город Омск |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А70-10674/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Бацман Н.В., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9233/2023) государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области "Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.07.2023 по делу N А70-10674/2023 (судья Лоскутов В.В.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ИНН: 7204205739, ОГРН: 1147232024455) к государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Тюменской области "Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства" (ИНН: 7203066708, ОГРН: 1027200800330) о взыскании задолженности и пени,
в судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, приняли участие:
от ГАПОУ ТО "ТТСИ и ГХ" - не явились, извещены надлежаще;
от ООО "ТЭО" - Смольникова Е.Н. (предъявлены паспорт, диплом, доверенность от 13.04.2022 сроком до 31.12.2023);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - истец, ООО "ТЭО", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Тюменской области "Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства" (далее - ГАПОУ ТО "ТТСИ и ГХ", техникум, ответчик) о взыскании 280 180 руб. 64 коп. основного долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период январь, июнь, июль, август, декабрь 2021 г., 185 795 руб. 92 коп. - пени за период с 13.03.2021 по 30.06.2023 с продолжением их начисления по день фактического погашения задолженности (в редакции принятых судом первой инстанции уточнений).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.07.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С ГАПОУ ТО "ТТСИ и ГХ" в пользу ООО "ТЭО" взысканы 486 630 руб. 56 коп., в том числе задолженность в размере 280 180 руб. 64 коп., пени в размере 185 795 руб. 92 коп., 20 654 руб. расходов по уплате государственной пошлины, а также пени в размере одной стотридцатой ключевой ставки Банка России, действующей на день оплаты, от существующей задолженности, за каждый день просрочки, начиная с 01.07.2023 и по день оплаты задолженности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГАПОУ ТО "ТТСИ и ГХ" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы техникум указывает, что региональный оператор определил количество проживающих по данным письма ответчика на 08.02.2022, эти данные не могут быть применены к иным периодам, поскольку количество проживающих в общежитии изменяется; количество проживающих следует определять ежемесячно.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ТЭО" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал возражения отзыва.
Представитель надлежаще извещенного ГАПОУ ТО "ТТСИ и ГХ" в судебное заседание не явился, несмотря на удовлетворенное ходатайство, к сеансу веб-конференции не подключился; на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя ООО "ТЭО", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "ТЭО" в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018 заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Тюменской области за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Потенциальные потребители 07.12.2018 были извещены о необходимости заключения договора на обращение ТКО посредством размещения сведений о форме подачи заявки, типовой форме договора и тарифах в режиме свободного доступа на официальном сайте истца в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником/владельцем нежилого помещения/объекта N ТО02КО0101016494, в соответствии с которым истец обязался, начиная с 01 января 2021 года, вывозить твердые коммунальные отходы (л.д. 13-17, 75-81, 83).
Истцом был представлен экземпляр этого договора не подписанный со стороны ответчика, однако ответчик представил экземпляр договора, подписанный обеими сторонами.
В соответствии с приложением N 1 к договору, соответствующие услуги оказываются истцом в отношении общежития ответчика, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Энергетиков, дом N 45а, с оплатой по нормативу, исходя из 256 проживающих, а также в отношении общежития ответчика, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Игримская, дом N 27 с оплатой по нормативу, исходя из 158 проживающих.
Как указывает истец, за период с января по декабрь 2021 года включительно, он оказал ответчику услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, которые ответчик своевременно не оплатил, в связи с чем его задолженность на день принятия искового заявления к производству (на 22.05.2023), составляла 714 671 руб. 58 коп. (л.д. 18-46).
Платежными поручениями N 339070, N 339071, N 339072, N 339073, N 339074 и N 339075 от 23.06.2023, а также N 344557 от 27.06.2023 ответчик оплатил задолженность за февраль, март, апрель, май, сентябрь, октябрь и ноябрь 2021 г., в размере 434 490 руб. 94 коп., в связи с чем ООО "ТЭО" уменьшило исковые требования до 280 180 руб. 64 коп., ко взысканию предъявлена задолженность за январь, июнь, июль, август и декабрь 2021 г.
Техникум против удовлетворения иска возражал по основаниям, аналогичным изложенным в апелляционной жалобе, полагал, что расчетное число проживающих необходимо определять ежемесячно.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, по доводам апелляционной жалобы (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
Правоотношения сторон по исполнению договора регулируются также общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об исполнении обязательств и положениями о договоре возмездного оказания услуг.
ГАПОУ ТО "ТТСИ и ГХ" не оспаривает заключение договора (им представлен подписанный экземпляр) и оказание услуг.
Между сторонами имеются разногласия относительно порядка расчета стоимости услуги.
ГАПОУ ТО "ТТСИ и ГХ" представило сведения о количестве проживающих и полагает, что стоимость услуги должна изменяться в зависимости от количества фактически проживающих в общежитии, в отношении которого оказывается услуга.
Между тем, договор N ТО02КО0101016494, срок действия которого определен с 01.01.2021, заключен на основании заявки потребителя - ГАПОУ ТО "ТТСИ и ГХ".
В заявке указано количество проживающих, внесенное региональным оператором в Приложение N 1 к договору. Сторонами выбран расчет по нормативу, единица расчета норматива - проживающие.
То есть количество расчетных единиц (проживающих) указано в договоре в соответствии с заявкой ГАПОУ ТО "ТТСИ и ГХ".
Согласно пунктам 5, 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54 отражен правовой подход о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из этих двух способов коммерческого учета.
Как уже указывалось, сторонами избран способ расчета по нормативу.
В соответствии с пунктом 13 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), нормативы накопления ТКО выражаются в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Норматив накопления ТКО установлен в постоянной твердой цифре в кубических метрах в год на расчетную единицу.
По своей правовой природе норматив накопления является расчетной величиной, составляющей презумпцию объема услуг за расчетный период, применяемую ввиду отсутствия возможности их исчисления приборным методом.
Норматив накопления ТКО представляет собой среднее количество отходов, образующихся в определенную единицу времени, дифференцирующееся в зависимости от обстоятельств, влияющих на скорость и характер "мусорообразования", отличающихся как на территориях разных субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), так и у разных категорий (групп) потребителей (статья 1, пункт 3 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, подпункты "а-б" пункта 4 Правил N 269).
Расчетные единицы определяются уполномоченным органом по каждой категории объектов (пункт 14 Правил N 269). При определении норматива накопления ТКО могут применяться различные расчетные единицы, например, единица площади помещения, количество проживающих граждан, количество сотрудников, количество мест, количество пассажиров и т.д.
Кроме того, нормативы накопления ТКО могут дифференцироваться в отношении определенных категорий объектов, на которых образуются отходы, а также видов и групп самих отходов (подпункты "в", "г" пункта 4, пункты 5, 6 Правил N 269).
Порядок определения нормативов накопления ТКО предусматривает необходимость сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункты 1, 11, 15(1) - 18 Правил N 269). Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр (далее - Методические рекомендации N 524/пр), также предлагают суммирование полученных по результатам замеров данных о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории по дням недели и занесение в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложениях 4 и 5 к рекомендациям.
Таким образом, нормативы накопления ТКО не зависят от размера затрат регулируемой организации (регионального оператора) на осуществление хозяйственной деятельности или доходов от нее, а обусловлены лишь непрерывно длящимся процессом потребления, неизбежно влекущим образование условно-постоянного и поддающегося измерению количества отходов.
При расчетном способе учета ТКО по нормативу накопления предполагается, что по общему правилу в составе такого норматива уже учтено влияние колебаний интенсивности функционирования потребителя в зависимости, например, от времен года (сезонов) путем проведения круглогодичных замеров. Результаты каждого из таких замеров в отдельности будут отличаться, но в своей совокупности их итоговая сумма будет равномерно распределена уполномоченным органом по всем месяцам (расчетным периодам), входящим в календарный год, следствием чего и является усредненный норматив накопления ТКО.
Иными словами, являясь расчетной величиной, норматив накопления ТКО образует презумпцию объема услуг за определенный период, и фактор сезонности функционирования потребителя не подлежит дополнительному учету при определении размера его обязательств перед региональным оператором (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.09.2023 N Ф04-4554/2023 по делу N А27-19638/2021, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.2022 N Ф09-9560/21 по делу N А71-12681/2020).
Аналогичным образом, в случаях установления норматива применительно к расчетной единице один проживающий определяется планируемый средний годовой объем образования отходов и оказываемой услуги, независимо от реального объема в течение конкретных месяцев этого года, в том числе, связанного с фактическим пребыванием проживающего на объекте образования ТКО и фактическими объемом и массой образуемых им ТКО.
Для оказания услуги в отношении многоквартирного дома Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, действительно, предусмотрена возможность перерасчета размера платы за коммунальную услугу при временном отсутствии потребителя в жилом помещении - в определенном порядке и на основании подтвержденного заявления потребителя.
В отношении иных объектов с расчетом по количеству потребителей (например, офисов при расчете по количеству работников, гостиниц с расчетом по количеству мест, садоводческих товариществ с расчетом по количеству владельцев участков, предприятий общественного питания и т.д.) аналогичные правила не предусмотрены. При этом, как уже указывалось, при определении норматива для объектов, количество потребителей на которых связано с сезонностью (например, садоводческие товарищества), сезонность учитывается уже при установлении норматива.
В случае, когда договор сторонами не заключен, региональным оператором подлежит доказыванию фактический объем оказанной услуги, в связи с чем во внимание может приниматься фактическое количество проживающих.
Однако, в рассматриваемом случае договор заключен сторонами, сведения о расчетных единицах внесены в договор на основании данных потребителя, Приложение N 1 к Договору подписано техникумом без разногласий, договором не согласован иной порядок расчета, не внесены оговорки относительно необходимости ежемесячного определения количества проживающих, при заключении договора такие сведения ответчиком не предоставлялись.
С учетом изложенного, расчет правомерно произведен региональным оператором в согласованном в договоре порядке.
Оснований для применения иного порядка расчета или иного количества расчетных единиц в данном случае не имеется.
Ссылка ответчика на результат рассмотрения дела N А70-17887/2022 отклоняется по вышеуказанной причине: в данном деле исковым периодом является 2022 год, договор на 2022 год с дополнительным соглашением, которым региональным оператором включены новые объекты, ответчиком подписан не был.
Иных возражений по существу принятого решения апелляционная жалоба не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.07.2023 по делу N А70-10674/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
Н.В. Бацман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10674/2023
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ", Россия, 625023, г. Тюмень, Тюменская область, ул. Харьковская, д.75 корп.1 оф.301
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ТЮМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА"