город Омск |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А75-11511/2023 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9438/2023) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.08.2023 по делу N А75-11511/2023 (судья Голубева Е.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600517054, ИНН 8601002078, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 34) к обществу с ограниченной ответственностью "АМО-НВ" (ОГРН 1168617071325, ИНН 8603225168, адрес: 628614, город Нижневартовск, улица 9 П, здание 8, офис 12) о взыскании штрафа в общей сумме 2 000 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за январь, октябрь и ноябрь 2020 года на основании решений от 11.08.2022 NN 19493, 19494, 19495, 19496,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заявитель, Фонд) обратилось в арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АМО-НВ" (далее - Общество, ООО "АМО-НВ", заинтересованное лицо) о взыскании штрафа в общей сумме 2 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за январь, октябрь и ноябрь 2020 года на основании решений от 11.08.2022 N N 19493, 19494, 19495, 19496.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.08.2023 по делу N А75-11511/2023 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, отделение Фонда обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Обществом 13.02.2020 были представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2020 года на 1 застрахованное лицо, 31.03.2021 в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) было направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда, дополняющую форму отчета СЗВ-М за январь 2020 года на 1 застрахованное лицо Общество представило 30.06.2022, то есть после установленного законом срока для их предоставления. Указанное послужило основанием для составления акта от 04.07.2022 N 19493, принятия решения от 11.08.2022 N 19493, выставления требования от 06.09.2023 N 19493 на сумму 500 руб.
Кроме этого, Обществом 16.11.2020 были представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2020 года на 1 застрахованное лицо, 31.03.2021 в адрес страхователя по ТКС было направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий, дополняющую форму отчета СЗВ-М за октябрь 2020 года на 1 застрахованное лицо Общество представило 30.06.2022, то есть после установленного законом срока для их предоставления. Указанное послужило основанием для составления акта от 04.07.2022 N 19494, принятия решения от 11.08.2022 N 19494, выставления требования от 06.09.2023 N 19494 на сумму 500 руб.
Кроме этого, Обществом 17.12.2020 были представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2020 года на 1 застрахованное лицо, 31.03.2021 в адрес страхователя по ТКС было направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий, дополняющую форму отчета СЗВ-М за ноябрь 2020 года на 2 застрахованных лиц Общество представило 30.06.2022, то есть после установленного законом срока для их предоставления. Указанное послужило основанием для составления акта от 04.07.2022 N 19495, принятия решения от 11.08.2022 N 19495, выставления требования от 06.09.2023 N 19495 на сумму 500 руб., а также составления акта от 04.07.2022 N 19496, принятия решения от 11.08.2022 N 19496, выставления требования от 06.09.2023 N 19496 на сумму 500 руб.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "АМО-НВ" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
Общество представило отчет за январь 2020 года по форме СЗВ-М (тип формы "исходная") 13.02.2020 на 22 застрахованных лица.
Фонд направил в адрес Общества уведомление об устранении ошибок от 31.03.2021. Уведомление получено и прочитано Обществом 31.03.2021.
30.06.2022 Обществом предоставлены сведения по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая") за январь 2020 года на 1 застрахованное лицо.
Расценив, что Общество представило сведения после установленного срока для их предоставления, Фонд составил акт от 04.07.2022 N 19493, принял решения от 11.08.2022 N 19493, выставил требование от 06.09.2023 N 19493 на сумму 500 руб.
Кроме того, Фондом установлено, что Общество представило отчет за октябрь 2020 года по форме СЗВ-М (тип формы "исходная") 16.11.2020 на 22 застрахованных лица.
Выявив ошибки в представленных сведениях, Фонд направил в адрес Общества уведомление об устранении ошибок от 31.03.2021. Уведомление получено и прочитано Обществом 31.03.2021.
Обществом 30.06.2022 предоставлены сведения по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая") за октябрь 2020 года на 6 застрахованных лиц.
Расценив, что Общество представило сведения после установленного срока для их предоставления в отношении 1 застрахованного лица, Фонд составил акт от 04.07.2022 N 19494, принял решение от 11.08.2022 N 19494, выставил требование от 06.09.2023 N 19494 на сумму 500 руб.
Кроме того, Фондом установлено, что Общество представило отчет за ноябрь 2020 года по форме СЗВ-М (тип формы "исходная") 17.12.2020 на 21 застрахованное лицо.
Выявив ошибки в представленных сведениях, Фонд направил в адрес Общества уведомление об устранении ошибок от 31.03.2021. Уведомление получено и прочитано Обществом 31.03.2021.
30.06.2022 Общество представило две дополняющие формы отчета СЗВ-М за ноябрь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица и 4 застрахованных лиц
Расценив, что Общество представило сведения после установленного срока для их предоставления в отношении 2 застрахованных лиц, Фонд составил акты от 04.07.2022 N 19495 и N 19496, принял решения от 11.08.2022 N 19495 и N 19496, выставил требования от 06.09.2023 N 19495 N 19496 на общую сумму 1 000 руб.
Поскольку страхователем направленные требования не были удовлетворены в добровольном порядке, то фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением с требованиями об уплате страхователем финансовых санкций в общем размере 2 000 руб.
28.08.2023 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как следует из преамбулы Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Фонда сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы фонда, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми фондом. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы фонда по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.04.2021 N 103п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" (действовала на момент спорных правоотношений), в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона.
В силу части 6 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа фонда, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа фонда выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 11 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
На основании части 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами фонда в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что в настоящем случае Фонд обратился с требованиями к суду о взыскании с Общества финансовых санкций в размере 2 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за январь, октябрь и ноябрь 2020 года на основании решений от 11.08.2022 N N 19493, 19494, 19495, 19496,
В то же время статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (ответ на вопрос 1 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), основанной на применении положений статьи 48 НК РФ, требования территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного производства при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3 000 руб., но не превышает 100 000 руб.
По смыслу данных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации размер задолженности в сумме, превышающей 3 000 руб., является необходимым условием возникновения у Фонда права на обращение в арбитражный суд за ее взысканием в любой процессуальной процедуре (приказном, упрощенном, общеисковом порядке).
Исключением является только ситуация, соответствующая диспозиции абзаца третьего пункта 2 статьи 48 НК РФ, когда задолженность на сумму, превышающую 3 000 руб., не накоплена в течение трех лет, и право на судебную защиту (на взыскание суммы меньше 3 000 руб., а также равной 3 000 руб.) может быть реализовано в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, суд апелляционной инстанции считает, что данный правовой подход, касающийся как сроков обращения в суд, так и суммы, подлежащей взысканию в судебном порядке, подлежит применению независимо от процессуального порядка обращения органа фонда в суд за взысканием штрафных санкций, то есть должен применяться как при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа, так и при рассмотрении заявления о взыскании в общем порядке (глава 26 АПК РФ) или упрощенном порядке (глава 29 АПК РФ).
Из положений части 2 статьи 48 НК РФ следует, что фонд вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа:
- если общая сумма, подлежащая взысканию, превышает 3 000 руб., - в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате;
- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма превысила 3 000 руб., - в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.;
- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., - в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При этом в соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Как правомерно указано судом первой инстанции, отделением Фонда вынесены требования от 06.09.2022 N 19493, 19494, 19495, 19496 со сроком исполнения до 26.09.2022. Соответственно, Фонд имеет право обратиться в суд за взысканием указанных в требованиях финансовых санкций, не превышающих сумму 3000 руб., в срок с 26.09.2025 по 26.03.2026, либо с момента наличия права на взыскание финансовых санкций на сумму, превышающую 3 000 рублей.
Между тем, с заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Фонд обратился 13.06.2023, то есть ранее возникновения права на такое обращение.
При этом, истцом право на повторное обращение в суд при наличии изменившихся оснований (истечение трех лет с момента исполнение первого требования или образование суммарной задолженности в 3000 руб.) не утрачено и может быть реализовано в будущем.
Доводы подателя апелляционной жалобы об обоснованности требований заявителя, отклоняются судом апелляционной инстанции, с учетом того, что судом первой инстанции были разъяснены процессуальные сроки обращения с требованиями.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.08.2023 по делу N А75-11511/2023 подлежит оставлению без изменения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заинтересованного лица распределению не подлежат, поскольку Пенсионный фонд в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.08.2023 по делу N А75-11511/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-11511/2023
Истец: Отделение фонда пенсионного страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Ответчик: ООО "АМО-НВ"