г. Пермь |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А50-31836/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю. В.
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от истца: Селегова А.В., паспорт, доверенность от 30.12.2022, диплом, Степанова Е.Ю., паспорт, доверенность от 07.12.2022,
от ответчика: главный врач Лузина С.В., паспорт, Черепанов В.Е., удостоверение адвоката, доверенность N 03 от 27.02.2023, Розживина Н.В., паспорт, доверенность N 04 от 27.02.2023.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 августа 2023 года
по делу N А50-31836/2022
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ИНН 5906071680 ОГРН 1065906036460)
к Частному учреждению здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Пермь" (ИНН 5903017780 ОГРН 1045900359141)
о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению, в размере 69 437 106,20 руб., штрафа в размере 6 947 088,81 руб., пени в сумме 5 375 891,09 руб.,
УСТАНОВИЛ:
территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - истец, фонд, Территориальный фонд) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением Частному учреждению здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Пермь" (далее также - ответчик, учреждение, Клиническая больница, медицинская организация) о взыскании использованных не по целевому назначению средств в сумме 69 398 455 руб., штрафа в сумме 6 947 088,81 руб., пени в сумме 5 375 891,09 рубля.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.08.2023 требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края удовлетворены частично. С Частного учреждения здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Пермь" в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края взысканы пени в сумме 30 890 рублей 85 копеек, штраф в сумме 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Частного учреждения здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Пермь" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 173 рубля 25 копеек.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований истца и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы истцом приведены доводы о том, что решение суда подлежит отмене в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильным применением норм материального права, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Отмечает, что ТФОМС Пермского края вопреки выводу суда, проводился анализ представленных медицинской организацией документов. При рассмотрении дела судом была принята таблица, предоставленная медицинской организацией - "Свод расхождений за 2018 год", "Свод расхождений за 2019 год", где в качестве причины оплаты собственных расходов при отсутствии (либо превышение размера) кредиторской задолженности в части ОМС, медицинская организация указывает на техническую ошибку при отражении кредиторской задолженности на начало периода, либо на техническую ошибку при отражении доли ОМС в платежном поручении, либо медицинская организация указывает, что должно быть иное текстовое назначение платежа, не подтверждая вышеуказанное первичными документами. Аналогичная ситуация с расходами, направленными медицинской организацией в 2019 г. в сумме 116 500 руб. на приобретение тестов на наркотики по п/п от 20.11.2019 N 4752 ООО "Харт". Вместе с тем, медицинской организацией не предоставлена какая-либо информация о внесении корректировок в назначение платежа. Вывод суда о том, что правомерность осуществления расчетов медицинской организацией по выплатам сотрудникам организации заработной платы подтверждается расчетными ведомостями и локальными нормативными документами Учреждения (учетная политика, штатное расписание, тарификационные списки работников) противоречит нормативным правовым документам, регулирующим отношения участников в сфере ОМС.
В судебном заседании представитель истца на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Явившийся в судебное заседание представитель ответчика, против доводов жалобы возражал по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, представленным в судебное заседание. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Следуя положениям части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, должностными лицами фонда в период с 04.02.2020 по 13.03.2020 проведена плановая проверка использования средств, полученных Клинической больницей, в том числе на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за периоды 2018-2019 гг., по результатам которой составлен акт проверки от 13.03.2020 N 17, фиксирующий выявленные в ходе проведения проверки нарушения, а именно нецелевое использование средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в сумме 124 240 911,56 руб., с требованием о возврате в бюджет ТФОМС Пермского края денежных средств, использованных не по целевому назначению в сумме 124 240 911,56 руб. и уплате штрафа в сумме 12 424 091,16 руб. в течение десяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования.
В процессе досудебного урегулирования претензий в части использования не по целевому назначению медицинской организацией средств ОМС, на основании рассмотрения протокола разногласий на акт проверки, направленного письмом от 25.03.2020 N 01/15/586 (далее - протокол разногласий), а также дополнительно предоставленных документов к протоколу разногласий (письмо МО от 22.05.2020 N 01-15-1007) и информации, предоставленной в рамках реализации Плана мероприятий по восстановлению раздельного учета средств ОМС за 2018-2019 гг. в ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Пермь", утвержденного 29.05.2020, в соответствии с приказом ТФОМС Пермского края от 05.06.2020 N 228 "Об урегулировании разногласий по акту плановой проверки использования средств, полученных частным учреждением здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Пермь", сумма средств ОМС, использованных Учреждением не по целевому назначению уменьшена до 69 470 888,08 руб., сумма штрафа уменьшена до 6 947 088,81 руб.
03.08.2020 Фонд направил в адрес Клинической больницы письмо N 24/4639 с требованием возвратить в бюджет ТФОМС Пермского края средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 69 470 888,08 руб., уплатить штраф в сумме 6 947 088,81 руб.
16.10.2020 в адрес Учреждения направлена претензия N 07/6497 с требованием возвратить в бюджет ТФОМС Пермского края средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 69 470 888,08 руб. и уплатить штраф в сумме 6 947 088,81 руб. и пени в сумме 2 045 224,57 руб.
С учетом частичной уплаты ответчиком задолженности, уточнения фондом требования в порядке статьи 49 АПК РФ, к взысканию заявлены использованные не по целевому назначению средства в сумме 69 398 455 руб., штраф в сумме 6 947 088,81 руб., пени в сумме 5 375 891,09 руб.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требований истца обусловило обращение Территориального фонда в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
По состоянию на 30.07.2021 ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Пермь" обязательства по требованию ТФОМС Пермского края исполнены в части возврата средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 33 781,88 руб.
Истец направил в адрес Ответчика претензии N 07/6497 от 16.10.2020 с требованием уплатить в бюджет ТФОМС Пермского края денежные средства, использованные не по целевому назначению, оплатить штраф, пени. По состоянию на 30.07.2021 МО обязательства по требованию ТФОМС Пермского края исполнены частично, задолженность МО перед Истцом составляет 81 760 086,10 руб. (денежные средства, использованные по нецелевому назначению в сумме 69 437 106,20 руб., штраф в сумме 6 947 088,81 руб., пени в сумме 5 375 891,09 руб.).
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не установил.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. При этом аналогичное понятие содержалось в ранее действовавшей статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Статьей 9 Закона N 326-ФЗ установлено, что участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ правовое положение территориального фонда определяется федеральным законом о государственных социальных фондах, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу положения статьи 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Исходя из части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ, средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона N 326-ФЗ средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Согласно части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Сходные нормативные установления, определяющие права заинтересованного лица, содержит и Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Пермского края, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 29.07.2011 N 508-п.
Часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусматривает, что основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования является соответствующее требование территориального фонда.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ (пункт 27 Положения N 73).
С учетом указанных нормативных установлений, составленный территориальным фондом в рамках реализации предоставленной компетенции акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа является основанием для возврата медицинской организации в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Пунктом 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1998 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховщики имеют право обращаться с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
Исходя из правовой позиции, отраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
В соответствии со статьями 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
Пунктом 185 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее также - Правила N 108н), определено, что тарифы рассчитываются в соответствии с Правилами и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Исходя из пункта 186 Правил N 108н тариф на оплату медицинской помощи включает в себя:
1) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона;
2) дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 35 Закона N 326-ФЗ;
3) расходы, определенные территориальной программой в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда.
В расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 192 Правил N 108н).
Утвержденной постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492 Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2018 год, предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением.
В 2018-2019 годах в Пермском крае действовали Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи, утвержденные Постановлением Правительства Пермского края от 20.12.2017 N 1048, Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 02.02.2019 N 48-п. Согласно разделу 1 Территориальных программ расходование средств в рамках реализации Программы по видам медицинской помощи, включенным в базовую программу ОМС, осуществляется медицинскими организациями в соответствии с тарифным соглашением на соответствующий финансовый год.
Проанализировав положения Закона N 326-ФЗ, Методики расчета, Методика N 108н, установив, пунктом 11.3 Тарифного соглашения на 2018 год предусматривалось, что в тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС не включаются расходы медицинской организации, которые в соответствии с территориальной программой, утвержденной в установленном порядке, финансируются за счет средств бюджетов всех уровней или других источников, суд первой инстанции пришел к выводу, что нецелевое использование средств ОМС имеет место в случаях, расходования средств ОМС бюджетополучателем сверх суммы, подлежащей финансированию в соответствии с территориальной программой за конкретный период, а также финансирование за счет средств ОМС расходов медицинской организации при отсутствии на то правовых оснований. Выявление факта нецелевого расходования средств ОМС может быть осуществлено путем сравнения сумм расходов медицинской организации, которые в соответствии с территориальной программой подлежат финансированию за счет средств ОМС, с величиной фактически осуществленных за счет средств ОМС расходов за определенный период.
Материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто, что Учреждение ведет учет доходов и расходов по методу начисления. Начисление расходов, в том числе по ОМС, происходит в зависимости от отнесения их к прямым или косвенным расходам.
В 2018-2019 годах общая выручка медицинской организации без налога на добавленную стоимость составила 833 092 226,78 руб., выручка по ОМС составила 258 928 218,81 руб., итого доля ОМС от общей выручки - 31%, соответственно, учреждение могло относить на расходы в рамках ОМС косвенные расходы в доле 31% от общих косвенных расходов. Согласно представленным медицинской организацией аналитическим данным фактически косвенные расходы относились к источнику ОМС в доле 30%.
Начисленные расходы по источнику ОМС, отраженные в представленных бухгалтерских регистрах анализ счета 20 и оборотно - сальдовой ведомости счета 20 "Основное производство", составили в 2018 году 118 881 478,40 руб., в 2019 году - 140 251 572,50 руб.
Общая сумма начисленных расходов по источнику ОМС за спорный период составила 259 133 050,90 руб., общая сумма перечислений с расчетного счета N 4070381034977001207, на который поступают денежные средства от страховых компаний в рамках ОМС и с которого происходит их расходование, составила 256 289 001,01 руб. (указанная сумма определена как разница между суммой всех списаний с названного расчётного счета (280 984 638,22 руб.) и суммой поступлений на указанный расчетный счет от иных источников (24 694 631,21 руб.).
Таким образом, в спорный период превышения сумм расходов медицинской организации, которые в соответствии с территориальной программой подлежали финансированию за счет средств ОМС (259 133 050,90 руб.), над величиной фактически осуществленных за счет средств ОМС расходов за спорный период (256 289 001,01 руб.) не допущено.
Основная часть расходов медицинской организации связана с необходимостью оплаты труда сотрудников, в том числе оказывающих медицинскую помощь в рамках ОМС. Начисление заработной платы сотрудникам по источникам финансирования производится Учреждением согласно штатному расписанию и тарификационным спискам. Перечисление средств сотрудникам по каждому источнику производится на банковские счета, указанные в заявлении сотрудника со всех расчетных счетов Учреждения.
В ходе проверки ответчиком в целях подтверждения правомерности осуществленных расчетов подлежащих выплате сотрудникам организации сумм предоставлены расчетные ведомости за 2018, 2019 года в целом за период и за каждый год по всем видам начислений и удержаний, локально нормативные документы Учреждения (учетная политика, штатное расписание, тарификационные списки работников и пр.).
Кроме того, в ходе проверки Учреждением произведен перерасчет заработной платы по источнику ОМС, ввиду занижения ранее начисленной заработной платы по источнику ОМС, т.к. по ОМС фактически начислялась лишь окладная часть заработной платы, а все прочие выплаты (премии, надбавки и т.д.) начислялись по другим источникам. Такое начисление было ошибочным и не соответствовало тарификационным спискам и штатному расписанию учреждения. До перерасчета сумма начисленной заработной платы по ОМС за 2018-2019 гг. составляла 102 236 203,80 руб. (21% от общей начисленной заработной платы по всем источникам), после перерасчета -146 288 903,01 руб. Также были пересчитаны суммы удержаний из заработной платы и сумма страховых взносов.
Общая сумма начислений заработной платы в 2018 году составила 231 799 456,92 руб., за 2019 год - 258 804 351,32 руб., из них соответственно 69 931 084,80 руб. (30,2%) и 76 357 818,21 руб. (29,5%) подлежали выплате за счет средств ОМС в 2018 и 2019 годах. Общая сумма подлежащих выплате за счет средств ОМС заработной платы и начисленных страховых взносов за 2018-2019 годы составила 190 468 151,72 руб.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, общая сумма перечислений заработной платы за счет средств ОМС в 2018-2019 годах составила 190 253 993,99 руб.
Вся заработная плата за спорный период выплачена работникам Учреждения в полном объеме, задолженность перед работниками отсутствует. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.
Признавая ошибочной позицию Фонда о нецелевом использовании средств ОМС ввиду осуществления выплат по оплате труда структурных подразделений, финансируемых за счет средств других источников, суд первой инстанции верно исходил из того, что одно лишь указание текстового назначения платежа в платежном документе не может расцениваться в качестве достаточного доказательства для вывода о направлении средств ОМС на цели, не предусмотренные территориальной программой. В каждом конкретном случае подлежит выяснению также и фактическое содержание хозяйственной операции, ее соответствие текстовому назначению платежа, указанному в платежном поручении.
В ходе анализа структуры начислений заработной платы судом установлено, что за счет средств ОМС Учреждением начислены и выплачены единовременное вознаграждение за преданность компании (в 2018 году 8 811,06 руб.), премии по родовым сертификатам (в 2018 году - 140 000 руб., в 2019 году - 143 100 руб.), произведена доплата за работу с ВИЧ инфицированными (в 2018 году - 9709,63 руб., в 2019 году - 11 747,09 руб.), которые не могут быть начислены за счет средств ОМС. Общая сумма выплат (с учетом районного коэффициента) необоснованно произведенных за счет средств ОМС составила 360 369,50 руб.
С учетом вышеприведенных положений БК РФ, Закона N 326-ФЗ, Методики N 108н, принимая во внимание положения Тарифных соглашений на 2018 и 2019 годы и Территориальных программ на 2018 и 2019 год, суд признал, что расходование средств ОМС при установленных обстоятельствах обоснованно расценено фондом как нецелевое использование средств ОМС.
При этом отметил, что иных нарушений, свидетельствующих о расходовании средств на непредусмотренные структурой установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ тарифа цели, в ходе анализа представленных медицинской организацией документов Фондом не установлено.
Учитывая отсутствие доказательств того, что осуществление Учреждением части выплат заработной платы едиными реестрами без определения источника финансирования (ОМС) привело к излишнему расходованию средств ОМС, или финансированию за счет средств ОМС расходов медицинской организации при отсутствии на то правовых оснований, в оставшейся сумме (64 281 940,50 руб.), принимая во внимание, что в рассматриваемом случае не установлено обстоятельств, свидетельствующих о расходовании средств на непредусмотренные структурой установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ тарифа цели (в части заработной платы и связанных с ней начислений), суд верно указал на отсутствие у Фонда правовых оснований требовать возврата денежных средств в сумме, превышающей 360 369,50 руб.
Далее, установив, что средства ОМС обоснованность нецелевого использования которых не оспаривается Учреждением, возвращены в бюджет ТФОМС, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с медицинской организации 64 642 310 руб. (25 817 780 руб. за 2018 год, 38 824 530 руб. за 2019 год), направленных медицинской организацией на выплату заработной платы и начислений на выплаты по оплате труда работников структурных подразделений.
Выводы суда в данной части являются верными. Оснований для иной оценки представленных в дело доказательств апелляционный суд не усматривает. Требования Фонда в соответствующей части обоснованно оставлены без удовлетворения.
Проверив выводы суда первой инстанции относительно отказа в удовлетворении исковых требований, основанных на направлении Учреждением средств ОМС на оплату собственных обязательств (долгов), не связанных с деятельностью по обязательному медицинскому страхованию, суд апелляционной инстанции также считает их мотивированными в судебном акте, основанными на нормах действующего законодательства применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела.
При постановке таких выводов суд обоснованно исходил из следующего.
В ходе проведения анализа платежных поручений и первичных учетных документов к ним, представленных медицинской организацией в качестве обоснований расходов на выполнение Территориальной программы ОМС, по статьям затрат: коммунальные услуги, прочие работы, услуги, увеличение стоимости материальных запасов, работы, услуги по содержанию имущества, по источнику финансового обеспечения ОМС, выявлены факты оплаты собственных обязательств медицинской организации, не связанных с деятельностью по ОМС за 2018 год на 1 635 680,00 руб., за 2019 год - в сумме 3 076 400,00 руб.
Указанные выводы Фонда обусловлены осуществлением медицинской организацией перечислений на счета контрагентов по оплате услуг (работ) в отсутствие сведений о кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018, 01.01.2019 в соответствующей сумме.
Фондом указано, что по данным медицинской организации на 01.01.2018 кредиторская задолженность по источнику финансового обеспечения ОМС к ГБУЗ ПК КПБ N 10 отсутствует. Платежным поручением N 301 от 30.01.2018 Учреждение оплачивает задолженность за 2017 год в сумме 13 500 руб.
По данным медицинской организации на 01.01.2018 кредиторская задолженность по источнику финансового обеспечения ОМС к ИП Попадинец И.Б. отсутствует. Платежным поручением N 1025 от 30.03.2018 Учреждение оплачивает задолженность за 2017 год в сумме 8320 руб., в том числе за счет средств ОМС 2496 руб.
По данным медицинской организации на 01.01.2018 кредиторская задолженность по источнику финансового обеспечения ОМС к Филиалу ФГУП "Охрана" Росгвардии по ПК ИП отсутствует. Платежным поручением N 1027 от 30.03.2018 Учреждение оплачивает задолженность за 2017 год в сумме 7785 руб., в том числе за счет средств ОМС 2335,68 руб.
По данным медицинской организации на 01.01.2019 кредиторская задолженность по источнику финансового обеспечения ОМС к ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" составляет 4224,30 руб. Платежным поручением N 1983 от 28.05.2018 Учреждение оплачивает задолженность за 2018 год в сумме 23 480 руб., в том числе за счет средств ОМС 7044 руб. (7044-4224,30=2819,70 нецелевое).
По данным медицинской организации на 01.01.2019 кредиторская задолженность по источнику финансового обеспечения ОМС к ООО "Лабдиагностика" составляет 55 084 руб. Платежными поручениями N N 325 от 30.01.2019, 2083 от 31.05.2019, 1974 от 28.05.2019, 2582 от 28.06.2019, 3413 от 30.08.2019 Учреждение оплачивает задолженность за 2018 год в сумме 300 000 руб., 300 000 руб., 500 000 руб., 260 000 руб., 150 000 руб., (300 000+300 000+500 000 руб.+260 000+150 000+150 000=1 660 000-55 084=1 604 916 руб. нецелевое).
Вместе с тем, как верно отметил суд в целях установления факта направления средств ОМС по целевому назначению надлежит выяснить имеется ли у медицинской организации обязательство перед юридическими и физическими лицами по оплате работ (услуг), и могут ли быть расходы на оплату указанных обязательств отнесены в состав затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, или в состав затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Из представленных в дело доказательств, судом установлено, что в рассматриваемом случае, в ходе проверки Фондом содержание спорных хозяйственных операций не исследовалось, наличие или отсутствие у медицинской организации обязательств перед третьими лицами и возможность (невозможность) отнесения спорных расходов в состав затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, или в состав затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) не устанавливались.
Указывая на нецелевое использование медицинской организацией средств ОМС, Фонд ограничился лишь указанием на несоответствие сумм осуществленных Учреждением платежей величине задолженности, отраженной в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января соответствующего года.
Между тем установленный бюджетным законодательством порядок проведения проверки должен обеспечивать надлежащую реализацию прав и законных интересов бюджетополучателей в правовом государстве, что предполагает обязанность руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа провести всестороннюю и объективную проверку обстоятельств, влияющих на вывод о наличии нецелевого использования бюджетных средств (то есть фактического, а не предполагаемого направления средств ОМС на цели, не предусмотренные территориальной программой), не ограничиваясь анализом содержащихся в аналитическом учете медицинской организации данных, установить действительный размер обязанности по восстановлению средств ОМС, в том числе при разумном содействии медицинской организации - с учетом сведений и документов, представленных им с возражениями на акт проверки и в ходе рассмотрения материалов проверки.
Иное бы не отвечало принципу добросовестности администрирования средств бюджета ОМС, не допускающему создание формальных условий для изъятия у медицинской организации средств ОМС сверх того, что требуется по закону, и отказ в осуществлении прав медицинской организации только по формальным основаниям, не связанным с существом реализуемого права, по мотивам, обусловленным лишь удобством администрирования.
При оценке законности акта, принятого по результатам проверки целевого использования средств ОМС значение имеет правильность определения подлежащей возврату медицинской организаций суммы средств ОМС контролирующим органом, исходя из обстоятельств, которые были установлены в ходе проверки и давали основания для уменьшения подлежащей изъятию суммы, а также обстоятельств, которые могли быть установлены при добросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами контролирующего органа и содействии медицинской организации в их установлении.
Судом установлено и из материалов дела следует, что спорные суммы (за 2018 год на 1 635 680,00 руб., за 2019 год - в сумме 3 076 400,00 руб.) представляют собой затраты медицинской организации на оплату коммунальных услуг, прочих работ (услуг), увеличение стоимости материальных запасов, работ, услуг по содержанию имущества.
Выявленные Фондом несоответствия сумм произведенных медицинской организацией оплат величине кредиторской задолженности обусловлены наличием технических ошибок в отражении кредиторской задолженности по ОМС на начало года (оплата ООО "Про-Мед" в сумме 100 000 руб. 24.01.2018, оплата ООО "Автопартнер" в сумме 31 255 руб. 25.01.2018, оплата АО "Софтлаайн Трейд" в сумме 197 147,99 руб. (в том числе за счет средств ОМС 59 144,40 руб.) 30.01.2018 и пр.); неверным указанием назначения платежа в платежных поручениях (оплата ИП Попадинец И.ДБ. в сумме 8320 руб. (в том числе за счет средств ОМС 2496 руб.) 30.03.2018 - оплата фактически произведена за услуги, оказанные в январе, феврале, марте 2018 года, в назначении платежа ошибочно указано на оплату услуг за 2017 год, оплата ОАО "РЖД" в сумме 30 692,03 руб. (в том числе за счет средств ОМС 9 207,61 руб.) 30.01.2018 - фактически оплата произведена за услуги связи за январь 2018 года, в назначении платежа ошибочно указано на оплату услуг связи за 2017 год) (л.д. 16-21 т.3).
Между тем, нарушение положений гражданского законодательства, как и правил бухгалтерского учета не влечет непосредственно негативные бюджетные последствия в отсутствие в БК РФ специальных указаний, что корреспондирует с правовыми позициями, отраженными в абзаце втором пункта 11 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", постановлениях Президиума ВАС РФ от 22.07.1997 N 544/97, от 22.12.1998 N 6708/97.
Суд учел, что часть квалифицированных в качестве нецелевого использования средств ОМС платежей осуществлены медицинской организацией за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности (оплаты проведены по расчетному счету, открытому в банке ВТБ (ПАО), в частности за счет поступлений от предпринимательской деятельности в 2019 году медицинская организация произвела оплату по платежному поручению от 20.11.2019 N 4752 ООО "Харт" в сумме 116 500 руб. за тесты на наркотики), с ошибочным отражением в аналитическом учете доли ОМС в указанных расходах; часть расходов по ОМС оплачены за счет доходов от предпринимательской деятельности, соответственно оснований для вывода о нецелевом использовании средств ОМС в указанных случаях у Фонда не имелось.
При этом, медицинской организацией не оспаривается использование средств ОМС не по целевому назначению при осуществлении оплат по платежным поручениям от 19.01.2018 N 121 (в части доли ОМС - 2284,80 руб.), от 30.01.2018 N 250 (10 500 руб.), от 30.01.2018 N 301 (13 500 руб.), от 28.03.2018 N 902 (в части доли ОМС 4680 руб.). Платежным поручением от 18.04.2023 N 1511 указанная сумма возвращена медицинской организацией ТФОМС.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание отсутствие доказательств того, что ошибочное отражение Учреждением в бухгалтерском учете величины кредиторской задолженности привело к излишнему расходованию средств ОМС, или финансированию за счет средств ОМС расходов медицинской организации при отсутствии на то правовых оснований, в оставшейся сумме (4 673 428,80 руб.), представление Учреждением в ходе проверки документов, подтверждающих обоснованность произведенных затрат, наличие оснований для их включения в состав затрат, предусмотренных структурой установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ тарифа, в сумме, превышающей 38 651,20 руб., суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у Фонда правовых оснований требовать возврата денежных средств в сумме, превышающей 38 651,20 руб.
При таких обстоятельствах, уточненные требования фонда, с учетом отказа от части исковых требований, суд признал обоснованными и подлежащими удовлетворению в части взыскания с учреждения пени в сумме 30 890,85 руб., штрафа в размере 10 000 руб. (с учетом снижения размера штрафа судом) и в удовлетворении заявленных истцом требований остальной части отказал. Доводов в части необоснованного снижения штрафа фондом не приводится.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Ссылка Фонда на злоупотребление правом со стороны ответчика апелляционным судом рассмотрена и отклонена.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу приведенных норм под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение лица, связанное с нарушением пределов осуществления гражданских прав, направленное исключительно на причинение вреда третьим лицам, для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей).
Между тем материалами дела наличие у ответчика умысла на заведомо недобросовестное осуществление прав, наличие единственной цели причинения вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей) не подтверждается.
При рассмотрении данного дела злоупотребление правом со стороны ответчика в отношении лиц, участвующих в деле, судом не установлено.
В целом, доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с вынесенным судебным актом и стремлению отменить верное по существу решение суда первой инстанции
При этом апелляционная жалоба не содержит каких-либо подтвержденных доводов, свидетельствующих о незаконности и необоснованности оспариваемого решения и наличия оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 августа 2023 года по делу N А50-31836/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-31836/2022
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА "РЖД-МЕДИЦИНА" ГОРОДА ПЕРМЬ"
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11105/2023
05.03.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-295/2024
30.10.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11105/2023
17.08.2023 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-31836/2022