Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 января 2024 г. N Ф06-11884/23 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
31 октября 2023 г. |
Дело N А12-11243/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Антоновой О.И., Луевой Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грязновой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 сентября 2023 года по делу N А12-11243/2023,
по иску Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3403300926, ОГРН 1023405367017)
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684)
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - прокуратуры Волгоградской области (ИНН 3444048120, ОГРН 1033400323560), Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994), Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (ИНН 6163072891, ОГРН 1056163009957), Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (ИНН 3015066698, ОГРН 1043000708695),
об обязании ликвидировать места несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 34:03:120003:8 путем их сбора и вывоза на объект, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов и привести земельный участок в соответствие с его назначением в срок один месяц с момента вступления решения суда в законную силу,
без участия в судебном заседании представителей сторон
УСТАНОВИЛ:
Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с требованиями к (ИНН 3403300926, ОГРН 1023405367017) к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее ответчик) об обязании ликвидировать места несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 34:03:120003:8 путем их сбора и вывоза на объект, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов и привести земельный участок в соответствие с его назначением в срок один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Судебной коллегией установлено, что от Прокуратуры Волгоградской области поступил отзыв на апелляционную жалобу от 25.10.2023 г. вх.N 3377/2023, который был приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, При проверке доводов изложенных в публикации "Смертельно опасную свалку случайно нашли в окрестностях Волгограда дачники", размещенной в сети интернет https://bloknot-volgograd.ru/news/smertelno-opasnuyu-svalku- sluchayno-nashli-v-okres комитетом по сельскому хозяйству и экологии администрацией Городищенского муниципального района выявлено злостное невыполнение природоохранного законодательства собственником земельного участка с кадастровым номером 34:03:120003:8.
Согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером 34:03:120003:8 является Россия.
Согласно п. 4.1.2. Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 5 марта 2009 г. N 63 территориальный орган самостоятельно осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленною в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В сведениях об основных характеристиках объекта недвижимости от 08.03.2023 земельный участок с кадастровым номером 34:03:120003:8 относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для ведения подсобного хозяйства.
Указанный земельный участок полигоном ТБО, внесенным в региональный реестр объектов размещения отходов, не является; лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности на данный участок собственником не оформлялась.
По заданию на проведение выездного обследования в рамках муниципального земельного контроля без взаимодействия с контролируемым лицом от 07.03.2023 г. N 1, в соответствии с заключением по результатам выездного обследования в рамках муниципального земельного контроля без взаимодействия с контролируемым лицом от 09.03.2023 N 1 при визуальном осмотре установлено, что на территории Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района, земельный участок с кадастровым номером 34:03:120003:8, расположенный по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Орловского сельсовета, площадью 500000 м2, (из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения подсобного хозяйства, категория риска: умеренная; правообладатель: Россия; вид, помер и дата государственной регистрации права: Собственность 34-34-16/012/2006-254 от 13.13.2006; границы земельного участка с кадастровым номером 34:03:120003:8 установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; Дата присвоения кадастрового номера 21.12.2005 г.) по целевому назначению не используется, зарос сорной травяной и древесной растительностью. На земельном участке с кадастровым номером 34:03:120003:8 выявлены места размещения отходов на почве, в точках с координатами:
48.849589 44.53948 - обрезь и лом гипсокартонных листов - код по ФККО (8 24 110 01 20 4); мусор от сноса и разборки зданий несортированный - код по ФККО 8 12 901 01 72 4 и прочие;
48.849504 44.539528 - бой строительного кирпича код по ФККО 3 43 210 01 20 5, древесные отходы от сноса и разборки зданий код по ФККО 8 12 101 01 72 4, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий код по ФККО 8 12 201 01 20 5 и прочие;
48.856312 44.538872 - обрезки и обрывки смешанных тканей код по ФККО 3 03 111 09 23 5 и прочие;
48.856155 44.539059 - обрезки и обрывки смешанных тканей код по ФККО 3 03 111 09 23 5 и прочие;
48.856236 44.538925 - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства код по ФККО 4 71 101 01 52 1 и прочие;
48.856217 44.538912 - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства код по ФККО 4 71 101 01 52 1 и прочие;
48.854469 44.542402 лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий код по ФККО 8 12 201 01 20 5 и прочие;
48.854512 44.542326 лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий код по ФККО 8 12 201 01 20 5 и прочие;
48.855689 44.541357 - древесные отходы от сноса и разборки зданий код по ФККО 8 12 101 01 72 4 и прочие;
48.855574 44.541161- тара стеклянная незагрязненная код по ФККО 4 51 102 00 20 5, лом и отходы изделий из полиэтилентерефталата незагрязненные - код по ФККО 4 34 181 01 51 5 и прочие.
На основании изложенного выше, ТУ Росимущества в Волгоградской области было выдано предостережение о недопустимости обязательных требований 15 марта 2023 года N 1.
12 апреля 2023 года в администрацию Городищенского муниципального района поступило письмо от ТУ Росимущества в Волгоградской области о том, что "несмотря на то, что ТУ является публичным собственником Участка, фактическое использование им не осуществляется, что исключает право собственности на отходы...".
Принимая законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 2 статьи 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно части 3 статьи 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в том мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде, не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с частью 2. статьей 262 ГК РФ, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику. Земельный участок с кадастровым номером 34:03:120003:8 не огорожен, вход на указанный земельный участок никак не обозначен.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу части 1 статьи 51 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно подпунктам 2 и 4 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Таким образом, на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области с кадастровым номером 34:03:120003:8, незаконно размещены отходы производства и потребления, что представляет реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.
12 апреля 2023 года в администрацию Городищенского муниципального района поступило письмо от ТУ Росимущества в Волгоградской области о том, что "несмотря на то, что ТУ является публичным собственником Участка, фактическое использование им не осуществляется, что исключает право собственности на отходы...".
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик, являясь публичным собственником земельного участка, фактически его не использует, отходы на указанным земельном участке не размещал, что говорит о том, что не обязан обеспечивать вывоз отходов, признается судебной коллегией необоснованным и отклоняется в силу следующего.
Согласно подпункту "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1), в том числе осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества и контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (подпункты 5.3 и 5.8 пункта 5).
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статьями 41, 42 Конституции РФ и 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
Суд первой инстанции, верно делает вывод, что в абзаце 2 статьи 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, а соответственно, правовая позиция ответчика является неверной.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация Городищенского муниципального района волгоградской области не может выступать в качестве истца, поскольку не наделена полномочиями на предъявление иска, также признается судебной коллегией необоснованным и отклоняется в силу следующего.
В силу ч.1 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
На основании ст. 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
В соответствии с п. 3 ст.76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно п. 18. Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением правительства Российской Федерации 12 ноября 2016 года N 1156 собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Следовательно, судом первой инстанции верно сделан вывод о том, что администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области вправе в публичных интересах, в целях безопасности неопределенного круга лиц предъявлять иски об обязании установления ограждения строительной площадки.
В соответствии с положениями статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового обороты или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с положениями статьи 310 ГК РФ, недопустим односторонний отказ от исполнения обязательства.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
На основании абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 23.06.2015 N 25) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса).
В абзаце третьем пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
В соответствии с правилами статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.
В соответствии с нормами статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии с положениями части 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Судебной коллегией установлено, что доказательств невозможности исполнения судебного акта ответчиком не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
С учетом части 1 статьи 174 АПК РФ с учетом позиции ответчика (время на заключения контрактов) суд считает возможным установить трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу для добровольного исполнения ответчиком судебного акта.
С учетом изложенного анализа норм положений гражданского и земельного, экологического законодательства и оценив содержащиеся в деле доказательства, судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Выводы суда сделаны с учетом правовой позиции, изложенной в определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2020 N 16-КАДПР20-2-К4, в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.02.2023 NФ08-14801/2022 по делу NА63-16768/2021, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 09.08.2023 NФ09-4079/2023 по делу NА60-69804/2022.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 сентября 2023 года по делу N А12-11243/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-11243/2023
Истец: Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: государственный инспектор МЕЖРЕГИОНАЛЬНОго УПРАВЛЕНИя ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО АСТРАХАНСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ Селезнев А.Г., ПРОКУРАТУРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ