и зарегистрированных в них по месту жительства, вместе с тем данные лица, чьи права затрагиваются предъявленными требованиями, к участию в настоящем споре не привлечены, пришел к выводу о наличии безусловных оснований для отмены принятого судебного акта, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и определением от 12 мая 2023 года на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Этим же определением апелляционный суд в порядке статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Калининского муниципального района Тверской области (далее - Администрация района), Правительство Тверской области (далее - Правительство), Щелкунову Ирину Григорьевну, Краснова Виктора Николаевича, Мишину Светлану Николаевну Виноградову Веру Михайловну, Орлову Алину Олеговну, Генералова Александра Викторовича, Ефременко Татьяну Анатольевну, Летушову Светлану Михайловну, Ишутову Ольгу Федоровну, Чагрову Елену Геннадьевну, Тихомирова Геннадия Викторовича, Лебедеву Раису Михайловну, Титкову Надежду Анатольевну, Лебедеву Наталью Владимировну, Ельникова Максима Николаевича, Теплову Нину Александровну, Матвеева Александра Валерьевича, Репко Галину Александровну, Орлова Алексея Юрьевича, Васильева Андрея Владимировича, Кем Елену Анатольевну, Миллера Валерия Алексеевича, Горячева Сергея Викторовича, Акуленко Веру Григорьевну, Авдонина Сергея Анатольевича.
Кроме того, определением апелляционного суда от 12 мая 2023 года прекращено производство по апелляционной жалобе Битковой Валентины Анатольевны, Бурыкиной Надежды Александровны, Горячевой Натальи Викторовны, Зиминой Валентины Николаевны, Кудряшовой Валентины Александровны, Лютой Татьяны Ивановны, Миловидова Владимира Ивановича, Серовой Натальи Александровны, Серовой Елены Максимовны, Тумановой Марины Константиновны, Хмелевской Светланы Валерьевны, Шмелева Александра Вадимовича на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 декабря 2022 года по делу N А66-14890/2021, поскольку судебный акт, об отмене которого заявлено в жалобе, принят не в отношении прав данных лиц и не возлагает на них каких-либо обязанностей по отношению к сторонам спора; квартиры, в которых проживают названные лица, не являются предметом спора по настоящему делу.
В судебном заседании представитель Прокурора поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях.
Представители ответчика доводы истца отклонили по мотивам, изложенным в отзывах, возражениях, поддержали заявление о пропуске истцом срока исковой давности, подлежащего исчислению с 1995 года.
Администрация поселения требования истца не поддержала, в отзыве на иск указала, что право собственности СПК "КАВА" на спорное имущество зарегистрировано на основании протокола собрания уполномоченных трудового коллектива колхоза "Активист" от 20.11.1992 N 3, что соответствовало действовавшему на тот момент законодательству. Полагает неправомерным лишение СПК "КАВА" прав собственности на спорные жилые помещения, однако в случае принятия судом такого решения Администрация поселения примет их на свой баланс.
Администрация района в отзыве поддержала требования Прокурора, просила иск удовлетворить.
Представитель Правительства в судебном заседании поддержал исковые требования Прокурора по основаниям, изложенным в отзыве от 02.06.2023. Полагает, что спорные жилые помещения являются муниципальной собственностью в силу положений пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и пункта 1 приложения 3 к данному Постановлению независимо от того, оформлено ли право муниципальной собственности в установленном порядке.
Присутствовавшие в судебном заседании Теплова Н.А., Горячев С.В., Щелкунова И.Г., Орлова А.О., Ельников М.Н., Летушова С.М., Виноградова В.М., представитель третьих лиц Жуков Г.Н. поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях, а также заявление о фальсификации доказательства - светокопии протокола собрания уполномоченных трудового коллектива колхоза "Активист" от 20.11.1992 N 3.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ при имеющейся явке.
Прокурор, СПК "КАВА" в представленных в суд отзывах возражали относительно заявления третьих лиц о фальсификации доказательства.
Недостоверным доказательством в порядке статьи 161 АПК РФ может быть признано любое искажение представляемых суду доказательств, которое может быть выполнено путем подделки, подчистки, внесения исправлений, искажающих действительный смысл, или ложных сведений (материальный подлог). В данном случае заявитель таковых доводов о наличии признаков материального подлога в оспариваемом доказательстве не приводит. В судебном заседании 16.10.2023 апелляционным судом обозревался оригинал протокола собрания уполномоченных трудового коллектива колхоза "Активист" от 20.11.1992 N 3, идентичная копия которого представлена в материалы дела и оспаривается третьими лицами. Из заявления о фальсификации доказательств следует, что возражения третьих лиц касаются содержания представленного документа, заявители указывают на отсутствие в материалах дела копии протокола общего собрания трудового коллектива колхоза "Активист" либо решения районного Совета народных депутатов, утвердивших список уполномоченных трудового коллектива колхоза "Активист", равно как и самого списка уполномоченных трудового коллектива колхоза "Активист" или оригиналов доверенностей на уполномоченных трудового коллектива колхоза "Активист", а также ссылаются на несоответствие повестки дня, указанной в светокопии протокола собрания уполномоченных трудового коллектива колхоза "Активист" от 20.11.1992 N 3, повестке дня, содержащейся в копии протокола учредительного собрания по организации акционерного общества закрытого типа "Кава" от 20.11.1992 N 3. Вместе с тем данные доводы не подлежат проверке в порядке, предусмотренном статьей 161 АПК РФ. Опровержение данного доказательства возможно путем представления иных доказательств, обосновывающих недостоверность сведений, изложенных в копии протокола собрания уполномоченных трудового коллектива колхоза "Активист" от 20.11.1992 N 3. Оценка оспариваемого доказательства и доказательств, представленных в его опровержение, производится арбитражным судом по правилам статьи 71 АПК РФ.
С учетом изложенного апелляционный суд отклонил заявление третьих лиц о фальсификации доказательства, поскольку оно не соответствует критериям такого заявления, и отказал в дальнейшей проверке заявления в порядке, предусмотренном статьей 161 АПК РФ.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, решением Калининского районного Совета народных депутатов от 14.10.1980 N 176-5 утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 18-квартирного двухэтажного жилого дома N 1 в колхозе "Активист" на станции Кулицкая (т. 1, л. 15-22).
В соответствии с решением Калининского районного Совета народных депутатов от 01.04.1981 N 57-5 утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 18-квартирного двухэтажного жилого дома N 2 в колхозе "Активист" на станции Кулицкая от 28.03.1981 (т. 9, л. 78).
На основании акта приемки здания (сооружения) государственной комиссией от 30.12.1982, утвержденного решением Калининского районного Совета народных депутатов от 07.01.1982 N 6-2, введен в эксплуатацию 18-квартирный двухэтажный жилой дом N 3 в колхозе "Активист" на станции Кулицкая (т. 1, л. 23-30).
Решением Калининского районного Совета народных депутатов от 06.07.1982 N 119-2 утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 18-квартирного двухэтажного жилого дома N 4 в колхозе "Активист" на станции Кулицкая (т. 1, л. 38-45).
Из протокола общего собрания уполномоченных колхоза "Борьба" от 23.04.1986 и протокола общего собрания уполномоченных колхоза "Активист" и колхоза "Борьба" от 25.04.1986 следует, что на данных собраниях участниками принято решение об объединении двух колхозов "Активист" и "Борьба" в целях рационального ведения хозяйства (т. 1, л. 47, 48).
Решением Калининского районного Совета народных депутатов от 20.05.1986 N 108 удовлетворено ходатайство членов колхозов "Активист" и "Борьба" об объединении их земель в один колхоз "Активист", центральной усадьбой укрупненного колхоза "Активист" постановлено считать д. Бойково (т. 1, л. 46).
Как следует из протокола общего собрания членов колхоза "Активист" от 22.02.1992 N 1, в числе вопросов, поставленных на обсуждение, был вопрос о реорганизации колхоза. По данному вопросу на собрании принято решение в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" реорганизовать колхоз "Активист" в течение 1992 года в акционерное общество закрытого типа "Кава" (далее - АОЗТ "Кава"); вплоть до созыва учредительного собрания поручить правлению колхоза выполнять возложенные на них функции по управлению хозяйством (представлен ответчиком с возражениями от 07.08.2023).
Согласно протоколу учредительного собрания по организации АОЗТ "Кава" от 20.11.1992 (в материалах дела имеются копии рукописного и печатного вариантов данного протокола от 20.11.1992, содержание которых идентично, варианты пронумерованы: рукописный под номером 1 (представлен ответчиком с возражениями от 07.08.2023), а печатный - под номером 3 (т. 1, л. 52-54); оригинал рукописного протокола обозревался апелляционным судом в судебном заседании 16.10.2023) на собрании, в котором участвовали 540 человек, приняты в том числе решения о создании АОЗТ "Кава" и утверждении его устава.
Решением малого Совета Калининского районного Совета народных депутатов от 29.01.1993 N 131-7 "О регистрации акционерного общества закрытого типа "Кава" произведена регистрация АОЗТ "Кава" (Тверская обл., Калининский р-н, д. Бойково Кулицкого сельсовета) (т. 1, л. 49).
Согласно пункту 2.1 устава АОЗТ "Кава" (т. 1, л. 55-80), созданное акционерное общество является правопреемником колхоза "Активист" Калининского района.
Состав учредителей АОЗТ "Кава" приводится в пункте 2.1 устава.
В силу пункта 4.1 устава АОЗТ "Кава" является собственником имущества и средств, а также личных средств, переданных ему участниками, полученных совместно доходов, произведенной продукции и иного имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым законодательством Российской Федерации.
В пункте 4.2 устава АОЗТ "Кава" указано, что уставный фонд общества образуется за счет вкладов учредителей в производственных фондах, земельных долей и стоимости другого имущества, переданного во владение, пользование и распоряжение общества, а также личных вкладов учредителей. На момент учреждения общества его уставный фонд составляет 38 621 тыс. руб., в том числе 14 869 тыс. руб. - стоимость производственных фондов, 23 220 тыс. руб. - стоимость земельных долей; при этом 10 310 тыс. руб. или 27 % уставного фонда являются коллективным неделимым фондом, который не может быть использован ни на какие цели.
В материалах дела имеется также копия рукописного протокола собрания уполномоченных трудового коллектива колхоза "Активист" от 20.11.1992 N 3 (т. 2, л. 76-90). Согласно данному протоколу на собрании присутствовало 97 из 112 уполномоченных, обсуждались в том числе вопросы о реорганизации колхоза "Активист" в АОЗТ "Кава", о распределении имущества и установлении стоимости имущественных паев. Решением собрания постановлено реорганизовать колхоз "Активист" в АОЗТ "Кава", утвержден уставный фонд АОЗТ "Кава", а также утвержден сводный акт оценки основных средств, передаваемых АОЗТ "Кава" (приложение 1 к протоколу).
Согласно сводному акту оценки стоимости передаваемого имущества (основных средств) от колхоза "Активист" АОЗТ "Кава" (приложение 1 к протоколу собрания уполномоченных трудового коллектива колхоза "Активист" от 20.11.1992 N 3) в числе передаваемого имущества поименованы жилые дома N 11, 13, 15, 17 по ул. Специалистов станции Кулицкая (оригинал рукописного протокола собрания уполномоченных трудового коллектива колхоза "Активист" от 20.11.1992 N 3 и приложения 1 к данному протоколу обозревался апелляционным судом в судебном заседании 16.10.2023).
Постановлением главы администрации Кулицкого округа от 18.01.1994 N 1 (далее - постановление от 18.01.1994 N 1) постановлено зарегистрировать право собственности домов и квартир за их фактическими владельцами (предприятиями, организациями) согласно прилагаемому перечню (приложение на 6 листах); просить Тверское Бюро технической инвентаризации внести их в соответствующий реестр и выдать регистрационные удостоверения (т. 9, л. 16-19).
Приложением к данному постановлению является перечень квартир и домов, принадлежащих АОЗТ "Кава". В указанном перечне поименованы в том числе квартиры, расположенные в жилых домах: N 11 (квартиры N 1 - 18), 13 (N 1 - 18), 15 (N 1 - 18), 17 (N 1 - 18) по ул. Специалистов станции Кулицкая.
На основании постановления от 18.01.1994 N 1 Бюро технической инвентаризации выданы АОЗТ "Кава" регистрационные удостоверения от 29.08.1994 N 144 - на жилой дом N 13 по ул. Специалистов ст. Кулицкая, N 145 - на жилой дом N 11 по ул. Специалистов ст. Кулицкая, N 146 - на жилой дом N 15 по ул. Специалистов ст. Кулицкая, N 147 - на жилой дом N 17 по ул. Специалистов ст. Кулицкая (т. 9, л. 73-76).
Согласно общедоступным сведениям, содержащимся на сайте Федеральной налоговой службы в разделе "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде" (https://egrul.nalog.ru/index.html), 29.11.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены сведения о регистрации закрытого акционерного общества "КАВА" (ОГРН 1026900559146; далее - ЗАО "КАВА"), созданного путем реорганизации до 01.07.2002. В ЕГРЮЛ отражены также следующие сведения о регистрации данного юридического лица до 01.07.2002: регистрационный номер, присвоенный до 01.07.2002, - 131-7, дата регистрации до 01.07.2002 - 29.01.1993; наименование органа, зарегистрировавшего юридическое лицо до 01.07.2002, - малый Совет Калининского районного совета.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания акционеров АОЗТ "Кава" от 20.01.2003 N 1 (оригинал протокола обозревался апелляционным судом в судебном заседании 16.10.2023) на данном собрании участниками обсуждался в том числе вопрос о приведении устава АОЗТ "Кава" в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах", и решением собрания в новой редакции утвержден устав ЗАО "КАВА".
На общем собрании акционеров ЗАО "КАВА", состоявшемся 01.03.2004 (протокол от 01.03.2004; в материалах дела имеются рукописный и печатный варианты данного протокола одинакового содержания (т. 2, л. 91-94; т. 11, л. 127), принято решение о реорганизации ЗАО "КАВА" в форме преобразования в СПК "КАВА" на основании статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 15, 20 Федерального закона "Об акционерных обществах", утверждены устав СПК "КАВА" и передаточный акт по состоянию на 01.03.2004 с расчетом чистых активов и расшифровкой кредиторской задолженности. В расшифровке основных средств, передаваемых от ЗАО "КАВА" СПК "КАВА", поименованы в том числе четыре 18-квартирных жилых дома (т. 11, л. 140, 141).
Согласно пункту 1.2 устава СПК "КАВА", утвержденного 01.03.2004, СПК "КАВА" образован в результате преобразования ЗАО "КАВА", зарегистрированного решением малого Совета Калининского районного совета народных депутатов 29.01.1993, регистрационный N 131-7, ОГРН 1026900559146, ИНН 6924000878, и является правопреемником всех имущественных и неимущественных прав и обязанностей ЗАО "КАВА" в отношении всех его кредиторов и дебиторов в соответствии с передаточным актом (т. 11, л. 129-136). Аналогичные положения закреплены в пункте 1.2 устава СПК "КАВА" в новой редакции, утвержденной 15.01.2021 общим собранием членов кооператива (протокол от 15.01.2021 N 1/1-21; т. 13, л. 13-14, 31-38).
По акту приема-передачи основных средств от 01.03.2004 от ЗАО "КАВА" переданы СПК "КАВА": 18-квартирный жилой дом N 11 по ул. Специалистов, в том числе квартиры N 2, 5, 7, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 18; 18-квартирный жилой дом N 13 по ул. Специалистов, в том числе квартиры N 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 14, 15, 17; 18-квартирный жилой дом N 15 по ул. Специалистов, в том числе квартиры N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 11, 12, 14, 15, 16, 17; 18-квартирный жилой дом N 17 по ул. Специалистов, в том числе квартиры N 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15; хозяйственные сараи к домам N 11, 13, 15, 17 (содержится в материалах электронного дела, представлен ответчиком 03.10.2022 с ходатайством о приобщении доказательств от 30.09.2022 (т. 4, л. 14-16)).
Многоквартирный двухэтажный жилой дом N 11 по ул. Специалистов ж/д ст. Кулицкая поставлен на кадастровый учет 27.02.2009, кадастровый номер 69:10:0100901:535; многоквартирный двухэтажный жилой дом N 13 по ул. Специалистов ж/д ст. Кулицкая поставлен на кадастровый учет 03.07.2011, кадастровый номер 69:10:0100901:658; многоквартирный двухэтажный жилой дом N 15 по ул. Специалистов ж/д ст. Кулицкая поставлен на кадастровый учет 08.02.2010, кадастровый номер 69:10:0100901:545; многоквартирный двухэтажный жилой дом N 17 по ул. Специалистов ж/д ст. Кулицкая поставлен на кадастровый учет 10.05.2011, кадастровый номер 69:10:0100901:547.
В период с 2014 по 2016 год произведена государственная регистрация права собственности СПК "КАВА" на спорные жилые помещения, расположенные в указанных многоквартирных жилых домах.
Из материалов регистрационных дел, свидетельств о государственной регистрации права и выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на спорные объекты недвижимости следует, что право собственности СПК "КАВА" на квартиры, находящиеся в жилом доме 11 по ул. Специалистов, зарегистрировано на основании протокола собрания уполномоченных трудового коллектива колхоза "Активист" от 20.11.1992 N 3, в том числе на квартиру 2 (кадастровый номер 69:10:0100901:911) право зарегистрировано 20.04.2015, квартиру 5 (кадастровый N 69:10:0100901:916) - 19.05.2015, квартиру 7 (кадастровый N 69:10:0100901:914) - 20.04.2015; квартиру 10 (кадастровый N 69:10:0100901:910) - 19.05.2015; квартиру 11 (кадастровый N 69:10:0100901:915) - 22.04.2015; квартиру 13 (кадастровый N 69:10:0100901:1072) - 12.08.2015; квартиру 15 (кадастровый N 69:10:0100901:918) - 19.05.2015; квартиру 16 (кадастровый N 69:10:0100901:912) - 18.06.2015; квартиру 17 (кадастровый N 69:10:0100901:917) - 15.09.2014; квартиру 18 (кадастровый N 69:10:0100901:913) - 18.06.2015 (т. 2, л. 31-45; т. 3, л. 8-15, 132 (CD-диск)).
В качестве документа - основания государственной регистрации права собственности СПК "КАВА" на жилые помещения, находящиеся в доме 13 по ул. Специалистов, указано решение Калининского районного Совета народных депутатов от 14.10.1980 N 176-5 "Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 18-квартирного жилого дома в колхозе "Активист" на ст. Кулицкая". Право собственности ответчика на жилые помещения в данном доме зарегистрировано в ЕГРН: на квартиру 7 (кадастровый N 69:10:0100901:925) - 10.12.2014; квартиру 9 (кадастровый N 69:10:0100901:922) - 26.06.2015; на квартиру 11 (кадастровый N 69:10:0100901:928) - 10.12.2014; на квартиру 14 (кадастровый N 69:10:0100901:919) - 24.03.2015; на квартиру 17 (кадастровый N 69:10:0100901:924) - 01.03.2016 (т. 2, л. 46-60).
Право собственности СПК "КАВА" на квартиры, расположенные в доме 15 по ул. Специалистов, зарегистрировано на основании решения Калининского районного Совета народных депутатов от 07.01.1982 N 6-2 "Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 18 кв. жилого дома N 3 в колхоз "Активист"", в том числе на квартиру 7 (кадастровый N 69:10:0100901:948) право зарегистрировано 21.11.2014, на квартиру 11 (кадастровый N 69:10:0100901:951) - 26.06.2015, на квартиру 15 (кадастровый N 69:10:0100901:931) - 25.06.2015, а на квартиру 17 (кадастровый N 69:10:0100901:929) - 25.06.2015 на основании протокола собрания уполномоченных трудового коллектива колхоза "Активист" от 20.11.1992 N 3 (т. 2, л. 61-66, т. 3, л. 16-23).
Государственная регистрация права собственности СПК "КАВА" на квартиры, расположенные в жилом доме 17 по ул. Специалистов, произведена на основании решения Калининского районного Совета народных депутатов от 06.07.1982 N 119-2 "Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 18 кв. жилого дома N 4 в колхозе "Активист" ст. Кулицкая", в том числе на квартиру 2 (кадастровый N 69:10:0100901:933) право собственности зарегистрировано 01.03.2016, квартиру 3 (кадастровый N 69:10:0100901:934) - 29.12.2014, квартиру N 9 (кадастровый N 69:10:0100901:938) - 02.03.2016; квартиру 10 (кадастровый N 69:10:0100901:939) - 01.03.2016; квартиру 12 (кадастровый N 69:10:0100901:940) - 16.03.2015; квартиру 14 (кадастровый N 69:10:0100901:942) - 21.11.2014.
В обоснование иска Прокурор указывает, что в ходе проверки, проведенной осенью 2021 года по коллективному обращению жителей ж/д ст. Кулицкая Калининского района, обнаружен в том числе акт приемки-передачи ведомственного жилищного фонда на баланс Кулицкого сельского округа, согласованный с главой администрации района и утвержденный заместителем главы администрации Тверской области 26.12.1995, по которому АОЗТ "Кава" передало администрации Кулицкого сельского округа жилые дома 11, 13, 15, 17 по ул. Специалистов ст. Кулицкая. Приложением 1 к данному акту является перечень жилых домов, принадлежащих АОЗТ "Кава" Калининского района, передаваемых в Кулицкий сельский округ, в котором поименованы дома, расположенные по адресу: ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 11, 13, 15, 17. С актом приемки-передачи ведомственного жилищного фонда от 26.12.1995 представлены также: акт приемки-передачи котельных, водопроводно-канализационных сооружений, инженерных сетей на баланс Кулицкого сельского округа, подписанный представителями АОЗТ "Кава" и администрации Кулицкого сельского округа, согласованный с главой Администрации района 26.09.1995 и утвержденный заместителем главы администрации Тверской области 26.12.1995; протокол передачи техники, спецмашин, механизмов, в котором отсутствует перечень объектов, проставлены прочерки; акт передачи объектов, предназначенных для эксплуатации и технического обслуживания объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в котором также отсутствует перечень объектов и проставлены прочерки; акт передачи средств на финансирование капитального ремонта жилого фонда, в котором отражена лишь сумма денежных средств, необходимых для проведения капитального ремонта в последующем (т. 2, л. 1-6; оригиналы актов в т. 3, л. 41).
Апелляционным судом установлено, что на основании договоров найма, заключенных жильцами с СПК "КАВА" (т. 5, л. 6-105), спорные жилые помещениях переданы в пользование следующим лицам: Щелкуновой Ирине Григорьевне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 11, кв. 2); Краснову Виктору Николаевичу (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 11, кв. 5); Мишиной Светлане Николаевне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 11, кв. 7); Виноградовой Вере Михайловне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 11, кв. 10); Орловой Алине Олеговне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 11, кв. 11); Генералову Александру Викторовичу (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 11, кв. 13), Ефременко Татьяне Анатольевне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 11, кв. 15); Летушовой Светлане Михайловне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 11, кв. 16); Ишутовой Ольге Федоровне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 11, кв. 17); Чагровой Елене Геннадьевне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 11, кв. 18); Тихомирову Геннадию Викторовичу (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 13, кв. 7); Лебедевой Раисе Михайловне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 13, кв. 9); Титковой Надежде Анатольевне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 13, кв. 11); Лебедевой Наталье Владимировне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 13, кв. 14); Ельникову Максиму Николаевичу (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 13, кв. 17); Тепловой Нине Александровне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов д. 15, кв. 7); Матвееву Александру Валерьевичу (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 15, кв. 11); Репко Галине Александровне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д, ст. Кулицкая, ул. Специалистов д. 15, кв. 15); Орлову Алексею Юрьевичу (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д, ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 15, кв. 17); Васильеву Андрею Владимировичу (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 17, кв. 2); Кем Елене Анатольевне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 17, кв. 3); Миллеру Валерию Алексеевичу (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 17, кв. 9); Горячеву Сергею Викторовичу (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 17, кв.10); Акуленко Вере Григорьевне (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 17, кв. 12); Авдонину Сергею Анатольевичу (адрес: Тверская обл., Калининский р-н, ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 17, кв. 14).
Прокурор, указывая на то, что на основании акта приема-передачи от 26.12.1995 жилые дома N 11, 13, 15, 17, расположенные на ул. Специалистов ж/д ст. Кулицкая, переданы в собственность Кулицкого сельского округа и регистрация права собственности СПК "КАВА" на спорные квартиры, находящиеся в данных домах, произведена неправомерно, обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав обстоятельства дела, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, проверив доводы сторон, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В силу пункта 1 статьи 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, в числе которых признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.
Полномочия прокурора в арбитражном процессе определены в статье 52 АПК РФ. В силу абзаца пятого части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор, действуя в защиту интересов публично-правового образования, вправе обратиться в арбитражный суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения. Следует отметить, что часть 1 статьи 52 АПК РФ не предусматривает обращение прокурора в арбитражный суд с иском о признании права и прекращении права (признании права отсутствующим). Вместе с тем в рамках настоящего спора заявленные Прокурором в интересах муниципального образования "Кулицкое сельское поселение" требования о признании права муниципальной собственности на спорные квартиры и требования о прекращении права собственности СПК "КАВА" на эти объекты рассматриваются в совокупности с предъявленными Прокурором требованиями об истребовании имущества как направленные на передачу недвижимого имущества в муниципальную собственность.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 36 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Как указано в пункте 52 Постановления N 10/22, зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункт 59 Постановления N 10/22).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 218 ГК РФ граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (абзац третий пункта 2 статьи 218 ГК РФ).
В установленный период строительства спорных многоквартирных жилых домов правовое регулирование отношений собственности осуществлялось Гражданским кодексом РСФСР 1964 года. В силу статьи 93 Гражданского кодекса РСФСР колхозно-кооперативная собственность являлась одной из форм социалистической собственности и охранялась государством наряду с государственной (общенародной) собственностью, собственностью профсоюзных и иных общественных организаций и личной собственностью.
Статьей 99 Гражданского кодекса РСФСР предусматривалось, что колхозы, иные кооперативные организации, их объединения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями). Право распоряжения имуществом, составляющим собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, принадлежит исключительно самим собственникам.
Статьей 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" (далее - Закон N 443-1) устанавливалось, что гражданин или другое лицо, если иное не предусмотрено законом или договором, приобретают право собственности на имущество, приобретенное им по основаниям, не противоречащим закону, на вещи созданные или существенно переработанные им, на продукцию, плоды и иные доходы, полученные им от использования принадлежащего ему имущества, а также от использования природных ресурсов или иного имущества, хотя и не принадлежащего данному лицу, но предоставленного ему в соответствии с законом или договором для этих целей.
В соответствии со статье 14 Закона N 443-1 хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности или приобретенное по иным основаниям допускаемым законом.
Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозам и совхозам предписано в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (далее - Закон N 445-1) и перерегистрироваться в соответствующих органах.
Во исполнение данного Указа Правительство Российской Федерации утвердило постановление от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (далее - Постановление N 86), пунктом 1 которого на совхозы и колхозы возложена обязанность до 1 января 1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом N 445-1, другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
В пункте 5 Постановления N 86 предусматривалось, что колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты. При этом обязательства по государственным кредитам, использованным на строительство перечисленных объектов, переходят сельским (поселковым) Советам народных депутатов.
В силу пункта 6 Постановления N 86 колхозы и совхозы имеют право продать или сдать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования).
Пунктом 7 Постановления N 86 на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом возлагалась обязанность до 1 февраля 1992 года разработать инструкцию о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам.
Во исполнение Постановления N 86 Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом 10.02.1992 утверждена "Инструкция о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам" (далее - Инструкция).
Согласно пункту 2 раздела I Инструкции в состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам, включаются: объекты социальной сферы (школы, дома культуры, быта, детсады, медпункты и др.); жилой фонд; имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.).
В пункте 3 раздела I Инструкции предусматривалось, что право выбора способов передачи имущества принадлежит трудовому коллективу. В интересах коллектива ряд объектов социальной инфраструктуры может оставаться на балансе предприятий, создаваемых на основе реорганизации колхозов и совхозов. Решение трудового коллектива, колхоза, совхоза о безвозмездной передаче социальной инфраструктуры в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов согласовывается с сельским (поселковым) Советом, которому передаются указанные объекты. В случае несогласия сельского (поселкового) Совета народных депутатов решение об указанной передаче принимает районный Совет народных депутатов.
Порядок передачи, продажи и сдачи в аренду имущества определен в разделе II Инструкции. В силу пунктов 1, 2 раздела II Инструкции в колхозах и совхозах по данным материалов инвентаризации составляется перечень объектов социальной сферы, жилого фонда, объектов общего пользования с указанием их остаточной стоимости, которые подлежат передаче, продаже или сдаче в аренду муниципальным органам. Внутрихозяйственная комиссия, создаваемая в хозяйстве по приватизации земли и реорганизации хозяйства, на своем заседании рассматривает перечень объектов, подлежащих передаче, продаже или сдаче в аренду сельским (поселковым) Советам народных депутатов, и по каждому из них готовит конкретные предложения.
Согласно пунктам 3, 4 раздела II Инструкции безвозмездная передача объектов социальной сферы общего пользования оформляется актом передачи-приема имущества. При этом указывается в акте пообъектно непогашенная задолженность по долгосрочным кредитам, затраченным на их строительство (примерная форма акта прилагается). На объекты социальной сферы и жилые дома, продаваемые сельским (поселковым) Советам народных депутатов, составляется договор купли-продажи, а при сдаче их в аренду - договор аренды с приложением к ним перечня продаваемых и сдаваемых в аренду объектов.
В соответствии с пунктом 5 раздела II Инструкции решение о передаче, продаже или сдаче имущества муниципальным органам по предложению внутрихозяйственной комиссии принимает общее собрание (собрание уполномоченных) трудового коллектива реорганизуемого хозяйства. Собрание считается правомочным, если в нем участвуют 3/4 членов коллектива (уполномоченных). Решение принимается, если за него проголосовало не менее 3/4 присутствующих. Указанное решение согласовывается с районной комиссией по реорганизации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (далее - Положение), пунктом 5 которого устанавливалось, что при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения.
В силу пункта 6 Положения объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры колхозов и совхозов могут передаваться в собственность соответствующим местным органам власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 724 "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность" (далее - Постановление N 724) утверждены "Рекомендации о передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность" (далее - Рекомендации).
Согласно пункту 2 Постановления N 724 передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность осуществляется в добровольном порядке.
В пункте 2 Рекомендаций установлено, что передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность осуществляется на основании решений трудовых коллективов указанных организаций, утвердивших перечни передаваемых объектов.
В силу пункта 3 Рекомендаций в перечень объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, подлежащих передаче в муниципальную собственность, могут включаться в том числе: обобществленный жилищный фонд; объекты коммунального хозяйства (внутрипоселковые сети канализации, водопроводы, тепловые сети, котельные, сети газоснабжения, автомобильные дороги, водозаборные сооружения, сооружения по очистке питьевой воды и канализационных стоков, объекты благоустройства и озеленения, бани и прачечные); объекты инженерной инфраструктуры (внешние сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, телефонизации, межпоселковые автомобильные дороги); другие объекты общего пользования на селе.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций передаются в муниципальную собственность безвозмездно вместе с технической документацией, необходимой для их эксплуатации, и без дополнительных условий по ремонту. Передача этих объектов производится в месячный срок с момента принятия решения трудовым коллективом сельскохозяйственной организации и оформляется актом приемки-передачи согласно приложению 1 к настоящим Рекомендациям.
Таким образом, из приведенных положений действовавшего в период реорганизации колхозов и совхозов нормативного регулирования следует, что передача объектов социальной сферы, жилого фонда, объектов коммунального хозяйства сельскохозяйственной организации в муниципальную собственность осуществлялась в добровольном порядке на основании решений, принимаемых трудовым коллективом сельскохозяйственной организации. При этом в разделе II Инструкции устанавливался порядок принятия данных решений.
Прокурор в обоснование исковых требований ссылается на акт приемки-передачи ведомственного жилищного фонда от 26.12.1995, подписанный комиссией в составе председателя и главного бухгалтера АОЗТ "Кава", главы администрации Кулицкого сельского округа и главного бухгалтера администрации, в котором указано, что жилые дома N 11, 13, 15, 17 по ул. Специалистов ст. Кулицкая передаются АОЗТ "Кава" на баланс администрации сельского округа.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о принятии трудовым коллективом АОЗТ "Кава" в порядке, предусмотренном Инструкцией, Рекомендациями, решения о передаче спорных жилых домов в собственность муниципального образования. Соответствующие протоколы общих собраний трудового коллектива АОЗТ "Кава" суду не представлены; в самом акте приемки-передачи от 26.12.1995 ссылка на наличие подобного решения общего собрания трудового коллектива также отсутствует.
Апелляционный суд истребовал у сторон, Администрации поселения протоколы общих собраний АОЗТ "Кава" за 1994-1996 годы.
Прокурором представлены в материалы дела копии материалов проверки, содержащие протоколы общих собраний, однако, в них отсутствуют сведения о проведении собраний по вопросам передачи жилых домов в муниципальную собственность (содержатся в материалах электронного дела, приложение к ходатайству Прокурора от 30.05.2023 (т. 10, л. 73-74)).
СПК "КАВА" факт наличия соответствующих решений отрицает.
Администрация поселения в пояснениях, поступивших в апелляционный суд 30.05.2023, указала, что у нее имеются только протоколы общих собраний АОЗТ "Кава" за 1994-1996 годы, касающихся земельных вопросов, на иные собрания АОЗТ "Кава" представителей Администрации поселения не приглашало, иных копий протоколов у Администрации поселения не имеется.
Представители Правительства, Администрация района в пояснениях, данных в судебном заседании апелляционному суду, сообщили, что не располагают какими-либо документами, связанными с подписанием, согласованием и утверждением спорных актов приема-передачи имущества от 26.12.1995.
Доказательств того, что на основании акта приемки-передачи ведомственного жилищного фонда состоялась фактическая передача жилых домов в собственность муниципального образования Кулицкого сельского округа, в деле не имеется.
Данных о постановке спорного имущества администрацией сельского округа на баланс, об учете в реестре муниципальной собственности муниципального образования Кулицкого сельского округа, Кулицкого сельского поселения, наделенного статусом сельского поселения Законом Тверской области от 28.02.2005 N 26-ЗО "Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области "Калининский район", и наделении их статусом городского, сельского поселения", не представлено.
Сведения о совершении Администрацией поселения действий по распоряжению спорным имуществом также отсутствуют. Более того, как следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов (т. 4, л. 74-92), а также копий регистрационных дел в отношении иных квартир, расположенных в спорных многоквартирных жилых домах и не являющихся предметом спора (т. 8, л. 106 (CD-диск)), передача данных квартир в собственность граждан как до 1995 года, так и после производилась на основании сделок (дарения (квартира с кадастровым номером 69:10:0100901:783), купли-продажи), заключенных физическими лицами с АОЗТ "Кава", СПК "КАВА".
Апелляционный суд также учитывает, что при реорганизации в 2004 году ЗАО "Кава" и создании СПК "КАВА" в расшифровке основных средств, передаваемых от ЗАО "Кава" СПК "КАВА", по состоянию на 01 марта 2004 года поименованы в том числе четыре 18-квартирных жилых дома (т. 11, л. 140-141). По акту приема-передачи основных средств от 01.03.2004 (содержится в материалах электронного дела, представлен ответчиком 03.10.2022 с ходатайством о приобщении доказательств от 30.09.2022 (т. 4, л. 14-16)) ЗАО "Кава" передало СПК "КАВА" квартиры, расположенные в спорных жилых домах, за исключением квартир, уже переданных в собственность граждан. Так, по акту переданы: 18-квартирный жилой дом 11 по ул. Специалистов, в том числе квартиры N 2, 5, 7, 10, 11, 13, 15. 16, 17, 18; 18-квартирный жилой дом 13 по ул. Специалистов, в том числе квартиры N 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 14, 15, 17; 18-квартирный жилой дом 15 по ул. Специалистов, в том числе квартиры N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17; 18-квартирный жилой дом 17 по ул. Специалистов, в том числе квартиры N 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15. В числе перечисленных квартир переданы также квартиры, являющиеся предметом спора.
Таким образом, после 1995 года спорные жилые дома продолжали находиться в ведении ответчика, который осуществлял правомочия собственника в отношении данного имущества.
Доказательства несения Администрацией поселения расходов на ремонт и содержание жилых домов также отсутствуют. В письме от 26.07.2022 Администрация поселения указала, что не обладает информацией о несении расходов на содержание жилых домов по адресу: ж/д ст. Кулицкая, ул. Специалистов, д. 11, 13, 15, 17 (в том числе инженерных коммуникаций, котельной, водопроводно-канализационных сооружений и иных инженерных сетей (т. 3, л. 135)).
Как указывалось ранее, истцом вместе с актом приемки-передачи ведомственного жилищного фонда представлен в материалы дела акт приемки-передачи котельных, водопроводно-канализационных сооружений, инженерных сетей на баланс Кулицкого сельского округа. Данный акт составлен комиссией в составе председателя и главного бухгалтера АОЗТ "Кава", а также главы администрации Кулицкого сельского округа и главного бухгалтера администрации, акт согласован главой администрации Калининского района 26.09.1995 и утвержден заместителем главы администрации Тверской области 26.12.1995. Согласно акту АОЗТ "Кава" передало на баланс Кулицкого сельского округа котельную мощностью 5 г/калл в сутки, тепловые сети протяженностью 2 км, насосные станции установленной мощностью 0,32 куб. м/сутки, водопроводные сети протяженностью 10 км, очистные сооружения установленной мощностью 220 куб. м/сутки, канализационные сети протяженностью 9,6 км.
Вместе с тем данных о том, что указанное имущество фактически на основании данного акта поступило в собственность муниципального образования Кулицкого сельского округа, не имеется. В реестре муниципальной собственности объекты коммунальной инфраструктуры, обслуживающие спорные жилые дома, не числятся. Доказательств иного не представлено.
В пояснениях от 07.08.2023 Администрация поселения сообщила, что не располагает документами, подтверждающими чьи-либо права на спорные сети, указала, что водоснабжением спорных жилых домов занимается ответчик, теплоснабжение в жилых домах - индивидуальное газовое, установлены газовые котлы, обслуживанием которых занимается акционерное общество "Газпром Газораспределение Тверь", а в отношении сетей канализации Администрация поселения осуществляет оформление документации на основании вступившего в законную силу решения Калининского районного суда Тверской области по делу N 2а-857/2021.
Установлено, что решением Калининского районного суда Тверской области от 30.06.2021 (содержится в материалах электронного дела, представлен ответчиком 03.10.2022 с ходатайством о приобщении доказательств от 30.09.2022 (т. 4, л. 14-16); представлен истцом с ходатайством от 23.08.2023) по делу N 2а-857/2021 удовлетворены требования прокурора Калининского района Тверской области, на Администрацию поселения возложена обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлением и требующимися в соответствии с действующим законодательством документами о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения - канализационных сетей и смотровых колодцев, расположенных по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Кулицкое с/п, ст. Кулицкая, ул. Специалистов, у домов 11, 13, 15, 17, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При рассмотрении данного дела судом установлено, что права на объект водоотведения (канализационные сети и смотровые колодцы), по которому от многоквартирных домов 11, 13, 15, 17 по ул. Специалистов ст. Кулицкая Калининского района осуществляется водоотведение, в ЕГРН не зарегистрированы, в утвержденную схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Кулицкого сельского поселения данный объект не входит, в реестрах муниципальной собственности района и поселения указанный участок сети не значится. Исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к выводу, что данный объект является бесхозяйным объектом недвижимости.
Во исполнение указанного решения Калининского районного суда Администрацией поселения 07.08.2023 подано в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Тверской области" заявление о постановке канализационных сетей на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.
В отношении иных коммунальных объектов апелляционным судом установлено следующее. В соответствии с расшифровкой основных средств, передаваемых от ЗАО "Кава" СПК "КАВА", по состоянию на 01 марта 2004 года, и акта приема-передачи от 01.03.2004, ЗАО "Кава" передало СПК "КАВА" в том числе водопроводные сети ст. Кулицкая, здания водокачки, артскважины, водонапорные башни, котельную ст. Кулицкая, очистные сооружения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.06.2013 серии 69-АВ N 739463 на основании акта о приемке объекта основных средств от 01.03.2004 N 23, подписанного ЗАО "Кава" и СПК "КАВА", произведена регистрация права собственности СПК "КАВА" на насосную над артскважиной площадью 8 кв. м с кадастровым номером 69:10:0100901:872, расположенную по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, ст. Кулицкая, ул. Молодежная (т. 8, л. 117-120). В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 30.05.2013 серии 69-АВ N 703929 на основании протокола общего собрания акционеров ЗАО "Кава" и акта о приемке объекта основных средств от 01.03.2004 N 24, подписанного ЗАО "Кава" и СПК "КАВА", произведена регистрация права собственности СПК "КАВА" на насосную над артскважиной площадью 8,4 кв. м с кадастровым номером 69:10:0100901:873, расположенную по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, ст. Кулицкая, ул. Луговая (т. 8, л. 121-124). Из материалов дела также следует, что впоследствии (2016 год) ответчиком приобретены в собственность земельные участки, на которых расположены указанные объекты водоснабжения - насосные над артскважинами (т. 8, л. 128-135).
Также согласно представленной ответчиком в материалы дела выписке из ЕГРН, 02.10.2023 на основании акта приема-передачи от 01.03.2004 произведена государственная регистрация права собственности СПК "КАВА" на сети водоснабжения протяженностью 2 385 м с кадастровым номером 69:10:0100901:1282, с местоположением: Тверская обл., Калининский р-н, с/п Кулицкое, ж/д ст. Кулицкая.
В подтверждение факта несения расходов на содержание спорного имущества ответчиком представлены в материалы дела налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2020 и 2021 годы, в разделе 2.1 которых поименованы спорные жилые помещения в числе объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости (т. 7, л. 62-143; материалы электронного дела - приложение к ходатайству СПК "КАВА" от 03.10.2022 (т. 4, л. 14-16)), платежные поручения об уплате налога на имущество организаций за 2018-2021 годы (материалы электронного дела - приложение к ходатайству СПК "КАВА" от 03.10.2022 (т. 4, л. 14-16)).
Также ответчик ссылается на несение расходов, связанных с уплатой в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее - Фонд) взносов на капитальный ремонт в отношении спорных квартир. В подтверждение данного обстоятельства ответчиком представлены выставленный Фондом счет на оплату от 30.12.2022 N 2696 за октябрь - декабрь 2022 года, реестр помещений к данному счету (т. 7, л. 144, 60-61), счет на оплату от 14.05.2019 N 631 за период с июля 2014 года по июнь 2019 года на сумму 787 953 руб. 60 коп. с реестром помещений, претензия Фонда от 16.05.2019, иск Фонда о взыскании указанной суммы долга от 01.10.2019, резолютивная часть решения арбитражного суда Тверской области от 30.12.2019 по делу N А66-16194/2019, которым с СПК "КАВА" взыскано в пользу Фонда 787 953 руб. 60 коп. задолженности (материалы электронного дела - приложение к ходатайству СПК "КАВА" от 03.10.2022 (т. 4, л. 14-16)).
СПК "КАВА" выставляет нанимателям жилых помещений счета на внесение платы за найм жилья и коммунальные услуги (холодное водоснабжение) (т. 7, л. 145). Данное обстоятельство подтвердили в судебном заседании в апелляционном суде привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц граждане, проживающие в спорных квартирах.
Доводы Прокурора со ссылкой на Закон Тверской области от 28.12.2006 N 151-ЗО "О разграничении муниципального имущества между Калининским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями" (далее - Закон N 151-ЗО) о передаче в муниципальную собственность Кулицкого сельского поселения комплекса котельной, объектов водоснабжения и объектов канализации не принимаются апелляционным судом.
Действительно, в пунктах 4, 5, 6 таблицы раздела 2 "Иное недвижимое имущество" перечня объектов муниципальной собственности Калининского района Тверской области, передаваемых в муниципальную собственность Кулицкого сельского поселения (приложение 10-1 к Закону N 151-ЗО; далее - Перечень), в числе передаваемых объектов указаны комплекс котельной (котельная новая, котельная старая, мазутная станция, движимое имущество), объекты водоснабжения (насосная станция, водонапорная башня, артезианская скважина, водопровод) и объекты канализации (канал. насос. сточных вод, станция биологической очистки, очистные сооружения, хозяйственная фекальная канализация, насос ФГ), местонахождением: Тверская обл., Калининский р-н, Кулицкое с/п, ж/д ст. Кулицкая. Вместе с тем идентифицирующих признаков, позволяющих соотнести поименованные в Перечне объекты теплоснабжения, водоснабжения и канализации и объекты, перечисленные в акте приемке-передаче от 26.12.1995 (инвентарные (реестровые) номера, площадь, протяженность, мощность и т.п.), в Перечне, помимо года объекта, не указано. При этом в акте приемке-передаче от 26.12.1995, напротив, отсутствуют сведения о годе создания объектов, однако приводится информация о мощности, протяженности, балансовой стоимости, степени износа.
Более того, согласно информации, предоставленной на запрос апелляционного суда Администрацией района, перечисленные в Перечне объекты теплоснабжения, водоснабжения и объекты канализации, передаваемые в собственность Кулицкого сельского поселения в соответствии с Законом N 151-ЗО, поступили ранее в муниципальную собственность Калининского района от открытого акционерного общества "Кулицкий ЭМЗ" (далее - ОАО "Кулицкий ЭМЗ") при приватизации Кулицкого электромеханического завода на основании постановления администрации Калининского района Тверской области от 29.12.2001 N 746 (т. 10, 81-92). Доказательств того, что объекты, переданные ОАО "Кулицкий ЭМЗ" в собственность Калининского района, а впоследствии на основании Закона N 151-ЗО перешедшие в муниципальную собственность Кулицкого сельского поселения, и объекты, принадлежавшие АОЗТ "Кава" и перечисленные в акте приемке-передаче от 26.12.1995, являются одними и теми же объектами, не имеется. Кроме того, ответчиком представлены доказательства регистрации права собственности на объекты водоснабжения, через которые осуществляется поставка коммунального ресурса в спорные жилые дома.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что фактическая передача жилых домов и объектов коммунальной инфраструктуры по актам приемки-передачи от 26.12.1995 не состоялась, указанные объекты продолжали находиться в ведении АОЗТ "Кава", ЗАО "КАВА" и при реорганизации были переданы правопреемнику - СПК "КАВА".
Доводы третьих лиц о недоказанности того, что ЗАО "КАВА" является правопреемником АОЗТ "Кава", отклоняются апелляционным судом. Факт правопреемства подтверждается сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ в отношении ЗАО "КАВА", в которых отражено, что ЗАО "КАВА" создано путем реорганизации до 01.07.2002, зарегистрировано малым Советом Калининского районного совета 29.01.1993 за номером 131-7. Оснований не доверять сведениям ЕГРЮЛ у суда апелляционной инстанции не имеется. Именно за данным номером в указанную дату решением малого Совета Калининского районного Совета народных депутатов было зарегистрировано АОЗТ "Кава"; данное решение имеется в материалах дела (т. 1, л. 49).
Таким образом, ввиду отсутствия решения трудового коллектива о передаче жилых домов 11, 13, 15, 17 по ул. Специалистов ж/д ст. Кулицкая в муниципальную собственность, принятого в порядке, установленном Инструкцией, Рекомендациями, а также доказательств фактической передачи имущества по актам приемки-передачи от 26.12.1995 апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности факта возникновения права муниципальной собственности Кулицкого сельского округа, а впоследствии Кулицкого сельского поселения на спорные объекты.
Доводы Правительства о том, что право муниципальной собственности на жилые дома возникло на основании пункта 2 Постановления N 3020-1 и пункта 1 приложения 3 к Постановлению N 3020-1 в силу прямого указания закона, не принимаются апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 1 приложения 3 Постановления N 3020-1 к объектам, относящимся к муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения (абзац второй пункта 1 приложения 3 Постановления N 3020-1).
Между тем спорные жилые дома не относились к объектам государственной собственности, не находились в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), и не передавались им ранее в ведение (на баланс). Доказательств иного в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах оснований для вывода о возникновении применительно к пункту 2 Постановления N 3020-1 и абзацу второму пункта 1 приложения 3 к названному Постановлению права муниципальной собственности на спорные жилые помещения не имеется.
Таким образом, ввиду недоказанности оснований возникновения права муниципальной собственности на спорые квартиры апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Прокурора о прекращении зарегистрированного за ответчиком права собственности на данные объекты недвижимости, об истребовании объектов в пользу муниципального образования "Кулицкое сельское поселение" Калининского района Тверской области в лице Администрации поселения, о признании права собственности муниципального образования "Кулицкое сельское поселение" Калининского района Тверской области в лице Администрации поселения на указанные объекты.
При этом в отношении требований Прокурора об истребовании объектов недвижимости из незаконного владения ответчика и передаче их Администрации поселения апелляционный суд отмечает следующее. Как указано в пункте 32 Постановления N 10/22, применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
В данном случае установлено, что спорные жилые помещения находятся в фактическом владении и пользовании физических лиц - нанимателей, проживающих в спорных квартирах и привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. Отсутствие спорного имущества во владении ответчика исключает возможность удовлетворения к нему требований об истребовании данного имущества.
Доводы СПК "КАВА" о пропуске Прокурором срока исковой давности не принимаются апелляционным судом. В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В обоснование исковых требований о возникновении права муниципальной собственности на жилые помещения Прокурор ссылается на акты приемки-передачи от 26.12.1995, о наличии которых стало известно лишь в ходе проведения проверки 01.12.2021, что следует из объяснений Тепловой Нины Александровны, полученных в указанную дату (т. 3, 37-38). Доказательств того, что Администрации поселения, Прокурору о наличии данных актов было известно ранее 01.12.2021, в деле не имеется. Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего спора трехлетний срок исковой давности Прокурором не пропущен.
В отношении доводов привлеченных к участию третьих лиц - нанимателей жилых помещений - о нарушении ответчиком их жилищных прав апелляционный суд отмечает, что они не лишены возможности защиты своих прав путем предъявления самостоятельных исков в отношении спорных квартир, в том числе с учетом принятого общим собранием АОЗТ "Кава" решения от 26.02.1994 об условиях продажи и дарения жилья работникам АОЗТ "Кава" в зависимости от стажа работы в хозяйстве. Данное решение отражено в выписке из протокола N 1 собрания акционеров АОЗТ "Кава" от 26.02.1994 (содержится в электронном деле, представлена Прокурором с ходатайством о приобщении документов от 30.05.2023: "Материалы проверки Калининская пр-ра (19)").
В свете изложенного, а также ввиду допущенного судом первой инстанции нарушения норм процессуального права, являющегося в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, обжалуемое решение суда подлежит отмене, а требования Прокурора - оставлению без удовлетворения.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, при этом Прокурор, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины, оснований для распределения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы истца, а также возмещения третьим лицам расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09 декабря 2022 года по делу N А66-14890/2021 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.