город Владимир |
|
9 ноября 2023 г. |
Дело N А11-14952/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 ноября 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волгиной О.А.,
судей Рубис Е.А., Сарри Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Завьяловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области
на определение Арбитражного суда Владимирской области от 23.08.2023 по делу N А11-14952/2018, принятое по ходатайству уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области о принятии обеспечительных мер,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Владагропром" (далее - Общество, должник) в Арбитражный суд Владимирской области обратилась Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области (далее - ФНС России) с заявлением о разрешении разногласий с конкурсным управляющим должника Большаковой И.А. (далее - конкурсный управляющий) и определении порядка погашения задолженности по земельному налогу и налогу на добавленную стоимость, возникшей в результате продолжения хозяйственной деятельности Общества в размере 8 804 236 руб. 89 коп. (налог на добавленную стоимость - 7 609 550 руб. 21 коп., земельный налог при реализации предмета залога - 1 194 686 руб. 68 коп., пени - 5 005 851 руб. 70 коп.) в порядке пункта 6 статьи 138 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), то есть в приоритетном порядке.
Одновременно ФНС России заявила ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета конкурсному управляющему производить распределение денежных средств, полученных от реализации предмета залога, до вступления в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения ходатайства уполномоченного органа о разрешении разногласий, возникших между уполномоченным органом и конкурсным управляющим должника, относительно установления приоритетности погашения задолженности по земельному налогу, налогу на добавленную стоимость и пени в порядке пункта 6 статьи 138 Закона о банкротстве.
Арбитражный суд Владимирской области определением от 23.08.2023 отказал в удовлетворении заявления ФНС России о принятии обеспечительных мер.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФНС России обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просила отменить обжалуемое определение и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель апелляционной жалобы указывает на то обстоятельство, что испрашиваемые обеспечительные меры связаны с предметом спора, соразмерны заявленному требованию, являются необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта, обеспечивает сохранение существующего положения сторон и направлены на предотвращение причинения вреда имущественным правам кредиторов должника. Обращает внимание на то обстоятельство, что уполномоченный орган, обращаясь с заявлением о принятии обеспечительных мер, выступает в защиту своих интересов и интересов бюджета Российской Федерации в целях недопущения необоснованного распределения денежных средств, поступивших от реализации предмета залога.
Более подробно доводы содержатся в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания в порядке части 6 статьи 121, статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу определения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации неотъемлемым элементом верховенства права является принцип эффективной судебной защиты субъективных прав. Так, согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. На эффективность судебной защиты неоднократно обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации, указав, в частности, что гарантия судебной защиты включает в себя не только право на законный суд, но и на полную, справедливую и эффективную судебную защиту на основе равенства всех перед законом и судом (постановление от 09.11.2018 N 39-П).
Эффективность судебной защиты в максимальной степени проявляется только при фактическом восстановлении нарушенного права, что в данном случае выражается в возврате кредитору денежных средств, на которые он обоснованно претендовал.
Для реализации этого принципа арбитражный суд располагает действенным процессуальным механизмом в виде института обеспечительных мер, своевременное и разумное применение которых устраняет препятствия к исполнению судебного решения в будущем и повышает тем самым эффективность правосудия.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 90, части 2 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 46 Закона о банкротстве основанием для принятия обеспечительных мер является предполагаемая затруднительность или невозможность исполнения судебного акта, если меры не будут приняты, либо предотвращение причинения значительного ущерба заявителю. Обеспечительные меры носят временный срочный характер, должны быть и направлены на обеспечение иска и соразмерны заявленному требованию.
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона о банкротстве принятие обеспечительных мер в рамках дела о банкротстве осуществляется в соответствии с положениями главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" (далее - Постановление N 15) разъяснено, что меры по обеспечению иска, обеспечительные меры, меры предварительной защиты (далее - обеспечительные меры) принимаются судом в целях предотвращения нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя или неопределенного круга лиц, снижения негативного воздействия допущенных нарушений, создания условий для надлежащего исполнения судебного акта (глава 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, глава 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, глава 7 Кодекса административного производства Российской Федерации).
Рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд устанавливает наличие оснований для принятия обеспечительных мер, определяет, насколько конкретная мера, о принятии которой просит заявитель, связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей принятия обеспечительных мер (часть 3 статьи 140 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1, 4 статьи 85 Кодекса административного производства Российской Федерации).
Суд принимает обеспечительные меры при установлении хотя бы одного из оснований для их принятия (часть 1 статьи 139 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 85 Кодекса административного производства Российской Федерации).
В связи с этим при оценке доводов заявителя судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о принятии обеспечительных мер; связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
В целях предотвращения причинения заявителю значительного ущерба обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами (пункт 14 Постановления N 15).
Судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным и предварительным средством защиты, следовательно, для их принятия не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора.
Для принятия обеспечительных мер заявителю достаточно обосновать наличие возможности наступления последствий, предусмотренных частью 1 статьи 139 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 85 Кодекса административного производства Российской Федерации (пункт 15 Постановления N 15).
По смыслу пункта 17 Постановления N 15 заявление о принятии обеспечительной меры может быть удовлетворено только при наличии связи испрашиваемой меры с предметом заявленного требования. Отсутствие связи испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования является основанием для отказа в удовлетворении заявления о ее принятии.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы ФНС России, изложенные в ходатайстве о принятии обеспечительных мер, в соответствии с положением статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и учитывая основание и предмет заявленного требования, принимая во внимание, что спорные обеспечительные меры не направлены на сохранение существующего положения сторон (status quo) и на предотвращение причинения должнику и его кредиторам значительного ущерба, а также вероятность его причинения в случае непринятия таких мер, суд первой инстанции на дату принятия обжалуемого судебного акт пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ФНС России.
В рассматриваемом случае ФНС России не обосновала, каким образом непринятие спорных обеспечительных мер может привести к невозможности исполнения судебного акта и причинении вреда кредиторам.
Доводы ФНС России о необходимости принятия мер по обеспечению заявления, носят предположительный характер и документально не подтверждены, что не соответствует требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В материалы дела не представлено каких-либо убедительных доводов и доказательств совершения конкурсным управляющим действий по распределению денежных средств из конкурсной массы между кредиторами.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции учитывает, что применительно к положениям пункта 6 статьи 142 Закона о банкротстве, при наличии рассматриваемых в арбитражном суде на момент начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди разногласий между финансовым управляющим и кредитором по заявленному требованию кредитора, управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований соответствующего кредитора. При этом, обязанность по обращению конкурсного управляющего в арбитражный суд с отдельным заявлением для совершения действий по резервированию денежных средств действующим Законом о банкротстве не предусмотрена.
Таким образом, Законом о банкротстве прямо предусмотрен механизм, обеспечивающий интересы кредитора при наличии разногласий между ним и арбитражным управляющим, тогда как принятие испрашиваемых мер препятствовало бы удовлетворению требований иных кредиторов должника и могло привести к нарушению их прав и законных интересов.
При этом, осуществление расчетов с кредиторами, в силу положений статей 134, 142 Закона о банкротстве является обязанностью конкурсного управляющего, и ее исполнение не может быть расценено как уклонение от исполнения судебного акта, а запрет на проведение расчетов за счет сформированных средств может повлечь или повлечет ущемление прав других кредиторов, то есть, принятие заявленных обеспечительных мер нарушит баланс интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве должника.
Вместе с тем, защита интересов одной стороны не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и интересов другой стороны, а также третьих лиц.
Более того, ответственность конкурсного управляющего застрахована и в случае необоснованного распределения денежных средств и причинения убытков, лицам, участвующим в деле о банкротстве должника, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на конкурсного управляющего обязанностей, он несет материальную ответственность.
В случае нарушение порядка погашения задолженности кредитор имеет права обратиться в суд с жалобой на действия (бездействия) конкурсного управляющего в порядке статьи 60 Закона о банкротстве, а также о взыскании убытков.
Вопреки позиции заявителя, доказательств необходимости принятия обеспечительных мер в материалы дела не представлено.
Факт заявления ходатайства о принятии обеспечительных мер при отсутствии соответствующих доказательств не является предусмотренным процессуальным законом основанием для принятия судом обеспечительных мер.
При изложенных обстоятельствах, коллегия судей приходит к выводу об отсутствии оснований для принятия заявленных обеспечительных мер.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявленного требования и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого определения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Владимирской области от 23.08.2023 по делу N А11-14952/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Владимирской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
О.А. Волгина |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-14952/2018
Должник: ООО "ВЛАДАГРОПРОМ"
Кредитор: АО "ОБЪЕДИНЕННЫЙ РЕЗЕРВНЫЙ БАНК", ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ РАЙОНУ Г. ВЛАДИМИРА, ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимир, ООО "МАШЭКС", Очкалов Борис Дмитриевич
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, СОЮЗ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА", Суворов Алексей Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5963/19
09.11.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5963/19
15.08.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5963/19
19.06.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5963/19
05.05.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5963/19
09.03.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-55/2023
14.02.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5963/19
30.12.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7747/2022
15.11.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5963/19
18.10.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5366/2022
29.09.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5963/19
06.07.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5963/19
08.06.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5963/19
17.03.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5963/19
14.01.2020 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-14952/18
23.07.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5963/19
11.06.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-14952/18