г. Саратов |
|
31 октября 2023 г. |
Дело N А57-26073/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2022 года.? .
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Савенковой,
судей А. Ю. Самохваловой,В. Б. Шалкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарёмсудебного заседания
К. Д. Ястребовым,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Ситиматик", Нетреба Н.В., по доверенности N 96 от 07.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью
Пивовар
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 сентября 2023 года по делу N А57-26073/2022,
по иску акционерного общества "Ситиматик", г. Саратов (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149),
к обществу с ограниченной ответственностью "Пивовар", г. Саратов (ОГРН 1116453005525, ИНН 6453116808),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580),
Шагабутдинова Алия Закиевна, г. Саратов,
Шагабутдинова Адиля Закиевна, г. Саратов в лице законного представителя Шагабутдиновой Р.М.,
Шагабутдинов Ренат Ханнанович, г. Москва
о взыскании задолженности за оказанные услуги,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Ситиматик" (далее по тексту АО "Ситиматик", истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Пивовар" (далее по тексту ООО "Пивовар", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период январь 2020 - март 2020, август 2020 - июнь 2022 в размере 196 250 руб. 12 коп.
В ходе рассмотрения дела истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнены исковые требования в связи с частичным погашением ответчиком задолженности, с учетом уточнений истец просил суд взыскать с ответчика задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период январь 2020 - март 2020, август 2020 - апрель 2022 в размере 180 922 руб. 76 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09 сентября 2023 года по делу N А57-26073/2022 исковые требования удовлетворены.
С ООО "Пивовар" в пользу АО "Ситиматик" взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период январь-март 2020 г., август 2020 г.-апрель 2022 года в размере 180 922 руб. 76 коп., расходы по оплате госпошлины в сумме 6 428 руб.
АО "Ситиматик" из федерального бюджета РФ возвращена госпошлина в сумме 476 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Пивовар" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принятое в результате неверного толкования норм права, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что истцом не было представлено отвечающих принципам относимости и допустимости доказательств, подтверждающих факт нахождения ответчика в период с января 2020 г. по апрель 2022 г. в арендуемых им помещениях, по адресу: г. Саратов, ул. Днепропетровская, д. 2/33. Однако возражения ответчика и доказательства, опровергающие доводы истца судом не были приняты по внимание и им не дана оценка.
Апеллянт считает, выставление истцом платы за неоказанные услуги в период с января 2020 г. по 19.11.2021 г. является незаконным, поскольку общество не являлось собственником ТКО.
Судом первой инстанции необоснованно не принят во внимание представленный ответчиком расчет по количеству посадочных мест, исходя из 34, тогда как данные с интернет-сайта ООО "Пивовар" о 120 посадочных местах являются ненадлежащим доказательством.
Кроме того, апеллянт указывает, что региональным оператором не представлена информация о том, с какой контейнерной площадки он осуществлял оказание услуг ответчику в спорный период. Таким образом, доказательства фактического оказания услуг не представлены и не подтверждены.
В порядке статьи 81 АПК РФ от АО "Ситиматик" поступили письменные пояснения на апелляционную жалобу, которая приобщены к материалам дела.
Представитель АО "Ситиматик" возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и акционерным обществом "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25.12.2017 заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
По результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 N 881, на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора от 21 мая 2018 г. АО "Управление отходами" является победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности 2) 20 июня 2018 года заключено Соглашение N 2 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Зона деятельности определена Территориальной схемой обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, в Саратовской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области N 707 от 22.09.2016.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Закона N 89-ФЗ) закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ),
Следовательно, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника ТКО только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац 9 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8 (4) - 8 (16) Правил по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016N 1156 (далее Правила N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8 (17) Правил N 1156).
Предложение Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было официально опубликовано в Саратовской областной газете "Регион 64" N 97 от 12 июля 2018 года.
В соответствии с Правилами N 1156, сторонами 24.01.2022 г. был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 54/312/0015971, согласно которому Истец обеспечивает прием ТКО в объеме и месте, определенные договором, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а Ответчик обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в размере утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30 декабря 2019 года N 48/1.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2020 года N 35/112.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области - филиала акционерного общества "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности N 1 на 2021 год утвержден Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29.01.2021 N 4/3 "О внесении изменений в некоторые постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области".
Объемы, принимаемых ТКО, определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в приказе N 47 от 05.02.2018 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
В период с января 2020 по март 2020, август 2020 - апрель 2022 истец оказал услуги по приему твердых коммунальных отходов из объектов ответчика. Однако ответчик не оплатил оказанные услуги, в результате чего задолженность ответчика перед истцом за спорный период составила в размере в размере 180 922 руб. 76 коп.
Истцом была направлена претензия, которая осталась без ответа и удовлетворения, досудебный порядок урегулирования споров, предусмотренный пунктом 5 статьи 4 АПК РФ истцом соблюден.
До настоящего времени ответчиком долг не погашен, на основании чего истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 4 статьи 13.4, статьями 24.6. и 24.7, 24.10 Закона N 89-ФЗ, пунктами 4, 5, 8 (1), 8 (5)-8 (7), 8 (15), 8 (17), 8 (18) Правил N 1156, и установив факт оказания истцом в исковой период услуг по вывозу ТКО в отсутствие доказательств их оплаты и погашения задолженности, определив, что лицом, обязанным производить оплату, является ответчик, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в заявленном истцом размере.
Апелляционный суд соглашается с указанными выводами на основании следующего.
В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В материалы дела представлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.01.2022 N 54/312/0015971, который, по мнению апеллянта, является заключенным не ранее 07.04.2022 года, т.e. с момента его направления региональным оператором.
Вышеуказанный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции соглашается и исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 8(1) Правил N 1156 Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с пунктом 8(17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев:
(1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора;
(2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям;
(3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Предложение Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было официально опубликовано в Саратовской областной газете "Регион 64" N 97 от 12 июля 2018 года.
Предложение Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности N 2 было официально опубликовано в Саратовской областной газете "Регион 64" N 2 от 14 января 2020 года.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условия типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором независимо от наличия заключенного в письменном виде договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 1.4 договора установлено, что датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является дата 01.01.2020.
Ретроспективное действие договора не противоречит требованиям статьи 425 ГК РФ, согласно пункту 2 которой стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Нарушений судом норм материального права в рассматриваемой ситуации не установлено.
Исходя из буквального толкования условий договора, следует, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 779 ГК РФ предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Предметом договора возмездного оказания услуг является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
Согласно нормам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО с января 2020 - март 2020, август 2020 - июнь 2022 на сумму 180 922 руб. 76 коп. подтверждается представленными в материалы дела актами, счетами.
В силу статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, установленные в пункте 2 указанной статьи.
Представленные истцом доказательства полностью соответствует требованиям, предъявляемым к первичным документам, принимаемым к учету.
Дополнительно в подтверждение факта оказания услуг по обращению с ТКО истцом представлены: копии соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 23 января 2018 года N 1, соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 20 июня 2018 года N 2, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.01.2022 года N 54/312/0015971, акты обследования, договор NРО-2тр/2019 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Саратов" (Ленинский район) Саратовской области (зона деятельности) от 01.03.2019 г., оборотно-сальдовые ведомости по счету ТКО за 12.08.2018 - 31.12.2023.
По мнению ответчика, истцом не представлено ни одного доказательства, отвечающего принципам относимости и допустимости, подтверждающего факт осуществления ООО "Пивовар" своей деятельности, влекущей образование ТКО по адресу: г. Саратов, ул. Днепропетровская, д. 2/33 в период с 2020-2022.
Судебная коллегия указанный довод ответчика отклоняет.
Пунктом 7.8. ГОСТ30772-2001, утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст установлено, что собственниками отходов являются лица, производящие отходы, в собственности которых они находятся, и которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Начисления за оказанные услуги по обращению с ТКО производились в отношении следующего объекта мусорообразования, расположенного по адресу: Саратовская область, г, Саратов, ул. Днепропетровская, д. 2/33, выявленного по результатам инспекционного контроля, о чем составлен акт от 15.10.2021 и заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ответчика является -"Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания" (56.101).
Согласно пункту 1.4 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 54/312/0015971 от 24.01.2022, дата начала оказания услуг - 01 января 2020 г.
Ответчик - ООО "Пивовар" оспаривая данный пункт договора указывал, что начало осуществлять деятельность по адресу г. Саратов, ул. Днепропетровская, д. 2/33 с 20.11.2021.
Однако, данное обстоятельство опровергается следующими доказательствами:
- уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, направленным в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, номер уведомления и дата - 64.01.01.000.В.005367.03.18 от 21.03.2018, адрес места осуществления деятельности - 410007, г. Саратов, ул. Днепропетровская, д.2/33;
- лицензией на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, лицензия 64РПО0000259 выдана 09.04.2018, дата окончания действия лицензии - 11.04.2023;
- бухгалтерскими балансами на 31.12.2022, на 31.12.2021;
- актом инспекционного контроля от 15.10.2021 с фотоматериалами.
Таким образом, ответчик начал осуществлять деятельность значительно раньше даты указанной в договоре - 01.01.2020.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик также ссылался на неверное определение истцом расчетных единиц.
Согласно пояснениям истца, количество расчетных единиц было определено на основании акта обследования, в соответствии с которым количество посадочных мест - 120 мест.
На официальном сайте ответчика в сети "Интернет" указано, что в ресторане имеется три зала: банкетный зал (вместимость 110 человек, т.е. количество посадочных мест 110), VIP-зал (вместимость 15 человек, т.е. количество посадочных мест 15), а также Семейное кафе и Спорт-бар.
Согласно части 3 статье 75 АПК РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором.
Таким образом, вопреки возвражениям ответчика общее количество посадочных мест значительно превышает количество посадочных мест, указанное в акте инспекционного контроля от 15.10.2021, а именно 120 мест, и из которого производится начисление за оказанные услуги по обращению с ТКО.
В части довода о том, что ответчик не осуществлял деятельность в связи с введенными ограничительными мерами с 28.03.2020 по 05.11.2020 и с 27.10.2021 по 07.11.2021 следует отметить следующее.
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 августа 2020 года N 727-П г. Саратов (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" www.g-64.ru 25 августа 2020 года) "О внесении изменения в постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П" возобновлена работа предприятий общественного питания с 27 августа 2020 года при условии соблюдения определенных требований.
На основании обращения ответчика, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) АО "Ситиматик" был произведен перерасчет начислений за период с 28 марта 2020 по 26 августа 2020 года.
Так же истцом был произведен перерасчет начислений на основании Указа Президента РФ "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.", несмотря на то, что режим работы организаций торговли и общественного питания в период с 27 октября по 7 ноября 2021 года оставался без изменений с соблюдением установленных ограничительных мер.
Доказательства того, что ответчик после снятия ограничительных мер деятельность не осуществлял, либо осуществлял с иными расчетными единицами в материалы дела в порядке ст. 65 АПК РФ не представлены.
Как указано в ответе на вопрос N 7 "Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020), признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Таким образом, ограничения, введенные вследствие распространения коронавирусной инфекции, не предусматривали абсолютную невозможность осуществления деятельности предприятий общественного питания (данным организациям было разрешено осуществлять доставку продуктов, предоставлять продукты на вынос или обеспечить возможности забрать продукцию иными бесконтактным способом).
Наличие возможности ведения дистанционного обслуживания посетителей, в том числе путем обслуживания на вынос, подразумевает фактическую деятельность, наличие на рабочем месте сотрудников и образование твердых коммунальных отходов.
При этом деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов не была приостановлена, в связи с чем, услуги по договору продолжали оказываться истцом.
Как разъяснено в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 года N 309-ЭС15-13978 по делу NА07-3169/14, образование твердых бытовых отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека.
Ответчик не доказал, что у него не образовались твердые коммунальные отходы за спорный период либо он самостоятельно осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов со своей контейнерной площадки, не представил доказательства согласования с органом местного самоуправления месторасположения твердых коммунальных отходов (своей контейнерной площадки), не установил свои контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, то есть не организовал самостоятельный сбор и вывоз твердых коммунальных отходов к месту их размещения.
Доказательств оплаты услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также наличия задолженности в ином (меньшем) размере, ответчиком арбитражному суду не представлено, расчет задолженности ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к верному выводу о взыскании с ответчика задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период январь-март 2020 года, август 2020 г. - апрель 2022 года в размере 180 922 руб. 76 коп.
С учетом изложенного апелляционный суд соглашается, с позицией суда первой инстанции и также приходит к выводу, что исковые требования правомерно удовлетворены в полном объеме.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда, правильно установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Представленные в материалы дела доказательства судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, мотивированы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок не превышающий пяти дней.
Руководствуясь статьями 268 -271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 сентября 2023 года по делу N А57-26073/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н. В. Савенкова |
Судьи |
А. Ю. Самохвалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-26073/2022
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: ООО "Пивовар"
Третье лицо: ГУ Управление по вопросам миграции МВД России по г. Москве, центр адресно-справочной работы, Отдел адресно-справочной работы УФМС России по Саратовской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по СО, Шагабутдинов Ренат Ханнанович, Шагабутдинова Адиля Закиевна в лице Шагабутдиновой Р.М., Шагабутдинова Алия Закиевна